Лучший педагог года

Дополнительная образовательная программа по развитию звуковой стороны речи в средней группе

Екатерина Булхиева
Дополнительная образовательная программа по развитию звуковой стороны речи в средней группе

Пояснительная записка

Направленность программы : данная программа направлена на развитие звуковой стороны речи детей в соответствии с их возрастными способностями; обогащению словарного запаса; овладения детьми грамматического строя речи и развитию связанной речи.

Публикация «Дополнительная образовательная программа по развитию звуковой стороны речи в средней группе» размещена в разделах

Цель: создать условия для развития фонематической стороны речи с целью подготовки детей к овладению звуковым анализом слов.

Задачи:

развивать и совершенствовать фонематический слух детей;

развивать артикуляционный аппарат детей, отрабатывать произношение сонорных, шипящих и свистящих звуков;

учить правильно понимать и употреблять термины «слово», «звук»;

формировать умение сравнивать слова по их протяженности;

учить интонационно выделять в слове определенный звук (сначала первый звук в слове, а потом – любой);

формировать умение называть слова с заданным звуком, выделять и называть первый звук в слове, подбирать слова с определенным звуком и различать на слух твердые и мягкие согласные (без употребления самих терминов);

развивать графические навыки с целью подготовки руки ребёнка к письму;

улучшить основные движений и мелкую моторику рук.

Актуальность: Дошкольный возраст – важный и неповторимый период в развитии ребенка, особенно в плане развития его речи. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. При нормальном развитии овладение правильным звукопроизношением у дошкольников заканчивается к 4-5 годам. Но иногда в силу ряда причин этот процесс затягивается.

В средней группе мы часто наблюдаем детей, речь которых мало понятна для окружающих: отдельные звуки не произносятся, пропускаются или заменяются другими, ребенок не умеет правильно построить фразу и, тем более, составить рассказ по картинке.

Очень часто речевое нарушение, являясь первичным дефектом, влечет за собой заметное отставание в психическом развитии. Нарушение произносительной стороны речи требует специальной логопедической помощи. И, как известно, чем раньше начата коррекционная работа, тем она эффективнее.

В этом возрасте для дошкольника речь из средства общения превращается в объект познания (изучения) и анализа, когда смысловая её сторона «отделяется» от формальной, на которой и концентрируется внимание детей. У ребёнка резко возрастает интерес к звуковому оформлению слов.

Организация образовательной деятельности :

Программа рассчитана на один год и составлена с учетом возрастных, психологических особенностей детей дошкольного возраста (4-5 лет, уровня их знаний и умений.

Возраст воспитанников: 4-5 лет.

Режим: занятия проходят один раз в неделю во второй половине дня по 20 минут.

Формы работы: групповые и индивидуальные.

Ожидаемые результаты:

слышит интонационно выделенный звук в словах и может сравнить его со звуками окружающего мира;

интонационно произносит заданный звук в словах;

может произнести заданный звук изолированно;

может определить и назвать первый звук в слове;

определить и назвать первый звук в слове (без призвука гласного);

произвольно регулировать темп, силу голоса, речевое дыхание;

рисовать прямые вертикальные и горизонтальные линии, округлые линии, штриховать несложные предметы;

выполнять упражнения для пальцев и кистей рук.

Список использованной литературы:

1. Маханёва М. Д. Подготовка к обучению грамоте детей 4-5 лет. - М. : ТЦ Сфера, 2017 (электронный вариант)

2. Колесникова Е. В. Развитие фонематического слуха детей 4-5 лет. Рабочая тетрадь - М. : Изд-во «Ювента», 2022

3. Колесникова Е. В. Учебно методическое пособие к рабочей тетради «Развитие фонематического слуха детей 4-5 лет» - М. : Изд-во «Ювента», 2022

4. Колесникова Е. В. От слова к звуку. Рабочая тетрадь для детей 4-5 лет-М. : Изд-во «Ювента», 2022

5. Новиковская О. А. «1000 игр, заданий и упражнений для развития речи»

Перспективное планирование по дополнительной образовательной деятельности «Говорушки»

Недели Название Задачи Содержание

Сентябрь

1-2 Диагностика детей

3 Весёлый язычок

- Подготовить артикуляционный аппарат к произношению звуков.

