Альбина Гарипова
Познавательно-речевое развитие старших дошкольников. Дополнительная образовательная программа факультатива «Почемучка»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД «ЛАДУШКИ» П. ПАНГОДЫ НАДЫМСКОГО РАЙОНА»
(МДОУ «ДЕТСКИЙ САД «ЛАДУШКИ». П. ПАНГОДЫ)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ФАКУЛЬТАТИВА «ПОЧЕМУЧКА»
ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
2. Пояснительная записка.
«Детство – каждодневное открытие мира и
поэтому надо сделать так,
чтобы оно стало, прежде всего,
Публикация «Познавательно-речевое развитие старших дошкольников, Дополнительная образовательная программа факультатива „Почемучка“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
познанием человека и Отечества,
их красоты и величия».
(В. А. Сухомлинский)
2.1. Направленность дополнительной образовательной программы факультатива «Почемучка».
Современное общество сегодня предъявляет новые требования к социальному статусу каждого человека, требует от него целесообразности и полезности приложения сил и максимально полное личностное развитие.
Считается, что, способствуя формированию личности, стремящейся к высокому качеству жизни, под которым понимается определенный уровень психического, физического, социального и нравственного здоровья, мы, тем самым, помогаем ребенку легко адаптироваться в условиях быстроменяющегося современного мира и осознать свое место в нем.
Современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательно - деятельностной самореализации. Первоосновы такой личности необходимо заложить уже в дошкольном детстве (А. Н. Поддьяков, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова, Л. М. Кларина, Е. Н. Герасимова, Н. Б. Шумакова, И. Э. Куликовская).
Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию познавательских умений и инициативы дошкольника (Н. Н. Поддьяков, А. Н. Поддьяков, О. В. Дыбина, О. Л. Князева).
Именно в дошкольном возрасте у каждого ребенка начинает складываться своя собственная картина окружающего мира. Успешность ее становления зависит и от того, насколько органично будет оказана помощь ребенку в процессе «примерки» постоянно расширяющегося мира к его небольшому жизненному опыту, и от того насколько ребенок в состоянии изложить то, что его интересует или озадачивает. Для того чтобы правильно изложить суть вопроса, или дать самому ответ на вопрос, ребенку необходимо овладеть необходимым уровнем речевого развития.
В настоящее время проблема развития речи становится особенно значимой. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера. Недостаток общения родителей со своими детьми, игнорирование речевых трудностей лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи : у детей отсутствуют навыки культуры речи, им сложно использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
2.2. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность.
В связи с введением новых Федеральных государственных стандартов к дошкольному образованию актуальным стало переосмысление педагогами содержания и форм работы с детьми.
На сегодняшний момент разработаны различные программы развития познавательных и речевых умений дошкольников, которые, как правило, знакомят лишь с каким-то определенным методом познавательной или речевой деятельности – наблюдением, проектированием, анализом устного текста.
Данная программа направлена на интеграцию познавательного и речевого развития детей старшего дошкольного возраста, что и создает акутальность внедрения данной программы.
Интеграция – одна из важнейших и перспективных методологических направлений становления современного образования. Собственно «интеграция» означает объединение нескольких учебных предметов в один, в котором научные понятия связаны общим смыслом и методами преподавания. Таким образом, интеграция является одной из наиболее благоприятных форм развития детей дошкольного возраста. Известно, что интегрированный подход соответствует одному из основных требований дошкольной дидактики : образование должно быть небольшим по объему, ёмким.
2.3. Цель и задачи.
Целью факультатива «Почемучка» является развитие представлений детей о месте человека в истории своей страны, её культуре, традициях и обычаях через познание своей Родины; развитие культуры речи и обогащение словаря.
Задачи:
- развивать познавательный интерес к русским традициям и промыслам, формировать духовно-нравственные чувства к культурному наследию своего народа;
- развивать речь с помощью средств языковой выразительности: стихов, пословиц, поговорок и т. д., пополнять словарный запас.
