Елена Шакирова
Дополнительная образовательная программа социально-педагогической направленности для детей 4–7 лет «Мой Златоуст»
▼ Скачать + Заказать документы
Дополнительная образовательная программа социально-педагогической направленности для детей 4–7 лет
(нормативный срок освоения 3 года)
У Бушуева конька –
Золотые крылышки.
Он летит под облака –
Разметалась гривушка.
Ты лети конёк, сияй,
Диво златокрылое.
На стальном клинке сияй
Диво сердцу милое!
Людмила Бондаренко, поэтесса
Вступление
Известно, дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре.
Публикация «Дополнительная образовательная программа социально-педагогической направленности для детей 4–7 лет „Мой Златоуст“» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2019
Выбор темы обусловлен пониманием педагогами и родителями значимости этой проблемы, с одной стороны, и недостаточным уровнем знаний детей о родном городе, с другой.
Ознакомление с окружающим миром осуществляется через традиции своей социокультурной среды – местные историко-культурные, национальные, географические, климатические особенности региона. При этом очень важно привить детям чувство любви к природным и культурным ценностям родного края, ибо именно на этой основе воспитывается патриотизм, чувство привязанности к своей малой и большой Родине.
Пояснительная записка
Программа дополнительного образования «Мой Златоуст» разработана на основе нормативно - правовых документов: Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция, ст. 12, 28; Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155, а также на основе научно-исторического проекта А. В. Козлова Златоуст – город крылатого коня. Программа «Мой Златоуст» рекомендуется для работы с детьми 4–7 лет в дошкольных учреждениях и адресована воспитателям и методистам дошкольных учреждений, педагогам начальной школы, студентам и преподавателям педагогического колледжа, педагогам дополнительного образования, музейным работникам, родителям. Продолжительность образовательного процесса –3 года.
Программа «Мой Златоуст» по приобщению детей к всестороннему изучению родного города позволяет повысить качество ознакомления с его историей и традициями.
Условно содержание знаний о родном крае разделено на основные блоки:
• Златоустовские просторы - природа родного края
• Быт и профессии коренных жителей Златоуста
• Традиции, легенды и сказки
• Календарные приметы
• Рождение Златоуста
• Кладовые Златоуста
• Слава Златоуста – о златоустовцах
Усвоение детьми такого рода знаний уже на дошкольной ступени будет способствовать не только формированию представлений о целостной «картине мира», но и поможет овладеть «культурологическим видением», проникнуть в скрытую сущность многих явлений, понять диалектику исторических событий.
Кроме того, материал позволяет решать задачи экологического образования.
Программа уделяет внимание и знакомству родителей с региональным компонентом, посредством участия в проектной деятельности совместно с детьми.
Напавленность:
Программа направлерна на расширение познавательной сферы детей: знакомство с легендами, сказками и традициями златоустовцев. Приобщение детей к культуре и произведениям искусства мастеровых Златоуста станет одним из источников духовного обогащения.
Концептуальная идея программы:
Программа «Мой Златоуст» предназначена для изучения основ краеведения Златоустовского округа и является национально-региональным компонентом. Богатейший материал позволит нынешним дошкольникам расширить свой кругозор и с любовью относится ко всему, что их окружает.
Актуальность программы:
Актуальность программы очевидна. Мы должны знать традиции, которые выработаны веками людьми, населяющими эту местность. Расширение круга познания детей способствует формированию характера, интересов, основ нравственности и патриотизма. Патриотизм в современных условиях – это с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой стороны – сохранение культурной самобытности. Становление человека как гражданина должно начинаться с его малой Родины – родного города. Невозможно вырастить настоящего патриота без знания истории. Любовь к большому надо прививать с малого: любовь к родному городу, краю, наконец, к большой Родине.
Педагогическая целесообразность:
Цель программы: Развитие познавательной сферы дошкольников; воспитание любви к родному городу.
Задачи:
1. Создавать условия для развития познавательной активности дошкольников.
2. Развивать интерес к истории Златоуста, отражённой в легендах и сказках, познакомить со славными традициями и замечательными людьми.
3. Познакомить детей с природой, достопримечательностями, произведениями искусства.
4. Воспитывать чувство гордости за людей родного города.