- Учить выполнять арт. гимнастику перед зеркалом. 1. Рассказ воспитателя «Весёлый язычок»

2. Упражнения «Улыбка», «Заборчик», «Полакаем молоко»

3. Для чего нам язычок

4. Игра «Назови своё имя»

4 Знакомство с многообразием слов, моделированием - Дать представление о многообразии слов, учить понимать термин «слово», что слова бывают разные.

- Закреплять навыки правильного произношения звуков в словах.

- Учить рисовать короткие, отрывистые линии (дождик из душа).

- Формировать интерес к речевой деятельности, самостоятельность. 1. П/и «Назови своё имя»

2. Игровое упражнение «Обведи правильно»

3. Игра с мячом «Детский мир»

4. Знакомство с моделированием

5. Упражнение в тетради «Дорисуй картинку»

Октябрь

1 Знакомство с многообразием слов, моделированием,

нахождение различий в двух похожих рисунках - Учить понимать и правильно употреблять термин «слово».

- Учить моделировать слово в виде прямоугольника.

- Знакомить с разнообразием слов, понимать, что слова обозначают не только предметы, но и признаки и их действия.

- Учить находить различия в двух похожих рисунках. 1. Игровое упражнение «Назови правильно»

2. Расскажем о кошке

3. Игровое упражнение «Кто внимательный»

4. Пальчиковая гимнастика «Встреча друзей»

2 Слова- друзья, рисование иголок ежикам - Продолжать знакомить с многообразием слов.

- Познакомить с тем, что слова могут звучать похоже.

- Продолжать знакомить с моделированием - слово обозначается в виде прямоугольника.

- Учить рисовать короткие линии (иголки ежикам).

1. Научим Буратино произносить разные слова

2. Игра «Как звучит слово»

3. Игра «В кругу с мячом»

4. Дорисуй иголки ёжикам

3

Слова- друзья (продолжение)

Рисование солнышка - Продолжать учить детей подбирать слова – друзья к заданным словам;

- Учить сравнивать слова по звучанию (громкие, звонкие, тихие).

- Учить внимательно слушать стихотворение, подбирать слова не просто близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу.

- Учить рисовать округлые и прямые линии (солнце). 1. У нас в гостях Паша и Маша

2. Игровое упражнение «Соединим правильно»

3. Игровое упражнение «Найдём ошибки»

4. Игровое упражнение «Кто в домике живёт»

5. Нарисуем солнышко в тетради

4 Короткие и длинные слова - Познакомить с протяженностью слов и делением их на части

- Закрепить представление о словах, словах- друзьях

- Учить слушать воспитателя и выполнять задание, развивать мелкую моторику.

1. У нас в гостях кот, петушок и лиса

2. Упражнение «Прошагаем слова»

3. Отгадай загадки

4. Игровое упражнение «Загадки и отгадки»

Ноябрь

1 Короткие и длинные слова (продолжение) - Продолжать знакомить с протяженностью слов и делением их на части.

- Учить сравнивать короткие и длинные слова.

- Учить самостоятельно находить сходные и разные по звучанию слова. 1. У нас в гостях Буратино и мышонок Пик

2. Игра «Подарим Пику и Буратино слова»

3. Физкультминутка «Игра с пальчиками»

4. Игра – упражнение «Звуковые часы»

2 Каждое слово состоит из звуков - Показать, что слова звучат потому, что они состоят из звуков, что звуки в слове разные.

- Учить узнавать слова, в которых не хватает одного звука, последнего или первого.

- Учить интонационно, выделять звуки в словах. 1. Знакомство с понятием «звук»

2. Игра «Доскажи звук»

3. Арт. гимнастика

4. Упражнение в тетради «Раскрась листья»

3 Такие разные звуки - Продолжать учить детей узнавать слова, в которых не хватает одного звука, первого или последнего.

- Знакомить со звуками [а], [о], [у], [и]. 1. Упражнение «Помоги Буратино прочитать письмо»

2. Сказка про Весёлого Язычка

3. Игра «Угадай звуки- песенки»

4. Раскрась картинку со звуком [а]

4 Гласные звуки- песенки - Учить узнавать звуки, [а], [о], [у], [и] в словах.

- Учить правильно произносить гласные звуки изолированно и в словах, интонационно их выделять

- Развивать мелкую моторику. 1. Звуки- песенки

2. Игра «Узнай звук»

3. Арт. гимнастика

4. Раскрась картинку со звуком [у]

Декабрь

1 Первые звуки - Рассказать детям, какие бывают первые звуки в слове.

