Юлия Степанова
Дополнительная образовательная Программа «Безопасный мир»
▼ Скачать + Заказать документы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Проблема обеспечения личной безопасности ребенка приобретает особую актуальность в связи с ростом всеобщей напряженности, сложности и неустроенности жизни общества, характерной чертой которого стал высокий уровень преступности, постоянно создающий угрозу для человека, его здоровья. Поэтому введение курса «Безопасный мир» в учебный план начальной школы подтверждается потребностями современной жизни: данными статистики о гибели и травматизме детей на дорогах страны, усугублением криминогенной обстановки, жертвами которой все чаще становятся дети, данными о неблагополучном физическом и психическом состоянии здоровья школьников.
Публикация «Дополнительная образовательная Программа „Безопасный мир“» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Программа курса «Безопасный мир» для детей старшей и подготовительной группы разработана в соответствии с требованиями ФГОС, Федеральных законов России «Об образовании», «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера», «Об охране окружающей среды», «О пожарной безопасности», «О безопасности дорожного движения», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Цель программы : сформировать у детей потребность предвидеть возможные жизненные экстремальные ситуации, выработать навык правильного их анализа и адекватного поведения.
Задачи:
1. Дать детям ясное представление об опасностях и вредных факторах, чрезвычайных ситуациях, подстерегающих сегодня ребёнка.
2. Научить детей правильно оценивать опасность и избегать её, используя сюжеты и действия героев художественной литературы.
3. Развивать навыки по защите жизни и здоровья с помощью игры.
Темы курса тесно переплетаются с жизненными ситуациями, что предусматривает получение конкретных знаний и навыков по предупреждению чрезвычайных ситуаций, а оказавшись в зоне опасности, быстро находить правильный выход из создавшейся ситуации, не допуская паники.
Занятия связаны с уроками чтения и окружающего мира.
Программа рассчитана на детей от 5 до 8 лет. Срок ее реализации – 2 года.
. Продолжительность занятия 25 минут.
Форма взаимодействия –групповая.
В процессе обучения широко используются словесные, наглядные и практические методы обучения.
Данная программа базируется на принципах развивающего обучения и развития, преемственности в содержании учебного материала, формах и методах педагогической работы. Особенностью организации учебного процесса является не только определение предметного содержания, но и уровневая дифференциация учебного материала, учитывающая психофизические возможности, запросы обучающихся. Технология деятельностного обучения отрабатывается на всех этапах педагогического процесса. Кроме того, используются игровые и проектные технологии.
Педагогическая оценка усвоения знаний программы проводится на основании систематических и целенаправленных наблюдений и результатов их практической деятельности во время занятий.
Содержание программы позволяет использовать различные формы и методы организации обучения с учётом индивидуальных и возрастных особенностей детей, социокультурных различий, своеобразия домашних и бытовых условий.
Каждое занятие предполагает различные формы взаимодействия взрослого с ребё нком: беседа педагога, вопросы и задания детям, игровые тренинги поведения в опасных ситуациях, игры –драматизации, продуктивная деятельность, использование художественного слова. Всё это поможет сделать процесс обучения интересным и непринуждённым.
Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. Дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице и дома, поэтому главной задачей взрослых является стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности.
Результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения курса «Безопасный мир» являются:
осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей, культуры поведения и взаимоотношений с окружающими;
установка на безопасный здоровый образ жизни; ежедневную физическую культуру и закаливание.
Метапредметными результатами изучения курса «Безопасный мир» являются:
способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека;
осознание правил и норм взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, и пр.);
способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
Предметными результатами изучения предмета «Безопасный мир» являются:
усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного);
владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником, необходимым для дальнейшего образования в области социальных дисциплин;
умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов.
Критерии педагогической оценки:
1. Ребенок должен понимать:
1.1. ценность жизни и здоровья и как его сохранить и укрепить;
1.2. опасность в общении с незнакомыми людьми;
1. опасность неприятных ситуаций дома и как можно избежать;
2. ситуации, когда необходимо вызвать полицию, пожарную или скорую помощь.
