Людмила Петрова
Дополнительная образовательная программа художественной направленности «Непоседы» для детей 3–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
ПРИНЯТО
на педагогическом совете
Протокол № ___
«___»___2019 год
УТВЕРЖДЕНО
Заведующий МБДОУ № 118
___ Редникова Н. С.
«___»___2019 год
Дополнительная образовательная программа
художественной направленности
«Непоседы»
Срок реализации 2 года
1 год обучения – дети 3-4 лет,
2 год обучения – дети 4-5 лет
Петрова Л. В.
Музыкальный руководитель
Публикация «Дополнительная образовательная программа художественной направленности „Непоседы“ для детей 3–5 лет» размещена в разделах
- Изостудия, кружок ИЗО
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2019
Первая квалификационная категория
г. Оренбург, 2019 г.
Содержание
№п/п Основные разделы программы Стр.
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка 3
1.2. Актуальность 4
1.3. Методологическая основа 4
1.4. Принципы реализации программы 5
1.5. Цель и задачи реализации программы 5
1.6. Особенности возрастной группы детей 6
1.7. Планируемые результаты освоения программы 8
1.8. Формы подведения итогов реализации программы 8
2. Содержательный раздел
2.1. Особенности методики проведения занятия 9
2.2. Структура занятий 10
2.3. Характеристика разделов программы 10
3. Организационный раздел
3.1. Условия и формы реализации программы 12
3.2. Расписание занятий 12
3.3. Обеспеченность методическим материалом и средствами обучения 12
3.4. Список литературы 13
4. Приложение 1
4.1. Календарно-тематический план 3-4 года
4.2. Календарно-тематический план 4-5 лет
5. Приложение 2
1. Целевой раздел программы
1.1 Пояснительная записка
Дошкольный возраст - один из наиболее важных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека. В период от трех до семи лет ребенок интенсивно растет и развивается. Двигательная активность и игра как ведущий вид деятельности особенно важны в этом возрастном периоде, поэтому физическому воспитанию должно уделяться как можно больше времени и внимания.
Программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Ориентирована на работу с детьми дошкольного возраста, независимо от наличия у них специальных физических данных. Программа призвана воспитывать хореографическую культуру и прививать начальные навыки в искусстве танца.
Новизна программы основана на использовании нетрадиционных видов упражнений: игропластики, пальчиковой гимнастики, игрового самомассажа, музыкально-подвижными играми.
Данная программа разработана на основе нормативно-правовых документов, регламентирующих организацию деятельности дошкольных образовательных организаций :
• Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
• Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014г. № 1726р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»
• Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. № 1155)
• «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования» (приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года № 1014 г. Москва)
• Комментарии Минобрнауки России к ФГОС дошкольного образования от 28.02.2014 г. № 08-249
• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013г. № 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (СанПин 2.4.1.3049-13)
• Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015г. № 09–3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ»
• Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
1.2. Актуальность
В настоящее время со стороны родителей и детей растет спрос на образовательные услуги в области хореографии. В «век гиподинамии» хореография является дополнительным резервом двигательной активности детей, источником их здоровья, радости, повышения работоспособности, разрядки умственного и психического напряжения, а, следовательно, одним из условий их успешной подготовки к учебной и трудовой деятельности.
Программа ориентирует детей на приобщение к танцевально-музыкальной культуре. Движение и музыка, одновременно влияя на ребенка, формируют его эмоциональную сферу, музыкальность и артистичность, воздействуют на его двигательный аппарат, развивают слуховую, зрительную, моторную память. Система занятий воспитывает коммуникабельность, трудолюбие, умение добиваться цели, формирует эмоциональную культуру общения. Работа над музыкальностью, координацией, пространственной ориентацией помогает детям понять себя, лучше воспринимать окружающую действительность, свободно и активно использовать свои знания и умения не только на занятиях танцем, но и в повседневной жизни.
