Анна Таркина
Дополнительная образовательная программа по социально-психологическому направлению «Песочная страна»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Различные исследования в зарубежной и отечественной психологии позволяют говорить о том, что формирование эмоций, коррекция недостатков эмоциональной и коммуникативной сфер должны рассматриваться в качестве одной из наиболее важных задач воспитания. В процессе развития происходят изменения в эмоциональной сфере ребенка. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребенка сознавать и контролировать свои эмоции возрастает. Но сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается, её необходимо развивать.
Публикация «Дополнительная образовательная программа по социально-психологическому направлению „Песочная страна“» размещена в разделах
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная фантазия. Программы для дошкольников
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Программы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2018
Кинетический песок (его еще называют живым) - это инновационная арт-терапевтическая техника, основным инструментом которой является уникальный по своему составу песок. Основу этого продукта(98%) составляет обыкновенный песок и всего 2% - особый полимер, который и придает песку удивительные свойства. Кинетический песок, с одной стороны, пластичен, с другой – текуч. Он замечательно держит форму, при этом легко распадается. «Живой» песок дает ребенку другие тактильные ощущения, нежели обычный песок или пластилин.
Терапевтический эффект игры с песком впервые был замечен К. Г. Юнгом. Он утверждал, что процесс игры в песок высвобождает заблокированную энергию и «активизирует возможности самоисцеления, заложенные в человеческой психике».
Игра ребенка с песком является отражением его бессознательного. С её помощью он выводит наружу свои переживания, внутренние проблемы. Терапия с кинетическим песком – это действенный способ научить ребенка выражать свои чувства, эмоции, переживания. Также это прекрасная возможность для развития мелкой моторики рук, творческих способностей, памяти, мышления, внимания и восприятия. Кинетический песок обладает расслабляющим эффектом, прекрасно снимает стресс. В результате игры с песком ребенок достигает состояния равновесия, уходят тревога и страх.
Для организации игр с песком необходим набор миниатюрных предметов и игрушек:
- наземные животные;
-летающие животные;
-обитатели водного мира;
-деревья и другие растения;
- объекты небесного пространства (солнце, луна, звезды и т. д);
-транспортные средства;
- аксессуары (бусы, пуговицы, ювелирные изделия и т. д.)
- естественные природные предметы (камни, раковины, кристаллы и т. д.)
- фантастические предметы и персонажи мультфильмов, мифов, сказок.
Цель программы : развитие эмоционально-волевой и познавательной сфер ребенка, его коммуникативных навыков.
Задачи:
- развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук;
- снижение психофизического напряжения, гармонизация психоэмоционального состояния;
- развитие познавательных и психических процессов: внимания, памяти, воображения, мышления, восприятия, речи;
- развитие эмоционального и социального интеллекта;
- формирование установки на положительное отношение к себе;
- творческое развитие личности;
- развитие навыков общения.
В программе используются различные формы и методы песочной терапии на основании следующих принципов воспитания и обучения:
- создание стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено и может проявить творческую активность;
- спонтанность проявлений ребенка во время игр с песком;
- исключение негативной оценки действий и результатов ребенка;
- максимальное поощрение фантазии и творческого подхода;
- проигрывание ситуаций вместе с героями сказочных сюжетов;
- доброжелательное отношение к детям.
Данная система занятий разработана по результатам диагностики эмоциональной сферы детей.
Структура занятий:
• Приветствие (настрой на занятие, появление Песочной Феи).
• Разминка (сенсомоторные, тактильные игры с песком).
• Игровая часть (тематическая или сюжетно-ролевая игра).
• Творческое задание (по теме занятия).
• Прощание (завершение занятия, рефлексия).
Возраст детей: от 5 до 7 лет.
Срок реализации:
Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительностью по 30 минут с группой детей, имеющих низкий уровень развития эмоциональной сферы. Наполняемость группы до 6 человек.
