Татьяна Жучкова
Дополнительная образовательная программа кружка «Дорожная грамота»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
детский сад № 8 «Жемчужинка».
Дополнительная
образовательная программа кружка
«Дорожная грамота»
Возраст детей 4-5 лет
Срок реализации программы 1 года
Содержание
1. Пояснительная записка 3
- направленность программы
- новизна, актуальность
- цель, задачи
- отличительные особенности
- форма, режим занятий
Публикация «Дополнительная образовательная программа кружка „Дорожная грамота“» размещена в разделах
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2016
- ожидаемые результаты
- форма подведения итогов
2. Учебно-тематический план 4
- перечень разделов, содержание,
методическое обеспечение
3. Список использованной литературы. 9
Пояснительная записка.
Программа ориентирована на развитие способностей у детей 5-го года жизни, воспринимать реальный мир города, улицы, правильного поведения на улице, в транспорте и в общественных местах. (разработана на основе программы «Безопасность с детьми младшего дошкольного возраста» автор Шумова И. М, Голицина Н. С.)
Актуальность: решение проблемы безопасного поведения на дорогах и необходимости обучения детей Правилам дорожного движения.
Новизна: частично-поисковый метод направлен на развитие познавательной активности и самостоятельности. Он заключается в выполнении небольших заданий, решение которых требует самостоятельной активности.
Цель: Формирование навыков безопасного поведения на дорогах.
Задачи:
1. Научить применять личный опыт в совместной игровой деятельности.
2. Формировать умение ориентироваться в пассажирском транспорте.
3. Обучать правилам дорожного движения и поведения на улице.
4. Развивать творческие способности и стремление участвовать в игре.
5. Развивать инициативу и самостоятельность, вызвать желание участвовать в кукольном спектакле.
6. Развивать память, внимание и мышление.
Особенности программы : Ребенок в игровой форме получает знания, умения и навыки.
Используемые игры и игровые приемы создают непринужденную творческую атмосферу.
Основная форма: Кружок. Подгрупповая форма обучения.
Режим занятия: 4 раз в месяц. Длительность занятий 15 минут.
Ожидаемые результаты:
1. Знать цвета светофора: желтый, красный, зеленый.
2. Иметь представления о функциональном назначении автобуса.
3. Иметь представление о сигналах светофора.
4. Уметь участвовать в детском спектакле, игре.
5. Уметь правильно вести себя на улице, дороге, тротуаре.
6. Уметь по правилам переходить проезжую часть.
7. Соблюдать элементарные правила безопасности.
Форма подведения итогов: Показ спектакля. «Незнайка на улицах города».
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Тема, вид занятия Задачи Методы и приемы Дата проведения
Вводное Познакомить детей с кружком. Развивать у детей любознательность и познавательный интерес. Создать комфортную для психологического состояния детей обстановку и вызвать положительное отношение к кружку. Игра-беседа, взаимодействие с игровым персонажем, рассказы детей. ОКТЯБРЬ
Экскурсия по поселку Воспитывать любовь к родным местам, закрепить знание названий поселка, улицы, на которой расположены дом, детский сад. Учить узнавать общественные здания, находящиеся на улице: магазин, поликлинику, фабрику. Уточнить знания о транспорте: грузовом, легковом, пассажирском. Научить правилам поведения на улице и в общественных местах. Развивать наблюдательность и память. Расширять представления об улице. Наблюдение, беседа, рассматривание зданий, использование загадок, задание «Найти тротуар». ОКТЯБРЬ
«Всем ребятам нужно знать, как по улице шагать».
