Лавелина Наталья
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Развитие ФЭМП»
▼ Скачать + Заказать документы
Раздел 1. «Комплекс основных характеристик программы»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа
«Развитие ФЭМП» социально-гуманитарной направленности разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 г. № 1008).
Публикация «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности „Развитие ФЭМП“» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Программа направлена на всесторонне развитие личности ребенка, требующееся ему для эффективного овладения школьными знаниями и опирающаяся на уже имеющийся жизненный опыт.
Педагогическая целесообразность Содержание, методы и формы организации организованной образовательной деятельности непосредственно согласованы с закономерностями развития ребенка. В рабочих тетрадях используются стихи, загадки, приметы, пословицы, игровые упражнения, которые всегда связаны с темой занятия. Это позволяет снять утомление, внести разнообразие в занятие, дети узнают много нового, учатся обобщать.
В учебно-методическом комплекте (УМК) предусматривается развитие математических представлений детей с учетом принципа интеграции, который предполагает взаимодействие областей, представленных в ФГОС (социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие и физическое).
В п. 3.2.6 ФГОС ДО определяет условия эффективной реализации Программы, одним из которых является организационно-методическое сопровождение процесса реализации Программы, в том числе во взаимодействии со сверстниками и взрослыми.
Начало обучения в школе – очень напряженный период, так как школа с первых же дней ставит перед ребенком целый ряд задач, требующих максимальной мобилизации физических и интеллектуальных сил. Современная школа – это новые программы и методики, которые опираются на имеющийся у детей запас знаний, умений и навыков, а также на уровень их психофизического развития.
Актуальность создания программы обусловлена поиском обновления качества содержания интеллектуального образования, в частности, развития математических способностей детей.
Цель программы : овладение мыслительными операциями (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация и т. д.).
Задачи программы :
Образовательные:
- формировать общее представление о множестве и числе;
- формировать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10;
- знакомить с составом числа;
- учить детей решать простейшие арифметические задачи;
- учить соотносить количество предметов с соответствующей цифрой;
- учить сравнивать множества;
- знакомить с математическими знаками;
Развивающие :
- развивать логическое мышление;
- развивать самостоятельность при выполнении поставленной задачи;
- развивать мелкую моторику, глазомер;
- развивать инициативу;
Воспитательные:
- воспитывать интерес к познанию.
- воспитывать организованность;
- воспитывать самостоятельность.
Отличительными особенностями программы являются : систематичность и последовательность в построении материала, наглядность, соответствие возрастным особенностям детей дошкольного возраста, понятность и доступность, учет индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Программа рассчитана на 28 часов. Срок обучения 1 год. В объединение принимаются дети 5-6 лет. Занятия проходят 2 раза в неделю по 1 часу. Продолжительность занятий – 30 мин. Занятия ведет один педагог. Программа состоит из нескольких разделов.
Основная форма проведения занятий - игра. В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому. С помощью игр дети учатся самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей.
Изучение разделов и тем программы осуществляется соответственно учебно-тематическому плану, в последовательности указанном в нем.
Программа построена таким образом, что темы взаимопроникают друг в друга, дополняя изучаемый материал. Темы для расширения кругозора и обогащения словарного запаса изучаются как в разделе «Развитие речи», так и в некоторых других разделах. Теме «Времена года», «Части суток» отведены часы в специальном разделе, посвященном этой тематике. Темы
«Животные», «Цветы» используются в качестве материала для развития памяти, внимания, воображения и одновременно обогащают знания и опыт ребенка новыми названиями, областью их применения.
По итогам обучения за год проводятся итоговые занятия, предполагающие выявление степени усвоения ребенком тех или иных понятий, а также с целью диагностики уровня сформированности умений и навыков по отдельным разделам программы
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. РАЗВИТИЕ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧb
2. РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ
3. РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА
4. РАЗВИТИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ
5. РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
6. ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА
Планируемые результаты
Ребё нок знает и умеет:
-считать по образцу и названному числу в пределах десяти;
-понимать независимость числа от пространственного расположения предметов;
-писать цифры от 1 до 10;
-пользоваться математическими знаками +, -, =», <, >;
-записывать решение математической задачи (загадки) с помощью математических знаков, цифр;
-соотносить количество предметов с соответствующей цифрой;
-различать количественный и порядковый счет в пределах десяти;
-составлять числа от 3 до 10 из двух меньших;
-понимать смысл пословиц, в которых присутствуют числа;
-знать геометрическую фигуру — трапецию;
-рисовать в тетради в клетку геометрические фигуры, символические изображения предметов из геометрических фигур;
-выкладывать из счетных палочек геометрические фигуры, символические изображения предметов;
-располагать предметы в убывающем и возрастающем порядке по величине, ширине, высоте, толщине, используя соответствующие определения;
-делить предмет на 2—4 и более частей, понимать, что часть меньше целого, а целое больше части;
-называть последовательно дни недели, месяцы;
-ориентироваться на листе бумаги, в тетради в клетку;
-определять положение предметов по отношению к другому лицу;
-решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез;
-понимать задание и выполнять его самостоятельно;
-проводить самоконтроль и самооценку выполненной работы;
-самостоятельно формулировать учебные задачи.
