Оксана Кужелева
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Акварелька» для детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Направленность дополнительной образовательной программы «Акварелька» направлена на развитие художественно-творческого потенциала личности. В основу данной программы взяты методические рекомендации И. А. Лыкова «Цветные ладошки». Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире. Основной целью современной системы дополнительного образования является воспитание и развитие личности ребенка. Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать. Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.
Публикация «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности „Акварелька“ для детей 5–6 лет» размещена в разделах
- Акварель. Рисование акварельными красками
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Старшая группа
- Темочки
Актуальность. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.
Цель и задачи программы
Цель программы : развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования.
Задачи:
• Обучающие:
- учить различать и называть способы нетрадиционного рисования, применять их на практике;
- учить приемам работы кистью, мелками, пластилином, нетрадиционным художественным материалом (мятая бумага, пробка, тычок, трубочка для коктейля, ластик, нитки и др.);
- учить различать цвета спектра и их оттенки, основные геометрические фигуры.
• Развивающие:
- развивать мелкую моторику рук;
- развивать способность смотреть на мир и видеть его глазами художников, замечать и творить красоту;
-развивать творчество и фантазию, наблюдательность и воображение, ассоциативное мышление и любознательность.
• Воспитательные:
- воспитывать любовь и уважение к изобразительному искусству;
-воспитывать художественный вкус и чувство гармонии;
-воспитывать навыки самостоятельности.
Тематический план
1. «Карандаш и бумага» продолжать знакомить с цветными карандашами, бумагой; учить правильно держать в руке карандаш; развивать желание рисовать; прививать бережное отношение к материалам.
2. «Арбуз» Учить рисовать с натуры арбуз с отрезанным ломтем, передавая особенности внешнего вида (большой, круглый, зеленый с темными полосками розовым «окошком» у ломтика -зеленая кожура и розовая мякоть). Формировать умение изменять направление движения карандаша, в соответствии с общим силуэтом. Развивать чувство формы, цвета, пропорции. Воспитывать чувство прекрасного, эмпатию, дружелюбие. карандаш
3. «Путешествие в страну красок» учить детей эмоционально-образному восприятию цвета, познакомить их с составными и основными цветами; дать представление о спектральном круге (расположение цветов радуги по кругу); показать взаимосвязь двух видов искусства - музыки и живописи; развивать воображение, образное мышление. цветовой круг, "жители" разноцветной страны: разноцветные фигурки неопределённой формы (в виде клякс, вырезанные из картона; картонные цветные человечки двух размеров (маленькие раскрашены в составные цвета, а большие - в основные).
4. «Холодные и теплые картины» Ознакомление с понятием цветоведения — как науке о цвете, познакомить с тёплыми и холодными цветами. Формировать навыки рисования с натуры, по памяти, представлению, развивать изобразительные способности, творческое пространственное воображение. Воспитать интерес к изобразительному искусству.
5. «Деревья в лесу» рисование пальчиками, салфеткой Развивать творческие способности через обучение нетрадиционным видам рисования. Формировать представления о лесе, о разновидностях деревьев, растущих в лесу; обобщить знания детей о живой и неживой природе, о животных; воспитывать бережное отношение к природе.
6. «Лесная поляна» Мелки + акварель поролоновые тампоны Закрепить ранее усвоенные умения и навыки в данной технике. Содействовать наиболее выразительному отражению впечатлений о лете.
7. «Бабочка - красавица» Монотипия Познакомить детей с нетрадиционной техникой «монотипия» продолжать учить рисовать мелкие детали и элементы узора тонкой кистью; закреплять умение рисовать бабочку, располагая рисунок с левой стороны листа, воспитывать эстетический вкус, усидчивость.
8. «Дерево» монотипия Учить детей рисованию симметричного изображения: складывать альбомный лист пополам и рисовать половину дерева. Упражнять в рисовании кистью разными способами: широкие линии -всем ворсом, тонкие - концом кистью.
