Анна Сибрина
Дополнительная общеобразовательная программа «Юные пожарные»
▼ Скачать + Заказать документы
Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Пояснительная записка
Классификация
По направленности: социально-гуманитарная
По степени авторства: модифицированная
По форме организации: интегрированная (реализуется одним педагогом)
По уровню освоения: базовый
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юные пожарные» социально- гуманитарная направленности разработана в соответствии:
Темочки:
- ОБЖ. Безопасность жизнедеятельности
- Пожарная безопасность
- Пожарный. Знакомство с профессией
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2023
- Федеральным Законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
2. Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года.
3. Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
4. Приказа Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 года № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
5. Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242)
6. Положения о дополнительных образовательных программах, реализуемых в Хабаровском крае, утвержденное КГАОУ ДО «Центр развития творчества детей» от 27.09.2019 г№ 383-П. 7.
7. Устава и локальных актов учреждения.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юные пожарные» разработана на основе программы Виноградова С. В. Юные друзья пожарных. Программа работы кружка. – Волгоград, Учитель, 2007.
Кружок «Юные пожарные» является детским объединением дополнительного образования для обучающихся в возрасте 7-10 лет МБОУ СОШ п. Хурмули
В объединение принимаются все желающие без предварительного отбора.
Ожидаемое максимальное число детей в одной группе –15
Ожидаемое минимальное число детей в одной группе – 10
Программа построена на основе общенациональных ценностей российского общества, таких, как здоровье, гражданственность, экологическая культура, и направлена на развитие патриотизма, интереса к изучению основ пожарного дела.
Сроки реализации образовательной программы 9 месяцев, 72 часа.
Режим занятий: 2 часа 1 раз в неделю, продолжительность одного часа занятия – 45 минут.
Направление программы. «ЮНЫЕ ПОЖАРНЫЕ» по содержанию является социально-гуманитарной программой; по функциональному предназначению — учебно-познавательной; по форме организации — индивидуально ориентированной, групповой; по времени реализации — годичной подготовки и направлена на достижение обучающимися личностных, метапредметных (регулятивных, познавательных и коммуникативных) и предметных результатов.
Актуальность программы. Техногенная деятельность современного общества, обострение социальных противоречий, проявление разрушительных сил природы, явившихся следствием непродуманных отношений общества с окружающей средой, создают предпосылки для возникновения множества опасностей, угрожающих жизни и здоровью человека. Преодолеть эти опасности или, в крайнем случае, уменьшить, смягчить их воздействие возможно при условии систематического обучения каждого человека стратегии поведения в различных ситуациях, создающих угрозу для его нормальной жизни, труда и отдыха. В связи с этим особую роль приобретает начальное звено школьного обучения, где закладывается фундамент отношений человека с окружающим миром и где, в силу возрастных психофизиологических особенностей – чрезвычайная любознательность и эмоциональность, подвижность и физическая слабость по сравнению с взрослыми людьми, незнание и непонимание подстерегающих человека опасностей и неумение прогнозировать последствия своего поведения при встрече с ними, а также отсутствие самостоятельного опыта взаимоотношений с людьми, природными обитателями и явлениями, техникой. Подтверждением этому служат печальные факты гибели и получения травм при пожарах. Эти обстоятельства говорят о необходимости усиления систематического и планомерного, а не эпизодически, от случая к случаю, обучения ребёнка умению безопасно жить, учиться, отдыхать, играть, трудиться. Важную роль в этом процессе может сыграть предлагаемая для дополнительного образования программа кружка «Юные пожарные». В деятельности кружка дети приобретают знания, умения и навыки по поведению в быту, на улицах, в природе; на занятиях рассматриваются необходимые меры по безопасности в обращении с огнем, с приборами пожаротушения и во многих других ситуациях.
В связи с этим идея данной программы заключается в расширении образовательного пространства на основе интеграции дополнительного и общего образования, где сетевым партнё ром являются: Краевое государственное казенное учреждение «Управление по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Хабаровского края» 60 пожарная часть 2 отряда противопожарной службы Хабаровского края по охране п. Хурмули Солнечного района.
Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что при обучении по данной образовательной программе обучающиеся освоят правила пожарной безопасности и научатся предотвращать появление пожара и правильно действовать при его возникновении. Общение с сотрудниками ПЧ, беседы и игры на данную тему в непринужденной обстановке производит на детей более сильное впечатление, чем традиционный урок. В атмосфере общего творчества все усваивается намного легче, поэтому логично устраивать конкурсы рисунков, сочинений, проблемные ситуации. Конкурсы по агитации противопожарной безопасности дают возможность детям проявить свои творческие способности.
Организации – партнё ры: сетевое взаимодействие осуществляется в виде консультативной и экскурсионной работы на уровне материально – технической базы следующих организаций – партнё ров:
Краевое государственное казенное учреждение «Управление по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Хабаровского края» 60 пожарная часть 2 отряда противопожарной службы Хабаровского края по охране п. Хурмули Солнечного района. (Приложение 1)
Способы реализации сетевого взаимодействия и обязательства организаций партнё ров:
МБОУ СОШ п. Хурмули осуществляет руководство образовательной программой, курирует работу всей программы, отвечает за организацию экскурсий, встречу с интересными людьми, реализацию содержательной части модуля, организует итоговую и промежуточную аттестации, подготовку документации, работу по подготовке обучающихся к конкурсам и соревнованиям пожарной направленности различных уровней.
60 пожарная часть 2 отряда противопожарной службы Хабаровского края по охране п. Хурмули Солнечного района разъясняет о соблюдение правил по пожарной безопасности, освоению навыков использования различных средств пожаротушения в быту, в школе. Экскурсия в пожарную часть. Участие в конкурсе ко дню пожарной охраны.
Основные формы и методы организации занятий:
Формы организации образовательного процесса: индивидуальные, групповые)
Основные методы обучения:
- словестно - иллюстративные (лекция, беседа, семинар, рассказ, демонстрация презентаций, работа со специальной литературой и Интернет – ресурсами, экскурсии, встречи со специалистами);
- игровые (биологические игры, работа с моделями);
- творческие (конкурсы рефератов и рисунков, защита презентаций, вечера);
- репродуктивные (воспроизведение полученных знаний во время выступлений, защиты рефератов, решение тестовых заданий различного уровня сложности).
Цели и задачи программы
Цель: формирование представлений о работе пожарных, приобретение основ знаний и навыков правил пожарной безопасности.
Задачи:
1. Формировать у подрастающего поколения чувство патриотизма, гражданской ответственности, общественного долга, познавательный интерес к профессии пожарного;
2. Воспитать чувства товарищества, взаимопомощи и поддержки;
3. Расширить информированность в области пожарной безопасности;
4. Познакомить с основными причинами возникновения пожаров и первичными средствами пожаротушения;
5. Развить творческие способности и эрудицию обучающихся в процессе проведения тематических викторин, конкурсов, соревнований, смотров.
В основу программы «Юный пожарный» положены следующие принципы:
• непрерывное дополнительное образование как механизм обеспечения полноты и цельности образования в целом;
• развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе социального и профессионального самоопределения;
• единство и целостность партнёрских отношений всех субъектов дополнительного образования;
• системная организация управления учебно-воспитательным процессом.
2. Учебный план
№ Раздел Количество часов Формы аттестации/контроля
Всего Теория Практика
1 Введение в курс 1 1 - Анкетирование
2 История пожарного дела 3 1 2 Тестирование, практическая работа
3 Огонь — друг или враг человека? 2 1 1 Фронтальный опрос
4 Причины и последствия пожаров 8 4 4 Текущий опрос.
Контрольный опрос
5 Противопожарный режим в школе 10 4 6 Тестирование
Текущий опрос
6 Правила пожарной безопасности и Ответственность за их нарушение 16 6 10 Анкетирование, практическая работа, фронтальный опрос
7 Способы и средства пожаротушения 6 2 4 Текущий опрос, практическая работа, тестирование
8 Люди огненной профессии 14 2 12 Практикум тестирование
9 Основы
оказания
первой
медицинской помощи 6 3 3 Тестирование, фронтальный
опрос
10 Пожарно-прикладной спорт 1 1 - Текущий опрос
11 Подведение итогов 1 - 1 деловая игра
Итого 72 27 45
3. Содержание программы
1. Введение в курс
Теория-План работы кружка. Выбор актива. Знакомство с оборудованием кабинета и необходимыми принадлежностями. Инструктаж по технике безопасности во время проведения занятий. Значение пожарной охраны в жизни страны и каждого гражданина
Практика – Составление словарика научно- технических терминов
Форма организации деятельности-беседа, презентация
2. История пожарного дела
Теория – Пожарная охрана России, история её возникновения и развития. Первые попытки организовать борьбу с пожарами при Иване Грозном; развитие пожарной охраны при Петре I, Екатерине II; пожары Москвы;
Практика – Составление словарика научно- технических терминов.
