Валентина Мокерова
Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Сказочная грамота»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГУЛЬКЕВИЧСКИЙ РАЙОН
Принята на заседании УТВЕРЖДАЮ
методического совета Директор МБУДО ЦРТДиЮ
Протокол №___ ___Высоцкая И. В. «___»___ 20 г Приказ от «___»___ №__
КРАТКОСРОЧНАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Сказочная грамота»
Срок реализации программы : 4 недели (12час)
Возрастная категория: 5.5 -7лет
Публикация «Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа „Сказочная грамота“» размещена в разделах
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Сценарии по сказкам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2019
Вид программы : модифицированная
Автор-составитель В. В. Мокерова
педагог дополнительного образования
г. Гулькевичи,2019
Раздел I. «Комплекс основных характеристик образования: объем, содержание, планируемые результаты»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Краткосрочная образовательная программа «Сказочная грамота» социально-педагогической направленности способствует всестороннему развитию ребенка, формирования его познавательной сферы, потребности владения языком, расширения знаний об окружающем мире, и главной ценности образовательной деятельности – творческого мышления.
Программа предоставляет возможность организовать познавательный досуг детей дошкольного возраста в летнее время.
Новизна программы заключается в сроках ее реализации (6 недель, практико-ориентированном подходе к организации учебно-воспитательного процесса.
Программа «Сказочная грамота» приобщает детей к культурному наследию, позволяет им окунуться в мир творчества, незаметно для себя приобретать опыт социальных отношений, базовые знания, умения, навыки, определенные программой.
Актуальность определяется запросом со стороны родителей и их детей на программы раннего развития в летний период в учреждении дополнительного образования.
Развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического изучения родного языка. В процессе решения проблемных ситуаций, выполнения игровых заданий каждый ребенок приобретает практические умения и навыки, опыт познания. При этом соблюдается комплексный подход к приобретению знаний, умений и навыков.
Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что дает педагогу возможность интенсивно развивать познавательные способности детей, интеллект, творческое начало.
Игра выступает как средство самостоятельной творческой деятельности детей на занятиях по программе. В игре легкодоступным языком, в интересной форме раскрывается познавательный материал, который пробуждает положительные эмоции, служит адаптацией в новых условиях обучения. Происходит знакомство с окружающим ребенка миром.
Отличительные особенности данной программы
заключаются в том, что раскрытие программного материала происходит посредством погружения детей в мир сказок. Обучение происходит в процессе разнообразных видов деятельности при разборе сказочных сюжетов. Наряду с умственным развитием, развитием речи осуществляется дальнейшее формирование двигательной сферы.
Адресат программы :
Старший дошкольный возраст (5–7 лет) - период познания окружающего мира, человеческих отношений, осознанного общения со сверстниками, активного развития физических, творческих и познавательных способностей. Игра остается основным способом, узнавания окружающего, хотя меняются ее формы и содержание. Идет подготовка к следующему, совершенно новому этапу в жизни ребенка - обучению в школе.
Наполняемость групп 8-12человек.
Уровень программы : ознакомительный.
Форма обучения: очная.
Режим занятий: занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность занятия-30минут, перерыв 10 минут
Объем программы : срок обучения – 4 недели, общее количество часов –8, в неделю - 2 часа.
Особенности организации образовательного процесса. Занятия могут посещать все желающие дети (возраст 5,5 – 7 лет, как занимающиеся в объединении, так и вновь прибывшие, имеющие желание получить представление об элементарных навыках чтения, письма. Занятия могут посещать дети без медицинского допуска и предварительной подготовки. Программа реализуется в группах переменного состава. Дети могут приходить в любой день, входящий в расписание занятий. Каждое занятие представляет собой отдельный познавательно-воспитательный блок (начатая работа завершается на этом же занятии). Программа предполагает использование различных видов игровой деятельности: имитационных игр и игр-упражнений с предметами, сюжетно-ролевых игр, игр с правилами, игр-упражнений с ориентировкой на определенные достижения, позволяет максимально комфортно и интересно для детей строить образовательный процесс. Занятия направлены на развитие общей культуры мышления, речи, моторики, творческих способностей детей, на воспитание у них самостоятельности, чувства ответственности, гуманных отношений в общении с товарищами и педагогом.
Цель программы : Развитие интереса и способностей к чтению через игровую деятельность, приобщения к истокам народной культуры.
Задачи.