1.3. Методологическая основа
Движения под музыку издавна применялись в воспитании детей (Древняя Индия, Китай, Греция). Но впервые рассмотрел танец и обосновал его в качестве метода музыкального воспитания швейцарский педагог и композитор Эмиль Жак-Далькроз (1865-1950). Перед танцем он, прежде всего, ставил задачу развития музыкальных способностей, а также пластичности и выразительности движений. Обучать танцу необходимо всех детей, развивая в них глубокое "чувствование", проникновение в музыку, творческое воображение, формируя умение выражать себя в движениях. В этом отражается художественное направление программы. Эффективность хореографии как образовательной программы в ее разностороннем воздействии на опорно-двигательный аппарат, сердечнососудистую, дыхательную и нервную системы человека. Эмоциональность достигается не только музыкальным сопровождением и элементами танца, входящими в упражнения танцевально-ритмической гимнастики, но и образными упражнениями, сюжетными композициями, которые отвечают возрастным особенностям дошкольников, склонных к подражанию, копированию
действий человека и животных. В связи с этим проблема разработки программы по хореографии с учетом ФГОС становится наиболее актуальной
1.4. Цель и задачи.
Цель: развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки у детей посредством танцевально-игровой деятельности.
Задачи:
1. Образовательные
• Способствовать развитию восприятия музыки. Понимать ее содержание.
• Способствовать развитию музыкального кругозора и познавательного интереса к музыке.
• Формировать правильную осанку, красивую походку.
2. Развивающие.
• Развивать умение ориентироваться в пространстве. Развивать чувство ритма, музыкальный слух.
• Развивать умение согласовывать движения с музыкой
3. Воспитательные:
• формировать навыки самостоятельного выражения движений под музыку;
• воспитывать умения эмоционального выражения, раскрепощенности и творчества в движениях;
• развивать лидерство, инициативу, чувство товарищества, взаимопомощи и трудолюбия.
1.5. Принципы и подходы к формированию программы
Эффективность решения данных задач зависит от правильного подбора принципов и походов в воспитании и развитии детей.
1. Принцип систематичности и последовательности:
для полноценного совершенства музыкально-ритмических движений соблюдать системность, непрерывность всего материала.
2. Принцип оздоровительной направленности :
при проведении занятий учитывать возрастные особенности детей, их физическую подготовку и соблюдать рациональную двигательную нагрузку
3. Принцип доступности и индивидуализации:
музыкальный образ, характер, настроение музыкального произведения должны быть понятны детям; движения доступны двигательным возможностям детей (с точки зрения координации движений, ловкости, точности, пластичности); понятными по содержанию игрового образа. Учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка, его интересы и возможности.
4. Принцип гуманизации:
все занятия строятся на основе комфортности, доверительного общения с взрослым и сверстниками.
Основные физиологические принципы:
- рациональный подбор упражнений;
- равномерное распределение нагрузки на организм;
- постепенное увеличение объема и интенсивности нагрузки.
1.6. Особенности возрастной группы детей
Четвертый год жизни
Дети младшего дошкольного возраста чрезвычайно непосредственны и эмоциональны. Движение, особенно под музыку, доставляет им большую радость. Однако возрастные особенности строения тела (короткие руки и ноги, большая голова, короткое туловище, протекания нервных процессов и их зрелости сказываются на двигательных возможностях детей. Движения малышей еще недостаточно точные и координированные, не развито чувство равновесия, поэтому объем и разнообразие двигательных упражнений ещё невелики и все они носят, как правило, подражательный характер.
Приоритетными задачами являются: воспитание интереса к музыке, потребности в движениях под музыку; развитие слухового внимания, умения выполнять движения в соответствии с характером и темпоритмом музыки; обогащение слушательского и двигательного опыта, умение осмысленно использовать выразительные движения в соответствии с музыкально-игровым образом.
Пятый год жизни
На пятом году жизни совершенствуются умения в музыкально-ритмической деятельности. Дети уже гораздо лучше ориентируются в пространстве, развивается ритмичность движений. Двигаясь под музыку, они начинают более осознанно различать отдельные
элементы музыкальной выразительности (изменения темпа, ритма, динамики, различают простейшую двух- и трехчастную форму, танцевальные жанры (плясовая, полька, начинают чувствовать развитие музыкального образа, характерными движениями передают некоторые особенности звучания. Овладевают запасом гимнастических движений, несложными танцевальными движениями, характерными для плясовой и польки. Активно проявляют себя в музыкальных играх, создавая образы птиц, зверей как по подражанию взрослому, так и самостоятельно. Вместе с тем точность, ритмичность, выразительность движений под музыку ограничены.