Презентация «Значение пожарной охраны в жизни страны и каждого гражданина»
Форма организации деятельности-презентация, работа в тетради.
3. Огонь — друг или враг человека?
Теория – Понятие о физико-химических основах горения. Какую пользу приносит огонь человеку. Почему надо знать и строго соблюдать меры предосторожности в обращении с огнём; недопустимость игр детей с огнём. Тип спичек. Меры безопасности при обращении со спичками. Место хранения спичек.
Практика – Практическая работа «треугольника горения», выступления с докладами по теме «Спички», круглый стол
Форма организации деятельности-беседа, выступления учащихся, просмотр мультфильмов
4. Причины и последствия пожаров
Теория – Основы профилактики пожаров. Правила поведения и обращения с огнём на природе. Печальные последствия лесных пожаров. Горючие свойства различных материалов. Неосторожное обращение с огнем. Неправильная эксплуатация электросети. Шалость детей с огнем. Неосторожность старших при курении. Неосторожное обращение с пиротехническими средствами. Основы профилактики пожаров. Горючие свойства различных материалов
Практика – Практическое применение правил ПБ на природе. Изучение горючих свойств различных материалов. Изготовление агитационных листовок. Агитационная противопожарная акция в осенний пожароопасный период. Выполнение презентаций на тему «Причины возникновения пожаров»
Форма организации деятельности-беседа, презентация, выход на природу, просмотр мультфильмов, викторина, выступления агитбригады, участие в противопожарной акции
5. Противопожарный режим в школе
Теория – Освоение умений и навыков профилактики пожарной безопасности в образовательных и культурно-зрелищных учреждениях, в быту. Правила содержания зданий и помещений, виды и назначение путей эвакуации при пожаре. Движение во время эвакуации. Требования к содержанию эвакуационных путей. Анализ причин гибели людей при пожарах.
Пожарная часть Практика – проверка наличия эвакуационных знаков, состояния средств пожаротушения и эвакуационных путей в школе
Форма организации деятельности-беседы, презентации, дискуссия, участие в рейде по проверке противопожарного состояния школы.
6. Правила пожарной безопасности и Ответственность за их нарушение
Теория-Правила пожарной безопасности в частном жилом секторе. Пожарная безопасность в местах массового скопления людей. Травмы, полученные при пожаре. Ознакомление с основными статьями Кодекса об административных правонарушениях в Российской Федерации. Адми-нистративная ответственность граждан, должностных, юридических лиц за нарушения требований пожарной безопасности.
Практика – Изучение материалов СМИ о пожарах. Подготовка иллюстрированных материалов для проведения бесед по профилактике пожарной безопасности дома и в образовательных учреждениях. Викторина
Форма организации деятельности-беседа, презентация, викторина, выступления, творческая работа, тест см. (приложение 2,3,4)
7. Способы и средства пожаротушения
Пожарная часть. Теория – Способы тушения возгораний. Элементарные способы тушения возгораний. Принцип действия, устройство систем водяного, пенного, газового, порошкового пожаротушения. Первичные средства пожаротушения. Использование средств пожаротушения. Виды, назначение, правила содержания и порядок применения первичных средств тушения пожаров. Пожарные щиты, их назначение. Ручной пожарный инструмент, его виды. Подсобные средства тушения пожара. Пожарный топор. Пожарный лом. Пожарный багор. Пожарный крюк. Виды и назначение огнетушителей Классификация огнетушителей, область их применения. Выбор огнетушащих веществ при тушении различных материалов Огнетушитель химический пенный. Углекислотные огнетушители. Порошковые огнетушители. Правила эксплуатации огнетушителей. Вода – как средство пожаротушения. Понятие о свойствах воды как основного вида огнетушащих средств. Способы подачи воды при пожаре. Виды водопроводов и их технические характеристики. Пожарные водоёмы, пожарный гидрант и пожарный кран; их назначение.
Практика – Изготовление знаков противопожарной безопасности, демонстрация огнетушителей, первичных средств пожаротушения.