- Учить интонационно выделять первый звук в слове.

- Учить сравнивать слова по протяженности. 1. Игра «Будь внимательным»

2. Игра «Назови игрушку»

3. Упражнение на сравнение слов по протяжённости

4. Упражнение «Зоопарк»

2 Звук [с]- свистит - Познакомить со звуком с, учить интонационно его выделять в словах и изолированно.

- Воспитывать речевое внимание, фонематический слух. 1. Упражнение «Накачаем машину насосом»

2. Рассказ Сороки

3. Игра «Найди звук [c]»

4. Игра «Магазин»

5. Упражняемся в произношении слов со звуком [c] (стихи, чистоговорки)

3 Звуки [c] и [с’] (песенки большого и маленького насоса) - Познакомить детей с твердыми и мягкими согласными.

- Учить различать и произносить изолированно[c] и [с’] звуки в игровых упражнениях («песенки большого и маленького насоса»).

- Учить интонационно выделять звуки [c] и [с’] в словах, во фразовой речи. 1. Игровое упражнение «Песенка насоса»

2. Упражнение на различение звуков[c] и [с’], интонационное выделение этих звуков в словах

3. Игра «Будь внимательным»

4. Игра «Назови слова»

4 Звук [з] - звенит (песенка комара) - Продолжать учить узнавать звук [c] в словах.

- Познакомить со звуком [з] (песенкой комара).

- Учить правильно произносить звук [з] изолированно и в словах.

- Воспитывать умение внимательно слушать и выполнять задания. 1. Игра «Самолёт»

2. Чтение рассказа

3. Уточнение произношения звука [з], положение язычка, губ, зубов при произношении звука

4. Шутки- скороговорки

5. П/и «Коза рогатая.»

Январь

1 Звуки [з] и [з’]

(песенки большого и маленького комара) - Познакомить с твердыми и мягкими согласными звуками [з] и [з’] («песенка большого комара»,

«песенка маленького комарика»).

- Учить четкому и ясному произношению звуков [з] и [з’].

- Продолжать знакомить с протяженностью слов (короткие и длинные).

- Учить интонационному выделению звуков [з] и [з’] в словах. 1. Игровое упражнение «Как поют комары»

2. Игра «Будь внимательным»

3. Физкультминутка «Зайке холодно сидеть»

4. Игра «Назови слово со звуком [з]

5. Игра- упражнение «Что забыл нарисовать художник»

2 Эти разные, то такие похожие звуки [з ] и [с] - Продолжать учить различать твердые и мягкие согласные звуки [c] и [с’], [з] и [з’] в словах.

- Продолжать учить интонационно выделять звуки [c] и [с’], [з] и [з’] в фразовой речи.

- Учить называть первый звук в словах. 1. Игровое упражнение «Помоги животным найти домик»

2. Игра «Подскажи словечко»

3. Шутки-чистоговорки с движением

4. Игра «Кто внимательный»

3 Звук [ц] - Учить различать и произносить твердый согласный звук [ц] в словах, во фразовой речи.

- Учить дифференцировать в словах звуки [з ] и [с]. 1. Отгадай загадки

2. Игра «Зоопарк»

3. Игра- песня «Цыплята»

4. Заучивание стих-я Г Сапгира

5. Рисуем огурцы

4 Цыплёнок Цып - Продолжать знакомить со звуком [ц], учить выделять звук в произношении.

- Упражнять в правильном произношении звука [ц] в словах и фразах. 1. Рассказ «Цыплёнок Цып»

2. Игра «Найди звук [ц]

3. Чистоговорки

4. Игра «Раскладываем картинки по звукам»

Февраль

1 Звук [ш] (песенка ветра) - Учить интонационно выделять твердый согласный звук [ш] («песенку ветра») в словах.

- Учить четко и ясно произносить звуки.

- Развивать графические навыки (рисование воздушных шариков). 1. Игра «Подскажи словечко»

2. Игровое упражнение «Будь внимательным»

3. Физкультминутка «Игра «Шарик»

4. Рисуем шарики

5. Заучиваем потешку про кошку

2 Этот жужжащий звук [ж] - Учить четко и ясно произносить твердый согласный звук [ж] («песенка жука») изолированно, в словах и во фразовой речи.