Образовательные:
• Приобретение знаний, умений и навыков учебной деятельности, предусмотренные программой;
• Развитие мотивации к учебной деятельности;
• Развитие любознательности как основы познавательной активности будущего ученика;
• Развитие речи, умение точно и ясно выражать свои мысли;
• Развитие мелкой моторики рук;
• Формирование представлений об окружающем мире.
Личностные:
• Развитие познавательной активности и умения устанавливать простейшие связи между явлениями окружающей жизни ребенка и развитие интереса познания;
• Развивать коммуникативные способности детей на основе общения;
• Развивать познавательные способности: логику мышления, речь, внимание, память, воображение;
• Воспитывать самостоятельность, усидчивость, организованность, аккуратность, волевые качества, нравственные чувства;
Метапредметные:
• Формировать культуру общения друг с другом;
• Формировать умение организовать свое рабочее место, понимать учебную задачу и самостоятельно выполнять ее, контролировать и оценивать свои действия;
• Формировать умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
• Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни.
Содержание программы :
Учебный план
№
п/п Тема Количество часов
Всего Теория Практика
1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. 1 0,5 0,5
2. Сказочная грамота 4 0,5 3,5
3. Озорной карандашик 2 0,5 1,5
4. Итоговое занятие 1 1
Итого: 8 1,5 6,5
Содержание учебного плана.
Раздел 1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.
Теория. Знакомство с детским коллективом. Инструктаж по технике безопасности. Собеседование с детьми, выявление ранних знаний, умений, навыков.
Практика.
Игра на знакомство «Кто в домике живет»». Упражнение «Покажи букву», «Какая это буква», викторина «Назови сказки».
Экскурсия по центру.
Раздел 2. Сказочная грамота.
Теория. Знакомство с русскими народными сказками.
Практика. Пересказ сказки «Колобок» с опорой на серию сюжетных картин.
Игра-драматизация «Гуси - лебеди». Беседы по содержанию сказки. Игровые ситуации. Чтение сказки «Петушок и бобовое зернышко». Отгадывание загадок. Коллективное составление рассказа по картинкам сказки «Как петушок лису перехитрил». Презентация сказки «Лиса и козел».
Работа над пересказом текста. Инсценирование диалога сказки «Красная шапочка». Игровые упражнение «Кто что делает?», «Закончи предложение». «Чудесный мешочек». Дидактические игры со словами: «Какой, какая?», «Назови ласково», «Один – много», «Назови одним словом»,
Раздел 3. Веселый карандашик.
Теория. Готовим руку к письму. Правила безопасности при работе с письменными принадлежностями. Знакомство с правилами посадки при письме за столом. Положение тетради, ручки, карандаша. Постановка руки. Практика. Рисование: рисование любимого сказочного персонажа, рисование сюжетов сказки, задание «Раскрась петушка».
Игровые задания. Работа с палочками (конструирование печатных букв).
Обводка, закрашивание и штриховка по трафарету. Лепка из пластилина печатных букв своего имени по трафарету. Упражнения с пальчиками: «Поварята», «Гуси серые», театр пальчиков -рисование пальцем в воздухе, «Семья», «Гости».
Раздел 5. Итоговое занятие.
Практика. Игра – путешествие в сказочный город.
Планируемые результаты.
В результате освоения краткосрочной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Сказочная грамота»
дети будут знать:
- сюжеты некоторых русских народных сказок;
- правила поведения на занятиях;
Уметь:
- составлять небольшие рассказы по серии картинок;
- участвовать, в коллективных разговорах, придумывать необычные окончания знакомых сказок;
- пересказывать сказки;
- правильно держать ручку, карандаш;
- ориентироваться на странице тетради
- подбирать слова с противоположным значением;
- овладеть обобщающими словами;
- слушать сказки, отвечать на вопросы по содержанию прослушанного материала.
Научатся:
- самостоятельно готовить и убирать рабочее место;
- внимательно слушать;
- концентрировать внимание;
- общаться и работать в детском коллективе;
- воспринимать и понимать речь взрослого и сверстников.
Раздел II. «Комплекс организационно-педагогических условий, включающий формы аттестации».
Календарный учебный график программы :
Место проведения: ул. Привокзальная, 4
Время проведения: 8.30 – 10.20
№
п/п Дата Раздел
Тема занятия Кол - во часов
1 04.06.19 г. 1
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Игра на знакомство «Кто в домике живет». Экскурсия по центру.
Собеседование с детьми, выявление ранних знаний, умений, навыков. Упражнение «Покажи букву», «Какая это буква», викторина «Назови сказки».