У детей начинают развиваться творческие способности во всех видах музыкальной деятельности: в движениях под музыку дети также проявляют творчество: используют знакомые танцевальные движения в свободных плясках и, по-своему комбинируя их, создают оригинальные игровые образы.
Индивидуальные особенности
Занятия по игровой ритмике в детском саду подойдут абсолютно любому ребенку. Детям, не имеющих проблем с опорно-двигательным аппаратом, занятия помогают развивать пластичность тела, учат чувствовать музыку, попадать в такт. Легкая и незамысловатая гимнастика нравится детям тем, что не вызывает затруднений во время выполнения движений.
Педагог в процессе наблюдений определяет уровень индивидуального развития своих воспитанников и на этом основании подбирает специальный, индивидуально-ориентированный материал (танцы, упражнения, игры) с тем, чтобы раскрыть способности каждого ребенка, «высветить» наилучшим образом его умения и скрыть недостатки. Этот специально подобранный (или придуманный вместе с ребенком) репертуар разучивается с подгруппами или индивидуально. При этом ставится задача подведения детей к выразительному, самостоятельному исполнению композиции.
При организации занятий используется дифференцированный подход к детям. Дети условно делятся на
2 подгруппы:
В первую подгруппу входят дети первой группы здоровья, имеющие средний и высокий уровни двигательной активности и хорошую физическую подготовленность. Этим детям можно увеличить нагрузку и темп.
Вторую подгруппу составляют дети второй и третьей групп здоровья (часто болеющие дети, дети, имеющие некоторые функциональные и морфологические отклонения, с низким уровнем двигательной активности и слабой физической подготовленностью. В этой подгруппы необходим замедленный показ движений и четкие объяснения.
Занятия кружка проводятся 1 раза в неделю 15 минут (младший дошкольный возраст) и 20 минут (средний возраст). Время занятий рассчитано в соответствии с требованиями СанПиНа 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций». Постановление от 15 мая 2013 года № 26, а также особенностями детей : физиологическими, психическими и составляет в младшей группе – 15 минут, в средней – 20 минут, в старшей – 25 минут, в подготовительной – 30 минут.
1.7. Планируемые результаты освоения программы
К концу 1 года обучения ребенок должен:
называть знакомые игры, танцы;
в общих чертах уловить контрастный характер музыки и движений, понять игровое содержание;
Уметь элементарно ориентироваться в пространстве;
выразительно передавать в движении характер музыки;
Стараться ритмично выполнять движения под музыку;
исполнять танцы самостоятельно этого года обучения;
Импровизировать, передавая наиболее яркие особенности игрового образа;
Уметь выполнять танцевальные движения.
К концу 2 года обучения ребенок должен:
знать правила безопасности при занятиях физическими упражнениями с предметами и без предметов.
владеть навыками по различным видам передвижений по залу и иметь определённый «запас» движений в общеобразовательных и танце-
вальных упражнениях.
передавать характер музыкального произведения в движении.
владеть основными хореографическими упражнениями по программе.
уметь исполнять ритмические, бальные танцы и комплексы упражнений под музыку.
1.8. Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы.
Наблюдение процесса двигательной деятельности ребенка, заполнение Карты наблюдения (1 раз в год –май)
Изучение и анализ двигательной деятельности ребенка, внесение информации в Карту наблюдения.
Развлечение «Праздничный концерт»
Результативность, эффективность реализации программы определяется выявлением уровня умений и навыков детей методом педагогического наблюдения по следующим параметрам:
1. Основные виды движений – умение детей правильно, четко выполнять основные виды движений (ходьба, бег, прыжки)
2. Техника танцевальных движений. – оценивается «чистота» выполнения танцевальных движений, умение выполнять движения точно под музыку (чувство ритма)
3. Эмоциональное восприятие и исполнение – оценивается умение эмоционально воспринимать и откликаться на музыку различного характера. Умение выражать в движении, мимикой характер произведения. Понимать содержание произведения, уметь эмоционально передавать игровое содержание произведение образного характера.
4. Игровое творчество – оценивается умение детей самостоятельно находить движения для создания образов персонажей.
5. Танцевальное творчество – оценивается умение использовать знакомые движения свободной пляске. Умение самостоятельно придумывать новые движения.
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1 Особенности методики проведения занятия по программе.
