Алла Куимова
Дополнительная образовательная программа «Песочная фантазия»
▼ Скачать + Заказать документы
Управление образования администрации
Гурьевского муниципального района
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №17 «Улыбка» города Гурьевска»
ПРИНЯТА УТВЕРЖДАЮ
Педагогическим советом Заведующий МБДОУ
Протокол №___ «Детский сад №17 «Улыбка»
от «__» ___ 201__ г. ___ Л. Н. Бурдина
Приказ от «__» __ 201__ г. №__
Публикация «Дополнительная образовательная программа „Песочная фантазия“» размещена в разделах
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная фантазия. Программы для дошкольников
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2018
Дополнительная общеразвивающая программа
для детей _4-5__ лет
Гурьевский район
2017
Автор - составитель: Куимова Алла Николаевна, воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №17 «Улыбка» города Гурьевска»
Куимова, А. Н., Песочная фантазия [Текст] : Дополнительная общеразвивающая программа для детей __4-5_ лет / А. Н. Куимова., – Гурьевск : МБДОУ «Детский сад №17 «Улыбка» города Гурьевска», 2017.- с.
Песок – загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека своей податливостью, способностью принимать любые формы: быть сухим, легким, ускользающим или влажным, плотным и пластичным.
Песок нередко действует на детей как магнит. Прежде чем они успеют осознать, что они делают, их руки сами начитают просеивать песок, строить, играть.
По мере освоения техники рисования песком обогащается и развивается внутренний мир ребенка. Данный вид творчества как средство коррекции психики позволяет маленькому художнику преодолеть чувство страха, выразить в рисунке чувство и эмоции. Дает свободу, вселяет уверенность в своих силах. Владея техники рисования песком, ребенок получает возможность выбора, что в свою очередь, обеспечивает творческий характер детской продуктивной деятельности.
В программе раскрыты этапы песочной терапии, методы, приемы, учебно-тематический план, содержание программы работы с коллективом детей 4-5 лет.
Рекомендовано для воспитателей ДОУ и родителей.
Содержание
Пояснительная записка
Учебно-тематический план
Содержание программы
Диагностический инструментарий
Информационно-методическое обеспечение
Пояснительная записка
Игра с песком, как процесс развития самосознания ребенка и его спонтанной «самотерапии», известна с древних времен. Взаимодействуя с песком, ребенок проявляет чудеса фантазии. Что-то созданное самим ребенком однажды разрушается либо сами создателем, либо кто-то неосторожно раздавит творение – ребенок расстраивается недолго. На прежнем месте, с еще большим энтузиазмом закипает работа. Один сюжет жизни завершается, уступая место следующему. И так бесконечно.
Игры на песке - одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому, мы, взрослые, можем использовать песочницу в ходе развивающих и обучающих занятий. Строя картины из песка, мы в наиболее ограниченной для ребенка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира. При этом мы еще и врачуем собственную Душу, усиливая своего Внутреннего Ребенка.
Давайте обратимся к ребенку, живущему внутри каждого из нас. Наверняка, ему хочется творить что-то свое; ломать, чтобы почувствовать силу, но при этом чувствовать себя защищенным. Эти желания могут реализоваться в играх с песком. Игры с песком – это отражение нашего Взрослого Мира.
Во время занятий наряду с развитием тактильно-кинестечтической чувствительности и мелкой моторики рук, ребенок учится прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти, что очень важно для детей. Но главное - ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа, учится понимать себя и других. Так закладывается база для дальнейшего формирования позитивной коммуникации.
Песок обладает свойством пропускать воду. В связи с этим можно сказать, что он поглощает негативную психическую энергию, взаимодействие с ним стабилизирует эмоциональное состояние.
Так или иначе, наблюдение и опыт показывают, что игра в песок оказывает положительное влияние на психическое состояние детей, стабилизирует эмоциональное состояние.
