Гульназ Ахметгалеева
Дополнительная общеобразовательная программа по танцевальной ритмике
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Центр детско-юношеского творчества»
«Рассмотрено» «Утверждаю»
На заседании Директор МБУ ДО «ЦДЮТ»
Методического совета
Протокол № __ ___(Шайхатарова С. Е.) «__»___ 201 г.
Дополнительная общеобразовательная программа по танцевальной ритмике
«Неваляшки»
Возраст обучающихся –5-6 лет
Срок реализации – 2 года
Составитель: Ахметгалеева Г. И.
Публикация «Дополнительная общеобразовательная программа по танцевальной ритмике» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Программы: ритмика, хорегография, танцы
- Работа музыкального руководителя
- Ритмика и ритмопластика
- Хореография для детей, детские танцы, постановки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2022
Педагог дополнительного образования
г. Альметьевск
2017г.
Пояснительная записка
Ритмика - один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер, образы передаются в движениях. Основой является музыка, а разнообразные физические упражнения, танцы, сюжетно-образные движения используются как средства более глубокого содержания ее восприятия и понимания.
Причинами создания программы явились высокий интерес детей к танцевальной деятельности, возможность раскрытия творческого потенциала каждого ребенка в процессе дополнительных занятий танцами, а также запрос родителей.
Актуальность программы состоит в том, что обучение строится с учетом индивидуальных и психофизиологических особенностей каждого ребенка; танец рассматривается как способ развития основных познавательных процессов личности ребенка и его эмоционально-волевой сферы.
Цель программы : раскрытие творческого потенциала ребенка средствами танцевально - игровой гимнастики.
Задачи:
Обучающие:
- Обучение правилам подвижных игр.
- Ознакомить с позициями ног, рук, основными ориентирами в пространстве.
Воспитательные:
- Воспитание умения вести себя в группе во время движения, формирование чувства такта и культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми.
Развивающие:
- Развитие способности воспринимать музыку, чувствовать е настроение и характер, понимать ее содержание;
- Развитие музыкальных способностей (музыкального слуха, чувства ритма);
- Развитие музыкальной памяти.
- Развитие творческого воображения и фантазии;
- Развитие способности к импровизации в движении.
За основу выбрана программа по танцевально-игровой гимнастике для детей «Са-фи-дансе» Фирилевой Ж. Е., Сайкиной Е. Г. В программе представлены различные разделы, но основными являются танцевально-ритмическая гимнастика, нетрадиционные виды упражнений и креативная гимнастика.
В танцевально-ритмическую гимнастику входят разделы: игроритмика, игрогимнастика и игротанец. Раздел – танцевально-ритмическая гимнастика дополнен из программы А. И. Бурениной «Ритмическая мозаика» и Т. Суворовой «Танцевальная ритмика для детей».
Нетрадиционные виды упражнений представлены: игропластикой, пальчиковой гимнастикой, игровым самомассажем, музыкально-подвижными играми и играми-путешествиями. Игры-путешествия (сюжетное занятие) предлагается взять за основу построения занятия, так как они включают все виды подвижной деятельности, используя средства предыдущих разделов программы. Игропластика дополнена элементами йоги из авторской программы «Творим здоровье души и тела» Л. Латохина, Т. Андрус.
Раздел креативной гимнастики включает: музыкально-творческие игры и специальные задания.
Программа по ритмике дополнена такими разделами, как: элементы хореографии (С. Л. Слуцкая «Танцевальная мозаика») и образно-игровые движения или по-другому упражнения с превращениями (М. А. Михайлова, Н. В. Воронина «Танцы, игры, упражнения для красивого движения»).
На основе современных диагностик («Диагностика уровня музыкального и психомоторного развития ребенка» А. И. Буренина, «Тесты для определения специальных хореографических данных» С. Л. Слуцкая, «Обследование уровня развития физических качеств» Н. В. Полтавцева) разработана диагностика музыкально-двигательного развития детей среднего дошкольного возраста.
Данная программа рассчитана на детей 5- 6 лет. Численный состав групп 10-15 человек. Режим проведения учебных занятий 2 раза в неделю по 25 минут. Образовательная программа по ритмике рассчитана на 216 учебных занятий в год.
Содержание программы по ритмике определяют следующие разделы:
o игроритмика;
o танцевально-ритмическая гимнастика;
o игропластика (игровой стретчинг и элементы йоги);
o пальчиковая гимнастика;
o строевые упражнения;
o игровой самомассаж;
o музыкально-подвижные игры;
o креативная гимнастика;
o элементы хореографии;
o образно-игровые движения (упражнения с превращениями);
Ожидаемые результаты и критерии их оценки.