5. Формировать любовь к родному городу.
Характеристика программы:
Программа разработана с целью внедрения регионального компонента в работу с детьми 4-7 лет.
В средней группе программа рассчитана на 8 занятий в год, (1 занятие в месяц, длительность одного занятия 20 минут. Три блока: Златоустовские просторы: знакомство с животными Южного Урала (3 занятия, 1 экскурсия в Краеведческий музей «Обитатели леса» - животные нашего края).
В блоке: Быт и профессии коренных жителей Златоуста: знакомство с предметами быта, одеждой (экскурсия в Краеведческий музей «Жили-были дед да баба» - знакомство с избой русского крестьянина).
В блоке: Традиции, легенды и сказки: знакомство с народными легендами и сказами П. П. Бажова, традицией гуляний на «Красной горке», народными играми и забавами (2 занятия, 1экскурсия на «Красную горку»).
В старшей группе программа рассчитана на 16 занятий в год (10 познавательно-исследовательских, 6 художетсвенно-прикладных, длительность занятия – 25 минут.
В блоке: Традиции, легенды и сказки: знакомство с народными легендами, сказами и рассказами Н Берсенёва о жизни простого народа, сказами П. П. Бажова о мастеровых (1автобусная экскурсия «Легенды из старинной шкатулки», 2 занятия).
В блоке: Быт и профессии коренных жителей Златоуста: знакомство с искусством строительства деревянных построек, уральской кухней, профессиями кузнеца, гончара, искусством рукодельниц. В Краеведческом музее: 1мероприятие «Раз в крещенский вечерок», 2 экскурсии в «Как чашка в дом пришла» - беседа о гончарном производстве; «Из бабушкиного сундучка» - отдел народно-прикладного искусства; 3 практических занятия по изготовлению простых украшений, рукоделию (плетение, вышивка); 1итоговое занятие по теме блока.
В блоке: Календарные приметы: знакомство приметами погоды и природы. (1 занятие, 1 экскурсия на городскую метеостанцию или посещение Обсерватории).
В блоке: Златоустовские просторы: знакомство с птицами, насекомыми, растительностью Южного Урала (2 занятия, 1 экскурсия в Краеведческий музей «В Берендеевом царстве» - по отделу природы).
В блоке: Рождение Златоуста: знакомство с историей образования города, гербом флагом и другими символами Златоуста (1 занятие)
В подготовительной к школе группе 13-15 занятий в год продолжительностью 30 минут.
Перспективное планирование курса в подготовительной группе направлено на получение элементарных географических знаний о местности Златоуста, районах, находящихся в нем, о предприятиях города и прославленных людях.
В блоке: Златоустовские просторы: знакомство с ландшафтом местности, природными достопримечательностями Национального парка «Таганай», лекарственными растениями Южного Урала, районами, проспектами и улицами города. (1выездная лекция работников Краеведческого музея «Целебное лукошко» - о лекарственных растениях Южного Урала; 1 экскурсия в Краеведческий музей «В мире камня»; экскурсия по городу на трамвае, либо пешеходная экскурсия – игра по старой части Златоуста «По старинным улочкам Златоуста», либо пешеходная познавательно-развлекательная экскурсия – игра по горе Косотур, с поисками клада (сокращённый вариант); 2 занятия).
В блоке: Кладовые Златоуста: знакомство с искусством Златоустовских мастеров оружейников (гравюрой, украшенным оружием, литьём пушек, часовщиков (1экскурсия в Краеведческий музей – отдел оружия или выездная лекция «Сказка на металле» - о златоустовской гравюре на стали; 1 итоговое занятие).
В блоке: Слава Златоуста: знакомство с монументальной скульптурой, предприятиями и учреждениями города; с достижениями людей в труде, науке, спорте, литературе, музыкальной и театральной деятельности. Автобусная экскурсия «Город славных традиций». Экскурсии в музеи Златоустовского машиностроительного, Часового заводов, Трамвайного управления, Пожарной части, школ и другие. Посещение с родителями Выставочного зала, библиотек, бассейнов, Спортивной базы, Канатной дороги, стадионов, дворцов культуры, театра «Омнибус». Участие в городских мероприятиях и праздниках: «День города», Праздничные шествия, субботники, акции, «Златоустовский Арбат», «Маленькие звёзды» и др. Экскурсии на почту, на стройку, в салон красоты, супермаркет и т. п. Встречи с интересными людьми. Итоговые мероприятия: презентации проектов любой тематики, выставки, праздники.