Беседа. Познакомить детей с работой светофора, о назначении и о его сигналах. Научить различать цвета (красный, желтый, зеленый). Развивать слуховое внимание и память. Знакомить с правилами для пешеходов. Воспитывать желание самостоятельно пользоваться полученными знаниями. Учить правилам перехода улицы. Обсуждение, игра «Транспорт», вопросы, задания, «Найди нужный цвет», рассматривание макета улицы, чтение отрывка из стих. К. Чуковского «Айболит», использование загадок. ОКТЯБРЬ
Рисование «Наша улица» (коллективная работа) Развивать интерес к изобразительной деятельности. Вызвать положительно-эмоциональный отклик на предложение рисовать. Учить дополнять рисунок изображениями, соответствующими теме. Развивать самостоятельность, творчество дошкольников. Рассматривание незаконченной картины. Проблемная ситуация «Что не так?», поиск решения исправления предложенной ситуации. Чтение стихов о транспорте. Обсуждение выполненной работы. ОКТЯБРЬ
Наблюдение за автобусом Дать детям представление об автобусе, его функциональном значении. Развивать наблюдательность. Рассматривание автобуса, беседа, объяснение, вопросы к детям, рассуждения детей. НОЯБРЬ
Труд водителя (беседа) Расширять знания детей о профессии водителя, о транспорте. Показать его общественную значимость. Разгадывание загадки про водителя, рассматривание иллюстрации по данной теме, вопросы, побуждающие дать характеристику деятельности водителя, словесные игры на активизацию словаря. НОЯБРЬ
Творческая игра
«Автобус». Упражнять в навыках правильного поведения в транспорте, способствовать формированию культуры речевого общения. Развивать социальное поведение, навыки правильного общения в транспорте, фантазию, речь. Знакомить детей с новой игрой, ее правилами, учить детей ориентироваться в пространстве. Игровая ситуация, распределение ролей, вопросы игровая мотивация, использование схем, дидактическая игра «Угадай транспорт», флажки, макет автобуса. НОЯБРЬ
«Путешествие по городу» Сюжетно-ролевая игра. Учить детей правилам поведения в транспорте и общественных местах. Развивать диалогическую речь. Создавать у детей положительный эмоциональный настрой. Развивать смекалку и сообразительность. Игровая ситуация, распределение ролей, сказочный герой, создание проблемной ситуации, поиск решений, размышление детей вслух о том, как лучше поступить в том или ином случае. НОЯБРЬ
Дидактическая игра «Куда едут машины?» Закрепить представления о назначении разных видов пассажирского транспорта. Познакомить детей с основным правилами движения машин и поведения пассажиров. Игровая проблемная ситуация, поисковая деятельность детей, вопросы поискового характера, пояснение, совместные практические действия детей. ДЕКАБРЬ
Игра-соревнование «Водитель, на старт» Развивать качества продиктованные социально-половой ролью, воспитывать чувство гордости за свою половую принадлежность. Удовлетворять потребности детей, соревноваться побеждать. Использовать виды игровой деятельности, обеспечивающие становление смелости, ловкости и сообразительности. Развивать умение действовать с правилами игры и полученной инструкцией. Использование считалки для выбора «водителей», создание проблемной ситуации, вопросы поискового характера, спортивные задания. ДЕКАБРЬ
«Цветные автомобили»
Аппликация. Учить детей создавать образ из отдельных частей. Развивать у детей умение правильно располагать на листе бумаги заготовки автомобилей, рассказывая о последовательности их наклеивания. Рассматривание образца, иллюстраций и плакатов, показ, объяснение, подведение итогов, выставка работ. ДЕКАБРЬ
Чтение художественного произведения «Служебные машины» М. Дружинина Обучать детей умению внимательно слушать и понимать содержание прочитанного. Закрепить знание о значимости служебных машин. Взаимодействие с игровым персонажем. Создание проблемной ситуации, совместное обсуждение, словесное рисование служебного автомобиля. ДЕКАБРЬ
«Ребенок на улицах города».
Беседа Учить детей элементарным правилам поведения на улице (где можно и нельзя играть)правилам дорожного движения.
Расширять у детей знания о правилах поведения пешеходов. Воспитывать желание применять полученные знания в жизни. Рассматривание картин с изображением милиционера, картина «Машины на улице города», использование загадок, макет светофора, показ, рассматривание картин, вопросы, вывод. Дидактическая игра «Подумай- отгадай». ЯНВАРЬ
Рисование (гуашь) «Пешеходный переход» Закрепить умение рисовать прямые линии. Развивать умение располагать изображение на листе. Побуждать оказывать помощь, тем кто в ней нуждается. Игровая ситуация с использованием сказочного персонажа, вопросы поискового характера, рассказы детей, игровая мотивация, сотрудничества, анализ и оценка детской деятельности. ЯНВАРЬ
Чтение художественного произведения «Шагая осторожно» С. Михалков Обучать детей умению внимательно слушать и понимать содержание прочитанного. Взаимодействие с игровым персонажем. Создание проблемной ситуации, совместное обсуждение. ЯНВАРЬ
«Если ты потерялся на улице?»
