Маргарита Мухамбетова
Дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности «Юные художники» для детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 97 «Незабудка»
Городского округа «город Якутск»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«ЮНЫЕ ХУДОЖНИКИ»
вид деятельности: нетрадиционные техники рисования
для детей 4-5 лет
(срок реализации программы 1 год)
Руководитель:
Публикация «Дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности „Юные художники“ для детей 4–5 лет» размещена в разделах
- Изостудия, кружок ИЗО
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» май 2019
Мухамбетова Маргарита Михайловна,
воспитатель
МБДОУ ДС №97 «Незабудка»
Якутск – 2018 г.
Актуальность
Способность к изобразительной деятельности зарождается в раннем возрасте и достигает наивысшего развития в дошкольном. Каждый ребенок на определенном отрезке жизни увлеченно рисует. В изобразительной деятельности ребенок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Она доставляет ему удовольствие, но прежде всего, обогащает его представления о мире.
Существует множество техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Нетрадиционные техники рисования помогают развивать у ребенка оригинальные идеи, воображение, творчество, мелкую моторику пальцев рук, самостоятельность. Обучать нетрадиционным техникам рисования можно начинать уже в младшем возрасте, постепенно усложняя их. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет детей, а наоборот вызывает стремление заниматься таким интересным делом. Им интересен сам процесс выполнения работы.
С самого раннего возраста дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своем изобразительном творчестве через визуальные ощущения. Малыши рисуют пальчиками, ладошками на запотевшем стекле, палочкой на песке, мелом на асфальте. При этом дети не только отражают, что они видят и чувствуют, а еще и знакомятся с разными по свойствам и качествам материалами, предметами. Становясь постарше, дошкольники приобретают вначале простейшие умения и навыки рисования традиционными способами и средствами. А со временем уже осмысленно изыскивают новые приемы отражения окружающей действительности в собственном художественном творчестве. В тот момент педагог может сделать эту работу целенаправленной и познакомить детей с имеющими место в изобразительном искусстве нетрадиционными техниками. Такое нестандартное решение развивает детскую фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции, позволяет раскрыть и обогатить свои творческие способности, а родителям порадоваться успехам своих детей.
ИЗО деятельность проводится в форме игр, цель которых – научить детей рисовать при помощи одного пальчика, затем несколькими; познакомить с цветом, формой, ритмом и положением в пространстве, показать нетрадиционные техники рисования и научить применять их на практике. Проведение такой деятельности способствует снятию детских страхов, обретению веры в свои силы, внутренней гармонии с самим собой и окружающим миром, подарят детям новую широкую гамму ощущений, которые станут богаче, полнее и ярче.
Цель:
Развивать у детей творческие способности, средствами нетрадиционного рисования.
Задачи:
-Познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов.
-Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.
- Отслеживать динамику развития творческих способностей и развитие изобразительных навыков ребенка.
- Создавать все необходимые условия для реализации поставленной цели.
Возраст детей : 3-4 лет вторая младшая группа; 4-5 лет средняя группа.
Продолжительность реализации программы – 1 год с октября по май.
Форма и режим занятий: количество детей 10, время – 20
мин, в неделю 1 раз в среду во второй половине дня.
Ожидаемый результат работы кружка:
1. Создание образов детьми, используя различные изобразительные материалы и техники.
2. Сформированность у детей изобразительных навыков и умений в соответствии с возрастом.
3. Развитие мелкой моторики пальцев рук, воображения, самостоятельности.
4. Проявление творческой активности детьми и развитие уверенности в себе.
Методы и приемы проведения занятия:
- словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);
- наглядные
-практические
-игровые
Виды и техники нетрадиционного рисования.
Учитывая возрастные особенности детей, овладение разными умениями на разных возрастных этапах для нетрадиционного рисования рекомендуется использовать особенные техники и приемы.
Для детей среднего дошкольного возраста:
тычок жесткой полусухой кистью, печать поролоном; печать пробками; восковые мелки + акварель; свеча + акварель; отпечатки листьев; рисование ладошкой; печать по трафарету; скомкание бумаги или обрывание; оттиск смятой бумагой, поролоном, пенопластом; монотипия, граттаж; рисование с использованием ватных дисков и пипетки.