Программа имеет целью обеспечить систематическую работу, создать целостный образовательный процесс.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования при переходе от одной группы к другой, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития воспитанников.
Педагогический анализ знаний и умений детей (диагностика) проводится в средней группе в ходе экскурсий. В старшей группе по результатам совместной деятельности детей, родителей и воспитателей. В подготовительной к школе группе по проектам и выставочным работам.
Работа по программе предполагает тесное сотрудничество с музыкальным руководителем и другими специалистами дошкольного учреждения при проведении развлечений, итоговых занятий, экскурсий.
Программа составлена с учетом реализации образовательных областей:
• «Физическое развитие»:
- разучивание подвижных игр, хороводов, пешеходные прогулки и экскурсии, спортивные развлечения, физкультурные минутки и паузы на занятиях, посещение спортивных секций, бассейна, участие в спортивных мероприятиях и праздниках города;
- знакомство с лекарственными растениями, лыжные прогулки, катание на санках, коньках, походы в лес с родителями.
• «Социально-коммуникативное развитие»:
- экскурсия в Пожарную часть, музей ОБЖ, правила поведения на дорогах во время автобусных, трамвайных и пеших экскурсий, безопасность труда мастеровых, правила поведения в природе, в стихийных условиях, с дикими животными;
- знакомство с историей и бытом жителей; встречи с интересными людьми, ориентировка на карте, макете Златоуста, на улицах города, знание своего домашнего адреса, умение общаться с взрослыми незнакомыми людьми (экскурсоводами, библиотекарями, гостями ДОУ).
• «Познавательное развитие»:
- получение новых знаний о родном городе, поиск информации, исследование
при создании проектов, опытническая деятельность при изучении природных и погодных условий.
• «Речевое развитие»:
- пополнение словарного запаса словами архаизмами, развитие речи во время бесед, экскурсий, приобретение навыков художественной выразительности речи при чтении стихотворений, инсценировках отрывков сказов П. П. Бажова, реконструкции жизни крестьян;
- знакомство со сказками и легендами, заучивание стихов, пословиц, поговорок, примет, считалок, загадок.
• «Художественно-эстетическое развитие»:
- знакомство с искусством мастеров Златоуста, художественное оформление книжек-малышек, альбомов, проектов;
- изготовление поделок, книжек-малышек, альбомов;
- разучивание песен о Златоусте, для проведения праздников, развлечений, слушание выступлений учащихся музыкальной школы, записей народной инструментальной музыки, хорового пения, участие в фестивалях «Танцевальная весна», выступлений клуба гармонистов «Златые горы» под руководством Н. А Ляпустина.
Программа включена в вариативную часть основной общеобразовательной программы ДОУ, что позволяет избежать перегрузки детей.
Тип программы - модифицированная.
Программа «Мой Златоуст» разработана на основе научно-исторического проекта
А. В. Козлова «Златоуст – город крылатого коня».
Условия реализации программы
В детском саду в группах должны быть оформлены «Уголки Златоуста», выставки книг посвящённых Златоусту, искусству мастеровых, иллюстраций, открыток видов города и его окрестностей, коллекции открыток гравюр, украшенного оружия. В наличии должен быть демонстрационный, наглядный материал по тематике занятий, карта, изображения герба, флага Златоуста, всевозможные коллекции гербарии, альбомы с изображением: природы в разные времена года, животных, птиц, лекарственных растений Национального парка Таганай, животных, птиц и растений, занесенных в «Красную книгу». Картинки с изображением одежды коренных жителей, изображение домов с резными ставнями и воротами, орнаментов вышивки, фотоальбомы, трафареты, макеты улиц и районов города. В ДОУ должны быть костюмы для детей и взрослых для проведения развлечений и праздников, фонограммы, видеоматериалы.