1. Ребенок должен знать:
1. свой домашний адрес, телефон;
2.2 телефоны экстренных служб; правила обращения со службами по
телефону;
1. правила безопасного поведения в природе;
2. о существовании опасных растений;
3. правила безопасного обращения с животными;
4. правила пожарной безопасности;
5. правила общения с незнакомыми людьми;
6. опасности, которые можно встретить на дороге;
7. Знать алгоритм действий, если потерялся на улице.
2. Ребенок должен уметь:
3.1. выделять опасные объекты;
3.2. моделировать ситуацию, требующую правильных действий;
3.3. избегать ситуации, наносящие здоровью вред;
3.4. анализировать ситуацию и принимать решение;
3.5. заботиться о своем здоровье.
Тематическое планирование
1.1 О несовпадении приятной внешности и добрых намерений
1.2 Опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми
1.3 Ребёнок и другие дети, в том числе подростки
1.4. Если «чужой» приходит в дом
2. Ребёнок и природа
2.1 Правила поведения на природе (в лесу, на водоеме)
2.2 .Лекарственные и ядовитые растения
2.3. Съедобные и несъедобные грибы
2.4. Контакты с животными
3. Ребёнок дома
3.1 Прямые запреты и умение правильно обращаться с некоторыми предметами.
3.2 Экстремальные ситуации в быту (открытое окно, травма, пожар, угарный газ, ураган)
4. Ребёнок на улице
4.1 Дорога и ее элементы.
4.2 Безопасный путь в школу.
4.3 Перекрестки.
4.4 Опасные ситуации на дороге
4.5 Светофор. Регулировщик и его сигналы.
4.6 Правила поведения пассажиров в транспорте
4.7 Пешеходные переходы.
4.8 Правила движения пешеходов вне населенных пунктов.
4.9 Дорожные знаки.
4.10 Правила безопасной езды для юных велосипедистов.
Содержание основных разделов рабочей программы :
Раздел 1 «Ребёнок и другие люди»
1.1 О несовпадении приятной внешности и добрых намерений.
Опасности контактов с незнакомыми взрослыми, учитывая, что у детей уже сложились собственные представления о том, какие взрослые могут быть опасными. Так, большинство детей считает, что опасными являются люди с неприятной внешностью или неопрятно одетые. Некоторые думают, что опасность представляют прежде всего мужчины («дядя с бородой», а молодые, хорошо одетые, симпатичные женщины, девушки или юноши не могут причинить вред так же, как и любой человек с открытой, дружелюбной улыбкой. Поэтому целесообразно провести с детьми беседу о нередком несовпадении приятной внешности и добрых намерений. Целесообразно использовать примеры из знакомых сказок и литературных произведений («Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина – служанка, прикинувшаяся доброй старушкой; Золушка одета в лохмотья, но была доброй; Чудище в «Аленьком цветочке» оказалось заколдованным принцем).
1.2. Опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми
Рассматриваются типичные ситуации опасных контактов с незнакомыми людьми:
-взрослый уговаривает ребенка пойти с ним куда-либо, обещая подарить игрушку;
- взрослый открывает дверцу машины и приглашает ребенка покататься;
- взрослый угощает ребенка конфетой.
1.3 Ребёнок и другие дети, в том числе подростки.
Нужно уметь сказать «нет» другим детям, прежде всего, подросткам, которые хотят втянуть его в опасную ситуацию, например, пойти посмотреть, что происходит на стройке; разжечь костёр; забраться на чердак и вылезти на крышу; спуститься в подвал; поиграть в лифте; «поэкспериментировать» с лекарствами и пахучими веществами; залезть на дерево; забраться в чужой сад или огород; пойти в лес или на железнодорожную станцию.
1.4. Если «чужой» приходит в дом.
Опасности могут подстерегать их не только на улице, но и дома, поэтому нельзя входить в подъезд одному, без родителей или знакомых взрослых. Нельзя открывать дверь чужому, даже если у незнакомого человека ласковый голос или он представляется знакомым родителей, знает, как их зовут, и действует, якобы, от их имени. Целесообразно разыграть разные ситуации: ребёнок дома один; ребёнок дома с друзьями, братьями, сёстрами; ребёнок дома со взрослыми. В игровой тренинг необходимо включить разного рода «уговоры», привлекательные обещания. Разыгрываемые ситуации могут подкрепляться сказочными сюжетами («Волк и семеро козлят»).