К концу 2 года обучения дети должны уметь:
o Передавать в пластике разнообразный характер музыки, различные оттенки настроения;
o Передавать основные средства музыкальной выразительности;
o Различать жанр произведения и выражать это самостоятельно в соответствующих движениях и в слове;
o Передавать в пластике музыкальный образ, используя гимнастические, имитационные, общеразвивающие и танцевальные виды движений;
o Ориентироваться в пространстве: самостоятельно находить место в зале, перестраиваться в круг, становиться в пары и друг за другом, строиться в шеренгу и колонну, в несколько кругов;
o Исполнять знакомые движения в различных игровых ситуациях, под другую музыку;
o Самостоятельно начинать и заканчивать движение в соответствии с началом и концом музыки;
o Передавать в мимике и пантомиме образы знакомых животных и персонажей;
o Выразить свое восприятие в движениях, а также в рисунках и в словесном описании;
o Выполнять изучаемые в течение года ритмические композиции и танцы-игры;
должны знать:
o Назначение хореографического зала и правила поведения в н м;
o Правила подвижных игр.
o Основные танцевальные позиции рук и ног;
o Понятия: круг, шеренга, колонна.
Методы работы: наглядный, групповой, индивидуальный, практический.
Для отслеживания динамики достижений детей проводится диагностика:
-первичная диагностика с целью выявления стартовых возможностей, проблем развития и достижений (сентябрь)
- промежуточная диагностика с целью проверки усвоения тем по разделам
-итоговая диагностика с целью оценки степени решения поставленных задач (май)
Учебно-тематический план
2 года обучения (216 часов)
№ Тема Кол-во
часов Теория Практика
1. Элементы хореографии
14 2 12
2. Образно-игровые упражнения
20 2 18
3. Строевые упражнения 22 2 20
4. Танцевально- ритмическая гимнастика
32 2 30
5. Игропластика
20 2 18
6. Музыкально-подвижные игры
26 2 24
7. Дыхательная гимнастика
14 2 12
8. Пальчиковая гимнастика
10 2 8
9. Игровой самомассаж
14 2 12
10. Игроритмика
20 2 18
11. Креативная гимнастика
24 2 22
Итого: 216 22 194
Содержание разделов:
1. Элементы хореографии
танцевальные позиции ног : I, II, III;
- танцевальные позиции рук (подготовительная, I, II, III);
- выставление ноги на носок, пятку в разных направлениях
- полуприседы;
- комбинации хореографических упражнений. «Балет»,
«Рисуем солнышко на песке»,
«Цветочек»,
«Лебеди»,
«Совы»,
«Ветер и деревья»,
«Пружинка»,
поклон «Приветствие».
2. Образно-игровые упражнения
- ходьба: бодрая, спокойная, на носках, на пятках, вперед и назад спиной, высокий шаг в разном темпе и ритме, ходьба на четвереньках;
- бег – легкий, широкий (волк, острый;
прыжковые движения с продвижением вперед, прямой галоп, поскоки
«Гуси и гусеницы»,
«Слоны»,
«Бежим по горячему песку» (острый бег,
«Зайцы»,
«Белки» (прыжки и поскоки,
«Лягушата»,
«Лошадки» (прямой галоп).
3. Строевые упражнения
построение в шеренгу и в колонну;
- перестроение в круг;
- бег по кругу и по ориентирам «змейкой»;
- перестроение из одной шеренги в несколько;
- перестроение «расческа». «Солдаты»,
«Матрешки на полке»,
«Звери в клетках»,
«Хоровод»,
«Хитрая лиса»,
«У каждого свой домик»,
«Поздороваемся»,
«Поменяемся местами».
4. Танцевально- ритмическая гимнастика
танцевальные движения
- общеразвивающие упражнения
- образно-танцевальные композиции (из ранее разученных движений). «Чебурашка»,
«Я на солнышке лежу»,
«Петрушки»,
«Куклы».
5. Игропластика
группировка в положении лежа и сидя;
- перекаты вперед-назад;
- сед ноги врозь широко;
растяжка ног;
- упражнения для развития мышечной силы и гибкости в образных и игровых двигательных действиях. «Камушки»,
«Кочки»,
«Улитка»,
«Побежали пальчики»,
«Яблочко»,
«Бревнышко»,
«Бабочка».
«Верблюд»,
«Корзинка»,
«Змеи»,
«Пантеры»,
«Рыбка»,
«Бегемоты».
