яна войнова
Дополнительная общеобразовательная программа «Умелые ручки» с детьми старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Умелые ручки»
Возрастная категория детей 5-6 лет
Войнова Яна
Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Умелые ручки»
1. Пояснительная записка к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Умелые ручки»
1.1. Направленность дополнительной образовательной программы Художественно-эстетическое развитие и воспитание
Публикация «Дополнительная общеобразовательная программа „Умелые ручки“ с детьми старшей группы» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2016
1.2. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность У детей моей группы недостаточно развита мелкая моторика рук; дети испытывают затруднения при работе с ножницами, медленно вырезают полоски, фигуры по контуру. Поэтому в работе с детьми, направленной на интеллектуальное развитие детей нельзя забывать, что большое стимулирующее значение имеет развитие мелкой моторики рук. Творческие способности – далеко не новый предмет исследования. Развитие детского творчества является актуальной проблемой. Творчество – это деятельность человека, преобразующая природный и социальный мир в соответствии с целями и потребностями человека. Дошкольный возраст - период наиболее интенсивного развития воображения и наглядно-образного мышления, которые являются здесь основными формами познания. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления. Лепка так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии. Еще одной специфической чертой лепки является ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Такая организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения со взрослыми и сверстниками. Занятия по лепке тесно связаны с занятиями по ознакомлению с окружающим, с обучением родному языку, с ознакомлением художественной литературы, с наблюдением за живыми объектами.
1.3. Цель и задачи дополнительной образовательной программы
Целью кружковой работы с детьми старшего дошкольного возраста является
• развитие мелкой моторики посредствам изобразительной деятельности в рамках кружка, способствовать формированию у детей чувства прекрасного, развивать творческие способности, воображение, самостоятельность, настойчивость, аккуратность, трудолюбие.
Задачи программы работы с пластилином:
1. Организация досуговой деятельности детей
2. Развитие мелких и точных движений пальцев рук.
3. Повышение психоэмоционального состояния. Быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения.
4. Художественно-эстетическое развитие. Быть ориентированными на лучшие конечные результаты.
5. Овладение элементарными трудовыми навыками, способами художественной деятельности. Обучение выполнению и оформлению работы. Совершенствование практических умений и навыков детей при выполнении работ из пластилина.
6. Активизация творческого мышления.
7. Развитие пространственного воображения, развитие глазомера. Развитие чувств: цвета, пропорции.
8. Формирование умений работать в коллективе. Создание условий для совместного творчества.
9. Воспитание усидчивости, аккуратности, трудолюбия.
1.4. Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ
Программа воспитателя старшей группы составлена с учетом интеграции образовательных областей. Сама лепка может сопровождаться познавательной беседой, рассказом, иллюстрациями. Дети должны научиться зрительному и мускульному восприятию формы предмета, использовать в лепке различные выразительные средства, а также овладеть изобразительными и техническими приемами. Необходимо развивать творческую инициативу, предоставлять им возможность выбрать темы, выразительные средства и способы изображения.
1.5. Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы
Программа предназначена для детей 5-6 лет (старшая группа)
1.6. Сроки реализации дополнительной образовательной программы. Этапы
Программа рассчитана на 34 недели (соответственно 36 неделям учебного года, исключая 2 недели новогодних «каникул») Этапы: Предварительная работа – совместная, групповая деятельность педагога и детей. Основной этап - сама практическая деятельность детей. Заключительный - выход на родителей, оформление групповых и индивидуальных выставок.
1.7. Формы и режим занятий
В программе разработано 20 занятий. Количество занятий может увеличиться и тематика варьироваться, отрезок одного занятия 25 минут, два занятия в один месяц с возможностью увеличения количества занятий. Форма занятия - совместная деятельность педагога и детей, самостоятельная деятельность детей под контролем воспитателя.
1.8. Ожидаемые результаты реализации программы у детей по возрастам
Развитие изобразительных и технических умений, также сосредоточенности, их самостоятельности. А далее детской инициативы. Воображения, что в свою очередь влияет на качество результатов деятельности.
1.9. Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
С помощью средств мониторинга можно оценить степень продвижения дошкольника в данной деятельности. Мониторинг основывается на анализе достижений, анализе продуктивной деятельности ребенка.
2. Учебный план дополнительной образовательной программы
2.1. Учебный план
сроки №
Название занятия
цель
материал
сентябрь 1 Пчелки (коллективная работа)
Закреплять умение отщипывать от целого куска, кусочек для лепки, катать колбаски, раскатывать между ладонями. Украшать работу дополнительными деталями : глаза, нос, крылья. Пластилин,картон, стек, желудь, сухая трава, фисташковая шелуха.
