Ирина Михайловна Михайленко
Дополнительная образовательная программа кружковой деятельности в старшей группе «Весёлый пластилин»
▼ Скачать + Заказать документы
Дополнительная образовательная программа кружковой деятельности «Весёлый пластилин» в старшей группе № 3 муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Детский сад № 1 «Светлячок»
города-курорта Железноводска на 2020– 2021 учебный год
Воспитатель - Михайленко И. М.
Срок реализации программы – 1год
2020- 2021г
Оглавление
1. Титульный лист
2. Пояснительная записка
3. Учебно- тематический план
Темочки:
- Бросовый материал. Лепка
- Изостудия, кружок ИЗО
- Лепка. Методические разработки
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Старшая группа
- Темочки
4. Содержание изучаемого курса
5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
6. Список литературы
2. Пояснительная записка
В процессе разработки кружка «Весёлый пластилин» нормативными документами явились следующие:
• Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013- 2020 г;
• Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012№273-ФЗ (ред. От 31.12.2014);
• Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013г № 1155);
• Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013г № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительный общеобразовательным программам»;
• Санитарно- эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 (зарегистрированного в Минюсте России 29 мая 2013г. №28564 с изм. от 04.04.2014);
• Приложение к письму Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобразования и науки России от 11.12.2006г № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
• Устав МБДОУ детский сад №1 «Светлячок».
Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок"
– утверждал В. А. Сухомлинский.
Актуальность:
Творчество любого вида способствует разностороннему развитию ребёнка, раскрывает его личность, творческий потенциал, способность применять освоенные знания и умения для решения нестандартных задач, появляется уверенность в правильности принятия обоснованного решения и их реализации. Лепка из пластилина является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия. В процессе лепки у дошкольников совершенствуется наблюдательность, эстетическое восприятие и эмоции, художественный вкус, творческие способности, мелкая моторика рук. От развития мелкой моторики зависит логическое мышление, внимание, двигательная и зрительная память, воображение, координация движений.
Пластилин – это прекрасный и доступный материал для воплощения самых разных творческих замыслов и фантазий и работа с ним – это прекрасное развивающее занятие для любого ребенка. Тактильная активность, особенно ярко проявляемая детьми именно при играх с пластилином, напрямую влияет на формирование фантазии. Психологи указывают на прямую взаимосвязь между степенью развития у малыша фантазии и его складывающимися интеллектуальными способностями. Таким образом, стимулируя с помощью поделок из пластилина развитие фантазии ребёнка, его способность представлять перед собой образы предметов, которых в действительности нет перед его глазами в данный момент, мы закладываем базу для развития интеллекта ребёнка.
Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Лепка так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии. Лепка как деятельность в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению целого ряд математических представлений.
Еще одной специфической чертой лепки является ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Такая организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения со взрослыми и сверстниками.
Занятия лепкой тесно связаны с ознакомлением с окружающим, с обучением родному языку, с ознакомлением художественной литературой, с наблюдением за живыми объектами.
Создание ребенком даже самых простых скульптур – творческий процесс. А творческое созидание – это проявление продуктивной активности человеческого сознания.
Направленность дополнительной образовательной программы
Цель кружковой деятельности : раскрытие интеллектуальных и творческих способностей через развитие памяти, мышления, внимания, волевых процессов, умение планировать свою деятельность, предвидеть результат; формирование личности ребенка в творческом его развитии.
Необходимо научить детей видеть прекрасное в простом. Взращивать в детских сердцах чувство к прекрасному, к доброму, тогда у них появится желание создать красоту своими руками, что принесёт им чувство удовлетворения. Творческое начало рождает в ребёнке живую фантазию, живое воображение. Успехи в простом придают уверенность в своих силах, и ведет к сотворению более сложного. Лепка из пластилина позволяет реализовать и развить творческие способности детей, дает возможность увидеть окружающий мир другими глазами. Кроме того, работа с пластилином имеет большое значение для всестороннего развития ребёнка, способствует физическому развитию: воспитывает у детей способности к длительным физическим усилиям, тренирует и закаливает нервно-мышечный аппарат ребёнка, воспитывает усидчивость, художественный вкус, умение наблюдать, выделять главное.
Задачи
Обучающие:
• Формировать умение грамотно отбирать содержание для пластилинографии.
• Совершенствовать изобразительные умения.
• Учить детей анализировать форму предмета, объяснить связь между пластической формой и способом передачи её на плоскости с помощью используемых пластических материалов.
• Формировать умение отражать в своих работах обобщенные представления о цикличности изменений в природе.
• Формировать умение создавать многофигурные композиции.
