Наталья Нестеренко
Краткосрочная дополнительная образовательная программа художественной направленности «Стань Звездой»
▼ Скачать + Заказать документы
Краткосрочная дополнительная образовательная программа
художественной направленности «Стань Звездой»
Пояснительная записка
Музыкальное искусство - важнейшее средство воспитания, которое оказывает содействие развитию личности школьника, постижению духовных ценностей, накопленных человечеством, привлечению к мировой художественной культуре. Усвоение достижений мировой культуры происходит в процессе активной музыкальной деятельности учащихся, с использованием разных путей познания музыкального искусства (а через него окружающего мира и самого себя).
Публикация «Краткосрочная дополнительная образовательная программа художественной направленности „Стань Звездой“» размещена в разделах
Образовательная программа по вокальному творчеству реализуется в художественно-эстетической направленности, является модифицированной, на основе учебного пособия "Основы эстрадного вокала" педагога дополнительного образования Кузьгова Р. Ж., Павлодар, 2012.
В отличие от существующих программ данная программа предусматривает дифференцированный подход к обучению, учёт индивидуальных психофизиологических особенностей воспитанников. Использование традиционных и современных приё мов обучения позволяет заложить основы для формирования основных компонентов учебной деятельности: умение видеть цель и действовать согласно с ней, умение контролировать и оценивать свои действия. Репертуар для каждого воспитанника подбирается педагогом с учетом возрастных, психологических особенностей ребенка, его вокальных данных. Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что занятия вокалом развивают художественные способности детей, формируют эстетический вкус, улучшают физическое развитие и эмоциональное состояние детей. В программе уделяется внимание изучению задатков музыкального мира ребенка, его запросов, интересов, способностей. Музыкальное воспитание и развитие ребенка осуществляются на протяжении всех уровней.
В программе систематизированы средства и методы музыкально - художественной деятельности, обосновано использование разных видов детской музыкально - художественной деятельности в процессе обучение детей пению.
Новизна программы вокального кружка «Поющие Звёзды» заключается в следующем: программа позволяет по мере необходимости варьировать образовательный процесс, конкретизировать и структурировать ее содержание, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. А также предоставляет возможность для развития творческих способностей воспитанников. В образовательном процессе программы используются инновационные технологии: групповой деятельности, личностно- ориентированные, игровые технологии. Особенность программы в том, что она разработана для детей, которые сами стремятся научиться красиво и грамотно петь. При этом дети не только разного возраста, но и имеют разные стартовые способности. В данных условиях программа - это механизм, который определяет содержание обучения вокалу школьников, методы работы учителя по формированию и развитию вокальных умений и навыков, приемы воспитания вокалистов. Новизна программа в первую очередь в том, что в ней представлена структура индивидуального педагогического воздействия на формирование певческих навыков обучающихся последовательности, сопровождающая систему практических занятий.
Основные идеи и цели системы дополнительного образования детей здесь представлены с учетом современных требований к образовательному процессу, и состоят в следующем:
- содействие личностному самоопределению обучающихся, их адаптации в современном динамическом обществе;
- ориентация индивидуальных особенностей ребенка на бережное отношение к голосовому аппарату, сохранение и приумножение таких важных качеств, как индивидуальность, инициативность, фантазия, самобытность;
- развитие мотивации детей к познанию и творчеству;
- приобщение подрастающего поколения к ценностям мировой культуры и искусству;
- сохранение и охрана здоровья детей;
- патриотизм.
Актуальность программы связана с ростом числа детских вокальных коллективов, расширением их концертно-исполнительской деятельности, стилем сочинений, которые пишутся с расчетом на голосовые возможности детей. Так же актуальность предлагаемой образовательной программы заключается в художественно-эстетическом развитии школьников, приобщении их к классической, народной и эстрадной музыке, раскрытии в детях разносторонних способностей.
Кроме того, в настоящее время к числу актуальных проблем относятся:
-создание условий для развития ребенка;
-создание условий для творческой самореализации ребенка, путем воплощения собственных идей и достижения определенных результатов.