Ребенок в процессе песочной игры имеет возможность выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания, он освобождается от страхов и пережитое не развивается в психологическую травму.
Актуальность программы
Песочная терапия – научно обоснованный метод креативной терапии, проверенный многолетней практикой квалифицированных специалистов в области психологии. В бессознательном состоянии руки человека становятся языком его внутреннего мира, с помощью которого он строит образы и сюжеты. Анализ песочного творчества приводит к раскрытию внутреннего потенциала, выявлению различных психологических травм, нахождению путей избавления от них. Посредством терапии можно решить многие проблемы, оценить уровень агрессии и избежать стрессов. Погрузившись в творческий процесс, человек начинает лучше понимать себя, контролировать собственное поведение и поведение других.
Наблюдение и опыт показывают, что игра в песок положительно влияет на эмоциональное самочувствие детей, снижает уровень тревожности, агрессивности, нормализацию социального поведения, коррекцию детско-родительских отношений, создание ребенку обстановки внешней безопасности, внутренней защищенности, оказание ему максимальной поддержки. В условиях работы ДОУ были разработаны и внедрены формы естественной деятельности ребенка – различные игры с песком. Песочная терапия является частью совместной комплексной работы специалистов с детьми.
Дополнительная общеразвивающая программа «Песочная фантазия» (далее – Программа) составлена для детей 4-5 лет
Программа разработана в соответствии с примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, которая является инновационным общеобразовательным программным документом для дошкольных учреждений, подготовленным с учетом новейших достижений науки и практики дошкольного образования и соответствует ФГОС ДО.
Цель работы:
Цель программы
1. Развитие творческих способностей с помощью техники рисования песком. Развитие мелкой моторики пальцев рук.
1. Стимулирование самостоятельности и творчества детей в изобразительной деятельности с помощью техники рисования песком.
2. Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность.
3. Развитие познавательных и психических процессов: восприятия (цвета, формы, целостного восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения, пространственных представлений).
4. Развитие фантазии, наглядно-образного мышления, словестно-логического мышления, творческого и критического мышления, побуждая детей к активным свободным действиям кистями обеих рук.
5. Снижение психофизического напряжения.
Задачи программы
Образовательные
1. Учить детей передавать увиденное с учетом развития сюжета
2. Учить выстраивать композиции на песке по образцу
3. Закрепить представления об окружающем мире
Воспитательные
1. Вызывать эмоционально положительное состояние удовольствие от игр и совместной деятельности с другими детьми
2. Воспитывать внимательное отношение к коллективу при организации групповой деятельности
3. Воспитывать слуховое внимание, память и развитие художественно – эстетического вкуса.
4. Воспитывать доброту, бережное отношение ко всему живому
5. «Проигрывание» разнообразных жизненных ситуаций, создание композиций на песке
Развивающие
1. Развивать тонкие тактильные ощущения, мелкую моторику
2. Развивать умение действовать по инструкции
В основу реализации Программы положены следующие принципы:
Педагогические принципы, положенные в основу программы :
1. Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность.
Для этого подбираются задания, соответствующие возможностям ребенка; формулируется инструкция к играм в сказочной форме; исключается негативная оценка его действий, идей, результатов, поощряется фантазия и творческий подход
2. Реальное «проживание», проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями сказочных игр
На основе этого принципа осуществляется взаимный переход воображаемого в реальное, и наоборот.
деятельностный подход;
развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
сочетает принципы научной обоснованности и применимости, т. е. сообщение знаний должно сочетаться с формированием эмоциональной базы и практики поведения;
принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по темам;
принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объёма учебного материала с уровнем развития детей;
принцип наглядности – широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности;
принцип последовательности предполагает планирование изучаемого материала последовательно (от простого к сложному, чтобы дети усваивали знания постепенно, в определённой системе;
принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей;
Основными подходами к формированию Программы являются :
игровой, личностно-ориентированный, индивидуальный
Срок реализации: программа рассчитана на 1 учебный год. Занятия проводятся 1 раз в неделю, по 20 мин. В год предусмотрено 36 занятий.