Развивающие:
• Развивать умение детей воплощать в художественной форме свои представления, переживания, чувства, мысли; развивать творческое начало.
• Развивать координационные движения рук в соответствии с характером создаваемого образа.
• Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.
• Развивать воображение, формировать эстетическое отношение к миру.
• Развивать интерес к художественной деятельности.
Воспитательные:
• Воспитывать трудолюбие, аккуратность.
• Воспитывать желание добиваться успеха собственным трудом.
• Воспитывать эстетическое отношение к окружающему миру.
• Воспитывать интерес к произведениям искусства.
Принципы и подходы к формированию программы
- Принцип амплификации детского развития;
- Принцип активности субъекта в процессе развития;
-Принцип развивающего образования;
- Принцип зоны ближайшего развития.
Принципы и подходы к формированию программы
• - Принцип амплификации детского развития;
• - Принцип активности субъекта в процессе развития;
• -Принцип развивающего образования;
• - Принцип зоны ближайшего развития.
Планируемые ожидаемые образовательные результаты
Представленные в программе подходы позволяют наметить к концу года следующие результаты у детей:
• - развитие саморегуляции;
• - развитие навыков и умений трудовой деятельности (самообслуживание);
• -развитие инициативности;
• - развитие познавательной активности;
• -развитие творческого воображения;
• - развитие навыкам продуктивной коммуникации со взрослыми и сверстниками;
• - развитие координации движений рук, ловкости;
• - развитие мелкой моторики;
• - развитие творческих способностей, художественному вкусу.
Форма образовательной деятельности при подведении итогов
• выставка детских работ;
• буклет для родителей и педагогов «Пластилинография для ребят»;
• консультация для родителей: «Развитие у старших дошкольников художественных способностей»;
• проектная деятельность;
• участие детей во всероссийских конкурсах;
Срок проведения: октябрь 2020г - апрель 2021 год
Возрастная группа : дети 5-6 лет
Количество занятий в год: 28
Периодичность занятий: 1 раз в неделю
Принципы построения педагогического процесса.
1. От простого к сложному.
2. Системность работ.
3. Принцип тематических циклов.
4. Индивидуального подхода.
Методы и приемы обучения.
1. Наглядные (показ педагога, пример, помощь).
2. Словесные (объяснение, описание, поощрение, убеждение, использование скороговорок, пословиц и поговорок).
3. Практические (самостоятельное и совместное выполнение поделки).
Форма организации: подгрупповая
Длительность занятий: 25 минут
Место проведения кружка : групповая комната
Методы работы:
• Метод сенсорного насыщения (без сенсорного основы немыслимо приобщение к художественной культуре).
• Метод эстетического выбора («убеждение красотой», направленный на формирование эстетического вкуса.
• Метод разнообразной художественной практики.
• Метод сотворчества (с педагогом, сверстниками).
• Метод эвристических и поисковых ситуаций.
• Метод игровых, творческих ситуаций.
Словесные: рассказ, вопрос, пояснение, художественное слово, анализ.
Наглядные: показ образца, способа действий, демонстрация предметов,
рассматривание.
Практические: пальчиковая гимнастика, физкультминутки, лепка изделий.
Особенной ценностью кружковой деятельности является то, что она предполагает в себе интеграцию нескольких образовательных областей, а это необходимое условие для организации воспитательно-образовательного процесса в условиях введения Федеральных государственных требований.
Наиболее эффективно образовательные задачи решаются в том случае, когда педагог целенаправленно использует интегративный подход при организации образовательного процесса.
Занятия лепкой и пластилинографией интегрируют в себе следующие образовательные области :
Познавательное развитие; речевое развитие». Углубляются знания детей о лепке как о виде творческой деятельности, расширяется кругозор. Происходит развитие всех сторон речи.
«Художественно – эстетическое развитие». В процессе лепки ребенок создает новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средство для его воплощения, в результате происходит развитие продуктивной деятельности, творческих способностей, приобщение к изобразительному искусству, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
«Социально – коммуникативное развитие». Дети включаются в систему социальных отношений через образы своих героев, создается ситуация, стимулирующая эмоциональный отклик на событие.