Раздел 2 «Ребёнок и природа»
2.1 Правила поведения на природе (в лесу, на водоеме)
Учитель знакомит детей о том, что нельзя трогать незнакомые растения, грибы, пробовать плоды различных деревьев, разработать алгоритм поведения на водоеме (место выбора, посещение водоема только со взрослым, пребывание в воде и на солнце) Н. А. Рыжовой «Не просто сказки. Экологические рассказы, сказки и праздники»).
2.2Лекарственные и ядовитые растения.
Педагог должен рассказать детям о ядовитых растениях, которые растут в лесу, на полянах, вдоль дорог, на пустырях. Для ознакомления можно использовать картинки, другие наглядные материалы. Следует объяснить, что надо быть осторожными и отучаться от вредной привычки пробовать всё подряд (ягоды, травинки, так как в результате ухудшающейся экологической обстановки, например, кислотных дождей, опасным может оказаться даже неядовитое растение.
2.3 Съедобные и несъедобные грибы
Дети должны узнать, что существуют ядовитые грибы, и научиться отличать их от съедобных. Следует объяснить, что никакие грибы нельзя брать в рот или пробовать в сыром виде. Даже со съедобными грибами в последние годы происходят изменения, делающие их непригодными для еды. Особой осторожности требуют консервированные грибы, которые детям дошкольного возраста лучше вообще не употреблять в пищу.
Для закрепления этих правил полезно использовать настольные игры – классификации, игры с мячом в «съедобное – несъедобное», соответствующий наглядный материал, а в летний сезон – прогулки на природу.
2.4Контакты с животными
Ведется объяснение правил поведения при общении с животными. Когда и как можно покормить животное, погладить, поиграть. К чему это может привести. Нельзя дразнить и мучить животных
Раздел 3 «Ребёнок дома»
3.1Прямые запреты и умение правильно обращаться с некоторыми предметами.
Предметы домашнего быта, которые являются источниками потенциальной опасности, делятся на три группы:
* предметы, которыми категорически запрещается пользоваться (спички, газовые плиты, печка, электрические розетки, включенные электроприборы);
* предметы, с которыми, в зависимости от возраста детей, нужно научиться правильно обращаться (иголка, ножницы, нож);
* предметы, которые взрослые должны хранить в недоступных для детей местах (бытовая химия, лекарства, спиртные напитки, сигареты, пищевые кислоты, режуще –колющие инструменты).
Из объяснений педагога ребёнок должен усвоить, что предметами первой группы могут пользоваться только взрослые. Здесь как нигде уместны прямые запреты. Ребёнок ни при каких обстоятельствах не должен самостоятельно зажигать спички, включать плиту, прикасаться к включенным электрическим приборам. При необходимости прямые запреты могут дополняться объяснениями, примерами из литературных произведений («Кошкин дом», играми –драматизациями.
Для того, чтобы научить детей пользоваться предметами второй группы, необходимо организовать специальные обучающие занятия по выработке соответствующих навыков (в зависимости от возраста детей).
Проблемы безопасности детей в связи с предметами третьей группы и правила их хранения являются содержанием совместной работы педагогов и родителей.
3.2Экстремальные ситуации в быту.
Ребёнка нужно научить пользоваться телефоном в экстренных случаях. Но при обучении пользованием телефоном при вызове пожарных, «скорой помощи», милиции требуется работа по профилактике ложных вызовов. Вместе с тем дети должны пользоваться телефоном, знать номера близких взрослых. Это может понадобиться детям на практике в экстремальной ситуации, когда ребёнок просто испугался чего –либо или кого –либо. Следует учесть, что игра с телефоном существенно отличается от реальной ситуации: в настоящем телефонном разговоре ребёнок не видит партнёра по общению, а тембр голоса в телефонной трубке отличается непривычным своеобразием. Поэтому умение пользоваться настоящим телефоном может возникнуть и закрепиться в процессе специального тренинга, проведение которого можно поручить родителям, объяснив им, какие проблемы могут возникнуть у ребёнка.
Раздел 4 «Ребёнок и дорога»
Старшая группа
1Дорога и ее элементы.
Элементы дороги: проезжая часть, тротуар, обочина. Пешеходные ограждения. Правила движения по тротуару (обочине).