6. Музыкально-подвижные игры
игры на определение динамики музыкального произведения;
- игры для развития ритма и музыкального слуха;
- подвижные игры;
- игры-превращения; «Карлики и великаны»,
«Круг, колонна, шеренга»,
«Автомобили»,
«Воробьи и журавли»,
«Поздороваемся»,
«Собачка в конуре»,
«Ракета»;
«Соседи»;
«Шапочка».
7. Дыхательная гимнастика
Упражнения, способствующие формированию различных типов дыхания:
- дыхание с задержкой;
- грудное дыхание;
- брюшное дыхан-ие;
- смешанное дыхание; «Ветер»;
«Воздушный шар»;
«Насос»;
«Подышите одной ноздрей»;
«Паровоз»; «Гуси шипят»;
«Волны шипят»;
«Ныряние»;
«Подуем»;
8. Пальчиковая гимнастика
Упражнения для развития:
- ручной умелости;
- мелкой моторики;
- координации движений рук; «Мыртышки»;
«Бабушка кисель варила»;
«Жук»;
«Паучок»;
«Чашка»;
«Червячок»
9. Игровой самомассаж
поглаживание рук и ног в образно-игровой форме;
- поглаживание отдельных частей тела в определ нном порядке в образно-игровой форме; «Лепим лицо»; «Упругий живот»;
«Ушки»;
«Ладошки»;
«Красивые руки» «Быстрые ноги»;
10. Игроритмика
хлопки и удары ногой на каждый счет и через счет;
- только на 1-ый счет;
- выполнение движений руками в различном темпе;
- различие динамики звука «громко-тихо». «Хлопушки»,
«Топотушки»,
«Лошадки бьют копытом»,
«Ловим комаров»,
«Пушистые снежинки»
11. Креативная гимнастика
упражнения, направленные на развитие выдумки; воображения творческой инициативы.
«Море волнуется раз»;
«Зеркало»;
«Угадай кто я»;
«Раз, два, три замри»,
«Ледяные фигуры»
Список литературы
1. Буренина А. И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста. - СПб, 2000. - 220 с.
2. Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребенка. - М. : Просвещение, 1967. – 203 с.
3. Волошина Л. Н. Воспитание двигательной культуры дошкольников. Учебно–методическое пособие. –М. : Аркти, 2005. – 108 с.
4. Голицина Н. С. Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном учреждении. –М. : Скрипторий, 2003, 2006. – 72 с.
5. Горькова Л. Г., Обухова Л. А. Занятия физической культурой в ДОУ. Основные виды, сценарии занятий. –М. : 5 за знания, 2007. - 112 с.
6. Давыдова М. А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М. : Вако, 2006. -240 с.
7. Зарецкая Н., Роот З., Танцы в детском саду. – М. : Айрис-пресс, 2006. – 112 с.
8. Ефименко Н. Н. Физкультурные сказки или как подарить детям радость движения, познания, постижения. – Харьков: Ранок. Веста. 2005 – 64 с.
9. Каплунова И., Новоскольцева И. Этот удивительный ритм. Развитие чувства ритма у детей. –СПб. : Композитор, 2005. - 76 с.
10. Латохина Л., Андрус Т. Творим здоровье души и тела. –СПб. : Пионер, 2000. – 336 с.
11. Михайлова М. А., Воронина Н. В. Танцы, игры, упражнения для красивого движения. - Ярославль: Академия развития, 2000. - 112 с.
12. Савчук О. Школа танцев для детей -Спб. : Ленинградское издательство, 2009.-224с.
13. Сауко Т. Н, Буренина А. И. Топ-хлоп, малыши: программа музыкально– ритмического воспитания детей 2-3 лет. – СПб., 2001.-120 с.
14. Слуцкая С. Л. Танцевальная мозаика. Хореография в детском саду. - М. : Линка-пресс, 2006. - 272 с.
15. Суворова Т. И. Танцуй, малыш!. – СПб. :Музыкальная палитра, 2006. – 44с.
16. Суворова Т. И. Танцевальная ритмика для детей 4. – СПб. : Музыкальная палитра, 2006. – 44 с.
17. Фирилева Ж. Е., Сайкина Е. Г. «Са-Фи-Дансе» - танцевально-игровая гимнастика для детей. – СПб. : Детство-пресс, 2006. -352 с.
18. Фирилева Ж. Е., Сайкина Е. Г Лечебно-профилактический танец «Фитнес-Данс» : Учебно-методическое пособие. – СПб. : Детство-пресс, 2007-384с.
19. Федорова Г. П. Весенний бал. - СПб. : Детство-пресс, 2000. - 40 с.
20. Федорова Г. П. Танцы для детей. - СПб. : Детство-пресс, 2000. - 40 с.