Ожидаемый результат:
• Дети умеют отламывать от большого куска пластилина небольшие
кусочки;
• Умеют скатывать куски пластилина круговыми движениями рук в
шарики;
• Умеют раскатывать куски пластилина прямыми движениями рук в
столбики, колбаски;
• Умеют надавливать на пластилиновые шарики пальцем сверху;
• Умеют размазывать пластилиновые шарики по картону;
• Умеют прищипывать с легким оттягиванием края пластилиновой
поделки;
• Умеют прищипывать мелкие детали;
• Умеют сплющивать шарики пластилина между пальцами или
ладонями;
• Умеют сглаживать поверхность вылепленной фигуры, места
соединения частей;
• Умеют наносить пластилин в границах нужного контура для создания
плоской пластилиновой картинки на картоне;
• Умеют вытягивать отдельные части из целого куска пластилина;
• Владеют приемами вдавливания середины пластилинового шара,
цилиндра при помощи пальцев;
• Знакомы с использованием стеки;
• Способны украсить поделку узорами при помощи стеки;
• Умеют украшать изделие пластилиновым барельефом.
Кружок «Веселый пластилин» проводится один раз в неделю в четверг в 15.30, длительностью 25 минут.
Кружок посешают всего 15 детей, из них-4 мальчиков, 11- девочек
Оборудование
Пластилин,
стеки,
салфетки бумажные,
салфетки влажные, дочки для лепки,
солёное тесто,
краски для раскрашивания,
картон,
мелкие бусинки, глазки для украшения,
природный материал (каштаны, сосновые и еловые шишки)
3. Учебно-тематическое планирование 2020-2021г
Месяц Тема Длительность
Октябрь «Дождик проказник» 25 мин
«В лес за грибами» 1
«Листья кружатся, падают в лужицы» 1
«Клубочки для котенка» 1
Ноябрь «Астры»
«Овощи на тарелке» 1
«Виноград» 1
«Осенний лес» 1
Декабрь «Снежинка» 1
«Ёлочка – красавица, всем ребяткам нравится»
«Снегири» 1
«Поздравительная открытка» 1
Январь «Пингвины на льдине» 1
1
Апрель «Зонтик»
«Мышка»» .
1
«Проснулись жуки, червячки и другие насекомые» 1
Конец апреля Выставка детских работ
4. Содержание изучаемого курса
Месяц / Неделя Тема Программное содержание
Октябрь
1 неделя «Дождик проказник» Освоение приемов: ощипывание и размазывание маленьких комочков пластилина, закрепление приема скатывания. Воспитывать творческое восприятие окружающего мира. Развивать чувство ритма и цвета.
2 неделя
«В лес за грибами» Беседа с детьми о грибах, о съедобных и несъедобных, рассматривание муляжей грибов, учить рисовать грибы и закрашивать пластилином. Закрепить умение катать шарики и их расплющивать. Воспитывать самостоятельность.
3 неделя «Листья кружатся, падают в лужицы» Освоение приемов: скатывания, примазывание, нанесение мазка. Формировать умение создавать красивую композицию в сотворчестве с воспитателем. Развивать мелкую моторику и ориентировку в пространстве. Воспитывать любовь к природе
4неделя «Клубочки для котенка»
Освоение приемов: раскатывания, сворачивание. Продолжать развивать интерес к новым способам лепки. Развивать мелкую моторику и ориентировку в пространстве
Ноябрь
1неделя «Астры» Учить детей передавать характерные особенности цветов астры: форму цветков, листьев, их цвет. Закрепить умение расплющивать и размазывать шарики пластилина на всей поверхности силуэта. Воспитывать усидчивость, желание доводить начатое до конца.
2 неделя Овощи на тарелке» Формировать у детей обобщенное понятие об овощах. Продолжать учить детей отщипывать,скатывать небольшие кусочки пластилина. Закрепить умение расплющивать шарики на всей поверхности силуэта. Воспитывать усидчивость, желание доводить начатое до конца.
3 неделя «Виноград»
Ознакомить детей с техникой пластилинографии, приемами выполнение декоративных налепов разной форм
4 неделя «Осенний лес» Учить детей отражать в рисунке осеннее впечатления, учит по- разному изображать деревья. Воспитывать усидчивость, желание доводить начатое до конца.
Декабрь
1 неделя «Снежинка» Учить детей передавать образ снежинки. Украшать работу, используя пайетки. Воспитывать усидчивость, желание доводить начатое до конца.
2 неделя «Ёлочка – красавица, всем ребяткам нравится»
Освоение приемов: раскатывание, примазывание. Формировать умение передавать характерные особенности внешнего строения посредством пластилинографии. Укреплять познавательный интерес к природе
3 неделя «Снегири» Познакомить детей с птицей снегирь. Расширить представления о способе создания изображения. Развивать мелкую моторику рук. Закреплять умение работать с пластилином, использовать его свойства при раскатывании и сплющивании. Воспитывать усидчивость, желание доводить начатое до конца.