Форма организации деятельности-беседа, презентация, просмотр мультфильмов, викторина, круглый стол
8. Люди огненной профессии
Пожарная часть Теория – Понятие о героической профессии пожарного. Пожарная техника и пожарно-техническое вооружение.
Пожарная часть Практика – тренинги по освоению навыков использования различных средств пожаротушения в быту, в школе. Экскурсия в пожарную часть. Участие в конкурсе ко дню пожарной охраны.
Форма организации деятельности-беседа, презентация, экскурсии
9. Основы оказания первой медицинской помощи
Пожарная часть Теория – Освоение приёмов оказания первой доврачебной помощи. Органы дыхания, значение их для деятельности организма. Отравление продуктами горения, первая помощь Сердечно – сосудистая система, значение для деятельности организма человека. Степени ожогов, доврачебная помощь при ожогах.
Пожарная часть Практика – тренинги по освоению приемов оказания первой доврачебной помощи пострадавшим при пожаре.
Форма организации деятельности-беседа, презентация, просмотр видеороликов, викторина, практикум, тест см. (приложения 5)
10. Пожарно-прикладной спорт
Теория – Знакомство с пожарно-прикладными видами спорта. Герои – пожарные
Практика – выполнение различных упражнений по пожарно-строевой и физической подготовке. Эстафета «Спасатели»
Форма организации деятельности-беседа, презентация
11. Подведение итогов
Практика - «Что мы узнали, чему научились?» игра – викторина
Форма организации деятельности-деловая игра (приложение 6)
4. Планируемые результаты
Метапредметные
-получат опыт участия в конкурсах пожарной охраны и в агитационных противопожарных акциях
-научатся самостоятельно, адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы
-смогут осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и интернета
- смогут участвовать в рейдах по проверке противопожарного состояния школы, выступать в составе агитбригад
Предметные
- будут знать о причинах и последствиях пожаров, меры предосторожности в обращении с огнём; о недопустимости игр детей с огнём;
- будут знать, как сообщить о пожаре и вызвать пожарных;
- будут знать об особенности применения специальных средств пожаротушения, оборудование, приборов, инструментов, приспособлений;
- будут знать правила пожарной безопасности в общественных местах
- будут знать виды травм, полученные при пожаре
- будут знать эвакуационные знаки и знаки пожарной безопасности
- будут уметь правильно эвакуироваться из горящего здания
Личностные
-смогут оказывать посильную первую медицинскую помощь при травмах, полученных во время пожара
-приобретут выраженную устойчивую познавательную мотивацию
-разовьют чувство патриотизма, гражданской ответственности, общественного долга, любви к профессии пожарного
- научатся контролировать личное морально-психологическое состояние при пожарах и других чрезвычайных ситуациях.
5. Комплекс организационно-педагогических условий
Кадровое обеспечение. Программа реализуется педагогом дополнительного образования МБОУ СОШ п. Хурмули. Занятия со специалистами – партнёрами в рамках сетевого взаимодействия проводятся в соответствии с учебным планом. Экскурсии в пожарную часть или беседы по «Пожарной охране» проводится в сопровождении сотрудника пожарной части.
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение: компьютер, проектор,
Информационное обеспечение: видеоролики, литература, планы эвакуации.
Мультфильмы пожарной тематики : «Фиксики – Огнетушитель», «Азбука безопасности», «Пожарный Сэм»
Информационное обеспечение.
1. https://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/92178f2b-02ec-40f0-96db-bc60c2b5ecba -Основы пожарной безопасности
2. https://pozarnyi.ru/ - Пожарный сайт
3. https://www.01club.ru/ - информационный сайт о пожарной безопасности
4. https://www.youtube.com/watch?v=PWKoqorDLbM – Азбука безопасности
5. https://www.youtube.com/watch?v=5hQEwTINIE8 – серия мультфильмов «Пожарный Сэм»
6. https://www.youtube.com/watch?v=qpKPD901j3I – серия мультфильмов «Финли. Пожарная машина»
7. https://www.youtube.com/watch?v=CulQrojIDXk – Фиксики – Огнетушитель
8. https://www.youtube.com/watch?v=cTpyJ8lQUZs – Правила пожарной безопасности для детей
Формы аттестации
Спектакль, выступления агитбригады
Конкурсная работа
Итоговая деловая игра-викторина со спортивными элементами
Формы предоставления результатов
Участие в выставках, конкурсах, в составе агитбригад в противопожарной акции, в постановке спектакля пожарной тематики
Спортивное соревнование
Рабочие программы
Календарно учебный график
Месяц Дата Тема занятия Форма проведения Кол-во часов Форма контроля Прим.