Дидактические материалы и оборудования: кисти разного размера, гуашь, альбомные листы, картоны цветные, салфетки, тарелочки, восковые мелки и другое оборудование для реализаций творческого замысла.
Список используемой литературы:
1. “Волшебный мир народного творчества”, п/р Шпикаловой Т. Я., М. : Просвещение, 2001 г.
2. Доронова Т. Н. “Природа, искусство и изобразительная деятельность детей”, М. : Просвещение, 2004 г.
3. Комарова Т. С. “Детское художественное творчество”, М. : Мозаика-Синтез, 2005 г.
4. Комарова Т. С. “Изобразительная деятельность в детском саду”, М. : Мозаика-Синтез, 2006 г.
5. “Необыкновенное рисование”, учебное издание из серии “Искусство — детям”, М. : Мозаика-Синтез, 2007 г., № 2.
6. Никологорская О. А. “Волшебные краски”, М. : АСТ-Пресс, 1997 г.
7. Фатеева А. А. “Рисуем без кисточки”, Ярославль, 2004 г.
8. Шайдурова Н. В. “Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста”, М. : ТЦ “Сфера”, 2008 г.
9. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1 и 2. – М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2008.
10. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р. Г. Казаковой – М. : ТЦ Сфера, 2004.-128с. (Серия «Вместе с детьми».)
11. Новицкая С. А. Поделки из бумаги. Совместное творчество педагога и дошкольника: Методическое пособие для педагогов ДОУ. - «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.-96 с., илл. + цв. вкл.
12. И. А. Лыкова Цветные ладошки
13. Лебедева Е. Н. Использование нетрадиционных техник [Электронный ресурс] : https://www.pedlib.ru/Books/6/0297/6_0297-32.shtml
Перспективное планирование в средней группе
№ п/п Тема занятия
Нетрадиционные техники
Программное содержание
Оборудование
1 2 3 4 5
Октябрь
5 Деревья осенью Отпечаток листьями, оттиск скомканной бумагой Учить рисовать деревья с помощью отпечатки листьев; небо, опавшую листву – оттиском скомканной бумаги. Развивать чувство композиции, цвета. Лист формата A4, гуашь, гуашь в мисочках, кисти, листья деревьев бумага для оттиска салфетки.
6 Фрукты Рисование с использованием ватных дисков и пипетки. Познакомить с техникой рисования с использованием ватных дисков и пипеткой. Научить составлять натюрморт. Развивать чувство цвета, композиции. Воспитывать аккуратность. Листы бумаги А4, гуашь, ватные диски, пипетки кисти, клей, салфетки.
7 Грибы в лукошке Печать по трафарету, рисование пальчиками Упражнять в рисовании предметов овальной формы, печатании печатками. Закрепить умение украшать предметы простым узором (полоска из точек, используя рисование пальчиками. Развивать чувство
композиции. Лист тонированной бумаги формата А4, коричневая гуашь, гуашь в мисочках, кисти, муляжи грибов, кукла, белка, сумочка и корзинка для игровой ситуации, эскизы
8 Ежик с грибочками Тычок полусухой жесткой кистью, печать по трафарету поролоном. Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материа-лами, необходимыми для работы в различных нетрадиционных техниках. Развивать воображение, творчество Лист, кисть жесткий, гуашь, трафарет, поролон.
Ноябрь
9 Мои люби-мые рыбки Восковые мелки и акварель Упражнять в рисовании предметов овальной формы. Познакомить с техникой сочетания восковых мелков и акварели. Учить тонировать лист разными цветами акварелью. Развивать цветовосприятие Лист формата А4, восковые мелки, акварель, кисти, эскизы, иллюстрации
10 Первый снег Рисование пальчиками, оттиск пенопластом Закрепить умение рисовать деревья большие и маленькие, изображать снежок с помощью печатания или рисования паль-чиками. Развивать чувство композиции Лист формата А4, тонированный темно-синим, темно-серым цветом, белая гуашь в мисочках, печатки из ластика в форме снежинок, черная тушь, кисть, эскизы, иллюст-рации, фото
11 Укрась шарфик Печать по трафарету, рисование паль-чиками Познакомить с печатью по трафарету. Учить украшать полоску простым узором из чередующихся цветов и точек. Развивать чувство ритма, композиции Шарфик, вырезанный из тонированной бумаги, гуашь в мисочках, трафареты цветов, поролоновые тампоны, девочка (игрушка би-ба-бо, шарфик.
