Екатерина Головачева
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Чудеса своими руками»
▼ Скачать + Заказать документы
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Чудеса своими руками»
(с использованием нетрадиционных техник аппликации)
ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Составил:
Головачёва Екатерина Викторовна
Воспитатель Iкв. категории
1. Пояснительная записка
Публикация «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности „Чудеса своими руками“» размещена в разделах
В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. «Источники творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», - так говорил В. А. Сухомлинский.
Совершенствование личности ребёнка предполагает развитие у него разнообразных способностей, умений, навыков, которые развиваются в продуктивной художественной деятельности. Говоря о способностях, Т. С. Комарова выделила следующие свойства личности человека, определяющие его способность к деятельности: восприятие и формирующиеся на этой основе представления воображение, ручная умелость, эмоционально – положительное отношение к деятельности. Все эти качества личности ребенка мы можем развивать в процессе с разными материалами.
Ребёнок узнаёт мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при этом, познавая и свои творческие способности, изменить то, к чему прикасается. Одним из помощников ребёнка в этом важнейшем для его развития деле является - работа с бумагой.
Цель и задачи программы
Цель: Создать условия для развития мелкой моторики пальцев рук у детей среднего дошкольного возраста через организованную деятельность: нетрадиционная аппликация.
Задачи:
Обучающие:
• формирование у детей умения передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством объемной аппликации;
• учить детей основным приемам в аппликационной технике «бумажная пластика» (обрывание, сминание, скатывание в комок, в жгуты); умение работать с клеем, приклеивать детали, присоединяя одну к другой;
• Знакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.
• Учить детей создавать работы в технике оригами.
• Познакомить детей с основными понятиями и базовыми формами квиллинга.
• Учить детей выполнять работы в технике квиллинг.
• Учить детей выполнять работы в разных техниках аппликации.
• обогащать сенсорные впечатления (на уровне ощущений ребенок познает фактуру, плотность, цвет бумаги).
• Информировать родителей о значимости развития мелкой моторики пальцев рук.
Развивающие
• развитие мелкой моторики, координации движений рук, глазомер;
• развитие речевых навыков;
• развитие творческой фантазии, эстетического и цветового восприятия;
Воспитывающие:
• воспитание навыков аккуратной работы с бумагой;
• воспитание желания участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.
Принципы построения программы
Программа построена на общепринятых педагогических принципах:
• Систематичности и последовательности - все занятия программы запланированы последовательно, от простого к сложному, что бы дети усваивали знания постепенно. Для полноценного совершенства усвоения знаний, соблюдена системность, непрерывность всего материала и повторение его на последующих занятиях.
• Доступности и индивидуализации - простота материала, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям каждого ребёнка.
• Демократичности и гуманизма - все занятия построены на взаимодействии воспитателя и воспитанника в социуме, реализация собственных творческих потребностей ребёнка.
• Занимательности - изучаемый детьми материал интересно и увлекательно составлен, поэтому у детей формируется большое желание выполнять предлагаемые виды занятий, стремятся к достижению хорошего результата.
• Наглядности - в данной программе этот принцип реализуется путём показа различных упражнений, демонстрации наглядных пособий, рисунков, схем, образное описание деталей технике движения при объяснении и исправлении ошибок, дидактических материалов и т. д.
• Принцип результативности - предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального уровня развития детей.
Подведение итогов осуществляется в виде составления книжек раскладушек с фотографиями работ, выставки детских работ в группе и детском саду, совместные занятия с родителями.
№ п/ п Перечень средств обучения Количество:
Интеграция образовательных областей
1. социально-коммуникативное развитие;
2. познавательное развитие;
3. речевое развитие;
4. художественно-эстетическое развитие;
Методы работы с детьми
1. Наглядные:
- рассматривание образцов, схем;
- демонстрация иллюстраций по теме занятия;
2. Словесные:
- чтение художественной литературы;
- беседы;
- объяснение и обсуждение хода работы;
- подбор стихотворений, чтение загадок по различным темам.
3. Практические:
- индивидуальная работа детей;
- совместная деятельность взрослого и детей;
- опора на личный опыт детей.
-будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике нетрадиционной аппликации;
- разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение, мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию; - овладеют навыками культуры труда; - улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
Способ организации занятий: подгрупповой.
Программа рассчитана для детей среднего дошкольного возраста (4-5лет). Длительность продуктивной деятельности с детьми может варьироваться в зависимости от ситуации и желания детей. Гибкая форма организации детского труда в досуговой деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, уровень овладения навыками, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы. Занятия проходит в форме игры, для обыгрывания определенного сюжета используются стихотворные формы, сказки, подвижные и пальчиковые игры, персонажи (игрушки и куклы из различных театров, изображения того или иного персонажа, который обыгрывается).