4 неделя «Поздравительная открытка» Вызвать желание создать поздравительную открытку своими руками. Развивать творческое воображение детей, побуждая их самостоятельно придумать украшение для елочки. Создавать лепную картину с выпуклым изображением. Воспитывать аккуратность, самостоятельность.
Январь
1неделя «Пингвины на льдине» Познакомить детей с животными Севера. Развивать мелкую моторику рук. Закреплять умение работать с пластилином, использовать его свойства при раскатывании и сплющивании.
2 неделя «Разноцветные рыбки»
Освоение приемов: скатывание, раскатывание, примазывание, сплющивание. Стимулировать активную работу пальчиков. Развитие пространственного восприятия.
3 неделя «Веселая неваляшка» Освоение приемов: скатывание, раскатывание, примазывание. Совершенствовать умение составлять поделку из нескольких частей. Формировать умение оформлять поделку дополнительными деталями для выразительности.
Февраль
1 неделя
«Самолет» Освоение приемов: раскатывание, сплющивание. Формировать умение составлять на плоскости предмет, состоящий из нескольких частей, добиваться точной передачи формы предмета,
2 неделя «Ваза с цветами» Учить детей рисовать вазу с цветами. Развивать чувство цвета. Продолжить знакомить с разными приемами и способами техники пластилинографии.
2 неделя «Павлин»
Познакомить детей с произведением П. Ершова «Конек-Горбунок». Обратить внимание детей на диковинную птицу. Формировать композиционные навыки. Воспитывать любовь и уважение к близким людям, желание доставлять радость своей работой.
Март
1 неделя
«Подснежники для мамы» Закреплять умение детей выполнять поделку в технике пластилинографии. Развивать умение любоваться подарком для мамы. Формировать композиционные навыки. Воспитывать любовь и уважение к близким людям, желание доставлять радость своей работой.
2 неделя «Укрась вазу» Продолжать знакомить детей с элементами хохломского узора. Развивать мелкую моторику; чувство формы и композиции. Продолжить знакомить с разными приемами и способами в пластилинографии. Воспитывать интерес и уважение к культуре, национальным традициям и обычаям русского народа.
3 неделя «Весенний пейзаж»
Освоение приемов: скатывание, расплющивание, раскатывание, размазывание. Формировать умение создавать пейзаж в технике «пластилинография»
4 неделя «Букашка»
Освоение приемов: скатывание, раскатывание, сплющивание. Формировать интерес детей к изготовлению поделок из пластилина. Воспитывать интерес к познанию природы.
Апрель
1 неделя «Зонтик» Развивать умение работать в коллективе дружно и аккуратно, творческое и образное мышление детей. Поощрять инициативу детей и желание дополнить композицию
2 неделя «Мышка»» .
Освоение приемов: скатывание, раскатывание, сплющивание, примазывание. Формировать умение создавать пластическую композицию
3 неделя «Проснулись жуки, червячки и другие насекомые»
Обобщить представление о насекомых. Развивать умение работать в коллективе дружно и аккуратно, творческое и образное мышление детей. Поощрять инициативу детей и желание дополнить композицию
4неделя Выставка детских работ Развивать эстетический вкус, творческое воображение. Воспитывать желание заниматься оформлением выставки своих работ для родителей и воспитателей ДОУ.
5. Методическое обеспечение программы
В процессе работы мною использовались следующие дидактические игры:
1. Массаж ладоней рук с Суджок-мячиком
2. «Угадай на ощупь»
3. «Что изменилось?»
4. «Цвета».
5. Пальчиковые гимнастики во время деятельности с детьми
6. Список литературы
1. Давыдова Г. Н. «Пластилинография» - 1,2. – М. : Издательство
«Скрипторий 2003г», 2006.
2. Давыдова Г. Н. «Детский дизайн» Пластилинография- М. : Издательство
«Скрипторий 2003г», 2008.
3. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду.
Программа и методические рекомендации. – М. : Мозаика-Синтез, 2006. – 192с.
4. Запорожец, А. В., Венгер, Л. А. Восприятие и действие. – М. : Просвещение, 2007. – 323с.
5. Комарова Т. С. «Развитие художественных способностей дошкольников» Монография. - М. : МОЗАЙКА_СИНТЕЗ,2015.
6. Комарова Т. С. «Детское художественное творчество» Методическое пособие для воспитателей и педагогов. - М. : МОЗАЙКА- СИНТЕЗ,2015.
7. Лыкова И. А. Дидактические игры и занятия. Художественное воспитание и развитие. М. : Карапуз-Дидактика, 2007.
8.«От рождения до школы». Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вари ант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. - 368 с.
9. Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников М