Татьяна Горнова
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Неизведанное рядом» естественнонаучной направленности
▼ Скачать + Заказать документы
Неизведанное рядом
Разработчики: Горнова Татьяна Витальевна, воспитатель ГБОУ СОШ №10 СП ДС "Лучик"г Кинель Самарская область.
Краткая аннотация
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Неизведанное рядом» (далее – Программа) включает в себя 3 тематических модуля. Программа направлена
Публикация «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа „Неизведанное рядом“ естественнонаучной направленности» размещена в разделах
на развитие умственных способностей старших дошкольников путем вооружения их навыками экспериментальных действий и обучению методам самостоятельного добывания знаний; создание специально организованной предметно-развивающей среды; выстраивание такой системы взаимоотношений в координате ребенок – взрослый, которая способствует развитию ребенка как субъекта познания.
Пояснительная записка.
Направленность дополнительной общеразвивающей программы «Неизведанное рядом» естественнонаучная.
Актуальность программы
Сегодня в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства- экспериментирования.
Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3адача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.
В образовательном процессе дошкольного учреждения детское экспериментирование позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установление взаимосвязей, закономерностей. Экспериментальная деятельность вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение, стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка.
Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественно-научного явления и обобщить полученные действенным путем результата, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.
Новизна
Новизна данной образовательной программы заключается в поэтапном развитии, «от простого к сложному», умственных способностей старших дошкольников путем вооружения их навыками экспериментальных действий и обучению методам самостоятельного добывания знаний.
Отличительной особенностью программы является использование метода проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-исследовательская деятельность и т. д. Детское экспериментирование- это активная деятельность правильной организации; дети становятся в ней субъектами- носителями предметно- практической деятельности и познания, «активными деятелями», это источник осознанной, целенаправленной активности. В экспериментальной деятельности ребёнку представится возможность саморазвития, самореализации и возможность быть самим собой.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что детское экспериментирование оказывает влияние на качественные изменения личности в связи с усвоением способов деятельности, приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает логическое мышление, способность анализировать, делать выводы. Программа учитывает возрастные особенности детей, участвующих в ее реализации. Использование разнообразных видов деятельности при обучении позволяет развивать у учащихся познавательный интерес к исследовательской деятельности, повышать стимул к обучению.
Цель программы : развитие познавательных интересов, потребности и способности, самостоятельной поисковой деятельности детей в процессе экспериментирования.
Задачи программы :
Обучающие:
- Формирование у детей начальных естественнонаучных представлений.
- Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук.
- Формирование у детей умений пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов.
- Формировать умение у детей сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы.
- Обогащать и активизировать словарь детей новыми терминами.
Развивающие:
- Развитие познавательного интереса к окружающему миру
- Развитие умственных способностей.
- Социально-личностное развитие ребенка: развитие инициативы, сообразительности, коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.
Воспитательные:
- Воспитывать умения соблюдать правила техники безопасности при проведении экспериментов
- Воспитание бережного отношения к природе и окружающему миру
Возраст детей, участвующих в реализации программы : 5-7 лет.
Высокая способность детей в этот возрастной период быстро овладевать теми или иными видами деятельности определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития. Детям нравится исследовать все, что незнакомо, они понимают последовательность действий.
Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, которая развивает продуктивные формы мышления.
Активно используются такие виды занятий, как экскурсии, встречи с представителями людей разных профессий.
Сроки реализации: программа рассчитана на 1 год, объем – 72 часа (3 модуля по 24 часа каждый).
Формы обучения: занятие, экскурсия, наблюдения, исследовательская деятельность, встреча с представителями профессий;
Формы организации деятельности: групповая. Режим занятий: 1-2 раза в неделю по 2 часа. Одно занятие длится 30 минут.
Наполняемость учебных групп: составляет 15-20 человек.
Планируемые результаты:
Ребенок проявляет любознательность, инициативу и самостоятельность в познавательно-исследовательской деятельности; задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, и т. п. ; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности, соблюдать правила безопасного поведения.