Программа предлагает разные виды занятий:
Программой предусмотрено проведение:
• наблюдений
• опытов и экспериментов
• развлечений
• экскурсий
• выставок
• ручного художественного труда
• проектной работы совместно с родителями
• участие в общественной, культурной и спортивной жизни города Златоуста
Содержание программы
Средняя группа
1 Блок «Златоустовские просторы»
Темы занятий:
1. «Животные нашего леса»
2. «Хищные животные нашего леса»
3. «Обитатели леса»
4. «Животные Южного Урала» - итоговое
2 Блок «Быт и профессии коренных жителей Златоуста»
Темы занятий:
1. «Знакомство с избой русского крестьянина».
2. «Знакомство с искусством строительства»
3 Блок «Традиции, легенды и сказки»
Темы занятий:
1. «Знакомство с народными легендами».
2. «Знакомство со Сказами П. П. Бажова»
3. «Народные традиции».
Старшая группа
1 Блок «Традиции, легенды и сказки»
Темы занятий:
1. «Знакомство с народными легендами».
2. «Знакомство со Сказами П. П. Бажова»
3. «Знакомство со сказами и рассказами, россказнями Н. Берсенёва»
2 Блок «Быт и профессии коренных
жителей Златоуста».
Темы занятий:
1. «Знакомство с искусством строительства деревянных построек».
2. «Знакомство с уральской кухней».
3. «Знакомство с профессией кузнеца»
4. «Знакомство с искусством рукодельниц»
5. «Искусство вышивки»
6. «Старинные обряды и традиции»
7. «Знакомство с гончарным производством».
8. «Искусство плетения
9. «Искусство мастеров» - итоговая.
3 Блок «Календарные приметы»
Темы занятий:
1. «Знакомство с приметами природы и погоды»
2. «Знакомство с обсерваторией».
4 Блок «Златоустовские просторы»
Темы занятий:
1. «Знакомство с флорой и фауной»
5 Блок «Рождение Златоуста»
Темы занятий:
1. «Знакомство с историей образования города».
Подготовительная к школе группа
1 Блок «Златоустовские просторы»
Темы занятий:
1. «Знакомство с ландшафтом местности»
2. «Горы, сопки и хребты Златоуста»
3. «Реки Златоуста»
4. «Неживая природа Златоуста»
5. «Лекарственные растения Южного Урала».
6. «Знакомство с районами, проспектами и улицами города
2 Блок «Кладовые Златоуста»
Темы занятий:
1. «Знакомство с искусством златоустовских мастеров оружейников, ювилиров-
грверов».
2. «Знакомство с мастерством часовщиков».
3 Блок «Слава Златоуста»
Темы занятий:
1. «Златоустовский машиностроительный завод»
2. «Слава героев и спортсменов»
3. «Пожарная часть машзавода»
4. «Знакомство с монументальной скульптурой города»
Прогнозируемая результативность
Подведение итогов за учебный год проводится в форме итоговых мероприятий: викторины, развлечения, праздника, знакомства с проектами.
Воспитанник должен знать:
Средний возраст:
• Как называется город, в котором он живет.
• Животных: ежа, зайца, белку, лису, волка, медведя, лося, рысь.
• Предметы быта и одежды старины: печь, ухват, чугунок, лавка, кочерга, прялка, лапти, люлька, керосиновая лампа.
• 2-3 народные игры, 1-3 считалочки.
• Сказку П. П. Бажова «Серебряное копытце».
Старший возраст:
• Как называются люди, живущие в Златоусте?
• 2-3 легенды.
• Имя П. П. Бажова
• Знать 2-3 сказки: «Серебряное копытце», «Медной горы Хозяйка», «Огневушка-Поскакушка», «Малахитовая шкатулка», «Каменный цветок», «Синюшкин колодец».
• Деревянные постройки: изба, терем.
• Названия частей дома: крыльцо, стены, крыша, окна, козырьки-наличники, ставни.
• Что делает кузнец, гончар, мастерица-рукодельница.
• 2-3 приметы.
• Главный предмет Обсерватории. Для чего он нужен?
• Лиственные деревья: дуб, береза, клён, ольха, осина, рябина. Хвойные деревья: сосна, ель, кедр, лиственница.
• Перелетных птиц: утки, грачи, снегири, клесты, свиристели.