9. «Осенний ковёр» Монотипия печать Продолжать знакомить с техникой монотипия. Систематизировать знания детей об осени и названию деревьев. Воспитывать эстетически-нравственное отношение к природе через изображение её образа в собственном творчестве
10. «Цветы» монотипия Продолжать знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования ; развивать у детей стойкий интерес к изобразительной деятельности; формировать умение самостоятельно выбирать цветовую гамму красок
11. «Осенний листопад» Оттиск мятой бумаги Освоить новый способ рисования - оттиск мятой бумагой. Развивать интерес к экспериментированию с изобразительными материалами, мышление и воображение. Закрепить названия цветов.
12. «Стоят мухоморы на полянке» Печать Учить детей изображать большие и маленькие мухоморы на длинных белых ножках в окружении падающих листьев, познакомить детей с приемом «печатания» поролоновыми палочками; Развивать цветовое восприятие, чувство ритма, зрительную оценку формы
13. «Осенняя ветка рябины» Печать Развивать интерес к нетрадиционной техники рисования. Учить сочетать технику рисования отпечатыванием картоном, печаткой из картофеля, пальцами при рисовании ветки рябины.
14. «Деревья» Рисование ладошкой штамп Продолжать знакомить детей нетрадиционными техниками рисования. Закрепить знание о том, что дерево - это живой объект, который дышат, питается, растет; при неосторожном отношении деревья могут погибнуть. Развивать образное мышление, творческую фантазию детей. Воспитывать аккуратность в работе.
15. «Осенние листочки» Оттиск печать листьями Познакомить детей с новым видом изобразительной техники - «печать листьями». Развивать у детей фантазию, творческие способности; мелкую моторику рук; чувство композиции, цветовосприятие; закрепить умение детей аккуратно использовать краску при работе.
16. «Этот чудо натюрморт.» Восковые мелки + акварель Учить рисовать натюрморт, видеть красоту, которую котел показать художник. Познакомить с новым методом нетрадиционного рисования акварелью по восковым мелкам.
17. "Небо, а какое, оно" по мокрому листу Учить детей рисовать небо, используя технику "по мокрому фону"; обратить внимание на то, что небо бывает разное: черное, алое, синее, красное.
18. «Волшебная страна - подводное царство» по мокрому листу Учить детей рисовать нетрадиционным способом «по мокрому» листу. Учить передавать композицию в сюжетном рисунке.
19. «Солнышко для зайчика» Рисование манкой Формировать навык у детей создавать выразительный образ солнца. упражнять в рисовании предметов круглой формы, развивать умение держать кисть за железный наконечник большим и средним пальцем, придерживая сверху указательным,
20. «Первый снег» Акварель, ватные палочки Учить детей рисовать несложный пейзаж поздней осени, выпавшего первого снега. Передавать в рисунке лирическое состояние любования первым снегом, навеянное стихотворением Е. Трутневой «Первый снег», используя такие средства выразительности, как колорит, композицию.
21. «Заяц» Тычок, трафарет Закрепить навыки рисования нетрадиционной техникой - тычком жесткой кистью. Учить передавать фактуру шерсти животных. Уточнить и расширить знания детей о дикие животные леса - зайце, расширить представления о его повадках и особенностях в зимнее время года (чем питается, почему меняет цвет шкурки).
22. "Полон чудес зимний лес" Зубная паста продолжать знакомить детей с зимним пейзажем, показать, что природа прекрасна в любое время года; развивать эстетическое восприятие, воспитывать любовь к природе; формировать устойчивый интерес к овладению новыми техниками отображения (рисование зубной пастой);
23. «Снегири» Акварель, восковые мелки Продолжать совершенствовать умение детей передавать в рисунке образ птиц - снегирей; учить передавать характерные детали, соотношение предметов и их частей по величине, высоте, расположению относительно друг друга.