2. Учебный план
Программа «Чудеса своими руками» рассчитана на 8 месяцев (средний дошкольный возраст.) Для успешного освоения программы НОД в численность детей в группе должна составляет 10 человек. НОД проводятся один раз в неделю, с октября по апрель, во второй половине дня. Продолжительность НОД 20 минут.
4. Рабочая программа
4.1. Планируемые результаты
Решение задач данной программы, достижение определенных результатов зависит от индивидуальных способностей и возможностей детей. При успешном выполнении задач программы ожидаются следующие результаты работы:
• дети научатся передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством разных видов аппликаций;
• дети овладеют основными приемами в аппликационной технике «бумажная пластика» (обрывание, сминание, скатывание в комок, в жгуты); научаться работать с клеем, приклеивать детали, присоединяя одну к другой;
• дети познакомятся с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.
• дети научаться создавать работы в технике оригами.
• дети познакомятся с основными понятиями и базовыми формами работы в технике квиллинга.
• дети научаться выполнять простейшие работы в технике квиллинг.
• дети научаться выполнять работы в разных техниках аппликации;
• дети научаться различать разную фактуру бумаги;
• дети улучшают свои коммуникативные способности, и приобретает навыки работы в коллективе;
• дети умеют работать по правилу и образцу, слушать взрослого и следовать устным инструкциям;
• дети способны предложить собственный замысел и воплотить его в свои изделия и композиции с изделиями;
• дети ориентируются в окружающем пространстве и на плоскости;
• у детей повысится уровень развития мелкой моторики и глазомер.
4.2. Тематическое содержание программы
Программа построена с учетом принципов развивающего обучения. Занятия предполагается проводить, опираясь на особенности ведущей деятельности дошкольника и зону ближайшего развития, используя элементы логического мышления, моторных компонентов мыслительной деятельности, вербализацию, применяя целостный, комплексный подход к решению поставленных обучающих и развивающих задач. Спектр разнообразных занятий очень широк, они направлены на развитие сенсорики, восприятия, памяти, произвольного внимания, мелкой моторики, что в значительной степени активизирует становление психических процессов ребенка, способствует формированию познавательных функций и развитию интеллекта в целом. Но самым важным с точки зрения современной педагогики является то, что занятия направлены главным образом на эстетическое, эмоциональное и духовное развитие ребенка, то есть способствуют личностному росту, формируют гуманистическую направленность, позитивную жизненную позицию.
4.3. Календарно - тематическое планирование
Октябрь.
Тема Задачи Материалы
5. Оценочный материал
Диагностика аппликационных навыков и умений детей среднего возраста.
Автор методики проведения диагностики Удина Е. Н. (Диагностическая методика по определению аппликационных умений и навыков у детей дошкольного возраста). Данная диагностика направлена на обследование аппликационных навыков и умений, определение уровня развития навыков и умений в начале и конце учебного года.
В средней группе вводится вырезание и наклеивание изображений. В соответствии с этим предлагаются задания, направленные на выявление навыков и умений работы с ножницами и владение техникой вырезания изображений.
Игровое упражнение «Запусти рыбок в аквариум».
Показателями выступают умения и навыки:
• знание правил работы с ножницами; навыки резания по прямой
(короткие, длинные полоски);
• навыки вырезания круглой формы из квадратов и овальной формы из прямоугольников;
• навыки преобразования одних геометрических фигур в другие (квадрат в треугольники, прямоугольник - в полоски, квадрат в прямоугольники и т. п.);
• умения создавать из этих фигур изображения разных предметов или декоративные композиции; навыки аккуратного вырезания и наклеивания полученных изображений; самостоятельность при выполнении задания; точная ориентация на плоскости.
Каждый показатель оценивается в 2 балла. Высшая оценка - 16 баллов.
Критерии оценки:
-Ребенок получает 2 балла, если: - знает и придерживается правил работы с ножницами; - имеет отработанные технические навыки и умения; - проявляет инициативу и самостоятельность при выполнении задания.
-Ребенок получает 1 балл если: - не всегда соблюдает правила работы с ножницами, частично сформировано умение правильно держать ножницы; - навыки и умения резания ножницами сформированы не до конца; - нуждается в помощи педагога при выполнении задания.
-Ребенок получает 0 баллов если: не знает и не соблюдает правила работы с ножницами; навыки вырезания не сформированы; навыки наклеивания готового изображения не усвоены.
В связи с этим можно выявить:
высокий уровень: 11-16 баллов;
средний уровень :7 -10 баллов;
начальный уровень: 0-6 баллов.
6. Методические материалы
Организуя занятия по аппликации (нетрадиционными способами, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняется упражнения.
Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические - рассказ, беседа, рассказы детей, так и практические занятия: показ воспитателем способа действия, подготовка и проведение выставок детских и взрослых работ, вручение готовых работ родителям, малышам в качестве подарков.
Структура занятия
Подготовительная часть по продолжительности занимает 5-7 минут и имеет собственные задачи:
1. Создание педагогом у детей положительного настроя на занятия в творческом объединении.
2. Вызвать интерес к занятиям и стремление овладеть необходимыми знаниями и умениями.
В начале занятий рекомендуется проводить приветствие, беседа с детьми, загадывание загадок, показ иллюстраций, игрушке и т. д.
Основная часть занятия занимает 15-20 минут, в этой части должна быть изложена вся необходимая информация по конкретной теме занятия, имеет следующие задачи:
1. Формирование умений и навыков у детей при работе продуктивной деятельности в виде аппликации в разных техниках, учит: культуру труда, аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
2. Развитие познавательных и психомоторных способностей у детей, такие как, внимание, память, развитие речи, мышление, воображение, усидчивость, логику, концентрацию внимания и т. д.
Для решения этих задач в основной части занятий рекомендуется проводить пальчиковые гимнастики, для расслабления мышц и снятия напряжения должны проводиться физминутки. В основной части занятий активно используются дидактические и подвижные игры, чтение небольших литературных текстов, загадок, пересказом небольших рассказов познавательного содержания, рассказ воспитателя, беседа с детьми, рассказы детей, показ воспитателем способы и приёмы работы с бумагой.
Заключительная часть занимает 3-5 минут, основными ее задачами являются:
1. Подведение итогов данного занятия.
2. Подготовка и проведение выставок детских работ.
В заключительной части занятия можно провести опрос по пройденному материалу, обычно используются спокойные игры, выполняемые с музыкальным сопровождением, упражнения, способствующие повышению эмоционального состояния (рефлексия).
Этапы реализации программы :
Процесс художественно-эстетического обучения в технике аппликации, представляет собой определенную систему действий педагога, детей и родителей. Эти действия имеют осмысленную связь и последовательно распределены во времени. Поочередное решение конкретных задач обучения обуславливает возможность выделения отдельных этапов. В данной программе выделяются три взаимосвязанных этапа обучения: начальный, основной и заключительный.
Начальный этап:
1. Знакомство детей с бумагой и её свойствами: создание тематических альбомов; чтение книг, показ фильмов, мультфильмов, игры «Кто пришёл к нам в гости», «Волшебное превращение»; рассказы воспитателя «Из чего делают бумагу»; беседы с детьми «Зачем нам нужна бумага», «Что можно сделать из бумаги»; экспериментальная деятельность «Свойства бумаги», занятия-путешествия «Увлекательное путешествие в мир бумаги».
2. Подготовка места к выставке будущих поделок оригами.
3. Проведение родительского собрания с целью ознакомления и привлечения родителей к участию в процессе обучения детей аппликации в разных техниках, и самих родителей.
4. Проведение консультаций для родителей: «Для чего нужны занятия по аппликации», «Какую роль для развития ребёнка играют занятия по аппликации с использованием разных техник» «Искусство оригами», «Что можно сделать из бумаги».
5. Подбор методической литературы, разработка перспективного плана занятий в общем плане, а также занятий по программе «Чудеса своими руками»; разработка и подготовка дидактического материала для игр-занятий; разработка презентаций к занятиям); составление мнемотаблиц с использованием техники оригами.
6. Создание в группе уголка «Наши руки не знают скуки» (размещение пооперационных карт 3-х уровней сложности, схем, картотеки пальчиковой гимнастики).
Основной этап:
1. Чтение, разучивание стихов о животных, насекомых и цветах.
2. Экспериментирование с бумагой, создание коллажей.
3. Изготовление простейших поделок из бумаги по технике оригами в виде животных, и презентация их на выставке.
4. Театрализованные игры с поделками оригами.
5. Изготовление панно с использованием поделок разных техник аппликации (выбор композиции, изготовление поделки или аппликации, компоновка его на фоне, дорисовка деталей, оформление композиции дополнительными наклейками).
6. Изготовление подарочных и поздравительных открыток.
7. Ролевые игры с поделками оригами (придумывание сюжета, имен, передача настроения и характера героя и т. д.)
8. Проведение экологических занятий с использование детских работ по аппликации.
9. Выполнение домашних заданий вместе с родителями.
10. Семинар-практикум для родителей «Совместные занятия по конструированию из бумаги и бросовым материалом в разных техниках дома».
12. Создание буклета для родителей «Через занятия по аппликации своими руками из разного к творческому развитию детей».