- Учить интонационно выделять звук [ж] в словах. 1. Игра «Жуки прилетели»

2. Упражнение на интонационное выделение в словах звука [ж]

3. Игровое упражнение «Будь внимательным»

4. Физкультминутка «Игра «Жуки»

5. Заучивание стих-я И. Солдатенко

3 Звуки [ш] и [ж] - Способствовать развитию фонематического слуха, различать согласные звуки [ш] и [ж] в словах.

- Продолжать знакомить с термином «звук».

- Развивать графические навыки (рисование дорожек). 1. Игровое упражнение «Помоги животным найти свой вагон»

2. Игра «Подскажи словечко»

3. Физкультминутка

4. Повторяем стихи

4 Свистящий и шипящий звуки - Учить дифференцировать звуки [с] и [ш].

- Закреплять знания о протяженности слов.

- Развивать фонематическое восприятие, фонематический слух, умение выделять заданный звук в словах. 1. Игра «Узнай звук»

2. Шутки-чистоговорки на дифференциацию звуков [с] и [ш]

3. Упражнение «Назови игрушки»

4. Упражнение «Длинное- короткое слово»

5. Подвижная игра «Кот и мыши»

Март

1 Звенящий и жужжащий звуки - Учить дифференцировать звуки [з] и [ж].

- Развивать фонематическое восприятие, фонематический слух, умение выделять заданный звук в словах. 1. Вспомним песенку комара и жука

2. Упражнение «Поставь правильно картинки»

3. Игра «Комары и жуки»

2 Этот чудо - звук (песенка паровозика) - Познакомить со звуком [ч’].

- Учить интонационно выделять согласный звук [ч’] в словах.

- Продолжать знакомить с термином «звук» и называть первый звук в слове.

- Учить отгадывать загадки, выделяя характерные признаки.

- Развивать внимание, наглядно-образное и логическое мышление. 1. Игра «Загадки и отгадки»

2. Игровое упражнение «Будь внимательным»

3. Рассказ о паровозике

4. Физкультминутка «Часы»

5. Игра «Почини игрушки»

6. Игра «Скажи ласково»

3 Звук [щ’] - Учить интонационно выделять согласный звук [щ’] в словах.

- Учить определять и называть первый звук в словах. - Учить воспринимать стихотворение, развивать поэтический слух, подбирать слова, подходящие по смыслу.

- Развивать графические навыки (рисование щеток).

1. Игра «Подскажи словечко»

2. Игровое упражнение «Соедини правильно»

3. Физкультминутка «Игра с мячом «Назови скорее»

4. Дорисуй щётки

5. Заучивание стихотворения С. Михалкова «Два щенка»

4 Звуки [л] и [л’] - Учить различать твердые и мягкие согласные звуки [л] и [л’].

- Учить называть первый звук в словах.

- Развивать активную речь детей, отвечать на вопросы строчками из стихотворения.

- Развивать графические навыки (рисование неваляшки). 1. Рисуем неваляшку

2. Игра «Подскажи словечко»

3. Физкультминутка «Мы немножко рисовали»

4. Заучивание стихотворения А. Александровой «Спит тюлень…»

5. Чистоговорки

Апрель

1 Кто у нас рычит - Закрепить умение выделять слова со звуками [л] и [л’].

- Познакомить с твердыми и мягкими согласными звуками [р] и [р’] («песенки большого и маленького мотора»).

- Учить интонационно выделять звуки [р] и [р’] в словах.

- Учить называть первый звук в словах. 1. Игра «Будь внимательным.»

2. Игровое упражнение «Как поёт мотор»

3. Игра «Загадки и отгадки»

4. Физкультминутка «Зарядка»

5. Раскрась предметы

6. Заучивание стих-я О. Высотской «Кто мяукнул у дверей»

2 Звуки [м] и [м’] - Познакомить с твердыми и мягкими согласными звуками [м] и [м’].

- Учить интонационному выделению твердых и мягких согласных звуков[м] и [м’] в словах.

Продолжать знакомить с линейностью слов (короткие и длинные).

Учить называть первый звук в словах

Развивать графические навыки (рисование мишки) 1. Заучивание стих-я Т. Шорыгиной

2. Рисуем мишку

3. Физкультминутка

4. Загадки и отгадки

5. Раскрась правильно

3 Звуки [б] и [б’] - Учить интонационно выделять твердые и мягкие согласные звуки [б] и [б’] изолированно, в

словах, во фразовой речи.