Использую такие формы и методы работы с детьми, как:
• игры – коммуникации
• Игровые упражнения;
• рисование цветным песком
• элементы сказкотерапии
• музыкальное сопровождение
• занятия проводимые в форме игр-путешествий;
• Исследовательская, практическая деятельность, включающая в себя работу с раздаточным материалом (совочки, формочки, кисточками, элементы экспериментирования, наблюдения.
• Игровая деятельность (обыгрывание ситуаций («песочная буря», «проливной дождь», инсценировка, элементы театрализации).
• Словесные методы – беседы, рассказ педагога, чтение произведений литературы (стихи, сказки, использование фольклорного жанра (потешки, прибаутки).
• Наглядные методы (показ игрушек, рассматривание картин и иллюстраций, моделирование).
• Релаксация.
• Концентрация.
• Функциональная музыка.
• Сказкотерапия.
Формы организации организованной образовательной деятельности : фронтальные.
Развивающая предметно-пространственная среда:
для результативной работы по программе в группе создан «центр изобразительной деятельности», где собраны :
Фигурки людей разного возраста и пола;
Различные детские наборы (лего, барби,бусы, ракушки, киндер-сюрпризы и т. д.);
Наборы животных, птиц, рыб, насекомых, «зоопарк»
Символы социализации: наборы различного вида транспорта (машины, лодки, катера, самолеты, вертолеты, заборы и другие виды ограничений);
Ожидаемые результаты освоения Программы
: Дети становятся более доверчивы к окружающему миру. У детей повысится интерес к узнаванию нового, выростит желание экспериментировать. Мелкая моторика развита в соответствии с возрастом. 8 Ребенок способен адекватно реагировать в различных ситуациях. Познавательные функции развиты на более высоком уровне. Ребенок способен слушать своего собеседника.
После проведения совместной деятельности с использованием песочницы дети научаться последовательно и точно передавать увиденное, с учётом развития сюжета; умеют выстраивать композиции на песке по образцу; после проведённой совместной деятельности у всех детей заметно эмоционально положительное состояние, дети получают удовольствие от игр и совместной деятельности с другими детьми; внимательно относятся к коллективу при организации групповой деятельности.
• игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей: снимает стрессовые состояния, снижает уровень нервно-психического напряжения, поднимает общий эмоциональный тонус, способствует возникновению положительных эмоций;
• дети, вновь поступившие в дошкольное учреждение, легче и быстрее адаптируются к новым условиям жизни;
• песочные игры позволяют получить опыт самостоятельного разрешения конфликтов, совместного преодоления трудностей, дети учатся слушать и слышат другого (формирование эмпатии);
• игры с песком и водой позволяют формировать и развивать познавательный интерес, способность к логическому мышлению;
• в игре с песком и водой у детей формируются психические процессы: мышление, внимание, память, восприятие, речевые функции;
• в песочнице создаются дополнительные возможности развития сенсомоторных функций, особенно тактильной чувствительности.
Учебно-тематический план
№ Название раздела (блока,
темы) Количество часов
Теория Практика Всего
1-4 1.«Здравствуй, песок!»
2.«Чувствительные ладошки»
3.«Дождик»
4.«Осень в песочной стране» 20 60 4
5-8 1. «Правила песочной страны»
2. «В гостях у песочной феи»
3. «Мы волшебники»
4. «Следы на песке 20 60 4
9- 12 1. «Звуки леса»
2. «Во саду ли в огороде»
3. «Песочный ветер»
4. «Угадай что спрятано в песке» 20 60 4
13-16 1. «У бабушки в деревне»
2. «Птичий двор»
3. «Выбери и поставь»
4. «Построим домик для куклы 10 30 4
17-20 1. «Песочные узоры»
2. «Рисование на песке»
3. «Кто к нам приходил?»