Представленный раздел «Развитие речи» должен сформировать умение легко и свободно выражать свои мысли, рассуждать, объяснять, пересказывать.
Задания подобраны в соответствии с основными разделами программы развития речи в детском саду, игровая занимательная форма изложения поможет избежать скуки и однообразия.
Специальные упражнения помогут воспитанию звуковой культуры речи, обогащению словарного запаса и развитию связной речи. Ребенок научится объяснять и рассуждать, описывать предметы и явления, составлять сюжетный рассказ по картинке или серии картинок.
Используемые игры сформируют у ребенка равномерную, интонированную речь с правильным произношением звуков. Качество речи, ее громкость и плавность во многом зависят от речевого дыхания, которое предполагает паузу между вдохом и выдохом и удлинение выдоха.
Выполнение заданий поможет не только развить у ребенка интерес к слову и его точному, правильному употреблению, но и внимание, память, воображение.
Формирование логических форм мышления (понятия, суждения и умозаключения связано с освоением мыслительных операций (анализа и синтеза, сравнения и обобщения, классификации, интенсивно развивающихся в дошкольном возрасте. Предложенные в разделе задания предполагают использование различных форм работы с материалом:
- поиск недостающей фигуры (количество и счет, величина, по нескольким признакам, ориентировки в пространстве и др.);
- продолжение ряда (количество и счет, величина, геометрические фигуры и др.);
- нахождение ошибки;
- словесные игры и упражнения;
- умозаключения и др.
Предлагаемые задания и игры опираются на уже имеющийся опыт и знания ребенка: цифры, названия геометрических фигур, умение их рисовать, различение предметов по величине, цвету и др. При выполнении упражнений неизвестное всегда связано с тем, что уже хорошо знакомо ребенку, и чтобы их решить самостоятельно, он проявляет активную, мыслительную деятельность: анализирует, сравнивает, обобщает, делает выводы.
В своей работе над заданиями в играх ребенок использует конкретные действия: дорисовывает, обводит, закрашивает, показывает стрелочками и т. д. Постепенно у ребенка формируется умение решать логические задачи в уме, не выполняя практических действий.
Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
Календарный учебный график
№п/п Наименование разделов и тем программы Кол-во часов
1. ПОРЯДКОВЫЙ СЧЕТ 5 часов
1.1. Число и цифра 1 30 мин.
1.2. Число и цифра 2 30 мин.
1.3. Число и цифра 3 30 мин.
1.4. Число и цифра 4 30 мин.
1.5. Число и цифра 5 30 мин.
1.6. Число и цифра 6 30 мин.
1.7. Число и цифра 7 30 мин.
1.8. Число и цифра 8 30 мин.
1.9. Число и цифра 9 30 мин.
1.10 Число и цифра 10 30 мин.
2. РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ 4 часа
2.1. Логическая задача на установление закономерности. 1
2.2. Логическая задача на установление несоответствия. 1
2.3. Логическая задача на анализ и синтез. 1
2.4. Решение задачи на сложение и вычитание. 1
3. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ЗНАКИ 4 часа
3.1. Знак «+, -» 2
3.2 Знак «больше, меньше, =» 2
4. ВРЕМЯ ГОДА И МЕСЯЦА 4 часа
4.1. Осень (сентябрь, октябрь, ноябрь) 1 ч
4.2. Зима (декабрь, январь, февраль) 1 ч
4.3. Весна (март, апрель, май) 1 ч
4.4. Лето (июнь, июль, август) 1 ч
5. ФОРМИРОВАНИЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ 6 ч
5.1. Квадрат 1
5.2. Треугольник 1
5.3. Прямоугольник 1
5.4. Овал 1
5.5. Круг 1
5.6. Трапеция 1
6. ИТОГОВЫЕ ЗАНЯТИЯ 5 ч
И Т О Г О 28 ч
Условия реализации программы
Материально техническое обеспечение:
Группа, ученический стол, стул, указка, книжный шкаф, освещение.
