Ирина Моисеева
Дополнительная общеобразовательная программа по хореографии для детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Программа предназначена для занятий по хореографии в детском саду, для детей 6-7 лет.
Занятие по хореографии является дополнительной дисциплиной в цикле предметов введённых в дошкольном образовательном учреждении в вариативном блоке.
Актуальность хореографического образования.
Публикация «Дополнительная общеобразовательная программа по хореографии для детей 6–7 лет» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Программы: ритмика, хорегография, танцы
- Работа музыкального руководителя
- Хореография для детей, детские танцы, постановки
- Темочки
В годы дошкольного возраста закладываются основы здоровья, гармоничного, умственного, нравственного и физического развития ребёнка, формируется его личность. В настоящее время со стороны родителей и детей растет спрос на образовательные услуги в области хореографии. Очень часто дети начинают заниматься хореографией уже в дошкольном возрасте, так как родители справедливо считают, что ребенок, который умеет танцевать, развивается быстрее и гармоничнее своих сверстников.
Образовательная программа дополнительного образования детей предоставляет широкие возможности обучения основам танцевального искусства, дает возможность ввести детей 5-6 лет в мир хореографии, с помощью игровых технологий познакомить с некоторыми хореографическими жанрами, видами и стилями. Программа поможет дошкольникам творчески самовыразиться и проявить себя посредством пластики, ритмики и импровизации.
Занятия танцами формируют правильную осанку, прививают основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе, дают представление об актёрском мастерстве. Танец имеет огромное значение как средство воспитания национального самосознания. Прослушивание ритмичной танцевальной музыки развивают и внутренне обогащают, прививают умение через танец выражать различные состояния, мысли, чувства человека, его взаимоотношения с окружающим миром.
Педагогическая целесообразность образовательной программы (мера педагогического вмешательства, разумная достаточность; предоставление самостоятельности и возможностей для самовыражения самим воспитанникам). Педагогическая целесообразность данной образовательной программы по хореографии определена тем, что ориентирует воспитанника на приобщение каждого ребенка к танцевально-музыкальной культуре, применение полученных знаний, умений и навыков хореографического творчества в повседневной деятельности, улучшение своего образовательного результата, на создание индивидуального творческого продукта.
Благодаря систематическому хореографическому образованию и воспитанию обучающиеся приобретают общую эстетическую и танцевальную культуру, а развитие танцевальных и музыкальных способностей помогает более тонкому восприятию хореографического искусства – в этом и заключается педагогическая целесообразность разработанной образовательной программы по обучению хореографии. Кроме того, педагогическую целесообразность образовательной программы мы видим в формировании учащегося чувства ответственности в исполнении своей индивидуальной функции в коллективном процессе (общий танец, с одной стороны, и формировании самодостаточного проявления, всего творческого потенциала при выполнении индивидуальных партий ребенка в коллективном постановочном процессе формирования танцевального номера, с другой стороны.
Цель данной программы : формирование знаний в области хореографической культуры, развитие исполнительских способностей детей.
Кроме того, приобщение детей к искусству танца позволяет не только постичь эстетику движения, но и способствует решению одной из важных проблем эстетического воспитания детей приобщение их к богатству танцевального и музыкального народного творчества.
Задачей программы : является формирование в детях танцевальных знаний, умений и навыков на основе овладения и освоения программного материала
В процессе занятий дети приучаются к сотворчеству, у них развивается художественное воображение, ассоциативная память, творческие способности. Дети осваивают музыкально-танцевальную природу искусства. Развивается творческая инициатива детей, воображение, умение передать характер музыки и содержание образа движениями.
Содержание программы рассчитано на один год обучения.
Занятия проводятся один раз в неделю с группой детей.
Содержание программы.
Предмет "Хореография" предусматривает знакомство с элементами музыкальной грамоты, развитие ориентации и "мышечного чувства", формирование художественно-творческих способностей.
Знание элементов музыкальной грамоты необходимо для определения характера музыки, темпа, ритма, динамики, структуры музыкального произведения.
Упражнения по развитию ориентации формируют у детей умение использовать пространственный рисунок. Упражнения по развитию "мышечного чувства" вырабатывают самоконтроль за движениями.
Стремление проявить фантазию и воображение, имитации различных трудовых процессов содействуют развитию художественно-творческих способностей детей.