• Зимующих птиц: воробьи, совы, куропатки, тетерева, глухари, синицы, сороки, вороны.
• Грибы: белый, подберезовик, подосиновик, масленок, белая поганка, мухомор.
• Ягоды: земляника, клубника, брусника, черника, костяника.
• 6-7 насекомых.
• Названия измерительных приборов: градусник, ветряк.
• Имена основателей города братьев Демидовых
• Имя святого, в честь которого назван город.
• Изображение герба, цвета и эмблему флага города
Подготовительный к школе возраст:
• 2-3 названия рек: Ай, Громотуха, Тесьма.
• 2-3 названия гор: Таганай, Косотур, Круглица, Откликной гребень; хребта: Уреньгинский, сопки: Александровская; скалы Чёрная.
• 2-3 названия достопримечательностей Национального парка «Таганай»: Каменная река,
• 5 названий пород камней, встречающихся на территории местности: гранит, кварц, слюда, графит, известняк, мрамор.
• Лекарственные травы: душица, мята, иван-чай, зверобой, девясил, заячья капуста, кислица.
• Ядовитые растения: белена, «вороний глаз», «волчьи ягоды».
• Предметы искусства мастеров оружейников: гравюра, кленки, пушки, кубки, латы, Дарохранительница.
• 2-3 памятника скульптуры: Иоанну Златоусту, Ивану Бушуеву, П. П. Аносову.
• 2-3 символа города: Златоустовская гравюра, булатная сталь, заповедные леса.
• 2-3 предприятия города и где работают родители.
• 2-3 имени знаменитостей города: Анатолий Карпов, Лидия Скобликова, Павел Аносов, художник Юрий Азеев, скульптор Владимир Жариков.
• Праздники: День города, День машиностроителя, День металлурга, День учителя.
Литература
1. Нормативные документы:
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция, ст. 12, 28.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155)
2. Методическая литература:
Князева О. Л., Маханёва М. А. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – 2-е изд., перераб, и доп. – СПб:Детство-Пресс, 2000. - 304 с. : ил.
Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. Не хата, а царская палата: Методическое пособие. – Магнитогорск: МаГУ,2000.- 47 с.
Евстифеева Н. А. Кое-что о птицах Южного Урала. Информационное пособие по естествознанию для учителей начальных классов. - Челябинск: «Взгляд», 2002. – 84 с. : ил.
Горенка: Программа приобщения детей дошкольного возраста к русской народной культуре. – Магнитогорск: МаГУ,2009.-120 с.
Ковинько Л. Секреты природы - это так интересно!- М:Линка-Пресс,2004. – 72 с. :ил.
3. Научно популярная литература для воспитателей:
А. В. Козлов «Златоуст – город крылатого коня».
А. В. Козлов Златоустовская энциклопедия.
«Искусство мастеров Златоуста». Комплект из 16 цветных фотооткрыток. // «Планета».М. : 1987 г.
Уральский месяцеслов, 1992: Календарь – справ. – Челябинск: Юж. - Урал кН. изд-во,1991. -384 с.
Златоуст: Краткий очерк. Путеводитель-справочник/Н. Верзаков, В. Понуров, В. Черноземцев. Челябинск: Юж. - Урал. кн. изд-во, 1979.-144 с.
Е. Ленковская Сокровища Рифейских гор: о традиционных уральских художествах – детям и взрослым. – Екатеринбург: Генри Пушель, 2014. – 256 с.
4. Детская литература:
Бажов П. П. Сказы/ Илл. Митрофанова. – М. : Изд-во Эксмо, 2006. – 184 с., илл. (Серия «Лучшие сказочники мира»).
Н. Берсенёв Сказы и рассказы. / г. Златоуст, 2004г.
Н. Берсенёв Демидовские россказни.
О. Л. Князева Как жили люди на Руси. Рабочая тетрадь. – СПб:Детство-Пресс,1998.-23 с. : ил.
Южноуральские писатели – детям: хрестоматия для детей дошкольного возраста/[сост. т. Н. Крохолева]. – Челябинск: Взгляд, 2007.-175 с.
Подкорытов Ю. Сказки о ремесле/ Челябинск: Юж. - Урал. кн. изд-во, 1976. -28 с. :ил.