Все разделы программы объединяет игровой метод проведения занятий. Так, в танцевально-ритмическую гимнастику входят разделы: игроритмика, игрогимнастика и игротанец. Нетрадиционные виды упражнений представлены: игропластикой, игровым самомассажем, музыкально-подвижными играми. Игровой метод придает учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоение упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребенка
Помимо основных видов движений: (ходьба – бодрая, спокойная, на полупальцах, на носках, топающим шагом, вперед и назад (спиной, с высоким поднимание колена в разном темпе и ритме, ходьба на четвереньках, бег – легкий, ритмичный, передающий различные образы («бабочки», «птички», «ручейки» и т. д., широкий («волк», острый (бежим по «горячему песку»);Прыжковые движения – на двух ногах на месте и с продвижением вперед, прямой галоп – «лошадки», легкие подскоки;
общеразвивающих упражнений (на различные группы мышц и различный характер, способ движения (упражнения на плавность движений, махи, пружинность); упражнения на гибкость, плавность движений)
в программу включены разнообразные произведения для ритмических движений: народных, современных детских песен и некоторых доступных произведений изобразительного характера композиторов-классиков (например, из «Детского альбома» П. Чайковского: «Баба Яга», «Новая кукла», «Марш деревянных солдатиков» или из «Бирюлек» М. Майкопара: «Мотылек», «В садике» и др. ,имитационные движения – разнообразные образно-игровые движения, раскрывающие понятный детям образ, настроение или состояние (веселый или трусливый зайчик, хитрая лиса, усталая старушка, бравый солдат и т. д.). Умение передавать динамику настроения, например, «обида – прощение – радость»; Плясовые движения –элементы народных плясок, доступных по координации, например, поочередное выставление ноги на пятку, притоптывание одной ногой, «выбрасывание» ног, полуприседания и полуприсядка для мальчиков и др. (однонаправленные и симметричные, акробатические упражнения, игровой стретчинг, игровой самомассаж.
2.2. Структура занятия
1 часть подготовительная (Игрогимнастика)-2-3 мин
Кол-во упражнений 2-3
2 часть основная (игроритмика, ОРУ, танцевальные элементы, игротанцы) –
9-12 мин
Кол-во упражнений-7-11
3 часть заключительная (музыкально-подвижные игры) -2-3 мин
Кол-во упражнений-2-3
2.3. Характеристика разделов программы
1. Игроритмика. Специальные упражнения для согласования движений с
музыкой.
Первый год обучения 3-4 года
Хлопки в такт музыки. Ходьба, сидя на стуле. Акцентированная ходьба. Акцентированная ходьба с одновременным махом согнутыми руками. Движения руками в различном темпе. Различие динамики звука «громко – тихо». Выполнение упражнений под музыку.
Второй год обучения 4-5лет
Хлопки и удары ногой на каждый счет и через счет, только на первый счет. Выполнение простейших движений руками в различном темпе.
2. Игрогимнастика.
Первый год обучения 3-4 года
Строевые упражнения. Построение в шеренгу и колонну по команде. Передвижение в сцеплении. Построение в круг и передвижения по кругу в различных направлениях за педагогом. Построение врассыпную, бег врассыпную. Перестроение из одной шеренги в несколько по ориентирам.
Второй год обучения 4-5 лет
Построение в шеренгу и колонну. Повороты переступанием по команде. Перестроение в круг. Бег по кругу и по ориентирам («змейкой»). Перестроение из одной шеренги в несколько по образному расчету и указанию педагога. Передвижение в обход шагом и бегом.
3. Общеразвивающие упражнения и строевые упражнения.
Построение в шеренгу и в колонну по команде. Передвижение в сцеплении. Построение в круг и передвижения по кругу в различных направлениях за педагогом. Построение врассыпную, бег врассыпную. Перестроение из одной шеренги в несколько по ориентирам.
Основные движения прямыми и согнутыми руками и ногами. Основные движения туловищем и головой. Полуприсед, упор присев, упор лежа на согнутых руках, упор стоя на коленях, положение лежа.
Упражнения с погремушками, султанчиками (хлопками).
4. Хореографические упражнения.
3-4 года: полуприседы, подъемы на носки. Стойка руки на поясе и за спину. Свободные, плавные движения руками. Комбинации хореографических упражнений.