2. Безопасный путь в школу.
Составление схемы безопасного маршрута «Дом-школа-дом». Правила перехода дороги. Световозвращающие элементы (СВЭ) : виды, значение и использование на одежде в темное время суток и в условиях недостаточной видимости.
3. Пешеходные переходы.
Что такое пешеходный переход. Виды пешеходных переходов (регулируемые и нерегулируемые). Обозначение пешеходных переходов на проезжей части. Правила перехода на пешеходном переходе. Опасные ситуации на пешеходном переходе.
4. Перекрестки. (Заочная экскурсия).
Что такое перекресток. Виды перекрестков (регулируемые и нерегулируемые). Перекрестки в микрорайоне школы.
5. Опасные ситуации на дороге. (Практическое занятие).
Что такое «Дорожные ловушки». Опасность внезапного выхода на проезжую часть. Остановочный путь автомобиля. Влияние погодных условий на остановочный путь автомобиля. Опасность игр рядом с проезжей частью. Внимание и осторожность при игре во дворе дома. Опасность выхода на проезжую часть из-за предметов, закрывающих обзор, в том числе из-за стоящих машин.
6. Нерегулируемые перекрестки.
Обозначение пешеходного перехода на перекрестке. Правила перехода проезжей части на нерегулируемом перекрестке. Опасные ситуации, возникающие на нерегулируемом перекрестке.
7. Светофор. Регулируемые перекрестки.
Виды светофоров. Для чего нужен светофор. Сигналы светофора. Правила перехода проезжей части на регулируемом перекрестке. Опасные ситуации, возникающие на регулируемом перекрестке.
8. Правила поведения пассажиров в легковом автомобиле.
Правила дорожного движения для пассажиров легковых автомобилей. Правила поведения пассажиров при посадке, в салоне и при выходе из автомобиля. Использование ремней безопасности и детских удерживающих устройств. Виды детских удерживающих устройств. Эффективность их использования.
9. Правила поведения пассажиров в общественном транспорте (автобус, троллейбус)
Остановка автобуса и троллейбуса и ее обозначение. Движение к остановке. Правила безопасного поведения на остановке. Правила безопасного поведения пассажира в автобусе при посадке, в салоне и при выходе. Правила перехода дороги после выхода из автобуса или троллейбуса. Опасные ситуации в общественном транспорте.
Подготовительная группа
1. Дорога и ее элементы.
Элементы дороги: проезжая часть, тротуар. Опасности, подстерегающие пешеходов при движении по тротуару. Характеристика улиц, переулков на которых живут учащиеся, сложность движения по ним. Составление безопасного маршрута «дом-школа- дом».
2. Пешеходные переходы. (Практическое занятие).
Правила перехода дороги с односторонним и двусторонним движением на пешеходном переходе. Опасные ситуации при переходе дорог. Пешеходные переходы в микрорайоне школы.)
3. Правила движения пешеходов вне населенных пунктов.
Движение пешеходов по дорогам вне населенного пункта. Как правильно перейти загородную дорогу. Движение пешеходов в темное время суток. Использование СВЭ.
4. Перекрестки. (Практическое занятие).
Движение транспортных средств на перекрестке: поворот, предупредительные сигналы, подаваемые водителями. Обозначение нерегулируемого перекрестка. Правила перехода проезжей части на нерегулируемом перекрестке.
5. Регулируемые перекрестки. Регулировщик и его сигналы.
Действия участников движения (пешеходов и водителей) по сигналам светофора. Правила перехода проезжей части на регулируемом перекрестке. Действия пешеходов по сигналам регулировщика. Приоритет сигналов регулировщика над сигналами светофора.
6. Правила поведения пассажиров в легковом автомобиле.
Правила дорожного движения для пассажиров легковых автомобилей. Правила безопасного поведения пассажиров при посадке, в салоне и при выходе из легкового автомобиля. Использование ремней безопасности и детских удерживающих устройств. Виды детских удерживающих устройств. Эффективность их использования.
7. Правила поведения пассажиров в общественном транспорте (автобус, троллейбус)
Правила безопасного поведения на остановке, при посадке в общественный транспорт, в салоне при поездке, при выходе из автобуса, троллейбуса. Правила перехода проезжей части при движении к остановке и от нее.