24. «Портрет Деда мороза» жесткой полусухой кистью + вата)
Поэтапно (схема) закреплять знание детей о жанре изобразительной деятельности "портрет"; учить правильно располагать части лица. Закреплять приемы рисования красками всей кистью и её кончиком, развитие навыков и умений работы с гуашевыми красками и смешивания цветов на палитре для получения нужных оттенков,
25. «Новогодняя елочка» Тычок, рисование сухой кистью Закрепить умение рисовать новогоднюю елочку. Учить детей правильно изображать её ствол, ветви, пушистую хвою. Развивать цветовое восприятие. искусственная новогодняя ёлочка с шарами; схема поэтапного рисования елочки (ствол, хвоя слева, справа,
26. "Снегурочка" Рисование зубной пастой
Тычок, Поэтапно (схема) Вызвать у детей интерес к сказочному образу, желание передавать его в рисунке; Учить рисовать фигуру человека, соблюдая элементарные пропорции между частями фигуры, передавать характерные особенности наряда Снегурочки: длинная шуба, опушённая мехом;
27. «Снежинка»Ватная палочка Учить детей строить круговой узор из центра, симметрично располагая элементы на лучевых осях. Симметрично располагать узор в зависимости от формы листа бумаги виде розетты.
28. «Белая береза» Рисование сухой кистью Учить передавать в рисунке картину зимней природы создавая образ дерева. Находить красивое композиционное решение (одно дерево на всем листе). Закреплять умение правильно изображать строение дерева.
29. «Белый медведь» Рисование сухой кистью Формировать умение изображать медведя, точно передавая особенности внешнего вида и пропорции. Совершенствовать умение получать необходимый цвет краски для рисования (светло-желтый, голубой, путем смешивания исходных цветов (белого и желтого, белого и синего).
30. «Снеговик» Рисование зубной пастой
Поэтапно (схема) Упражнять детей в рисовании предметов круглой формы; учить передавать в рисунке строение предмета, состоящего из нескольких частей; закреплять навык закрашивания кругов слитными линиями сверху вниз или слева направо всем ворсом кисти.
31. «Пингвиний пляж» печать по трафарету с применением метода тычка сухой жёсткой кистью. Познакомить детей с пингвинами и средой их обитания; расширять знания об окружающем мире; учить рисовать пингвинов с помощью трафаретов с использованием метода тычка.
32. «Белые медведи в пургу» Набрызг Закрепить знания детей о жизни диких животных Севера. Познакомить с нетрадиционной техникой рисования - «Набрызг», используя зубные щетки.
33. «Девочка в русском сарафане Рисование пальчиком
Поэтапно (схема) Учить детей рисовать фигуру человека; продолжать учить рисовать крупно во весь лист. закреплять приемы рисования и закрашивания рисунков красками и карандашами па выбору.
34. Зимушка- зима Рисование свечой и акварель Продолжать знакомить с техникой рисования свечой. Способствовать развитию творческого воображения, фантазии, памяти, глазомера; - воспитывать аккуратность, усидчивость, внимательность, интерес к окружающей природе, прекрасному.
35. «Волшебница зима» Набрызг Закрепить нетрадиционную технику рисования -набрызг. Учить получать изображения, используя новые способы.
Развивать внимание, мышление, мелкую моторику. Воспитывать аккуратность при работе.
36. «Красивые картинки из разноцветной нитки» ниткография (рисование нитью). Продолжать совершенствовать умение детей применять разные нетрадиционные способы рисования. Закрепить технику - ниткография (рисование нитью).
37. «Кукла» Сухая кисть, тычок
Поэтапно (схема) Учить детей рисовать фигуру человека, передавать форму платья, форму и расположение частей, соотношение их по величине более точно. Продолжать учить рисовать крупно, во весь лист. Закреплять приемы рисования и закрашивания рисунка карандашом.
38. «Автопортрет» Сухая кисть, тычок
Поэтапно (схема) Закрепить знания детей о жанре портрета. Учить детей рисовать автопортрет, передавать в рисунке особенности своего лица. Учить правильна располагать части лица. Использовать при рисовании различные способы закрашивания.