Тематическое планирование
№ п/п Тема Содержание
1 Знакомство с Песочной страной 1. Приветствие
2. Разминка
3. Упражнение «Песочные прятки»
4. Упражнение «Следы на песке»
5. Упражнение «Строим домики»
6. Творческое задание
7. Прощание
2 Волшебный лес 1. Приветствие
2. Разминка
3. Творческое задание
4. Упражнение «Дорожка из камешков»
5. Упражнение «Укрась птицу»
6. Упражнение «Построй гнездо»
7. Прощание
3 Острова эмоций 1. Приветствие
2. Творческое задание
3. Разминка
4. Упражнение «Острова эмоций»
5. Упражнение «Остров»
6. Прощание
4 Заколдованный город 1. Приветствие
2. Разминка
3. Упражнение «Создаем новый город»
4. Упражнение «Пылесос»
5. Творческое задание
6. Прощание
5 Африка 1. Приветствие
2. Разминка
3. Упражнение «Голоса животных»
4. Упражнение «Жираф»
5. Упражнение «Африка»
6. Творческое задание
7. Прощание
6 Возвращение ракушки 1. Приветствие
2. Разминка
3. Упражнение «История ракушки»
4. Упражнение «Путь из камней»
5. Упражнение «Найди жемчужину»
6. Упражнение «Река-море»
7. Упражнение «Морское дно»
8. Творческое задание
9. Прощание
7 Путешествие в Цветочную страну 1. Приветствие
2. Разминка
3. Упражнение «Цветы»
4. Упражнение «Алые цветки»
5. Упражнение «Мои желания»
6. Творческое задание
7. Прощание
8 Страна чудес 1. Приветствие
2. Разминка
3. Упражнение «Песочные облака»
4. Упражнение «Страна чудес»
5. Упражнение «Водопад»
6. Творческое задание
7. Прощание
9 Времена года 1. Приветствие
2. Разминка
3. Упражнение «Снежинки»
4. Упражнение «В весеннем лесу»
5. Упражнение «Картина на песке»
6. Упражнение «Осенние листочки»
7. Творческое задание
8. Прощание
10 Прощание с Песочной страной 1. Приветствие
2. Упражнение «Животный мир»
3. Упражнение «Песочный город»
4. Упражнение «Морское дно»
5. Творческое задание
6. Прощание
ЗАНЯТИЯ
Занятие 1. Тема «Знакомство с песочной страной»
Оборудование: кинетический песок, коллекция игрушек, фигурка Песочной Феи, бумага, карандаши.
Ход занятия
Приветствие
Психолог. «Сегодня я предлагаю вам совершить путешествие в одну удивительную страну, которая называется Песочная страна. Живет в этой стране хранительница песка – Песочная Фея».
Песочная Фея : «Ребята, хотели бы вы попасть в мою страну? В моей стране есть правила, которые нужно всем соблюдать и которые нельзя нарушать:
1. Песок должен находиться на своём месте.
2. Шалить и кидаться песком нельзя.
3. Нельзя смешивать песок разного цвета.
4. После игры верни игрушки на свои места и убери песок в контейнер.
5. После игры нужно помыть руки.
Молодцы, ребята, вы очень внимательно меня слушали. Теперь вы знаете, как себя нужно вести в моей стране. Кто какие правила запомнил?» (Дети называют правила работы.)
Разминка
Песочная Фея : «Посмотрите, какой волшебный и красивый песок в Песочной стране».
1. «Положите ладошки на песок и каждый по очереди назовите ему свои имена. А теперь каждый по очереди поздоровайтесь с ним: «Здравствуй песочек!» (во время произнесения этих слов дети произвольно манипулируют песком).
2. Дети ладонями (правой, затем левой) гладят песок. Затем берут песок, сжимают в кулак и рассыпают обратно. (Происходит обсуждение свойств кинетического песка).
3. Дети перетирают песок между ладоней.
Важно при выполнении этих движений предоставить детям больше времени для того, чтобы они могли прислушаться к своим чувствам, ощущениям.
Психолог: «Что вы почувствовали, когда трогали песок, прикасались к нему? Какой он?»
Песочная Фея : «В моей стране живут разные животные, которые оставляют следы на песке. Сейчас ваши руки будут превращаться в животных и тоже оставлять разные следы на песке.
Ползут змейки – кончиками пальцев проводим волнистые линии в песке.
Прыгают зайчики – кончиками пальцев ударяем по поверхности песка.
Идут медвежата – кулаками надавливаем на поверхность песка.
Бегут паучки – двигаем всеми пальцами, будто движутся насекомые.
Игровая часть
Песочная Фея обращает внимание ребят на коллекцию игрушек.
«У меня есть волшебные коробочки, в которых хранятся различные игрушки, необходимые для игры. Вы можете их рассмотреть и подержать в руках»
Упражнение «Песочные прятки»
Песочная Фея : «Игрушки хотят поиграть с вами в песочные прятки. Пусть каждый выберет себе три понравившиеся игрушки, назовет и расскажет о них. Затем вы закроете глаза, а они спрячутся от вас в песок (психолог закапывает игрушки). После того как я скажу: «Открываются глаза, начинается игра», вам нужно найти игрушки в песке и назвать их».
Упражнение «Следы на песке»
Песочная Фея : «Посмотрите какие следы на песке оставляют игрушки. Давайте угадаем чьи они» (дети делятся на пары и угадывают какой игрушке принадлежат следы, оставляемые на песке.)
Упражнение «Строим домики»
Песочная Фея : «Давайте построим для игрушек домики. Выберете игрушку, для которой вы хотите построить дом. Какой он будет формы? Уютно ли будет игрушке жить в нем?»
Творческое задание
Психолог: «Нарисуйте страну, с которой вы сегодня познакомились» (дети на листах с помощью цветных карандашей рисуют страну).
Прощание
Психолог: «Пора прощаться с Песочной страной и Песочной Феей»
Песочная Фея : «Ребята, вам понравилось в моей стране?»
Затем психолог просит ребят положить ладошки на песок и произнести слова : «До свидания, Песочная страна».