Галия Некрасова
Дополнительная образовательная программа «По тропинке к школе»
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание
Пояснительная записка 3
Учебный план 6
Календарно-тематическое планирование 7
Содержание программы 12
Методическое обеспечение 37
Список литературы 38
Приложения 1- 17 39-84
Пояснительная записка
Переход от дошкольного детства к школьному обучению один из самых ответственных в жизни ребенка. Для детского организма требуется мобилизация всех ресурсов и адаптация к переменам в жизни, к перестройке работы всего организма.
Публикация «Дополнительная образовательная программа „По тропинке к школе“» размещена в разделах
Именно в этот период задача всех окружающих ребенка взрослых – обеспечить благоприятные условия для всесторонней полноценной подготовки дошкольника к обучению в школе.
Когда же можно сказать, что ребенок готов к школьному обучению? Большинство родителей считают, что если ребенок умеет считать, читать, то он готов к обучению в школе. Однако, как показывает практика, не всегда высокий уровень интеллектуального развития детей совпадает с их личностной готовностью к школе, у детей чаще всего бывает не сформировано положительное отношение к новому образу жизни, предстоящим изменениям условий, правил, требований. Особое значение в личностной готовности к школе, имеет мотивационный план, т. е. «внутренняя позиция школьника», которая выражается в стремлении ребенка выполнять значимую и оцениваемую деятельность – учебную.
Специально разработанный курс «По тропинке к школе» послужит базовой основой познавательной активности, мотивационной готовности к школе, снижению уровня тревожности.
Поступление в школу – новый этап в жизни ребенка, очень ответственный для самого ребенка и его родителей. Практический опыт показывает, что не все дети готовы к новому этапу в своей жизни и к успешному и безболезненному вхождению в учебную деятельность в школе.
Психологическая подготовка ребенка к обучению в школе является важным шагом воспитания и обучения дошкольника в детском саду. Ее содержание определяется системой требований, которые школа предъявляет ребенку. Эти требования заключаются в необходимости ответственного отношения к школе и учебе, произвольного управления своим поведением, выполнение умственной работы, обеспечивающее сознательное усвоение знаний, установление с взрослыми и сверстниками взаимоотношений, определяемых совместной деятельностью.
Психологи утверждают, что эффективным школьное обучение может быть лишь в том случае, если ребенок обладает нужными и достаточными для обучения качествами. А самое главное новообразование данного возраста это «внутренняя позиция школьника» - умение ориентироваться на систему правил в работе, умение слушать и выполнять инструкции взрослых, работать по образцу. А. В. Запорожец отмечает, что психологическая готовность складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности и познавательных процессов, способности к произвольной регуляции поведения, а также определенной социальной позиции ребенка.
Проблема подготовки детей к школе, несмотря на свою изученность, остается по-прежнему актуальной. С каждым годом усложняются требования обучения, сама программа варьируется в разных учебных заведениях. У детей же, поступающих в первый класс, с каждым годом все больше и больше обнаруживается отклонений в состоянии здоровья, нервно-психическом и функциональном развитии.
Изучая эту проблему, можно выделить несколько главных направлений для работы:
• развитие познавательных процессов;
• формирование наглядно-действенного и наглядно-образного мышления;
• развитие пространственных представлений;
• развитие произвольности;
• мотивация на учебу;
• умение фантазировать;
• проявление самостоятельности.
Программа «По тропинке к школе» направлена на подготовку детей к успешному школьному обучению.
Цель: развитие познавательных процессов при подготовке детей к обучению в школе; профилактика школьной неуспеваемости и дезадаптации.
Задачи:
• Формировать познавательную активность и учебную мотивацию детей.
• Развивать показатели функционального развития: организация внимания, аналитического мышления и речи, зрительное и слуховое восприятие, развитие тонких движений руки и зрительно-моторной интеграции.
• Работать над профилактикой и коррекцией нарушения зрения, осанки и физического самочувствия.
В связи с отсутствием соответствующего Государственного образовательного стандарта по проблеме подготовки детей к школьному обучению, при составлении программы «По тропинке к школе» я опиралась на работы отечественных психологовЛ. С. Выготского,Л. И. Божович, А. В. Запорожец, а так же современных практикующих педагогов-психологов, таких как М. Битянова, Л. Ф. Тихомирова, И. В. Вачков, М. М. Безруких.
Программа «По тропинке к школе» состоит из 18 занятий, составленных с учетом индивидуальных особенностей детей старшего дошкольного возраста, направлена на подготовку детей к успешному школьному обучению.
Курс отличается высокой динамичностью, т. к. помимо интеллектуально-развивающих игр и заданий включает целый комплекс физических и кинезиологических упражнений пальчиковую гимнастику, что позволяет сделать работу детей насыщенной и менее утомительной. Игровая методика обучения является условием и средством обучения детей дошкольного возраста.
Большое значение в данном курсе занятий отводится развитию памяти, обучение приемам произвольного запоминания, что является одним из условий успешной адаптации к школе.