Динамическая пауза: «Веселая зарядка». 1
2 08.06.19г. 2
3
Пересказ сказки «Колобок» с опорой на серию сюжетных картин.
Игра «Какой, какая?»
Пальчиковая гимнастика «Поварята»
Правила безопасности при работе с письменными принадлежностями. Знакомство с правилами посадки при письме за столом. Положение тетради, ручки, карандаша. Постановка руки.
Рисование любимого сказочного персонажа.
Динамическая пауза: «Сяду – встану». 1
3 11.06.19г. 2
3 Игра-драматизация: «Гуси - лебеди». Беседа по содержанию сказки. Игровая ситуация.
Рисование сюжетов сказки.
Пальчиковая гимнастика «Гуси серые».
Динамическая пауза: «Динамическая пауза: «Гуси песню распевали…». 1
4 15.06.19г. 2
3
Чтение сказки : «Петушок и бобовое зернышко»
Отгадывание загадок.
Игра в мяч «Назови ласково».
Задание «Раскрась петушка».
Динамическая пауза: «Петушок, петушок, золотой гребешок». 1
5 18.06.19г. 2
3
Коллективное составление рассказа по картинкам сказки «Как петушок лису перехитрил».
Рисование сюжетов сказки.
Игра «Один - много».
Театр пальчиков - рисование пальцем в воздухе.
Динамическая пауза: «Мы по сказке походили». 1
6 22.06.19. г. 2
3
Презентация сказки «Лиса и козел».
Работа над пересказом текста.
Пальчиковая гимнастика «Семья».
Работа с палочками (конструирование печатных букв).
Игра «Назови одним словом».
Динамическая пауза: «Мы построим новый дом» 1
7 25.06.19. г. 2
3 Инсценирование диалога из сказки «Красная шапочка».
Игровое упражнение «Чудесный мешочек» Пальчиковая гимнастика «Гости».
Обводка, закрашивание и штриховка по трафарету.
Динамическая пауза: «Мы топаем ногами» 1
8 29.06.19г. 4
2
3 Итоговое занятие.
Игра – путешествие в сказочный город.
Игровые упражнение «Кто что делает?», «Закончи предложение», Лепка из пластилина печатных букв своего имени по трафарету. 1
Условия реализации программы :
Материально-техническое обеспечение программы.
Для реализации программы необходим оснащенный кабинет, где имеется зона для двигательной активности, столы и стулья, соответствующие росту детей, шкафы для хранения дидактических пособий и учебных материалов, доска, наглядные пособия, игрушки, настольные игры.
- Перечень оборудования в расчете на количество учащихся:
- Демонстрационный материал:
- Наглядный материал по развитию речи (предметные, сюжетные, серийные картинки);
- навесная доска, указка;
- наглядно-иллюстративный материал по развитию речи;
- игрушки по тематике занятий;
- ручка, набор цветных карандашей, ластик;
- материал по развитию мелкой моторики пальцев рук.
Раздаточный материал:
Раздаточный материал по количеству детей в соответствии с тематикой занятий:
- шаблоны с буквами;
- трафареты (овощи, фрукты, транспорт, цветы, листья деревьев);
Дидактический и наглядный материал по темам, дидактические игрушки:
- наглядно-дидактические карточки.
- противоположности в стихах.
Задания из тетради на печатной основе для самостоятельной работы.
- логопедическое лото;
- занимательные книги по развитию речи.
Информационное оборудование:
Телевизор, видеомагнитофон, видео программа «Утренняя зарядка для малышей», «Смешарики».
Кадровое обеспечение:
Педагог, реализующий данную программу, должен
обладать следующими личностными и профессиональными качествами:
- умение вызвать интерес к себе и преподаваемому предмету;
- умение создавать комфортные условия для успешного развития личности
учащихся;
- владеть культурой общения и речи : соблюдать этические нормы, проявлять
корректность при обсуждении с родителями особенностей ребенка, быть
внимательным и доброжелательным в общении с коллегами и т. п.
- постоянно работать над повышением качества образовательного процесса.
Формы аттестации учащихся.
- тетрадь посещаемости;
- тестирование в форме игровых упражнений;
- отзывы родителей;
- фото;
- игровые задания; - задания из тетради на печатной основе для самостоятельной работы.
Оценочные материалы.
- опрос учащихся (выявления знаний по технике безопасности);
- выявление ранних знаний, умений, навыков. Упражнение «Покажи букву», «Какая это буква»;
- выявление знаний детей о сказках. Викторина «Назови сказки»;
- выявление умение ориентироваться в клетке. Методика «Бордюры»; - --- выявление умение составлять рассказ по сюжетной картинке. Методика «Расскажи»; - выявление овладения обобщающими словами. Игровое задание «Назови, что это?»