Творчество долгое время связывали лишь с особо одаренными личностями. Однако это утверждение ныне признано ошибочным. Способностью творить в той или иной мере обладает каждый человек. Суть программы в том, чтобы каждый обучающийся открыл для себя принципиально новый уровень творческой свободы, пережил личное чувство вдохновения и осознал себя настоящим артистом, владеющим своим голосом. Через обучение вокальному творчеству программа создает основу для развития творческой личности в целом: активность воображения, фантазии, способность самовыражения необходимы человеку в любых видах деятельности.
Комплексный подход к воспитанию учащихся, который реализуется в синтезе различных видов учебной деятельности, адекватных специфике эстрадного жанра, в интеграции данной программы с общешкольным обучающим курсом достаточно актуален. Педагогическая целесообразность программы предполагает прослушивание обязательного минимума аудиозаписей известных зарубежных и отечественных исполнителей с целью знакомства с правилами эстрадного пения.
Особенностью программы является не только эстетическое воспитание детей, но и получение подрастающим поколением полного объема профессиональных знаний и навыков. Программа ориентирует учащихся на следующие специальности в будущем:
-учитель музыки в школе;
-педагог вокала;
-артист-вокалист.
Таким образом, программа эффективно выстраивает педагогическую работу по самоопределению личности ребенка через включение его в творческую деятельность.
Цель программы –формирование и развитие творческого потенциала ребенка через стимулирование вокального творчества и общение с высокохудожественными образцами вокального искусства. Овладение учащимися музыкальными знаниями, умениями и навыками эстрадного и классического вокального пения, развитие слуха, голоса, музыкальных и творческих способностей, повышение эффективности результатов учения и обучения учащихся путем формирования и совершенствования у них общеучебных умений и навыков, организация их самостоятельности в кружковой деятельности, развитие наклонностей, способностей и творческой одаренности, воспитание духовности и общей культуры школьников.
В ходе достижения цели предполагается решение следующих задач.
Обучающие:
• формировать у учащихся потребность в общении с вокальным искусством; просмотром и прослушиванием вокальных произведений в исполнении именитых исполнителей, развивать художественный вкус через активизацию процесса эмоционально-образного восприятия произведений;
• содействовать становлению индивидуального творческого воображения, наблюдения, фантазии, умения видеть и слышать, изобразить посредством голосового аппарата многообразный вокальный мир;
• расширить круг эстетических интересов учащихся, их кругозор.
• содействовать воспитанию культурного, творческого человека, патриота и нравственной личности через постижение духовного содержания текстов песен, воспитывать отношение к исполнению на сцене как к поступку.
• обучить приёмам самостоятельной и коллективной работы
• самоконтроля;
• сформировать стереотип координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса.
• Развивающие
• развить артистическую смелость и непосредственность ребёнка, его самостоятельность;
• расширить диапазон голоса;
• развить умение держаться на сцене
Воспитательные:
• способствовать формированию воли, дисциплинированности, взаимодействию с партнёрами;
• воспитать настойчивость, выдержку, трудолюбие, целеустремленность – высокие нравственные качества;
• воспитать готовность и потребность к певческой деятельности.
Каждый вид музыкальной деятельности имеет свои специфические особенности, благодаря которым происходит влияние на развитие детей. В процессе восприятия развивается чувственно-эмоциональная сфера ребенка. Наблюдение динамики музыкального образа предопределяет формирование умственных операций - сравнения, анализа, синтеза, обобщения. Пение, как один из видов исполнительской деятельности, оказывает содействие развитию голосового аппарата, выработке правильной осанки и дикции детей.
Для того чтобы стать автором художественного образа на сцене, создать просто хорошего слуха и голоса мало. Певец-вокалист не только подмечает какие-то конкретные, неповторимые методы исполнения того или иного произведения у именитого исполнителя. Он «открывает» через них в песне внутреннюю жизнь, родственную его собственной внутренней жизни. Вот поэтому нужно научить детей через внешние признаки «видеть» внутреннее состояние «артиста», его характер.