В детском саду обучение танцу не является специальной задачей. Отправная точка в работе педагога - двигательная игра, в которой дети творчески познают возможности своего тела: покачивание, балансировку, повороты и кружение, бег и бег вприпрыжку, ползание, вращение, наклоны и многое другое. Повторяемые во множестве вариантов простые движения и должны составлять главную цель хореографа, работающего с дошкольниками.
Жизненно важно поддерживать присущее детям удовольствие от возможности произвольного движения под музыку. Если в начале ребёнок движется спонтанно, сам по себе, то затем постепенно вовлекается в стихию коллективного движения вместе со всеми участниками музицирования.
Если на первоначальных стадиях обучения движения детей спонтанны, то позднее они становятся оправданными, превращаясь в элементарный танец. По мере развития детей внимание в двигательных упражнениях может быть концентрированно на специальных моментах акцентированные и не акцентированные шаги в различных метрах, соединение различных видов шага, бега и т. д.
Наиболее важным, является использование элементарного движения как естественной реакции ребёнка на музыку, стремление закрепить взаимосвязь музыки и движения в ощущениях, привить детям желание находить индивидуальную интерпретацию этой связи. Лишь в постепенном совершенствовании владения своим телом под элементарную музыку рождается танец, так же элементарный, а не сценический (с большим количеством движений и фигур, трудных для исполнения и запоминания).
Поэтому можно смело включать импровизационные формы в публичные показы. Дети должны иметь некоторый опыт подобной творческой работы и быть действительно увлечёнными происходящим. Тогда все неожиданности будут радостными, вызовут улыбку и одобрение.
Главным доказательством будут дети: их сияющие глаза, всегда ожидающие чуда, их быстрый изобретательный ум, раскрепощённость, неиссякаемый интерес к танцу.
Сроки реализации образовательной программы дополнительного образования детей (продолжительность образовательного процесса, этапы).
Сроки реализации образовательной программы – 1 год.
Ступени (этапы) образовательной программы
1-й этап «Подготовительная ступень»
предполагает освоение азов ритмики, изучение простейших элементов партерной гимнастики, изучение танцевальных элементов, применяя игровые технологии, исполнение простых танцевальных композиций и танцев.
2-й этап - «Начальная ступень»
закрепление азов ритмики и усложнение материала по партерной гимнастике, постановочная деятельность на основе изученных танцевальных движений.
Хореографическая деятельность включает выполнение следующих заданий:
музыкально-ритмические упражнения на освоение, закрепление музыкально-ритмических навыков и навыков выразительного движения;
пляски: парные, народно-тематические;
игры: сюжетные, несюжетные с пением, музыкально-дидактические;
хороводы;
построения, перестроения;
упражнения с предметами: шарами, лентами, цветами, мячами и пр. ;
задания на танцевальное и игровое творчество.
Структура занятия состоит из трех частей:
I часть включает задания на умеренную моторную двигательную активность: построение, приветствие, комплекс упражнений для подготовки разных групп мышц к основной работе. По длительности – 1/3 часть общего времени занятия.
II часть включает задания с большой двигательной активностью, разучивание новых движений. По длительности – 2/3 общего времени занятия.
III часть включает музыкальные игры, творческие задания, комплекс упражнений на расслабление мышц и восстановление дыхания. По длительности – 2–3 минуты.
Занятия проводятся в игровой форме.
Содержание курса
«Подготовительная ступень»
Раздел 1.
1. Слушание музыки, определение ее темпа, характера, настроения.
2. Разучивание поклона.
3. Виды шагов.
4. Изучение музыкального размера 2 / 4, выделение сильной доли.
5. Ритмические комбинации на хлопки и притопы.
6. «Разминка»
Раздел 2.
Работа стоп:
Различные положения стоп – выворотные и не выворотные, для голеностопа – «утюжки»
работа стоп к себе и от себя, из 6 позиции в 1 позицию, круговые движения.
Упражнения для тазобедренной выворотности «бабочка»
2Упражнения для укрепления мышц спины и подвижности позвоночника.
«Березка»
«Змейка»
«Кошечка»
Раздел 3.
1 «Гнездо журавля»
2 «Аленький цветочик»
3 «жук жу-жу»
4 «Мышка»
5 «Река и рыбки»
6 «Синий краб»
7 «Кошечка»
8 «Нежный ветерок»
Раздел 4.
1 Марш
Марш с носка
Марш с пятки
Марш с высоко поднятыми коленями.