Методические материалы. Методическое обеспечение программы : -- --- информационно-методические материалы (педагогическая литература, электронные издания, интернет - ресурсы, буклеты и памятки);
- методические разработки, планы - конспекты, методические указания и рекомендации к практическим занятиям, дидактические материалы, -- --- диагностические методики, диагностические карты;
- зрительный ряд: видеофильмы, репродукции, журналы, буклеты, альбомы;
- литературный ряд: стихи, загадки, сказки, потешки, считалочки, чистоговорки.
Описание технологий:
- здоровье сберегающие технологии - для повышения работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения на каждом занятии проводятся физкультминутки и игровые паузы. Уделяется внимание гимнастике для глаз, пальчиковой гимнастике, дыхательным упражнениям. Пальчиковая гимнастика и дыхательные упражнения помогают снять напряжение, успокаивают, развивают самоконтроль над поведением, эмоциями, речью.
- информационно – коммуникационные - использование ИКТ способствует запоминанию учебного материала, повышается уровень познавательных возможностей, при этом значительно возрастает интерес детей к занятиям.
- игровые технологии - из общей классификации игр использую в работе следующие основные группы: дидактические игры; игры - соревнования; ролевые игры; словесные и подвижные игры.
Игры используются на различных этапах занятия: при усвоении новых знаний знаний (обучающие, при проверке результатов обучения (контролирующие, при выработке навыков, формировании умений (обобщающие).
Использование игры в образовательном процессе способствует созданию благоприятной атмосферы на занятии, превращению занятия из скучного мероприятия в увлекательное приключение, способствует объединению детей в коллектив, установлению эмоциональных контактов, снятию эмоционального напряжения.
- технология проблемного обучения - технология при которой организация занятий предполагает создание под руководством педагога проблемных ситуаций и активную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит овладение знаниями, умениями и навыками; образовательный процесс строится как ориентиров поиск новых познавательных Ребенок самостоятельно постигает ведущие понятия и идеи, а не получает их от педагога в готовом виде. Формы организации учебного занятия: Беседа, игра, конкурс, презентация, викторина, занятие – драматизация, игровые упражнения, вопросы-ответы, заучивание, чтение, пересказ, практическое занятие. занятие-сказка,
Алгоритм учебного занятия:
1. Организационная часть:
- ритуал приветствия, проверка посещаемости, сообщение темы занятия, настрой на дальнейшую работу.
2. Основная часть.
- повторение пройденного материала в форме выполнения практического задания или беседы-опроса детей.
Работа по теме:
- знакомство с новым материалом: объяснение, упражнения и игры на развитие внимания, памяти, на развитие навыков речевой коммуникации, чтение рассказов, сказок, рассматривание иллюстраций беседа по вопросам, рисование-раскрашивание, практическая работа с наглядным материалом, физкультминутка, пальчиковые игры, инструктаж по т/б.
- закрепление полученных знаний: игра, упражнение, беседа с использованием проблемных вопросов.
3. Заключительная часть:
- подведение итогов занятия; рефлексия (оценивание учащимися своей деятельности, учебных умений группы в целом, а также отдельных детей); - уборка рабочего места (если нужно)
Список литературы:
1. Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада. ТЦ «Учитель». Воронеж, 2005г
2. Белая А. Е. Пальчиковые игры для развития дошкольников// АСТ -2008г.
3. Грищук Л. А. Школа дошкольников. Занимательные уроки. Москва. «Глобус», «Панорама», 2007г.
4. Синицына Е. И. Умные пальчики //м. Лист, 2009г.
5. Узорова Е. А., Нефедова Е. А. 350 упражнений при подготовке детей к школе. / М., 2009г
6. Швайко Г. С. «Игры и игровые упражнения по развитию речи». Москва, 2006г.
7. Сайкина Е. Г., Фирилева Ж. Е. Физкульт-привет минуткам и паузам! Санкт- Петербург «Детство-Пресс», 2005 г
8. Гаврина С. Е. Большая книга тестов. Москва «РОСМЭН»,2006 г.
9. Гербова В. В. «Развитие речи в детском саду» Изд. «Мозаика – синтез», Москва,2014г.
10. Бардышева Т. Ю. «Пляшут мои ручки» Издание для развивающего обучения. Серия «Школа для дошколят» .