4-5 лет Танцевальные позиции ног: первая, вторая, третья. Выставление ноги в сторону на носок. Повороты направо\налево, переступая на носках. Полуприседы, стоя боком к опоре. Комбинации хореографических упражнений.
-Танцевальные шаги.
3-4 года
Шаг с носка, на носках, полуприсед на одной ноге, другую вперед на пятку. Пружинные полуприседы. Приставной шаг в сторону. Шаг с небольшим подскоком. Комбинации из танцевальных шагов.
4-5 лет
Мягкий, высокий, высокий на носках, приставной, скрестный в сторону, переменный и русский хороводный шаги. Прыжки с ноги на ногу, другую ногу сгибая назад, то же – с поворотом на 360 градусов. Поворот на 360 на шагах. Комбинации из изученных танцевальных шагов.
- Ритмические танцы.
3-4 года «Хоровод», «Мы пойдем сначала вправо», «Танец сидя», «Если весело живется», «Кузнечик», «Плюшевый медвежонок», «Галоп шестерками», «Качели», «Веселые зверята», «Сова». «У оленя дом большой», «На крутом бережку», «Муренка», «Волшебный цветок», «Я танцую», «Чебурашка», «От улыбки». Лошадки», «Белочка», «Раз, ладошка», «Две капельки»
4-5 лет «Разноцветная игра», «Марш», «Белые кораблики», «Красная Шапочка», «Кот Леопольд», «Поросята», «Маленький танец» «Антошка», «Волшебный цветок», «Упражнения с цветами», «Кнопочка», танец «Салют» (с султанчиками или ленточками, «Песенка о лете», «Танец жуков и бабочек» и др.
5. Игропластика. Специальные упражнения для развития мышечной силы и гибкости в образных, игровых и двигательных действиях и заданиях.
6. Игровой самомассаж. Поглаживание отдельных частей тела в образно-игровой форме.
7. Музыкально-подвижные игры. Самолёты, Поезд, Мы топаем ногами, Найди свой домик, Птички в гнездышках, Найди свой цвет. Автомобили, Кролики и лиса, Цветы и пчелки, Жуки, Ловкие зайчата, нитки-иголки, Найди пару, Не задень, Попугайчики дома, Цапля и лягушки, Кузнечики, Игрушки, Снежинки-пушинки, Веселые синички. Курочки и цыплята, Пастух и стадо.
«Отгадай», «Чей голосок», «Найди свое место», «Нитка – иголка», «Попрыгунчики-воробышки», «Мы – веселые ребята», «Совушка», «Цапля и лягушки», «У медведя во бору», «Масленица». «Самолеты», «Поезд», «Мы топаем ногами», «Найди свой ломик», «Птички в гнездышках» «Карлики и великаны», «Найди предмет», «Два Мороза», «Автомобили», «Воробушек», «Космонавты», «Усни-трава», «Поезд», «Музыкальные стулья»
III. Организационный раздел
3.1. Условия и формы реализации программы
- программа рассчитана на 2 года обучения.
- занятия проводятся в музыкальном зале, во второй половине дня;
- форма занятий - групповая.
Для детей 3-4 лет 1 раз в неделю -15 мин.
Для детей 4-5 лет 1 раз в неделю – 20 мин.
3.2 Расписание занятий по программе :
Программа Группа для детей
3-4 лет Группа для детей
4-5 лет
Понедельник 17.00-17.15 17.30-17.50
3.3 Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения
Методическое обеспечение и оборудование:
1. Музыкальный центр.
2. Телевизор, проектор, ноутбук.
3. Атрибуты для танцев и музыкальных игр, маски, костюмы, султанчики, флажки, платочки т. д.
Список литературы:
1. Фирилева Ж. Е., Сайкина Е. Г. «СА-ФИ-ДАНСЕ». СПб., 2000.
2. Буренина А. И. Ритмическая мозаика: программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста. – Изд. 3-е. перераб. И доп. – Спб. : РЖ «Музыкальная палитра», 2012.
3. Боромыкова О. С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением. СПб., 1999.
4. Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду. М., 2003.
5. Михайлова М. А., Воронина Н. В. Танцы, игры, упражнения для красивого движения. Ярославль, 2000.
6. Кутузова Е., Коваленко С., Шарифуллина И. «Ку-Ко-Ша». Сборник танцевально-игровых композиций для музыкальных руководителей. Выпуски 1-5, 7, 9.