Кадровое обеспечение:
Воспитатель дошкольного образования Лавелина Наталья Юрьевна. Имеет среднее профессиональное образование по специальности 44.02.01. Дошкольное образование.
Информационно-методическое обеспечение:
Интерактивное оборудование, мультимедиа, интернет-источники, раздаточные материалы, инструкционные, технологические карты, задания, упражнения.
Методические материалы
Для работы на занятиях и для самостоятельной работы используются раздаточные материалы, инструкционные, технологические карты, задания, упражнения и т. д.
Форма аттестации
Для определения результативности освоения программы используются :
1. Выставка
2. Конкурс
3. Творческая работа
4. Фотоотчет
5. Анкетирование
6. Тестирование
7. Отзывы детей и родителей
Оценочные материалы
Содержание Программы является составной частью образовательной области «Познавательное развитие» (ФГОС ДО).
Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнении, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, а также способствует развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.
Основные применяемые технологии: здоровье сберегающие технологии, компьютерные (новые информационные) технологии, личностно-ориентированное обучение
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Канцелярские принадлежности
цветные карандаши (6 – 12 цветов);
ручка шариковая;
тетрадь в мелкую клетку ;
тетрадь в крупную клетку;
линейка 20 см;
набор счетных палочек;
математические веера;
Список учебных пособий
- Демонстрационный материал. Математика для детей 5—6 лет. Е. В. Колесникова Москва. ТЦ Сфера 2014г.
- Методическое пособие «Математика для детей 5—в лет». Е. В. Колесникова. Москва. ТЦ Сфера 2007г.
- Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет «Я считаю до десяти». Е. В. Колесникова. Москва. ТЦ Сфера 2014г.
- Методическое пособие «Играем в цифры от 0 до 10». И. Асеева. Новосибирск. Актуальная литература 2009г.
- Практическое пособие «Состав числа». Г. П. Шалаева, Москва. ЭКСМО 2003г.
- Практическое пособие «Сложение и вычитание». Г. П. Шалаева. Москва. ЭКСМО 2003г.
- Практическое пособие «Числа и цифры». Т. В. Чупина. Ярославль. Академия развития 2009г.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА
1. Безруких М. М., Ефимова С. П. Упражнения для занятий с детьми, имеющими трудности при обучении письму. – Тула, 1997.
2. Безруких М. М., Ефимова С. П. Как подготовить ребенка к школе. – Тула, 1997.
3. Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Кислова Т. Р. По дороге к Азбуке. – М., изд-во Баласс, 2002.
4. Венгер Л. А., Дьяченко М. О., Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. – М., 1998.
5. Волина В. В. Занимательное азбуковедение. – М., 1991.
6. Волина В. В. Учимся играя. – М., 1994.
7. Глинка Г. А. Буду говорить, читать, писать правильно. – СПб, 1996.
8. Жукова Н. С. Домашний Букварь. – Екатеринбург, 1998.
9. Карпенко М. Т. Сборник загадок. – М., 1990.
10. Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. – М., 1991.
11. Колесникова Е. В. От А до Я. – М., изд-во Ювента, 2005.
12. Колесникова Е. В. Диагностика готовности к школе по чтению и письму детей 6-7 лет.
- М., изд-во Ювента, 2005.
13. Колесникова Е. В. Диагностика Математических способностей детей 6-7 лет. - М., Творческий Центр Сфера, 2005.
14. Колесникова Е. В. Я решаю логические задачи. – М., Творческий Центр Сфера, 2005.
15. Левин О. Н. Занимательная геометрия. – Краснодар, 2000.
16. Лопухина И. С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи. – М., 1995.
17. Тарабарина Т. И., Соколова Е. И. И учеба и игра: русский язык. – Ярославль, Академия развития, Академия холдинг, 2003.
18. Тарабарина Т. И., Елкина Н. В. И учеба и игра: математика. – Ярославль, Академия развития, Академия холдинг, 2003.
19. Энциклопедия обучения и развития дошкольника. – СПб., Олма-Пресс, 2001.
Список литературы для обучающихся
1. Н. С. Жукова. Букварь.
2. Колесникова Е. В. Диагностика готовности к школе по чтению и письму детей. - М., изд-во Ювента, 2005.
3. Колесникова Е. В. Диагностика Математических способностей детей. - М., Творческий Центр Сфера, 2005.
4. Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, Т. Р. Кислова. По дороге к Азбуке.
5. Е. В. Колесникова. Диагностика готовности к чтению и письму дете. Рабочая тетрадь.