4. «Бусы для мамы» 20 60 4
21- 24 1. «Забавные ладошки»
2. «Золотоискатели»
3. «Брось камешек»
4. «Пересыпание песка через воронку» 20 60 4
25-28 1. «Праздничные украшения»
2. «Секретное задание для крота»
3. «Картины на песке»
4. «Солнечные лучики» 10 30 4
29-32 1. «Заборчики»
2. «Норка для мышки»
3. «Цветные заборчики»
4. «Цветной ковер» 20 60 4
33-36
1. «Прекрасный цветок
2. «Мои друзья»
3. «Веселая история»
4. «Путешествие с лягушонком» 20 60 4
Содержание программы
№
Образовательная
деятельность
Формы работы
Сентябрь 1.«Здравствуй, песок!»
2.«Чувствительные ладошки»
3.«Дождик»
4.«Осень в песочной стране» Знакомить детей с правилами поведения в песочнице. Развивать сплоченность детей. Знакомить детей с песком и его свойствами.
Развивать доброжелательность детей. Учить управлять вдохом и выдохом. Учить снимать напряженность, общаться друг с другом.
Регуляция мышечного напряжения, расслабления. Развивать навыки общения.
Учить детей устанавливать тактильный контакт. Развитие тактильной чувствительности, воображения. Снятие внутреннего напряжения.
Занятие
Октябрь 1 «Правила песочной страны»
2. «В гостях у песочной феи»
3 «Мы волшебники»
4. «Следы на песке
Ознакомление с окружающим миром Развитие мышления, речи, моторики.
В моей стране может идти необычный песочный дождик и дуть песочный ветер. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождь и ветер. Смотрите, как это происходит. Ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь. Ребенок закрывает глаза и кладет на песок ладонь с расставленными пальчиками, взрослый сыплет песок на какой-либо палец, а ребенок называет этот палец. Затем они меняются ролями.
Развитие творческого потенциала детей.
Воспитатель с малышом шагает по песку, оставляя следы, при этом можно приговаривать: «Большие ноги шли по дороге: То-о-п, то-о-п, то-о-п. Маленькие ножки бежали по дорожке: Топ-топ-топ! Топ! Топ-топ-топ! Топ!» Взрослый и ребенок могут изменять эту игру, изображая того, кто может оставлять большие и маленькие следы. Большие следы оставляет косолапый медведь. Маленькие следы оставит после себя маленькая белочка.
Ноябрь 1. «Звуки леса»
2. «Во саду ли в огороде»
3. «Песочный ветер»
4. «Угадай что спрятано в песке»
Релаксационное упражнение с использованием музыкального сопровождения.
По взмаху волшебной палочки одна песочница превращается во фруктовый сад, другая — в огород. Детям предлагается посадить сад и огород. После выполнения задания дети рассказывают, что где растет. Взрослый просит ребенка описать овощи и фрукты по форме, цвету, вкусу.
Малыши учатся дышать через трубочку, не затягивая в нее песок. Детям постарше можно предложить сначала сказать приятное пожелание своим друзьям, подарить пожелание песочной стране, «задувая его в песок», можно также выдувать углубления, ямки на поверхности песка. Для этих игр можно использовать одноразовые трубочки для коктейля
Развитие умения представлять предметы по их словесному описанию. Ребенку предлагается, используя миниатюрные фигурки, построить песочную картину под названием «Чего на свете не бывает». После завершения работы ребенка просят рассказать о том, что получилось. Постарайтесь вместе с ним сочинить сказку
Декабрь 1. «У бабушки в деревне»
2. «Птичий двор»
3.«Выбери и поставь»
4. «Построим домик для куклы
Взрослый в игровой форме знакомит ребенка с пространственными представлениями (или закрепляет знания) : «верх – низ», «право – лево», «над – под», «из-за — из-под», «центр, угол». Ребенок по словесной инструкции взрослого пальчиками «ходит, прыгает, ползает» по песку, изображая различных персонажей.