Беседа. Учить детей правилам поведения на улице. Расширять представления об улице. Развивать внимание, память и мышление. Иллюстрации, разрезные картинки, вопросы, обсуждения и сравнения, рассказ воспитателя, поиск решений, разгадывание загадок, ситуация предложение (вовлечение детей в активный поиск). ФЕВРАЛЬ
Аппликация «Наша улица» (коллективная работа) Учить детей создавать образ из отдельных частей. Развивать у детей умение правильно располагать на листе бумаги заготовки, рассказывая о последовательности их наклеивания. Рассматривание незаконченной картины. Проблемная ситуация «Что не так?», поиск решения исправления предложенной ситуации. Чтение стихов о транспорте. Обсуждение выполненной работы. ФЕВРАЛЬ
Рисование «Мой дом». Закреплять умение рисовать прямые линии. Развивать умение располагать изображение на листе. Побуждать оказывать помощь, тем кто в ней нуждается. Развивать самостоятельность. Игровая ситуация с использованием сказочного персонажа, вопросы поискового характера, рассказы детей, игровая мотивация, сотрудничества, анализ и оценка детской деятельности. ФЕВРАЛЬ
Чтение художественного произведения «Моя улица» С. Михалков. Обучать детей внимательно слушать и понимать содержание прочитанного. Взаимодействие с игровым персонажем. Создание проблемной ситуации, совместное обсуждение. ФЕВРАЛЬ
«Светофор» Просмотр видеофильма. Дать детям знание о работе светофоре и его назначение. Совместное обсуждение увиденного, словесные игры на активизацию словаря. МАРТ
Дидактическая игра «О чем говорит светофор?» Формировать знания о работе светофора, его назначении. Уметь различать цвета (красный, желтый, зеленый). Игровая проблемная ситуация, поисковая деятельность детей, вопросы поискового характера, пояснение, совместные практические действия детей. МАРТ
Словесная игра «Доскажи словечко»
«Считалка»(разучивание) Закреплять у детей знание о сигналах светофора и их назначении. Развивать умение четко проговаривать каждое слово. Воспитывать умение использовать считалку в игре. Взаимодействие с игровым персонажем. Создание проблемной ситуации, совместное обсуждение. МАРТ
«В гостях у светофора» (развлечение) Закрепить знания детей о работе светофора, его назначении. Уметь различать цвета (красный, желтый, зеленый). Взаимодействие с игровым персонажем, игры- беседы с персонажем, создание проблемной ситуации, игровые упражнения творческого характера «Я начну, а ты закончи», сотрудничество, создание у детей хорошего настроения и дружеской атмосферы. МАРТ
Подвижная игра «Цветные автомобили» Знакомить детей с новой игрой, ее правилами. Обучать детей ориентироваться в пространстве. Игровая проблемная ситуация, совместные практические действия детей, использование считалок. АПРЕЛЬ
Дидактическая игра «Чего не стало» Закреплять знания о работе светофора, его назначении. Уметь различать цвета (красный, желтый, зеленый). Закреплять знания правил для пешеходов (пешеходный переход, тротуар). Игровая проблемная ситуация, поисковая деятельность детей, вопросы поискового характера, пояснение, совместные практические действия детей. АПРЕЛЬ
Пословицы (заучивание) Знакомить детей с пословицами. Развивать выразительность речи, память. Взаимодействие с игровым персонажем. Создание проблемной ситуации, совместное обсуждение. АПРЕЛЬ
Чтение художественной литературы «Мостовая для машин, тротуар для пешехода».М. Кривич, О. Ольгин. Обучать детей умению внимательно слушать и понимать содержание прочитанного. Взаимодействие с игровым персонажем. Создание проблемной ситуации, совместное обсуждение. АПРЕЛЬ
«В гости к бабушке»(развлечение) Закрепить у детей знание о пассажирском транспорте. Развивать смекалку и сообразительность. Уточнять объем знаний и навыков, приобретенных детьми за год. Создать положительный эмоциональный настрой у детей. Взаимодействие с игровым персонажем, игры- беседы с персонажем, создание проблемной ситуации, игровые упражнения творческого характера «Я начну, ты закончи», сотрудничество. МАЙ
Изготовление пригласительных открыток. Аппликация. Учить детей создавать образ из отдельных частей. Развивать у детей умение правильно располагать на листе бумаги заготовки, рассказывая о последовательности их наклеивания. Рассматривание образца, иллюстраций, показ, объяснение, подведение итогов, выставка работ, использование образцов. МАЙ
«Незнайка на улицах города»
Развлечение (кукольный спектакль). Развивать творческие способности. Воспитывать чувство заботы, желание доставлять радость окружающим, чувство коллективизма. Создать положительный настрой у детей. Мотивация, выбор ролей, показ спектакля, изготовление пригласительных билетов. МАЙ
Список используемой литературы:
1. Л. М. Щипицына и др. «Азбука общения».СПб. 1998 г.
2. В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова «Развитие детей младшего дошкольного возраста». Воронеж, 2001 г.
3. В. Р. Клименко «Обучайте дошкольников правилам дорожного движения». М,1973 г.
4. М. Р. Максиняева и др. «Методические рекомендации по организации работы с детьми дошкольного возраста по безопасности жизнедеятельности».М,1994 г.
5. Н. В. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина «Безопасность» СПб: «Детство –пресс» 2004 г.
6. К. Ю. Белая, В. Н. Зимонина, Л. В. Куцакова, С. И. Мерзлякова, В. Н. Сахарова, Л. А. Кондрыкинская «Как обеспечить безопасность дошкольников» М. «Просвещение» 2000 г.