Учебный план
№ модуля Название модуля Количество часов
Всего Теория Практика
1 «Неживая природа» 24 10 14
2 «Живая природа» 24
3 «Исследование объектов и предметов окружающего мира» 24
Итого 72
Критерии оценки знаний, умений и навыков при освоении программы
Педагогический мониторинг- первичная, итоговая диагностика.
Первичная диагностика проходит на первых занятиях с целью выявления начального уровня развития воспитанников.
Итоговая диагностика проводится в конце учебного года с целью выявления уровня развития воспитанников после освоения программы.
Применяется 3-х балльная система оценки знаний, умений и навыков обучающихся ( выделяется три уровня: низкий, средний, высокий). Итоговая оценка результативности освоения программы проводится путём вычисления среднего показателя, основываясь на суммарной составляющей по итогам освоения 3-х модулей.
Уровень освоения программы :
- низкий – ребёнок овладел менее чем 50% предусмотренных знаний, умений и навыков, испытывает серьёзные затруднения при работе с учебным материалом; в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога;
- средний – объём усвоенных знаний, приобретённых умений и навыков составляет 50-70%; работает с учебным материалом с помощью педагога;
в основном, выполняет задания на основе образца; удовлетворительно владеет теоретической информацией по темам курса, умеет пользоваться литературой;
- высокий – учащийся овладел на 70-100% предусмотренным программой учебным планом; работает с учебными материалами самостоятельно, не испытывает особых трудностей; выполняет практические задания с элементами творчества; свободно владеет теоретической информацией по курсу, умеет анализировать литературные источники, применять полученную информацию на практике.
Формы контроля качества образовательного процесса: наблюдение, опрос, интерактивное занятие, выполнение творческих заданий.
Модуль 1 «Неживая природа» - 24 часа
Цель: развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования с объектами неживой природы
Задачи:
Обучающие
Расширять представления детей о неживой природе, о различных природных объектах (вода, почва, воздух, песок, камни и др)
Формировать у детей экологические знания, экологическую культуру, любовь к экспериментированию.
Развивающие
Развивать познавательный интерес у старших дошкольников с помощью экспериментирования.
Развивать в детях самостоятельность, инициативность, креативность мышления через опытно-экспериментальную деятельность.
Воспитательные
Воспитывать любовь к миру природы посредством опытно-экспериментальной деятельности.
Воспитывать бережное отношение к природе.
Ожидаемые результаты:
Знания детей о неживой природе стали более полными, содержательными и конкретными.
У детей проявился ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы.
Дети научились проводить простые и усложнённые опыты, исследования объектов неживой природы.
Повысились личностные характеристики дошкольников (проявление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать ее с другими и т. д.)
Содержание программы модуля
Тема 1. «Узнаем, какая вода»
Теория: Знакомство детей со свойствами воды (прозрачная, без запаха, текучая, в ней растворяются вещества).
Практика: 1 «Свойство воды», 2 «Окрашивание воды»
Тема 2. «Узнаем, какой песок»
Теория: Знакомство детей со свойствами песка (состоит из песчинок, рыхлый, мелкий, легко сыплется, пропускает воду, на песке остаются следы, слипается, мокрый темнее сухого).
Практика: эксперимент «Сухой и мокрый песок», творческая деятельность – рисование на песке, игра с песком «Пирожки для Мишки»
Тема 3 «Глина ее качества и свойства»
Теория: познакомить со свойствами глины: размокает, мнётся, бьётся
Практика :эксперимент «какая бывает глина», творческая деятельность – рисование на сырой глине, игра с глиной «Пирожки для Зайки!»
Тема 4 «Снег, какой он?»
Теория: продолжать расширять знания детей о свойствах снега, побуждать формулировать имеющиеся у них представления, догадки; дать возможность исследовать свои предположения. Воспитывать умение договариваться, согласовывать свои действия.
Практика: эксперимент «Где быстрее растает снег?», «Какая вода получилась из снега?» загадки, лепка снежных фигур. Игра «Лепим снеговика»
Тема 5 «Свойства льда»
Теория: уточнить представление детей, что лед это замерзшая жидкая вода Развивать мыслительную деятельность, интерес к экспериментированию
Практика: эксперимент «Где быстрее растает лед?», «Цветные льдинки»загадки.