39. «Легковой автомобиль» Рисование пальчиками Поэтапно (схема) Познакомить детей с легковым автомобилем, историей его создания, назначением. Учить детей рисовать легковой транспорт, передавать специфические особенности строения машины, придерживаться предложенной последовательности детального изображения объекта,
40. «Танк» Рисование пальчиками Поэтапно (схема) Расширять знания детей об армии, продолжать формировать представления о родах войск, о защитниках Отечества и знакомить детей с военной техникой. Воспитывать любовь к Родине, чувства гордости за свою армию.
41. «Солдат на посту» (восковые мелки + акварель)
Поэтапно (схема) Способствовать умению детей создавать в рисунке образ воина, передавая характерные особенности костюма, позы, оружия.
42. «Папин портрет» рисование с опорой на схемы – фотографии, сухая кисть Учить рисовать мужской портрет, стараясь передать особенности внешнего вида, характер и настроение конкретного человека (папы, дедушки, дяди, брата).
43. «Милой мамочки портрет» (ватные палочки + разноцветная соль)
Поэтапно (схема) Закрепить приемы рисования различными изобразительными материалами. (ватные палочки + разноцветная соль)
Воспитывать чувство любви к матери через приобщение к произведениям искусства, в которых главным является образ женщины-матери. Закрепить знания о жанре портрета.
44. «Мимоза» Тычком набрызг+ аппликация
Закрепить умение рисовать при помощи тычка. Учить рисовать цветы, расширить знания о цветах, развивать эстетическое отношение к окружающему миру; формировать нравственные основы: внимание и любовь к близким, желание делать подарки.
45. «Моя семья» Сухая кисть,
поэтапно (схема) формировать представление детей о семье, как о людях, живущих вместе, проявляющих друг о друге заботу; воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи;
46. «Лебеди на озере» Сухая кисть,
Тычок Расширять знания о водоплавающих птицах. Учить детей рисовать лебедей методом тычка, передавая величину и пропорции частей тела птицы, и различные движения, совершенствовать технику рисования методом тычка для создания выразительности образа.
47. «Лиса» Сухая кисть,
Тычок Учить передавать в рисунке характерные особенности внешнего вида лисы, строение; Совершенствовать умения рисовать, гуашью используя тычок; мелкие детали прорисовывать концом кисти.
48. «Жираф» Рисование ладошкой Учить рисовать жирафа, воспитывать бережное отношение к живой природе, закрепить умение рисовать животных и составлять уравновешенную по формам и правильную по цвету композицию.
49. "Подводный мир" ватные палочки Научить рисовать животных подводного мира, развивать фантазию, творческие способности, способствовать развитию мелкой моторики, внимания.
50. «Золотая рыбка» Пальчиковая живопись
Поэтапно (схема) Формировать умение детей изображать образы крупно, на всей плоскости листа, соблюдать пропорциональность между частями изображения. Закрепить умение аккуратно закрашивать красками, дополнять изображение деталями.
51. «Фламинго» Акварельные краски +мыло Учить рисовать фламинго в нетрадиционной технике. Закреплять умения изображать круг, овал, не отрываясь, всем ворсом кисти. Закреплять умение аккуратно пользоваться красками, продолжать учить смешивать краски на палитре для получения нужного оттенка. Дополнять рисунок интересными деталями,
52. «Музыкальный котик» оттиск поролоновой губкой Закрепить навыки рисования нетрадиционной техникой — оттиск поролоновой губкой, позволяющий наиболее ярко передать изображаемый объект, характерную фактурность его внешнего вида (объем, пушистость).