Эта работа может проводиться в форме коллективного этюда, когда под руководством педагога группа работает над одной творческой задачей, и в этой работе происходит реальное распределение позиций: один ребенок раскрывает замысел песни, другой - сочиняет как бы «канву» музыкального образа, третий- рецензирует услышанное и увиденное, оценивает создаваемую общую картину предлагаемого произведения и помогает ее совершенствовать.
Другой тип работы – наблюдение за художественным текстом произведения.
Художественный текст выступает как некая «вторичная» реальность, уже трансформированная по законам искусства. Всматривание, вслушивание, видение конкретно-чувственного мира, его внешних признаков внутренней жизни происходит в процессе акцентного проговаривания текста, а если этот текст на иностранном языке, то обязательный его перевод дословно, подстрочно и художетвенно. Потом обязательный этап – обсуждение.
Третий тип работы – освоение теоретических знаний. Но они вводятся только тогда, когда их отсутствие не позволяет решить практическую творческую задачу. Только тогда теоретические знания приобретают личностный смысл, выступают не формально, а содержательно. Исходное отношение данного курса ориентирует учеников на воссоздание своей точки зрения в процессе пения и на выражение своей точки зрения в процессе исполнения на сцене.
Четвертый тип работы –умение анализировать выступление ансамбля после концерта. То есть – отзыв, приводит к новому слиянию позиций: исполнитель- автор- артист- вокалист. В работу просто исполнителя вплетается работа «артиста», который должен «оформить» вокальное умение мнение в законченное произведение Это очень трудный вид работы, но он позволяет развивать очень важное качество – умение выражать собственную позицию, личную заинтересованность и пристрастность.
Основу программы составляют следующие методологические идеи:
1. Использование произведений мировой художественной культуры (культура различных народов на примере изучения песен этих народов и слушания музыки, написанных в ту, или иную эпоху).
2. Занятия по хореографии – обязательны для всех уровней, т. к. певец должен уметь красиво не только стоять на сцене, но и двигаться в соответствии с замыслом и характером исполняемого произведения.
Воспитательная работа
Планируя воспитательную работу в ансамбле,педагог создает условия для формирования у воспитанников следующих ценностных установок :
• идея овладения голосом, свободой звукоизвлечения для самовыражения, для осуществления своих жизненных идеалов задач;
бережное и ответственное отношение к исполнительству на сцене как к поступку;
• творческая деятельность как необходимая составляющая жизни каждого человека; любовь к родной земле, к своей малой родине.
3.
Детское творчество требует к себе особого, деликатного отношения. Поэтому нужно создать особую атмосферу общения детей, атмосферу теплоты, человеческих отношений. Педагог задает «эталон» отношений, воспитывающих на конструктивную критику, оберегающих достоинство ребенка. Только в такой атмосфере рождается творческий дух, желание раскрыть себя, не боясь непонимания, собственных ошибок, уничижительной оценки взрослого или сверстника. Нужно таким образом строить межличностные отношения детей и взрослого, чтобы прежде всего возникала мотивация и положительные эмоции по поводу происходящего в рамках курса общения.
На занятиях вокала нужно готовить учеников к тому, что все они могут добиться желаемого результата благодаря своему трудолюбию. В будничных уроках поют все дети, без исключения, а вот на исполнение сольных произведений на концертах отбираются лучшие, а точнее сказать, те кружковцы, которые удачнее других показали себя во время занятий.
Программа предусматривает творческую конкуренцию – на этом основывается вся система знаний.
Планируемые результаты:
• уметь при содействии руководителя делать исполнительский анализ;
• обладать артистической смелостью, непосредственностью и самостоятельностью;
• испытывать потребность к певческой деятельности.