2 Грибочки
Закреплять умение отщипывать от целого куска, кусочек для лепки, катать колбаски, раскатывать между ладонями.
Пластилин,картон, стек, бросовый материал
октябрь 3 Осеннее дерево
Показать способы лепки ствола. Учить делать полуобъемные изображения из пластилина, работать с гофрированной бумагой
Пластилин, картон, стек, гофрированная бумага
4 Сова
Учить делать полуобъемные изображения, передавать характерные особенности
Пластилин, картон, стек, бусины, пайетки
5 Кисть рябины
Развивать навыки разминания и размазывания пластилина по картону для создания необходимого фона композиции;раскатывания для создания ветки, ягод и листьев
Пластилин, картон, стек
ноябрь 6 Подарки осени
Закреплять знание детей о колорите осени,полученные в процессе наблюдения за природой в осенний период времени. Продолжать знакомить детей с натюрмортом. Учить детей приему вливания из одного цвета в другой
Пластилин, стек
7 теремок
Учить совмещать две техники, работать с инструментами. Развивать воображение
Пластилин, картон, стек, дополнительный бросовый материал
декабрь 8 Царевнв-лягушка
Учить создавать коллективную картину- панораму по сказке «Царевна-лягушка» лепить фигуры животных и людей из одного куска пластилина, намечая сначала общую, потом детали. Формировать умение производить основную работу движениями пальцев
Пластилин, картон, стек, дополнительный бросовый материал
9 Чайный сервиз
Учить детей лепить красивые и в тоже время функциональные (полезные) предметы для игры. Показать возможность моделирования формы изделия (расширение или сужение в отдельных частях)за счет изменения длинны.
Пластилин, стек
январь 10 Снеговик. Подсвечник
Учить детей делать объемные игрушки на каркасе, закреплять способы лепки
Пластилин, стек, каркас из картона, пайетки, бусины
11 Игрушки для елки
Учить детей создавать образы животных,игрушек. Показать новый способ оформления-обертывание фольгой или яркими фантиками. Вызвать желание украсить интерьер
Пластилин, картон, стек, фольга,фантики
февраль 12 Зимние забавы (коллективная лепка)
Учить составлять коллективную сюжетную композицию из вылепленных фигурок, передавая взаимоотношения между ними. Закреплять способ лепки в стилистике народной игрушки-из цилиндра, надрезанного с двух концов. Продолжить учить передавать не сложные движения (наклон и поворот туловища, сгибание рук и ног)Развивать глазомер
Пластилин, картон, стек, дополнительный бросовый материал
13 Интерьер детской комнаты
Развивать чувство композиции, гармоничного выполнения деталей композиции с соблюдением пропорций. Развивать чувство цвета, подбора нужных цветов
Пластилин, картон, стек
март 14 Букет для мамы
Развивать умение любоваться природными формами и преобразовывать их в декоративные. Закреплять умение детей выполнять лепную картину, когда детали предметов сохраняют объем и выступают над поверхностью основы
Пластилин, картон, стек, дополнительный бросовый материал
15 Карета для Золушки
Продолжать учить выделять из текста характерные особенности образа, знакомить со способами работы с пластилином
Пластилин, картон, стек, бусины,пайетки
апрель 16 В далеком космосе
Создание рельефной картины, включающие разные космические объекты. Напомнить о возможности смешивания цветов пластилина, о пластилиновой растяжке для эмоционального-цветового решения темы. Развивать чувство композиции
Пластилин, картон, стек, дополнительный бросовый материал
17 Жар-птица
Продолжать знакомить детей со способами полуобъемной лепки
Пластилин, толстая и тонкая проволока, стек, картон, песок
май 18 Черемуха
Продолжать развивать умение делать полуобъемные композиции, передовая характерные особенности растений
Пластилин, доска,
19 Три поросенка
Учить скатывать шарики разного размера из пластилина, скреплять между собой. Формировать желание доводить работу до конца.