Воспитатель пускает в воде резиновые игрушки. «Смотрите, как уточка плавает. Сейчас я покручу палочкой по воде (делает круговые движения палочкой). Уточка двигается. Вот как интересно! А теперь, Коля, на тебе палочку, покрути ей, и т. д. другим детям. Была одна уточка, а теперь сколько? После воспитатель предлагает вынуть игрушки из воды и оптереть их тряпочкой. Они мокрые, вытирайте игрушки, теперь они стали сухими. Положите игрушки на место. Выльем воду из таза. Вот как она льется.
Ведущий просит ребенка выбрать фигурки животных и поселить их в домики.
сделаем из песка горку. Высокую горку. Помогайте мне. Давайте посадим вокруг горки цветы и кустики (веточки). Вместе с воспитателем дети втыкают их в песок. Вот какой красивый сад! А кто в нем будет гулять? Дети подсказывают, что кукла Нина. Давайте позовем ее. Появляется кукла. «Здравствуйте, дети! Какой красивый сад! Как красиво все кругом! Я хочу построить дом!» -Давайте построим дом для куклы. Строит. Появляется собачка. Для нее строят будку.
Январь 1.«Песочные узоры»
3. «Рисование на песке»
4. «Кто к нам приходил?»
4. «Бусы для мамы» Так как на мокром песке получаются более четкие узоры, дорожки, то их можно использовать в играх на классификацию. Например, по волнистой дорожке идут только люди, по прямой дорожке едут только машины, а на заборчике сидят только птицы — ребенок выбирает нужные фигурки или картинки и ставит их на указанную дорожку. Впоследствии можно развить сюжет и сочинить мини-сказку «Кто, куда, зачем и что случилось?».На мокром песке можно рисовать достаточно четкие лица, обучая ребенка графическим способам обозначения эмоций человека: радость, грусть, злость, страх, удивление.
Развитие творческого потенциала детей.
Ребенок отворачивается, взрослый изготавливает с помощью формочек барельефные/горельефные отпечатки, затем ребенок отгадывает формочку, которую использовал взрослый. Потом они меняются ролями. Формочки предварительно осматриваются и ощупываются, обводятся их контуры. Усложнение задания — игра с новыми формочками без предварительного их ощупывания.
Бусинку за бусинкой соберу на нитку.
Мой подарок знаю, вызовет улыбку.
Маме он понравится и она в ответ
Скажет, что красивей бус на свете нет!
Воспитатель предлагает сделать для мамочки красивые бусы
Февраль 1. «Забавные ладошки»
2. «Золотоискатели»
3. «Брось камешек»
3. «Пересыпание песка через воронку»
Воспитатель и малыш оставляют отпечатки на мокром песке своих рук и ног, а затем дорисовывают их или дополняют камешками, чтобы получились веселые мордочки, рыбки, осминожки, птички и т. д.
Дети вместе со взрослым чертят карту-схему с условными изображениями дерева, реки, гор, леса, домов. Ребенок по данной схеме строит песочную картину. Ребенка просят отвернуться, а в это время взрослый прячет секретики на различных участках картины. На карте-схеме в том месте, где спрятанысекретики, ставится точка. Ребенок поворачивается и отыскивает секретики, следуя карте схеме. Игру можно усложнить. Ребенок прячет секретики сам и отмечает их местонахождение на карте-схеме. Взрослый отыскивает.
Небольшая группа детей стоит или сидит полукругом на расстоянии 2, 5 метра от ящика с песком. Воспитатель предлагает ребенку взять камешек из коробки, указывает как встать на расстоянии 1метр от ящика, предлагает бросить в него камешек. Если камень не попал в цель, предлагает бросить еще раз, но встать ближе.