- формировать бережное отношение к природе родного края и чувства сопричастности к ней;
- воспитывать у детей любовь и привязанность к своей семье, детскому саду, улице, поселку, городу, Родине;
- воспитывать любовь, уважения к своей нации, понимать своих национальные особенности, чувство собственного достоинства, как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей (сверстникам и их родителям, соседям и другим людям.)
2.4. Отличительные особенности.
Долгое время главными ориентирами и критериями успешности работы с ребёнком были уровень развития детей, степень владения ими знаниями, умениями, навыками, которые должны пригодиться потом. Однако социальные процессы, происходящие в современном обществе, создают предпосылки для новых целей образования, центром которого становится личность и её внутренний мир. Основы, определяющие успешность личностного становления и развития закладываются в дошкольном возрасте. Этот важный этап жизни делает детей полноценными личностями и рождает такие качества, которые помогают человеку определиться в жизни, найти в ней своё достойное место.
Базой для познавательно- речевого развития является дошкольное учреждение. Именно в детском саду создаётся специальная среда, способствующая максимально полному раскрытию познавательных и речевых возможностей воспитанников. Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.
2.5. В реализации программы дополнительного образования «Почемучка» участвуют дети подготовительной к школе группы (6-7 лет).
2.6. Сроки реализации дополнительной образовательной программы «Почемучка» один учебный год: с сентября по май.
2.7. Занятия проводятся один раз в неделю, продолжительностью 30 мин. в форме диалогового и практического обучения.
2.8. Ожидаемые результаты.
В результате усвоения данной программы видна положительная динамика познавательно-речевой активности : дети владеют знаниями:
об образовании Российского государства; о героическом прошлом России, ее исторических личностях о военных специальностях, транспорте о жилище, одежде, посуде на Руси; праздников и традиций на Руси; о своей малой Родине; известных поэтах, художниках и их произведениях;
умеют отражать в речи слова приветствия, благодарности, пожеланий; умеют находить Россию и ее столицу на карте.
2.9. Мониторинг освоения программы дополнительного образования «Почемучка»
детьми подготовительной к школе группы за 2013-2014 г. г.
Знание об образовании Росс. гос-ва Знания о вгероическом прошлом России, ее исторических личностях
Знает о военных специальностях, транспорте
Быт и традиции Находит Россию и ее столицу на карте Знания о своей малой Родине Знает известных поэтов, художников и их произведения Баллы
Умеет отражать в речи слова приветствия, благодарности Знания о жилище, одежде, посуде на Руси Знание праздников и традиций на Руси
2.10. Диагностика состояния познавательно-речевой активности детей 6-7 лет (в приложении)
4. Содержание программы факультатива «Почемучка».
Опираясь на государственную программу “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», труды Т. Н. Дороновой, на исследования С. Н. Николаевой; Т. С. Комаровой, С. А. Козловой и Т. А. Куликовой был разработан план работы факультатива «Почемучка».
Дополнительная образовательная программа направлена на развитие представлений детей о месте человека в истории своей страны, её культуре, традициях и обычаях; развитие культуры речи и обогащение словаря.
Деятельность дополнительной образовательной программы «Почемучка» для подготовительного возраста расчитана на 36 занятий. В специально организованной деятельности дополнительной образовательной программы отражена работа с детьми по тематическому планированию, также можно проследить связь с другими занятиями, проводимыми в детском саду, такими как рисование – роспись матрешки, лексическая тема «Игры и игрушки», первый раздел - «Быт и традиции», сентябрь - занятие №2 «Деревянные и глиняные игрушки. Традиционные промыслы». На рисовании с детьми закрепляются различные виды росписи матрешек. Речевое развитие – знакомство с русской поэзией, стихи о зиме известных русских поэтов, лексическая тема «Здравствуй Зима», третий раздел – «Вижу чудное раздолье…», декабрь - занятие № 1 «Здравствуй Зимушка-зима!».
Работа факультатива построена таким образом, что позволяет формировать у детей познавательный интерес, духовно-нравственное чувство, и значительно расширяет знания дошкольников о родной стране и ее героическом прошлом, обогащает и развивает речь дошкольников.