Пластилин, доска, зубочистки, ножницы, картон
20 Мой детский сад
Учить изображать здания, их характерные особенности. Развивать эстетический вкус Пластилин, доска, стек, бросовый материал
2.2. Формы организации занятий
Занятие с практической деятельностью детей
2.3. Структура занятий
Вводная часть, основная часть, заключение
3. Содержание дополнительной образовательной программы «Умелые ручки»
3.1. Содержание образовательной программы
3.2. Учебно-тематический план
сроки Название занятия тематика Предварительная работа
сентябрь пчелки насекомые
иллюстрации картин по теме «Насекомые», репродукции, стихи, д/и «отгадай насекомое»
грибочки Дары леса
- беседа о съедобных и несъедобных грибах, иллюстрации с изображением грибов. д/и «Что растет в лесу»
октябрь Осеннее дерево Осенние деревья
- рассматривание на прогулке различных деревьев; рассматривание иллюстраций с изображением осеннего леса д/и «Третий лишний»
сова птицы
иллюстрации картин по теме «Птицы», репродукции, стихи, трудовая деятельность на прогулке «покорми птиц», д/и «Что за птица»
Кисть рябины Осенние деревья
-рассматривание на прогулке рябины; рассматривание иллюстраций с изображением кистей рябины, д/и «Хорошо и плохо»
ноябрь Подарки осени Овощи и фрукты
Беседа об овощах и фруктах, словесная игра «Что растет на грядке» д\и «урожай», д\и «Что сажают в огороде»
теремок сказки
Чтение сказки, постановка сценки «Теремок» д/и «Это правда или нет?»
декабрь Царевна-лягушка сказки
музыкальная заставка "В гостях у сказки". Чтение сказки «Царевна-лягушка» д/и «Расскажи без слов»
Чайный сервиз посуда
Рассматривание иллюстраций с изображением посуды. Сюжетно ролевые игры: «Дом», «Семья»
январь Снеговик подсвечник подарки Ввести в словарь детей слова: сувенир, подсвечник. Учить детей понимать смысл пословицы «Не дорог подарок – дорога любовь».д/и «Когда это бывает»
Игрушки для елки подарки
Рассматривание иллюстраций, заучивание стихов «С новым годом» с/и «атрибуты Нового года»
февраль Зимние забавы Зимушка-зима иллюстрации картин по теме «Зима», стихи русских поэтов про зиму, просмотр видеофильма, закрепление в беседе представлений о зимних явлениях д/и «Какое время года»
Интерьер детской комнаты дизайн
Рассматривание фотографий своих комнат, рассматривание иллюстраций детских комнат с/и «Я помогаю маме»
март Букет для мамы праздники
Стихотворение «цветы для мамы», наблюдение в уголке природы за цветущими растениями, д/и «Магазин «Цветы»
Карета для золушки сказки
музыкальная заставка "В гостях у сказки", рассматривание иллюстраций д/и «чудесный мешочек»
апрель В далеком космосе праздники
Просмотр диафильмов «В далеком космосе», рассматривание иллюстраций с космосом, космонавтами, ракетами. Логическая игра «транспорт» д/и «папины профессии»
Жар-птица сказки
музыкальная заставка "В гостях у сказки". Чтение отрывка сказки «Конек-горбунек», рассматривание иллюстраций д/и «Мое облако»
май черемуха деревья
Рассматривание иллюстраций, разучивание отрывка стихотворения Черемуха С. Есенина д/и «Узнай чей лист»
Три поросенка сказки
Чтение сказки «Три поросенка», рассматривание иллюстраций д/и «Найди пару»
Мой детский сад Индустрия города
Организация прогулки вокруг детского сада, чтение стихотворения «детский сад», конструирование «Мой детский сад» д/и похож-непохож»
4. Описание условий для реализации программы
Групповая комната, стол на два человека, посадочные места для каждого ребенка, освещение, материал прост в обработке, пластилин, стека,общая клеенка, влажные салфетки для обтирания рук
5. Работа с родителями
Важным моментом художественного развития для детей является условия, при которых задается общее направление, согласованность воспитателей и родителей. Прежде всего - это благоприятный климат в семье и в группе, уважительное отношение к художественным проявлениям ребенка, как бы они просты не были. Проводя индивидуальную работу с родителями, педагог побуждает их быть более активными в создании дома атмосферы творчества, в организации совместных с детьми занятий по изготовлению поделок из самых разных по качеству и фактуре материалов.
Задачи работы руководителя кружка по взаимодействию с родителями:
• установить партнерские отношения с семьей каждого ребенка
• создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной поддержки;
• индивидуальный подход;
• сотрудничество, а не настойчивость;
• динамичность
Для родителей проводятся консультации, оформляются выставки. Мы пытаемся сделать родителей участниками образовательно-воспитательного процесса через домашние задания, экскурсии, праздники, конкурсы.
Выставки: Зимние забавы, пчелки, царевна-лягушка.
6. Результаты апробирования программы
7. Литература
Давыдова Г. Н. «Пластилинография»
Давыдова Г. Н. «Детский дизайн» «Пластилинография»
Козлова И «Чудеса своими руками»