12 По замыслу
Различные
Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материа-лами, необходимыми для работы в различных нетрадиционных техниках. Развивать воображение, творчество
Все имеющиеся в наличии
Декабрь
13 Зимнее дерево
Рисование зубной пастой по трафарету, печать поролоном Познакомить с новым нетрадиционным материалом для рисования. Упражнять в печати по трафарету. Воспитывать аккуратность Цветной картон (черный, синий, зубная паста, поролон
14 Домик
| оттиск пенопластом
Совершенствовать умения в данной технике. Развивать чувство ритма, композиции, цвета.
Лист формата А4, кисть, гуашь, штампы из пенопласта
15 Зимний лес. Коллективная работа Различные
Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материа-лами, необходимыми для работы в различных нетрадиционных техниках. Развивать воображение, творчество
Все имеющиеся в наличии
16 Укрась елочку бусами
Рисование пальчиками, оттиск проб-
кой
Упражнять в изoбражении елочных бус с помощью рисования пальчиками и печа-тания пробкой. Учить чередовать бусины разных размеров. Развивать чувство ритма
Можно использовать гото-вые елки из цветной бумаги, наклеенные на занятии по аппликации или нарисованной гуашью, гуашь в мисоч-ках, пробка, елочные бусы, эскизы
Январь
17 Красивые снежинки
Восковой мелок и акварель Упражнять в рисовании восковыми мелками снежинки. Закрепить умение тонировать рисунок акварелью.
восковые мелки, акварель, кисти.
18 Снеговичок Комкание бумаги (скатывание) Закрепить навыки рисования гуашью, умение сочетать в работе скатывание, комканье бумаги и рисование. Учить до-рисовывать картинку со снеговиком (метла, елочка, заборчик и т. д.). Развивать чув-ство композиции Лист плотной бумаги формата А4 (тонированный, салфетка целая и половинка (белого цвета, клей в блюдечке, гуашь, кисть, снеговичок из ваты, эскизы
19
Метель Ниткография Познакомить с техникой ниткография, учить рисовать в данной технике. Развивать воображение, ассоциативное мышление Листы бумаги, нитки, гуашь
Февраль
20 Нарисуй какую хо-чешь чашку и укрась ее Оттиск печатками, печать по трафарету Учить рисовать чашки различной формы (прямоугольной, полукруглой, украшать их узором (основное украшение — печать по трафарету, дополнительные — печатание печатками). Развивать чувство композиции и ритма Лист формата А4, гуашь, кисть, печатки из ластика, трафареты, поролоновые тампоны, гуашь в мисочках, иллюстрации и эскизы, чашки различной формы
21 Кораблики в море Печать по трафарету. Рисование ватной палочкой и пальчиками. Учить рисовать кораблики, используя трафарет. Закрепить умение раскрашивать рисунок акварелью. Воспитывать аккуратность. Развивать воображение Лист формата А4 бледно-голубого цвета, акварель, поролон, ватные палочки, эскизы и иллюстрации
22 «Белый снег пушистый…» «Снежинки».
(набрызгивание снежинок) Познакомить детей с нетрадиционной техникой «Рисование набрызгом». Учить детей наносить набрызги с помощью зубной щетки или жесткой кисточкой. Закреплять техники «Рисование палочкой», «Рисование пальцем». Развивать самостоятельность, смелость, творческие способности, мелкую моторику рук детей. Лист формата А4, синий или голубой гуашь, зубная щетка или жесткая кисточка, формы снежинок, иллюстрации.