Воспитатель подводит группу детей (не более 8 человек) к песочнице. Раздает детям бутылочки, ведерки, формочки. Показывает как сыплется песок через воронку, как пересыпается из ведерка в формочку. Затем поливает часть песка, перемешивает совком и показывает, что мокрый песок сыпать нельзя, но из него можно лепить, придавая разную форму. Воспитатель показывает детям как наполнять формочку, прижимать песок пальцами или совком, опрокинуть формочку на борт песочницы, украсить «пирог», «торт».
Март 1 «Праздничные украшения»
2. «Секретное задание для крота»
4. «Картины на песке»
5. «Солнечные лучики» Взрослый пальцем, ребром ладони, кисточкой в верхней части песочницы рисует различные геометрические фигуры (в соответствии с возрастными нормами освоения).Дети украшают фигуры различными мелкими предметами
Песочная фея. Сегодня наши руки могут превращаться в кротов. Вот так. (Взрослый взмахивает руками и складывает их «уточкой», показывая ребенку нарисованные на костяшках пальцев глаза, нос и два зуба.) Хочешь превратить свои ручки в кротов? Надо помочь моему кроту выполнить важное секретное задание под землей. (По желанию ребенка взрослый аккуратно рисует нос и глазки на костяшках его пальцев). Ну, что погружаемся в песок? Смотри и делай, как мой крот.
Развитие творческого потенциала детей
Ребенок на песке рисует любыми способами круг и украшает его различными предметами: камешками, семенами, пуговицами, монетами, бусинами. Ребенок может дать название своему «песочному солнышку».
Апрель 1. «Заборчики»
2. «Норка для мышки»
3. «Цветные заборчики»
4. «Цветной ковер»
Малыш руками лепит заборчики по кругу. За таким забором можно спрятать зайку от злого серого волка. Или катать вдоль него грузовик.
Ребенок вместе с Воспитателем копает небольшие ямки — норки руками или совочком. Затем мама озвучивает игрушку, например, мышку-норушку, пищит, хвалит малыша за такой замечательный домик, просовывая в него игрушку
На столе вперемежку лежат счетные палочки разных цветов. Взрослый просит ребенка выбрать из них синие палочки и построить заборчик синего цвета. Потом — красные палочки и построить заборчик красного цвета. Можно предложить ребенку построить один большой забор, чередуя палочки по цвету.
Взрослый пальцем, рисует большой квадрат. Дети украшают «ковер» различными мелкими предметами.
Май 1.«Прекрасный цветок»
2.«Мои друзья»
3.«Веселая история»
4.«Путешествие с лягушонком» Развивать выдержку, коммуникативные навыки, наблюдательность, память.
Развивать коммуникативные навыки, доброжелательность, эмпатию. Учить замечать положительные качества в людях.
Регуляция мышечного напряжения, расслабления. Развитие памяти, воображения.
Учить детей эффективным способам общения, развивать наблюдательность, память.
Диагностический инструментарий
Система мониторинга в соответствии с ФГОС ДО осуществляется в форме педагогической диагностики и обеспечивает комплексный подход к оценке индивидуальных достижений детей, позволяет осуществлять оценку динамики их достижений по методике
Диагностика проводится два раза в год: вводная (сентябрь) и итоговая (май).
Уровни усвоения программы оцениваются по 3х балльной системе:
• сформирован
• в стадии формирования
• не сформирован
Для проверки знаний детьми используется «Методика
Оценка результатов:
Информационно-методическое обеспечение
Оборудование для образовательной деятельности
Методическое обеспечение
1. Кабачек, О. Л. Волшебный мир библиотеки [Текст] : что ждут от библиотеки дети, и что она может им предложить / О. Л. Кабачек. – М. : РШБА, 2014. – 200 с.
2. Пронин, А. А. Государственное и муниципальное управление в сфере культуры [Текст] / А. А. Пронин, М. Н. Швидко // Мир библиографии. – 2015. - № 1. – С. 56-63.