План факт
сентябрь Вводное занятие. Беседа, презентация 1 Анкетирование
Цели и задачи пожарной охраны. Презентация 1 Комбинированная
История создания и развития пожарной охраны. Презентация, работа в тетради 2
Огонь — друг или враг человека? Беседа, просмотр видео, дискуссия 1 Фронтальный опрос
Спички
просмотр мультфильмов, выступления учащихся 1
Лесные пожары и их последствия Выход на природу 2 Практикум
Основные причины пожаров.
Презентация, просмотр мультфильмов 2 Фронтальный опрос
октябрь Особенности возгорания различных горючих материалов. Доклад 1 Практикум
«Осень без пожаров!» Участие в противопожарной акции 1
Причины и последствия пожаров в жилом доме. Беседа, презентация, викторина, 2 Фронтальный опрос
Правила пожарной безопасности в частном жилом секторе Доклад, беседа, презентация 2 Текущий опрос
Пожарная безопасность в местах массового скопления людей. Травмы, полученные при пожаре Просмотр видео, беседа 2 Комбинированный опрос
ноябрь
1.
2. ноябрь 1
Изучение материалов СМИ о пожарах Практикум 1 Практикум
Экскурсия в ПЧ пос. Хурмули Экскурсия 2
Правила содержания зданий и помещений, виды и назначение путей эвакуации при пожаре. Требования к содержанию эвакуационных путей.
Знаки пожарной безопасности.
Презентация. 2 Практикум
декабрь Противопожарная безопасность в школе.
Презентация, дискуссия 1 Фронтальный опрос
Правила действия в случае возникнове-ния пожара. Эвакуация при пожаре из здания школы. Круглый стол 1 Тестирование
Инструктажи по ПБ с учащимися начальной школы Творческая работа, выступления 2 Контрольный опрос
2
Способы тушения возгораний Беседа, просмотр видео 1 Практикум
Первичные средства пожаротушения.
Использование средств пожаротушения.
Практикум 1
Виды и назначение огнетушителей. Доклад, викторина 2 Тестирование
январь Способы оповещения о пожарах.
Беседа 1 Практикум
Рейд по проверке противопожарного состояния в нашей школе Практикум 1
Подготовка к участию в районном конкурсе пожарной охраны Практикум, творческая работа 2 Комбинированный
Подготовка к участию в районном конкурсе пожарной охраны Практикум, творческая работа 2
Подготовка к участию в районном конкурсе пожарной охраны Практикум, творческая работа 2
Подготовка к участию в районном конкурсе пожарной охраны Практикум, творческая работа 2
март Статьи Кодекса об административных правонарушениях в РФ.
Ответственность граждан, за нарушения требований пожарной безопасности.
Доклад 2 Фронтальный опрос
Профессия пожарного.
Средства пожаротушения
Презентация, деловая игра 2 Тестирование
Экскурсия в пожарную часть п. Переяславка Экскурсия 2
Вода – как средство пожаротушения. Круглый стол 1 Комбинированный опрос
Способы подачи воды при пожаре.
Виды водопроводов и их технические характеристики. 1
Пожарные водоёмы.
Апрель Подготовка выступлений агитбригады перед дошкольниками Практикум, творческая работа 4 Фронтальный опрос
Выступление перед воспитанниками д/с №5 п. Хор Выступления 2
Викторина «Знаешь ли ты?» игра 2 Контрольный опрос
май Приёмы оказания первой доврачебной помощи.
Презентация, 1 Фронтальный опрос
Анатомия и физиология человека. 1 Фронтальный опрос
Дыхательная система человека.
Беседа, практикум 1 Фронтальный опрос
Сердечно – сосудистая система. 1 Фронтальный опрос
Ожоги. Доврачебная помощь при ожогах. Просмотр видеороликов, викторина, 1 Тестирование
Отравление продуктами горения, первая помощь.
Беседа 1
Пожарно-прикладной вид спорта. Беседа 1 Текущий опрос
Подведение итогов работы объединения «Юный пожарный». Игра 1 Анкетирование