Пахомова Диана Александровна
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Вокальный ансамбль»
▼ Скачать + Заказать документы
Энгельс, 2020г.
СОДЕРЖАНИЕ
Целевой раздел:
1.1 Пояснительная записка.
1.2 Цель и задачи реализации программы по дополнительному образованию.
1.3 Основные принципы обучению пению.
1.4. Взаимосвязь с образовательными областями.
1.5. Планируемые результаты освоения программы.
Содержательный раздел:
2.1 Характеристика возрастных и индивидуальных особенностей детей с 3 до 6 лет.
2.2 Приемы обучения пению.
Публикация «Дополнительная образовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности „Вокальный ансамбль“» размещена в разделах
- Вокал. Обучение детей пению
- Вокал. Программы
- Изостудия, кружок ИЗО
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
2.3 Формы и методы по реализации основных задач программы. 2.4. Перспективно—тематический план непрерывной образовательной деятельности кружка «Иволга»
2.5. Учебный план реализации программы
2.6. Взаимодействие с семьей.
3. Организационный раздел.
3.1. Расписание занятий
3.2. Методическое обеспечение.
1. Целевой раздел:
1.1 Пояснительная записка
В соответствии с ФГОС дошкольного воспитания о признании самоценности дошкольного периода детства на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и раскрывающая его индивидуальные способности.
В детском исполнительстве особое место занимает пение. Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности, обладающий большим потенциалом эмоционального, музыкального, познавательного развития. Благодаря пению у ребенка развивается эмоциональная отзывчивость на музыку и музыкальные способности: интонационный звуковысотный слух, без которого музыкальная деятельность просто не возможна, тембровый и динамический слух, музыкальное мышление и память. Кроме того успешно осуществляется общее развитие, формируются высшие психические функции, обогащаются представления об окружающем, речь, малыш учится взаимодействовать со сверстниками. Поскольку пение – психофизический процесс, связанный с работой жизненно важных систем, таких как дыхание, кровообращение, эндокринная система и других, важно, чтобы голосообразование было правильно, природосообразно организовано, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, пел легко и с удовольствием.
Правильный режим голосообразования является результатом работы по постановке певческого голоса и дыхания. Дыхательные упражнения, используемые на занятиях по вокальному пению, оказывают оздоравливающее влияние на обменные процессы, играющие главную роль в кровоснабжении, в том числе и органов дыхания. Улучшается дренажная функция бронхов, восстанавливается носовое дыхание, повышается общая сопротивляемость организма, его тонус, возрастает качество иммунных процессов. Пение принадлежит к такому виду музыкального искусства, которое можно назвать самым массовым и доступным. Его воспитательное воздействие очень велико благодаря единству музыки и слова в песне и в силу самой природы естественного певческого звучания, вызывающего сильнейшие эмоции. Пение – основной вид музыкального искусства, которому последовательно обучают в детском саду. На любой ступени обучения детей учат правильному звукообразованию, ясному произношению, чистому, стройному пению и слитному звучанию (ансамблю, хору); формируют певческое дыхание. Освоение этих навыков – путь к выразительному исполнению. Развитие мелодического слуха особенно интенсивно происходит в условиях обучения пению.
Совместное пение развивает чувство коллективизма, создает условия для их эмоционального, музыкального общения. Сама суть хорового пения вырабатывает у хорового певца умение видеть, слышать, чувствовать состояние другого человека. Пение развивает у детей также привычку к длительному сосредоточению. Не быть внимательным просто нельзя, не получится стройного пения, не будет хора. В условиях совместного пения дети чувствуют себя хорошо. Человек, регулярно занимающийся пением, объективно укрепляет свое и физическое и психическое здоровье.
Программа вокального кружка «Иволга» ориентирована на развитие у детей старшего дошкольного возраста вокальных данных, творческих способностей, исполнительского мастерства в условиях дополнительного образования и рассчитана на 1 год.
Программа разработана на основе программы по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки» (авторы И. Каплунова, И. Новоскольцева).
1.2 Цель и задачи реализации программы.
Цель программы – формирование эстетической культуры дошкольника; развитие певческих способностей у детей в условиях дополнительного образования ДОУ.