2 Бег
Бег с отведением ног назад
Бег с подниманием колений в перед.
3 Подскоки на месте.
4 Галоп
Прямой
Боковой
Галоп в повороте
5 Притопы
Притопы одинарные
6 Ковырялочка простая
7 Ёлочка.
Раздел 5.
Репетиционно-постановачная работа.
Содержание курса
«Начальная ступень»
Раздел 1.
1 Работа стоп:
Упражнение для развития выворотности стоп «Хвост русалочки»
2 «Упражнение складочка»
«Упражнение складочка» по 6 позиции ног.
Упражнение «широкая складочка»
3 Упражнение «лягушка»
Упражнение «лягушка» лежа на животе.
Упражнение «лягушка» лежа на спине.
4 Упражнения для мышц пресса.
Упражнения для мышц пресса «уголок»
Упражнения для мышц пресса «велосипед»
Упражнения для боковых и брюшных мышц пресса «ванька-встанька»
5Упражнения для укрепления мышц спины и подвижности позвоночника.
Упражнения для укрепления мышц спины «лодочка»
Упражнение для гибкости и подвижности позвоночника «перекат»
Упражнение «колечко» на развитие гибкости поясничного отдела позвоночника.
6 Шпагат.
Раздел 2.
Раздел 2.
1 Цыплята
2 Мячик укатился
3 На море.
4 Кошки мышки
6 После дождя
7 Пушинка
8 Бесконечная сказка
9 Веселый паровозик.
10 Куколка.
Раздел 3.
1 Марш
Марш на полупальцах.
2 Бег вытянутыми в перед ногами.
3 Подскоки
Подскоки с продвижением
В повороте.
Подскоки с продвижением назад.
4 Шаг польки.
5 Вальсовая дорожка.
6 Притопы
Притопы тройные.
7 «Гармошка»
8 «Ковырялочка» с двойным притопом.
9 Положение рук
Положение рук (1,2,3.)
В парном танце.
Раздел 4.
1 «Куклы не "Неваляшки».
2 «Менуэт».
Ожидаемый результат
К концу обучения по данной программе дети должны :
Знать:
Названия различных движений и упражнений в танцах.
Уметь:
Чётко ритмично исполнять танцевальные движения в зависимости от характера музыки, синхронно исполнять танцевальные этюды.
Иметь:
Представление о танцевальной культуре.
Список литературы
1. Барышникова Т. Азбука хореографии. – М. : Рольф, 1999. –272с.
2. Занятия, развлечения, праздники в детском саду. – Сост. Т. Н.
Полушина. – Йошкар-Ола: Редакция журнала «Марий Эл учитель» :
Приложение к журналу. 2001, 44с.
3. Каплунова И., Новоскольцева И., Алексеева И. Ладушки. Топ-топ каблучок. Танцы в детском саду. - С. -Петербург. : «Композитор», 2000. –
83с.
4. Леонов Б. Музыкальное ритмическое движение. – Минск, 1971.
5. Ритмика и танец. Программа. – М., 1980.
6. Руднева С., Фиш Э. Ритмика. – М. : Просвещение, 1972.
7. Тютюнникова Т. Движение и музыка!/ Дошкольное воспитание. –
1997. - №8.