Тема 6 ««Круговорот воды в природе»
Теория: познакомить детей с круговоротом воды в природе., развивать логическое мышление.
Практика: эксперимент «Путешествие капельки»
Тема 7 «Извержение вулкана»
Теория: : познакомить детей с извержением вулкана. Развивать навыки проведения опытов, интерес к экспериментированию. Побуждать выдвигать гипотезы догадки.
Практика: опыт «как извергается вулкан?»
Тема 8 «Холодный, тёплый воздух»
Теория: : выявить, что воздух при охлаждении сужается, а при нагревании расширяется (занимает больше место).Теплый воздух стремиться в верх холодный вниз.
Практика: эксперимент с пластиковой бутылкой в теплом и холодном помещении. Наблюдение движением воздуха изз открытой форточки.
Тема 9 «Как испаряется вода»
Теория: показать детям процесс испарения воды, вода испаряется при нагревании, превращаясь в пар. развивать познавательный интерес, учить объяснять наблюдаемое
Практика: эксперимент «Испарение воды при нагревании» Наблюдение испарение воды с тарелочки на подоконнике. Опыт «Чье платьице высохнет быстрее»
Тема 10 Как пар превращается в льдинки?»
Теория: познакомить детей с тремя агрегатными состояниями воды: жидкая, газообразная, твердая. При кипении вода превращается в пар, пар оседает капельками на оргстекло, на морозе капельки превратились в лед. Развивать мыслительную деятельность, интерес к экспериментированию
Практика: эксперимент : «Волшебное превращения пара»
Модуль 2 «Живая природа» - 24часа
Цель: развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования с объектами живой природы
Обучающие
Расширять и обобщать представления детей о связи живой и неживой природы, о том, что в природе все взаимосвязано
Познакомить детей с характерными особенностями времен года, многообразием живых организмов и их приспособленностью к окружающей среде.
Развивающие
Развивать познавательные умения детей при овладении исследовательскими методами познания природы
Развивать коммуникативные и речевые способности детей через ознакомление с характерными событиями и явлениями животного и растительного мира
Воспитательные
Воспитывать желание сохранять и оберегать природу
Воспитывать пытливость, любознательность, умение использовать полученные знания.
Ожидаемые результаты:
Дети имеют представления о связи живой и неживой природы, о том, что в природе все взаимосвязано, о характерных особенностях времен года, многообразии живых организмов и их приспособленностью к окружающей среде.
У детей появилось желание сохранять и оберегать природу.
Повысились личностные характеристики дошкольников (проявление любознательности, пытливости, умение использовать полученные знания)
Тема 1 «Может ли растение дышать» Нужен ли корешкам воздух» Что выделяет растение?»
Теория:. Объяснить понятие : "живая природа", Живым можно назвать организм, который дышит, двигается, размножается, питается. Развивать мыслительную деятельность, интерес к экспериментированию
Практика: эксперимент "Умеет ли растение дышать?" Опыт "что мы выдыхаем". Попросите детей выдохнуть на стекло или зеркало. Оно запотевает. Выясните, почему? мы выдыхаем воздух, при соприкосновении с зеркалом (стеклом) он охлаждается и превращается в мелкие капельки влаги.
Тема 2 «Зачем семенам деревьев крылышки?»
Теория: Подвести детей к пониманию того, что существует взаимосвязь строения плодов со способом их распространения, выделить ту часть растения, из которой может появиться новое растение. Выделить общее в строении семян. Побудить к называнию частей семени: ядрышко, оболочка.
Практика: : рассматривание «У кого какие детки?» Наблюдение «Полет семян ясеня» Опыт подбросить семена у кого они быстрее приземлятся.
Тема 3 «Кто поможет репейнику разбросать его семена?»
Теория: Подвести детей к пониманию того, что существует взаимосвязь строения плодов со способом их распространения. Формировать любознательность.