53. «Пушистые щенки» сухая кисть,
тычок Учить рисовать шерсть щенку методом тычка сухой щетинной кистью, создавать выразительный образ путём рисования глаз, носа, языка ватными палочками, развивать интерес к нетрадиционным техникам рисования, творческое воображение, чувство ритма и цвета
54. «Самолет» Рисование по мокрому
Поэтапно (схема) Упражнять детей в создании образа самолета в полете, используя поэтапный способ рисования; тренировать в закрашивании предметов с помощью разного нажима на карандаш (синим - самолет, светло-синим - небо);
55. «Ракета в космосе» акварель + восковые мелки Закреплять умение правильно пользоваться восковыми мелками; Направлять детей на передачу. соотношение предметов по величине. ракета больше планеты, звезды -маленькие;
56. «Мы летим в космос» граттаж Уточнить представления детей о космосе и космических объектах, - познакомить с новой техникой «граттаж», её применением при рисовании, - учить использовать в работе приём «процарапывания», - уточнить пространственное расположение геометрических фигур, содействовать развитию чувства композиции
57. «Звездное небо» восковые мелки (ку сочки свечи)+ гуашь Закрепить знания детей о космосе. Познакомить их с «космической живописью» с использованием нетрадиционных способов рисования: восковые мелки или кусочки свечи +гуашь, продолжать учить детей работать с гуашью. Совершенствовать умение и навыки детей в свободном экспериментировании с изобразительным материалом.
58. «Подснежники» Акварельные краски + соль Учить детей рисовать подснежники с использованием нетрадиционных техник рисования.
59. «Кораблик» по-мокрому отпечатывание поролоном, рисование ватными палочками. Учить детей рисовать при помощи оттиска поролона соответствующего размера. Закреплять умение удачно располагать изображения на листе. Учить рисовать «по – мокрому».
60. «Радуга- дуга» «всухую» метод «тычка» Учить рисовать радугу в нетрадиционной технике «всухую» методом тычка. Развить интерес к творческой деятельности; воспитывать аккуратность в работе.
61. «Ромашка». Рисование крупой
Познакомить детей с новым нетрадиционным способом рисования крупой для создания выразительности образа цветка ромашки. Формировать у детей любовь и интерес к окружающей природе, давая элементарные знания о ней.
62. «Ветка сирени» Ватные палочки Учить рисовать ветку сирени с помощью ватных палочек, тычка; учить получать дополнительные цвета на палитре; учить передавать образ предмета, характерные признаки.
63. «Голубь» Трафарет Дать детям понятие о том, что белый голубь является символом мира. Развивать умение работать по трафарету, самостоятельно составлять композицию в рисунке.
64. «Божья коровка» Ватные палочки. Учить рисовать выразительный образ насекомого; продолжать учить создавать композицию на основе зеленого листочка; усовершенствовать технику рисования гуашью; учить рисовать точки нетрадиционным способом рисования - ватными пaлочками; закрепить представление о красном, черном и зеленом цвете. Способствовать развитию мелкой моторики, внимания.
65. «Букет тюльпанов» штамп Научить рисовать детей букет цветов с помощью штампа ; совершенствовать умение работать с акварелью; воспитывать аккуратность в работе.
66. «Чайка» сухая кисть,тычок
поэтапно (схема) Научить детей изображать чайку; закреплять знания холодной цветовой гаммы; развивать мелкую моторику рук, умение работать с акварельными красками; воспитывать усидчивость, терпение, аккуратность в работе. углублять и расширять знания детей о Байкале, и его пернатых обитателях.
67. «Ромашки» Поэтапно (схема, симметричное рисование Научить детей изображать цветок симметричного строения. Познакомить с новой техникой симметричного рисования гуашью. Развивать подвижность запястного сустава..
68. «Забавная пчёлка». Мелки,
акварель Научить детей рисовать забавную пчёлку. Познакомить детей с техникой рисования масляными мелками и акварелью; показать последовательное рисование пчёлки.
69. «Одуванчики» Нитки Заинтересовать и побудить дошкольников к рисованию с помощью верёвочки, что развивает зрительно- моторную координацию, мелкую моторику рук детей.
70. «Русские берёзы» сухая кисть,
тычок развивать творческие способности через обучение нетрадиционным видам рисования. Познакомить детей с новым способом рисования; развить интерес к творчеству; развивать творческие способности детей; развивать аккуратность при работе с гуашью.