Предлагаемая мною программа состоит из развивающих занятий, составленных с учетом индивидуальных особенностей детей старшего дошкольного возраста.
По форме организации все игры и упражнения можно разделить на:
- групповые («Слова на букву»);
- индивидуальные («Выложи по образцу», «Работа в тетрадях»)
Работа в группе позволяет помимо развития необходимых познавательных процессов, мотивации уделять внимание формированию социально-психологической зрелости; развивать навыки общения, совместной деятельности и т. д.
Возраст детей 6-7 лет.
Срок реализации программы 6 месяцев, вторая половина года.
Форма работы: групповые занятия.
Работа по программе проводится один раз в неделю, начиная со второй половины учебного года.
Количество встреч: 19.
Продолжительность занятий 30 минут.
Количество детей в группе: 8-10 человек.
Разработанная мною программа адресована педагогам-психологам, осуществляющим подготовку детей подготовительных групп к обучению в школе. Так же она может быть интересна педагогам-психологам начальных школ, осуществляющим коррекционную работу с детьми не готовыми к школьному обучению.
Ожидаемый результат:
Дети получают необходимые знания для успешного обучения в школе, а именно:
• сложились мотивы, побуждающие его к обучению;
• умеет ориентироваться на заданную систему заданий;
• способен управлять своим поведением и желаниями;
• умеет внимательно слушать говорящего и выполнять задания, предлагаемые в устной форме;
• имеет адекватную самооценку и уровень притязаний.
Результативность работы будет проверятся следующими методиками:
1. «Узнавание фигуры» Тест Бернштейна (оценка зрительной памяти).
2. Экспресс-диагностика готовности к школе (методика Е. К. Вархотова, И. В. Дятко, Е. В. Сазонова.)
3. «Заучивание 10 слов» (методика А. Р. Лурия)
Учебный план
№ п/п Тема занятия Сроки проведения Кол-во часов
1. Занятие 1. 2-я неделя января 1 час
2. Занятие 2. 3-я неделя января 1 час
3. Занятие 3. 4-я неделя января 1 час
4. Занятие 4. 1-я неделяфевраля 1 час
5. Занятие 5. 2-я неделя февраля 1 час
6. Занятие 6. 3-я неделя февраля 1 час
7. Занятие 7. 4-я неделя февраля 1 час
8. Занятие 8. 1-я неделя марта 1 час
9. Занятие 9. 2-я неделя марта 1 час
10. Занятие 10. 3-я неделя марта 1 час
11. Занятие 11. 4-я неделя марта 1 час
12. Занятие 12. 1-я неделя апреля 1 час
13. Занятие 13. 2-я неделяапреля 1 час
14. Занятие 14. 3-я неделя апреля 1 час
15. Занятие 15. 4-я неделяапреля 1 час
16. Занятие 16. 1-я неделямая 1 час
17. Занятие 17. 2-я неделя мая 1 час
18. Занятие 18. 3-я неделя мая 1 час
19. Занятие 19. 4-я неделя мая 1 час
Итого Занятий - 19 Недель - 19 Часов - 19
Календарно-тематическое планирование
№ п/п Тема занятия Форма контроля Сроки проведения Кол-во часов
1. Занятие 1.
1. Игра – разминка «Овощи»
2. Корректурная проба
3. Пальчиковая гимнастика
4. Работа в тетрадях
5. Игра «Нос-пол-потолок»
6. «Волшебные квадратики»
7. Игра «Путаница»
8. Рефлексия Наблюдение
2-я неделя января 30 мин
2. Занятие 2.
1. Игра – разминка «Домашние животные»
2. Корректурная проба
3. Пальчиковая гимнастика
4. Работа в тетрадях
5. Упр. «Выложи по образцу»
6. Игра «Совушка-сова»
7. Рефлексия Наблюдение 3-я неделя января 30 мин
3. Занятие 3.
1. Игра-разминка «Птицы»
2. Игра «Летает-не летает»
3. Упр. «Найди предмет по заданным признакам»
4. Работа в тетрадях
5. Пальчиковая гимнастика
6. Упр. «Найди недостающий предмет»
7. Рефлексия Наблюдение 4-я неделя января 30 мин
4. Занятие 4.
1. Игра-разминка «Фрукты»
2. Упр. «Слова на букву»
3. Корректурная проба
4. Пальчиковая гимнастика
5. Работа в тетрадях
6. Игра «Нос-пол-потолок»
7. Упр. «Выложи по образцу»
8. Рефлексия Наблюдение 1-я неделя
февраля 30 мин
5. Занятие 5.
1. Игра-разминка «Цветы»
2. Корректурная проба
3. Игра «Какое что бывает»
4. Пальчиковая гимнастика
5. Игра «Бывает -не бывает»
6. Работа в тетрадях
7. Упр. «Геометрические фигуры»
8. Рефлексия Наблюдение 2-я неделя февраля 30 мин
6. Занятие 6.
1. Игра-разминка «Цветы»
2. Корректурная проба
3. Упр. «Третий лишний»
4. Пальчиковая гимнастика
5. Игра «Сесть-встать»
6. Работа в тетрадях
7. Упр. «Геометрические фигуры»
8. Рефлексия Наблюдение
3-я неделя февраляя 30 мин
7. Занятие 7.