23 По замыслу Различные Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материа-лами, необходимыми для работы в различных нетрадиционных техниках. Развивать творчество. Все имеющиеся в наличии
Март
24 Нарисуй и укрась вазу для цветов «Знакомая фор-ма — новый образ»; оттиск печатками Совершенствовать умения детей в данных изобразительных техниках. Развивать воображение, чувство композиции, ритма Лист формата А4 тонированный, гуашь в мисочках, печатки, предметы для обведения (подносы, подставки круглой и овальной формы, эскизы, иллюстрации
25 Открытка для мамы Печать по трафарету, рисование паль-чиками Совершенствовать умения детей в данных изобразительных техниках. Развивать чувство композиции, ритма Лист формата A3 (с приклеенными вазами, сложенный вдвое, тонированный, гуашь в мисочках, гуашь, кисть, тампоны из поролона, трафареты цветов, мимозы и тюльпаны или иллюстрации, эскизы
26 Весеннее солнышко Рисование ладошками Закрепить умение рисовать в технике печатания ладошкой, навыки коллективной деятельности. Учить смешивать разные краски (желтую, красную, оранжевую) кистью прямо на ладошке Ватманский лист бледно-голубого цвета, гуашь, кисти, иллюстрации, эскизы
27 Облака Рисование по сырому Познакомить с техникой рисования по сырому. Помочь в создании выразительного образа. Развивать воображение, наблюдательность. Воспитывать эмоциональную отзывчивость. Листы бумаги, акварель, кисти.
Апрель
28 «Космос» Граттаж Познакомить с техникой граттаж. Развивать композиционные умения Подготовленная основа (восковые мелки, свеча, гуашь черная, синяя). Деревянные палочки
29 Цыплята Комкание бумаги или обрывание Закрепить умение комкать салфетки или обрывать их и делать цыплят, дорисовывать детали пастелью (травку, цветы) и черным маркером (глазки, клюв, ножки). Развивать чувство композиции Лист формата А4 бледно-голубого цвета, салфетки желтые, целые и половинки (для головы и туловища цыплят, клей ПВА в блюдечках, пастель, черный маркер, шапочки цыплят (для игры, эскизы и иллюстрации
30 Цветущая ветка Выдувание трубочкой, аппликация Учить детей рисовать в данной технике, дополнять работу вырезанными цветами. Развивать воображение, ассоциативное мышление. Листы бумаги, гуашь, бумага для оттисков
31 Деревья смотрят в лужу Монотипия Совершенствовать умение детей рисовать в данной технике, продолжать учить создавать образ дерева. Листы бумаги, гуашь, кисти, трубочки вырезанные цветы, клей, кисти для клея, тряпочки.
Май
32 Одуванчики Восковые мелки и акварель, печатание печатками Закрепить умения детей в данных техниках. Учить создавать выразительный образ одуванчиков. Развивать чувство композиции Лист формата А4 белого или бледно-зеленого цвета, восковые мелки, акварель, кисть, гуашь в мисочках, гуашь, печатки в форме треугольников разной величины, иллюстрации, эскизы.
33 Салют Рисунок по сырому Познакомить с рисунком по сырому. Учить наносить рисунок по сырому листу бумаги. Альбомный лист формата А4. Вода, кисть, поролон, акварельные краски.
34 Красивые бабочки Рисование ладошкой Совершенствовать технику рисования ладошкой. Учить украшать бабочку, используя ватные палочки. Развивать чувство цвета, воображение, творчество Листы бумаги, гуашь, кисти, ватные палочки.
35 Итоговая выставка рисунков за год Продолжать учить рассматривать рисунки. Поощрять эмоциональные проявления, высказывания, выбор понравившихся и непонравившихся рисунков Рисунки детей за год (не-сколько работ рисунков каждого ребенка)
Работа с родителями.
• Привлечение родителей к созданию условий в семье способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений и навыков полученных детьми на кружке.
• Просветительскую работу с родителями в форме родительских собраний, семинаров-практикумов, консультаций, наглядной агитации, выставок детских рисунков для родителей.
• Анкетирование.
План работы с родителями на 2018-19 уч. год
№ Месяц Вид работы
1. Сентябрь Анкета для родителей «Любит ли ваш ребенок рисовать»
2. Октябрь Консультация по теме: «Создание условий для развития творчества детей в домашних условиях»
3. Ноябрь Пополнение уголков по изобразительной деятельности нетрадиционными материалами рисования (поролоны, пенопласт, ватные палочки, зубные щетки, трафареты и т.)
Участие в интернет конкурсах на тему «Осень»
4. Декабрь Выставка детских рисунков на тему «Зима», «Новый год». Участие в интернет конкурсе.
5. Январь Фотовыставка на тему «Наш уголок творчества дома»
6. Февраль Совместная выставка творческих работ детей и родителей.
7. Март Консультация
8. Апрель Выставка детских рисунков на тему «Весна». Участие в интернет конкурсе.
9. Май Творческий отчет о работе кружка