Практика: Опыт: «Прилипчивый репейник». Плоды репейника, кусочки меха, ткани, лупа, тарелочки для плодов Наблюдение за репейником.
Тема 4 «Особенности времен года»
Теория: Познакомить детей с характерными особенностями времен года, многообразием живых организмов и их приспособленностью к окружающей среде.
Практика: наблюдение за характерными особенностями каждого времени года, многообразием живых организмов, опыт «Может ли жить растение без корней?»
Тема 5 «Многообразие живых организмов»
Теория: ознакомление с характерными событиями и явлениями животного и растительного мира
Практика: Рассматривание атласа природы о связи живой и неживой природы, о том, что в природе все взаимосвязано, способствовать проявление любознательности, пытливости, умение использовать полученные знания
Тема 6 «Лес - защитник и лекарь»
Теория: Выяснить защитную роль леса в лесостепной климатической зоне Познакомить с лекарственными растениями растущими в лесу. Развивать мыслительную деятельность, интерес к экспериментированию и наблюдению в природе.
Практика: Экскурсия в парк. Эксперимент «Лес защитник»
Тема 7» «Могут ли животные жить в земле?»
Теория: Выяснить, что есть в почве для жизни живых организмов (воздух, вода, органические остатки).
Практика: Наблюдение за дождевыми червями, муравейником. Побуждать выдвигать гипотезы догадки.
Тема 8 «Почему в пустыне мало воды?»
Теория: Объяснить некоторые особенности природно - климатических зон земли
Практика: Рассмотреть макет Солнечной системы. Опыт «Куда делась вода?» Развивать интерес к экспериментированию и наблюдению в природе.
Тема 9 «Нужен ли корешкам воздух?»
Теория: Выявить причину потребности растения в рыхлении; доказать, что растение дышит всеми частями. Формировать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.
Практика: эксперимент с комнатным растением Наблюдение за отростком герани в стакане с водой и появлением у отростка корней. Познакомить с многообразием живых организмов и их приспособленностью к окружающей среде.
Тема 10 «Что произойдет с растением с водой и без воды?»
Теория: Выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений (вода, свет, тепло). Развивать мыслительную деятельность. Уточнить представления детей о том, какие условия необходимы для роста растений. Развивать наблюдательность, интерес к экспериментальной деятельности. Развивать трудовые навыки.
Практика: Опыт с комнатными растениями и наблюдение за ними. Эксперимент «Цветок в вазе с водой другой цветок в вазе без воды»
Развивать желание сохранять и оберегать природу
Модуль 3 «Исследование объектов и предметов окружающего мира» - 24 часа.
Цель: формировать первоначальные представления об объектах и предметах окружающего мира
Обучающие
- познакомить детей с некоторыми физическими явлениями: магнетизм, звук, вес, электричество, давление, свет, цвет и др. ;
- дать детям элементарные представления о некоторых предметах рукотворного мира, их материалах и свойствах
- формировать умение добывать информацию о познаваемом объекте в процессе его исследования;
- формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов
Развивающие
- развивать у детей сенсорные способности, тактильные ощущения, мелкую моторику
- развивать у детей мыслительные, моделирующие и преобразующие действия
- развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру
Воспитательные
- воспитывать умение слушать друг друга, умение работать в коллективе
- воспитывать самостоятельность, активность и аккуратность во время проведения экспериментов
Ожидаемые результаты:
у детей есть знания и представления о некоторых физических явлениях, предметах рукотворного мира, их материалах и свойствах;
дети умеют добывать информацию о познаваемом объекте в процессе его исследования;
соблюдают правила техники безопасности при проведении физических экспериментов;
проявляют эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру
умеют слушать друг друга, работать в коллективе;
проявляют самостоятельность, активность аккуратность во время проведения экспериментов.
Содержание программы модуля
Тема 1 «. Свет повсюду»
Теория : показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, костер, искусственные — изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча).