8. Дорожные знаки.
Группы дорожных знаков. Характерные черты групп дорожных знаков. Дорожные знаки: «Пешеходный переход» (предупреждающий и информационно-указательный, «Дети», «Пешеходная дорожка», «Железнодорожный переезд со шлагбаумом», «Железнодорожный переезд без шлагбаума». Дорожные знаки в микрорайоне школы.
9. Ты – велосипедист.
Общее устройство велосипеда. Экипировка велосипедиста. Правила безопасной езды для юных велосипедистов.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
(старшая и подготовительная группы)
№ п / п Тема занятия Количество часов
Старшая группа
1 Дорога и ее элементы. 1
2. Безопасный путь в школу. 1
3. Пешеходные переходы. 1
4 Перекрестки. (Заочная экскурсия). 1
5. Опасные ситуации на дороге. (Практическое занятие). 1
6. Нерегулируемые перекрестки. 1
7. Светофор. Регулируемые перекрестки. 1
8. Правила поведения пассажиров в легковом автомобиле. 1
9. Правила поведения пассажиров в общественном транспорте (автобус, троллейбус). 1
10. Итоговое занятие. 1
Подготовительная группа
1. Дорога и ее элементы. 1
2. Пешеходные переходы. (Практическое занятие). 1
3 Правила движения пешеходов вне населенных пунктов. 1
4 Перекрестки. (Практическое занятие). 1
5 Регулируемые перекрестки. Регулировщик и его сигналы. 1
6 Правила поведения пассажиров в легковом автомобиле. 1
7 Правила поведения пассажиров в общественном транспорте (автобус, троллейбус). 1
8. Дорожные знаки. 1
9. Ты – велосипедист. 1
10. Итоговое занятие. 1
Календарно-тематическое планирование
№ Дата Тема
1 сентябрь Правила движения пешеходов вне населенных пунктов.
2 Сентябрь Дорога и ее элементы.
3 О несовпадении приятной внешности и добрых намерений
4 октябрь Пешеходные переходы. (Практическое занятие).
. Если «чужой» приходит в дом
5 ноябрь Перекрестки. (Заочная экскурсия).
6 Правила поведения на природе на водоеме.
7 декабрь Нерегулируемые перекрестки.
8 Экстремальные ситуации в быту (открытое окно, травма)
9 январь Светофор. Регулируемые перекрестки.
10 Экстремальные ситуации в быту (пожар, угарный газ)
11 февраль Правила поведения пассажиров в легковом автомобиле.
12 Прямые запреты и умение правильно обращаться с некоторыми предметами.
13 март Правила поведения пассажиров в общественном транспорте (автобус, троллейбус).
14 Правила поведения на природе (в лесу)
15 апрель Опасные ситуации на дороге. (Практическое занятие).
16 .Контакты с животными
17 Май Итоговое занятие.
Методическая литература:
1. Авдеева Н. Н., Князева О. Л. ,. Стеркина Р. Б «Безопасность», учебно-методическое пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста «Детство-пресс», 2013 г.
2. Авдеева Н. Н. ,. Князева О. Л. Стеркина Р. Б «Безопасность», рабочая тетрадь, 2013 г.
3. Бэйли Дж. Мое тело меняется. Клевер Медиа Групп, 2014 г.
4. Журнал «Детская энциклопедия». Ребенок в городе. №11, 2009г.
5. Лабунько А. В., Лабунько Ю. В. Правила Дорожного Движения Эксмо, 2014 г.
6. Петрановская Л. В. «Что делать, если …» Аванта+, 2013 г.
7. Радзиевская Л. Ты один дома: Для детей 6-7 лет, 2010
8. Соколова О. В. Правила поведения в опасных ситуация Литера, 2011 г.
9. Фисенко М. ОБЖ. Подготовительная группа. Разработки занятий. Часть 2 Корифей, 2010 г.
10. Шипунова В. А. Комплекты карточек. Беседы с ребенком Карапуз, 2012 г.
11. Шорыгина Т. А. «Беседы о правах ребёнка». – М. : ТЦ Сфера, 2008 г.
12. ОБЖ. Опасные предметы и явления. Демонстрационный материал для дома и детского сада «Карапуз», «Сфера», 2011 г.