• петь в диапазоне: первые голоса – ля м. октавы – фа # — 2-ой октавы; вторые — фа # м. октавы – ми 2-ой октавы; третьи – фа м. октавы – ре 2-ой октавы;
• петь в меру эмоционально, в соответствии с характером произведения;
• знать правила охраны голоса в предмутационный период;
• уметь полноценно исполнять мелкие длительности в песнях быстрого темпа, ясно и чётко произносить трудные буквосочетания, сложные тексты;
• уметь петь трёх- и четырёхголосные произведения без сопровождения, с сопровождением, под фонограмму минус;
• работать над слаженностью ансамблевого выразительного исполнения – фразировкой, агогикой ( сопоставление двух темпов: замедление, ускорение, фермата, динамической нюансировкой.
• работать над выразительностью сценического образа передаваемого через мимику, жесты пластику движений.
• иметь усовершенствованный речевой аппарат, развитый вокальный слух;
• быть настойчивым, выдержанном, целеустремлённым и трудолюбивым.
Формы подведения итогов:
Подведение итогов выполнения программы складывается из двух составляющих: внешней и внутренней деятельности коллектива.
Концерт, конкурс, фестиваль является формой диагностики музыкальных способностей и развития личности ребенка. Участие в концертах, конкурсах, фестивалях и т. д. можно отнести к внешней деятельности коллектива, а результаты участия – как своеобразный критерий оценки их деятельности.
Внутренняя деятельность – это музыкальное и личностное развитие каждого учащегося.
Разработка критериев оценки образовательной деятельности учащихся проводится с учетом цели программы - создать условия для выявления, развития и реализации музыкально-творческих способностей детей через жанр эстрадного вокала.
Для подведения итогов реализации краткосрочной дополнительной образовательной программы художественной направленностиежегодно используется мониторинг результатов освоения программы и результатов личностного развития.
Учебно-тематический план
№ Тема
Общее количество часов Форма аттестации
1. Вводное занятие. Диагностика музыкальных способностей. Дыхание. Дыхательная гимнастика Стрельниковой. Ладоинтонационная работа 1
2. Импровизация. Работа над постановкой голоса. Работа с микрофоном 1
3. Хореография. Слушание музыки.
Работа над метроритмом. Вокально-хоровая работа. 1
4. Целостность музыкально-сценической постановки произведения с учетом полученных знаний и умений.
Беседы об искусстве, прослушивание музыки, посещение концертов, театров, просмотр театральных постановок 1 Участие в концертной деятельности
Методическое обеспечение образовательной программы
Для реализации содержания образовательного процесса в программе предусматривается определё нная последовательность основных форм занятий с воспитанниками:
- беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, видеоматериалами;
- практические занятия, на которых дети осваивают музыкальную грамоту, разучивают песни, слушают и анализируют прослушанную музыку, выполняют творческие задания;
- занятие – постановка, репетиция, на которой отрабатываются концертные номера, развиваются актёрские способности детей;
- занятие – экскурсия – посещение выставок, музея, концертов, мероприятий, фестивалей, конкурсов;
- заключительное занятие, завершающее тему, занятие – концерт (проводится для самих детей, педагогов, родителей).
Методы и приёмы вокальных занятий
1. Демонстрационный.
2. Словесный.
3. Метод наблюдений.
4. Метод упражнений.
Средства, необходимые для реализации программы
Методические материалы включают в себя:
- библиотеку, содержащую справочный материал, музыкальные энциклопедии, музыкально-методическую литературу и вокально-хоровую литературу;
- хрестоматии музыкальных произведений и песен для слушания и разучивания;
- песенники;
- методические пособия по вокальному искусству, разработанные педагогами – вокалистами.
Дидактическое обеспечение программы представляют учебно-наглядные пособия:
• - видеотека;
• - фонотека;
• - тематические стенды;
• - - папки с буклетами «Шедевры мировой классической музыки»;
• - репродукции картин русских художников;
• -Записи ансамбля номеров разных лет
Материально-техническую базу группы представляет кабинет вокала и актовый зал, которые на данный момент полностью укомплектованы необходимым оборудованием:
• фортепиано;
• музыкальный центр;
• DVD – проигрыватель;
• телевизор;
• столы, стулья;
• СД проигрыватель;
• радиомикрофоны;
• компьютер;
• мультимедийный проектор;
• микшер.