Практика: Игра «Свет бывает разный». Что светит ярче — солнце, луна, костер? Сравнить по картинкам и разложить их по степени яркости света, формировать умение добывать информацию о познаваемом объекте в процессе его исследования
Тема 2. «Все увидим, все узнаем»
Теория : познакомить с прибором-помощником — лупой и ее назначением
Практика: детям предлагается самостоятельно рассмотреть предметы по их желанию, а потом зарисовать в рабочем листе, каков предмет на самом деле и какой он, если посмотреть через лупу,. воспитывать умение слушать друг друга, умение работать в коллективе
Тема 3 «Стекло и его качества
Теория : познакомить со свойствами стекла: прозрачное, хрупкое, бьющееся. Способное при ударе о него издавать звук. Воспитывать самостоятельность, активность и аккуратность во время проведения экспериментов.
Практика: опыт: Звенит не звенит»
Тема 4 «Почему все звучит?»
Теория : Подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предмета Формировать умение слушать друг друга, умение работать в коллективе. Выполнять правила техники безопасности при проведении физических экспериментов
Практика: Игры :«Что звучит?», Есть ли голос у деревянной линейки?
Тема 5 Статическое электричество
Теория Статическое электричество возникает в процессе появления зарядов на проводниках, поверхностях различных предметов. Появляются они в результате трения, возникающего при соприкосновении предметов.
Практика: Опыт: «Чудо прическа»
Тема 6 «Надувание мыльных пузырей»
Теория Познакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь
Практика Научить делать раствор для мыльных пузырей. Пускание мыльных пузырей. Учить соблюдать правила техники безопасности при проведении физических экспериментов
Тема 7. «Вес предметов»
Теория : показать детям, что предметы имеют вес, который зависит от материала из которого он сделан
Практика: Игра «Угадай-ка» — из сенсорного ящика дети выбирают предметы на ощупь, объясняя, как догадались, тяжелый он или легкий. От чего зависит легкость или тяжесть пред- мета? (От того, из какого материала он сделан.). Развивать у детей сенсорные способности, тактильные ощущения, мелкую моторику
Тема 8. «Таинственные картинки»(Цвет предметов)
Теория показать детям, что окружающие предметы меня ют цвет, если посмотреть на них через цветное стекло.
Практика: Дети получают новые оттенки путем наложения стекол — одно на другое. Дети зарисовывают «таинственные картинки» на рабочем листе
Тема 9 Атмосферное давление
Теория: Продемонстрировать существование атмосферного давления. что воздух при остывании занимает меньший обьем, сжимается.
Практика: опыт «Как достать монетку из воды не замочив рук?»
Тема 10 Магнит и его свойства
Теория : : выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы, выделить предметы, взаимодействующие с магнитом.
Практика: Опыт «Ловись, рыбка, и мала, и велика». Игра «Фокусы с магнитами»
Тема 11 «Солнечный зайчик»
Теория : : Понять причину возникновения солнечных зайчиков
Практика: Научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом). Игры с солнечным зайчиком: догони, поймай, спрячь его. Дети выясняют, что играть с зайчиком сложно: от небольшого движения зеркала он перемещается на большое расстояние, формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
Тема 12 «Парашют»
Теория Понять как может использоваться сила воздуха. ,выяснить что воздух обладает упругостью.
Практика Опыт «Игрушечные человечки спускаются на парашюте» развивать у детей мыслительные, моделирующие и преобразующие действия
. Список литературы
Николаева С. Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников / С. Н. Николаева – М. : Мозаика-Синтез, 2002.
Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного воспитания / Автор составитель Николаева С. Н. - М. : ООО «Фирма «Издательство АСТ» - 1998.
Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми средних и старших групп детского сада: Книга для воспитателей детского сада / С. Н. Николаева. - М. : Просвещение – 1999
Н. Г. Калегина «Опыт работы по экологическому воспитанию дошкольников»Книжный дом Казань-1994
«Окружающий мир в дидактических играх дошкольников», Москва 1992 Артемова Л. Н.
«Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», Москва 1995 Николаева С. Н.
«Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста», Москва 1991 Богусловская З. М., Смирнова Е. О.
Гризик Т. Познаю мир. – М. : Издательский дом «Воспитание дошкольника.