1. Игра-разминка «Транспорт»
2. Загадка
3. Корректурная проба
4. Пальчиковая гимнастика
5. Работа в тетрадях
6. Игра «Нос-пол-потолок»
7. Упр. «Выложи по образцу»
8. Упр. «Геометрические фигуры»
9. Рефлексия Наблюдение 4-я неделя февраля 30 мин
8. Занятие 8.
1. Игра-разминка «Транспорт»
2. Упр. «Отгадай предмет по заданным признакам»
3. Корректурная проба
4. Пальчиковая гимнастика
5. Работа в тетрадях
6. Игра «Нос-пол-потолок»
7. Упр. «Выложи по образцу»
8. Упр. «Геометрические фигуры»
9. Рефлексия Наблюдение 1-я неделя марта 30 мин
9. Занятие 9.
1. «10 слов»
2. Упр. «Слова на букву»
3. Игра «Съедобное –не съедобное»
4. Корректурная проба
5. Физ. минутка
6. Работа в тетрадях
7. Упр. «Найди девятое»
8. Упр. «Выложи по образцу»
9. Рефлексия Наблюдение 2-я неделя
марта 30 мин
10. Занятие 10.
1. «10 слов»
2. Упр. «Слова на букву»
3. Игра «Съедобное –не съедобное»
4. Корректурная проба
5. Физ. минутка
6. Работа в тетрадях
7. Упр. «Найди девятое»
8. Упр. «Таблицы внимания»
9. Рефлексия Наблюдение 3-я неделя
марта 30 мин
11. Занятие 11.
1. «10 слов»
2. Упр. «Слова на букву»
3. Игра «Летает - не летает»
4. Корректурная проба
5. Работа в тетрадях
6. Пальчиковая гимнастика
7. Графический диктант
8. Игра «Путаница»
9. Рефлексия Наблюдение 4-я неделя
марта 30 мин
12. Занятие 12.
1. «10 картинок»
2. Игра «Для чего это нужно»
3. Корректурная проба
4. Работа в тетрадях
5. Пальчиковая гимнастика
6. Графический диктант
7. Игра «Поменяйтесь местами те, кто…»
8. Рефлексия Наблюдение 1-я неделя
апреля 30 мин
13. Занятие 13.
1. «10 картинок»
2. Игра «Для чего это нужно»
3. Корректурная проба
4. Работа в тетрадях
5. Пальчиковая гимнастика
6. Графический диктант
7. Игра «Отгадай, что это»
8. Рефлексия Наблюдение 2-я неделя
апреля 30 мин
14. Занятие 14.
1. Упр. «Запомни точно»
2. Корректурная проба
3. Упр. Для коррекции зрения
4. Работа в тетрадях
5. Пальчиковая гимнастика
6. Графический диктант
7. Физ. минутка
8. Игра «Слушай хлопки»
9. Рефлексия Наблюдение 3-я неделя апреля 30 мин
15. Занятие 15.
1. Упр. «Запомни точно»
2. Упр. «Ритм»
3. Корректурная проба
4. Упр. Для коррекции зрения
5. Работа в тетрадях
6. Пальчиковая гимнастика
7. Графический диктант
8. Физ. минутка
9. Игра «Отгадай, что это»
10. Рефлексия Наблюдение 4-я неделя
апреля 30 мин
16. Занятие 16.
1. Упр. «Запомни точно»
2. Упр. «Ритм»
3. Корректурная проба
4. Физ. минутка «Четыре стихии»
5. Работа в тетрадях
6. Пальчиковая гимнастика
7. Графический диктант
8. упр. «Продолжи ряд, начатый художником»
9. Игра «Кто знает, пусть дальше считает»
10. Рефлексия Наблюдение 1-я неделя
мая 30 мин
17. Занятие 17.
1. Упр. «Запомни точно»
2. Корректурная проба
3. Игра «Кто знает, пусть дальше считает»
4. Графический диктант
5. Физ. минутка «Четыре стихии»
6. Упр. «Найди такую же картинку»
7. Игра «Кричалки-шепталки-молчалки»
8. Рефлексия Наблюдение 2-я неделя мая 30 мин
18. Занятие 18.
1. Упр. «Запомни точно»
2. Корректурная проба
3. Игра «Кто знает, пусть дальше считает»
4. Графический диктант
5. Физ. минутка «Четыре стихии»
6. Упр. «Найди тень»
7. Игра «Кричалки-шепталки-молчалки»
8. Рефлексия Наблюдение 3-я неделя мая 30 мин
19. Занятие 19.
1. Игра «Слушай внимательно»
2. Игра «Что изменилось»
3. Сказка о внимательном Иванушке
4. Корректурная проба
5. Физ. минутка «Четыре стихии»
6. Подвижная игра по желанию детей
7. Рефлексия Наблюдение 4-я неделя мая 30 мин
Итого: Недель - 19 9,5 часов