Задачи:
• Способствовать обогащению знаний детей в области музыки: классической, народной, эстрадной;
• Способствовать развитию у детей вокальных навыков;
• Привить навыки общения с музыкой : правильно воспринимать и исполнять ее;
• Привить навыки сценического поведения;
• Способствовать пробуждению творческой активности детей;
• Формировать чувство прекрасного на основе классического и современного музыкального материала;
• Развить музыкально-эстетический вкус;
• Развить музыкальные способности детей и эмоциональную отзывчивость дошкольников;
• Создать условия для пополнения словарного запаса, а также успешной социализации дошкольников.
Программа включает подразделы :
• развитие музыкального слуха и голоса;
• песенное творчество;
• певческая установка;
• певческие навыки (артикуляция, слуховые навыки; навыки эмоционально-выразительного исполнения; певческое дыхание; звукообразование; навык выразительной дикции)
Новизна программы вокального заключается в следующем: программа имеет интегрированный характер и основана на модульной технологии обучения, которая позволяет по мере необходимости варьировать образовательный процесс, конкретизировать и структурировать ее содержание, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. А также предоставляет возможность для развития творческих способностей обучающихся. В образовательном процессе программы используются инновационные технологии: групповой деятельности, личностно- ориентированные на игровые технологии.
Актуальность предлагаемой образовательной программы заключается в художественно-эстетическом развитии обучающихся, приобщении их к классической, народной и эстрадной музыке, раскрытии в детях разносторонних способностей.
Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что занятия вокалом развивают художественные способности детей, формируют эстетический вкус, улучшают физическое развитие и эмоциональное состояние детей.
Данная программа предусматривает дифференцированный подход к обучению, учет индивидуальных психофизиологических особенностей воспитанников. Использование традиционных и современных приемов обучения позволяет заложить основы для формирования основных компонентов учебной деятельности: умение видеть цель и действовать согласно с ней, умение контролировать и оценивать свои действия. Репертуар для воспитанников подбирается педагогом с учетом возрастных, психологических особенностей ребенка, и их вокальных данных.
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы- 3-6 лет. Дети занимаются на свободной основе. Особенности работы обусловлены, прежде всего, возрастными возможностями детей в воспроизведении вокального материала. Знание этих возможностей помогает педагогу выбрать посильный для освоения музыкальный и песенный материал, вызвать и сохранить интерес и желание заниматься пением. Занимаясь в вокальном кружке, дети получают не только вокальную подготовку, но и знакомятся с шедеврами современной и классической музыки, приобретают навыки выступления перед зрителями.
1.3 Основные принципы развития вокальных способностей у детей:
• Принцип постепенности, последовательности и систематичности
• Принцип наглядности
• Принцип прочности
• Принцип доступности
• Принцип развивающего обучения
• Принцип гуманизации
• Принцип сотрудничества
• Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях детского сада и семьи.
1.4 Взаимосвязь с образовательными областями
«Физическое
развитие» сохранение и укрепление физического и
психического здоровья детей, релаксация.
«Познавательное развитие» расширение кругозора детей в области о музыки; формирование целостной картины мира в сфере
музыкального искусства, творчества
«Художественно- эстетическое
развитие» Привить детям любовь к пению, воспитывать художественный вкус. Формирование интереса к эстетической стороне окружающей
действительности; развитие детского творчества.
«Речевое развитие» Развитие свободного общения со взрослыми и
детьми
«Социально –
коммуникативное развитие» формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в непосредственно
образовательной деятельности по пению.
1.5 Планируемые результаты.
Дети имеют опыт восприятия песен разного характера, проявляют устойчивый интерес к вокальному искусству. Поют естественным голосом, протяжно. Умеют правильно передавать мелодию в пределах ре-до2 октавы, чисто интонируют. Различают звуки по высоте, слышат движение мелодии, поступенное и скачкообразное. Точно воспроизводят и передают ритмический рисунок. Умеют контролировать слухом качество пения. Выработана певческая установка. Могут петь без музыкального сопровождения.
Дети проявляют интерес к вокальному искусству. Умеют петь естественным голосом, без напряжения, протяжно. Внятно произносят слова, понимая их смысл, правильно пропевают гласные в словах и правильно произносят окончания слов. Могут петь без помощи руководителя. Проявляют активность в песенном творчестве поют дружно не отставая и не опережая друг друга.