8. Шушкина З. Ритмика. – М. : Музыка, 1976
Перспективный план организованной учебной деятельности
Для детей 6-7 лет
часа
Образовательная область: «художественно-эстетическое развитие»
"Хореография"
№ Тема Цель Количество организованной учебной деятельности
Сентябрь
1. Танец-игра «Страна чудес»» Развивать умение запоминать и соблюдать последовательность танцевальных движений индивидуально и в паре 1
2. Танец "Озорная полька" Формировать умение правильно исполнять подскоки, боковой галоп в паре. 1
3. Разучивание танцевальной композиции «Закаты алые» Формирование исполнительских умений и навыков движений танца. 1
4. Разучивание танцевальной композиции с полотнами
" Закаты алые" Развивать восприятие музыкально-ритмического чувства уметь реагировать на смену частей в музыке 1
5. Музыкально-ритмические игры:
«Веселый дождик»,
«Плетень», «Салют» Восприятие музыкальных звуков, сильной доли в развитии музыкально-ритмического слуха. 1
Октябрь
1. Танец «Ох, Сережка» Развивать умение запоминать и соблюдать последовательность танцевальных движений индивидуально и в паре 1
2. Танец "Озорная полька" Формировать умение правильно исполнять подскоки, боковой галоп в паре. 1
3. Разучивание танцевальной композиции «Разноцветная осень» Формирование исполнительских умений и навыков движений танца. 1
4. Разучивание танцевальной композиции с полотнами
" Разноцветная осень" Развивать восприятие музыкально-ритмического чувства уметь реагировать на смену частей в музыке 1
Ноябрь
1. Танец "Разноцветная осень" с полотном
Формирование исполнительских навыков, представление о различных жанрах танца 1
2. "Флешмоб" – «Друзья» Формирование представлений о танцевальном жанре, побуждать детей к танцевальному творчеству 1
3. Танец-игра
"Здравствуй, осень" Развитие танцевальных и творческих способностей, навыков выразительности в разных движениях 1
т
Декабрь
1. Русский лирический хоровод
"Метелица" Развивать пластичность рук устойчивость в позициях 1
2. Танец «Белый снег» Развивать интерес потребности в движениях под музыку 1
3. Танец «Серебристые снежинки» Формировать умение самостоятельно действовать в игре сочетая движения с музыкой 1
4. Танец-игра "Я рисую этот мир" Развитие музыкального восприятия, воображения, скорости исполнения танцевальных движений 1
Январь
1. "Прыжки" Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку формировать умение реагировать на смену частей музыки развить навык выделять сильную долю в музыке 1
2. Флешмоб «Служить России» Развивать чувство ритма, работа над ансамблем. 1
3. Танец «Ой, мороз, мороз, мороз!» Формировать умение импровизировать и вести себя раскрепощённо 1
Февраль
1. "Аэробика" Развивать тембровый слух, различать части в музыке, менять движения в соответствии со сменой частей 1
2. Танец «Бескозырка белая» Развивать способность сравнивать, находить связи музыки с жизненными явлениями. 1
3 Знакомство с движениями танца "Вася - василек " Развивать умение владеть своим телом плавно исполнять волнообразные движения всем телом 1
4. Пластический этюд
"Нежность" Приобщение к классической культуре музыкального искусства через танцевальные движения. 1
Март
1. Танец-игра "Мамопомогалочка" Обогащение музыкальных впечатлений, развитие динамического слуха и соответствующих музыкальных движений 1
2. Танец-игра "Весна-Веснушечка " Развивать умение чётко исполнять движения дробный шаг Русского танца 1
3. Хореографическая постановка " Дочки и сыночки" Усвоение приобретённых танцевальных навыков 1
4. Танец «Вася-василек» Развитие способности различать разнообразные музыкальные образы, оценивать способы их воплощения в танцевальных движениях 1
5. Музыкально-ритмические игры: «Гори ясно», «Найди пару» Восприятие музыкальных звуков, сильной доли в развитии музыкально-ритмического слуха. 1
Апрель
1. Танец-игра
"Весенняя разминка" Эмоциональное восприятие музыкальных произведений, развитие способности передавать характер музыки в движении 1
2. Танец «Радуга желаний» Закрепление знаний и умений, полученных на занятиях по хореографии 1
3. Разучивание движений танца "Попурри военных лет" Развивать навык танцевать в паре синхронно исполняя движения с партнёром 1
4. Танец-игра «Кем быть» Формирование навыка выразительного исполнения танцевальных движений 1
Май
1. танцевальная композиция «Попурри военных лет» Развитие умения определять характер музыки, выражать свои чувства мимикой, жестом. 1
2. Танец "Тишина" с полотнами Усвоение приобретённых танцевальных навыков 1
3. «Мы вернемся» - танцевально-хореографическая композиция Формирование осознанного отношения к празднику, закрепление элементарно-эстетических представлений закрепление полученных танцевальных навыков чёткость исполнения движений. 1
4. Танец «Дошкольный вальс» Приобщение к классической культуре музыкального искусства через танцевальные движения. 1
Календарный учебный график
Срок оказания дополнительной образовательной услуги с 01 сентября 2021 года
по 26 мая 2022 года.
Продолжительность образовательного процесса 37 недель
Режим работы 1 раз в неделю
четверг 15.30 – 16.00
Выходные Суббота, воскресенье, праздничные дни, установленные законодательством Российской Федерации
Количество занятий в неделю в месяц в год
1 Сентябрь 5 36
Октябрь 4
Ноябрь 3
Декабрь 4
Январь 3
Февраль 4
Март 5
Апрель 4
Май 4