13. Создание в группе мини-музея «Бумажные чудеса» ( поделки из бумаги: сделанные родителями, детьми, подарки).
Заключительный этап:
1. Подготовка к конкурсу «Мама, папа, я - волшебная семья» (украшение группы, дети дома изготовляют с родителями аппликации из разного материала и сделанные в разных техниках и приносят их в группу на выставку).
2. Проведение конкурса.
3. Вручение грамот победителям, а ими являются все дети т. к. они прикоснулись к волшебному миру художественного творчества в технике аппликации, а значит, сами стали волшебниками.
Данная программа направлена на всестороннее, гармоничное развитие детей дошкольного возраста, с учётом возможностей и состояния здоровья детей, расширение функциональных возможностей развивающегося организма, овладение ребёнком базовыми умениями и навыками в разных упражнениях. Занятия по аппликации являются нетрадиционными для детского сада. При этом развивающий потенциал программы «Чудеса своими руками» художественно-эстетической направленности настолько велик, что его трудно переоценить. Необходимо отметить многоплановость и разносторонность этого потенциала, выходящего за пределы собственно изо деятельности, в рамках которой обычно проводятся подобные занятия.
7. Заключение
Программа «Чудеса своими руками» - комплексная, включающая деятельность по аппликации не только из бумаги, но и разного бросового материала и в разных техниках, направлены на развитие у дошкольников творчества, определяющиеся как продуктивная деятельность, в ходе которой ребенок создает новое, оригинальное, активизируя воображение и реализуя свой замысел, находя средства для его воплощения.
Занятия по аппликации с использованием разных техник, являются действенным средством для развития мелкой моторики рук, играют большую роль в развитии эмоционально-волевой сферы ребенка; дети на занятиях по аппликации, приобретают такие качества, как усидчивость, целеустремленность, развивают собственный творческий потенциал, для таких дошкольников характерно желание творить и быстро получать результат своих действий.
Такая деятельность имеет большое значение в формировании эстетического вкуса, творческой фантазии, конструктивного мышления детей. Особую радость ребенку доставляет тот момент, что он видит ощутимый результат своего труда - игрушку, с которой можно поиграть либо украсить свою комнаты. Полученный результат труда поднимает самооценку, воспитывает самостоятельность, желание развиваться дальше.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что занятия по аппликации в разных видах техник оказывают неоценимую услугу в разностороннем развитии детей, помогают воспитателю найти контакт с ребенком и наладить сотрудничество с ним в других видах деятельности, а также способствуют взаимодействию педагога с родителями.
9. Список используемой литературы
1. Афонькин, С. Ю. Оригами и аппликация / С. Ю. Афонькин. Санкт-Петербург: Кристалл, 2001. 304 с
2. Афонькин, С. Ю. Энциклопедия оригами для детей и взрослых / С. Ю. Афонькин, Е. Ю. Афонькина. Санкт-Петербург: Кристалл; Москва: Оникс, 2000. 272 с.
3. Ветлугина Н. А. Ребенок и изобразительное творчество. М., 1987.
4. Казакова Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество. -М. ,1985.
5. Комарова Т. С. Игра и изобразительное творчество // Дошкольное
воспитание №4/2005.
6. Основная общеобразовательная программу МДОУ «Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. : Вераксы Н. Е., Васильевой В. А., Гербовой В. В., Комаровой Т. С.
7. Перевертень Т. И. Мозаика из круп и семян. -М: АСТ «Сталкер»,2007.
8. Соколова, С. Азбука оригами / С. Соколова. Москва: Эксмо; Санкт-Петербург: Домино, 2004. 432 с.
9. Соколова, С. Сказки оригами: игрушки из бумаги / С. Соколова. Москва Эксмо; Санкт-Петербург: Валери СПД, 2004. 240 с.
10. Сержантова, Т. «Оригами для всей семьи». Москва Айрис пресс, 2004. 80 с.
11. Урунтаева Г. А. Диагностика психологических особенностей дошкольника. - М. : Издательский центр «Академия»,1996.
Интернет ресурсы:
https://www.maam.ru/detskijsad/master-klas-tank-izspichechnyh-korobkov.html
https://мир-детей. дети/to-kids/prostyie-podelki-iz-bumagi/6685%
https://lifehacker.ru/25-interesnyx-shtuchek-iz-spichechnyxkorobkov/
https://stranamasterov.ru/node/142529
https://materinstvo.ru/art/podelki-iz-spichechnyh-korobkov-dlyamalchikov-i-devochek
https://33-podelki.ru/igrushka-vertushka.html
https://lady-master.ru/igrushki/podelki-s-detmi/siren-izbumagi.html
https://tratatuk.ru/materialy/podelki-iz-bumagi/podelki-izkonusov.html