- Продолжать учить внимательно слушать стихотворение, подбирать слова не просто близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу.

- Развивать графические навыки (рисование дорожек, бусинок). 1. Игровое упражнение «Подскажи словечко»

2. Раздели правильно

3. Физкультминутка «Буратино»

4. Заучивание стих-я Г. Сапгира

5. Рисуем бусы

4 Звуки [к] и [к’] - Познакомить с твердыми и мягкими звуками [к] и [к’].

- Учить интонационному выделению звуков [к] и [к’] в словах.

- Учить называть первый звук в словах. 1. Игровое упражнение «Назови первый звук»

2. Игра «Подскажи словечко»

3. Физкультминутка «Пальчики»

4. Игра «Найди и раскрась»

Май

1

Звук [г] - Учить называть изолированно твердый согласный звук [г].

- Учить называть первый звук в словах.

- Развивать активную речь, отвечать на вопросы строчками из стихотворения.

- Развивать графические навыки (рисование кругов).

- Учить выразительно читать стихотворение. 1. Игра «Подскажи словечко»

2. Игра «Загадки и отгадки»

3. Физкультминутка «Зарядка»

4. Игра «Кто внимательный»

5. Заучивание стих-я Г. Сапгира «Грустный клоун»

2

Звуки [д] и [д’] - Способствовать развитию фонематического слуха, учить различать твердые и мягкие согласные звуки [д] и [д’].

- Учить называть изолированно звуки [д] и [д’].

- Учить называть первый звук в словах.

- Учить отгадывать загадки, выделяя характерные признаки.

- Развивать внимание, наглядно-образное и логическое мышление. 1. Игра «Загадки и отгадки»

2. Игровое упражнение «Раскрась правильно»

3. Физкультминутка «Птички

4. Игра «Кто внимательный»

5. Заучивание стих- я М. Дружининой

3 Такие разные звуки - Закрепить умение выделять звуки [с], [з], [ц’], [ш], [ж], [ч’], [щ’], [л], [р] в произношении.

- Закрепить умение различать твёрдые и мягкие согласные звуки.

- Развивать фонематический слух, речевое внимание. 1. У нас в гостях кукла Юля

2. Игра «Звуки поменялись местами»

3. Физкультминутка

4. Отгадай загадки

5. Игра в кругу с мячом «Назови первый звук»

4 Открытое мероприятие «В стране Звуков» - Закрепить умение различать твёрдые и мягкие согласные звуки.

- Развивать фонематический слух, речевое внимание.

- Учить называть первый звук в словах.

- Учить отгадывать загадки, выделяя характерные признаки.

- Развивать внимание, наглядно-образное и логическое мышление. 1. Игровое упражнение «Назови первый звук»

2. Игра «Подскажи словечко»

3. Игра «Звуки поменялись местами»

4. Физкультминутка

5 Диагностика знаний детей по программе

Публикации по теме:

Дополнительная образовательная программа «Рисуем нитью»Дополнительная образовательная программа «Рисуем нитью» Дополнительная образовательная программа «Рисуем нитью» Образовательная программа дополнительного образования детей разработана в соответствии.

Дополнительная образовательная программа «Мир вокруг нас» Дополнительная образовательная программа «Мир вокруг нас" Пояснительная записка. Развитие естественно – научных представлений дошкольников.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» . Часть 14-средства реализации программы 2.2. Вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы дошкольного образования.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко». Часть 4-характеристика воспитанников 1.1.3. Значимые характеристики особенностей развития воспитанников старшего дошкольного возраста Социальная ситуация развития. На этапе.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» (продолжение) Часть 15. 2.3. Особенности образовательной деятельности Система занятий в рамках программы построена следующим образом: по каждой теме.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» (заключительная часть — взаимодействие с родителями) 2.5. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дополнительная образовательная программа по развитию звуковой стороны речи в средней группе
Опубликовано: 22 мая 2024 в 21:32
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дополнительная образовательная программа по развитию звуковой стороны речи в средней группе» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Булхиева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 сентября. День рождения смайлика. Передвижка, лэпбук

 19 сентября свой день рождения отмечает смайлик — особый знак, используемый в электронной переписке для обозначения эмоций. Прекрасный день, чтобы потренироваться с детьми распознавать эмоции и...

17 сентября. День самообслуживания. Передвижка

Самообслуживание— это начало трудового воспитания дошкольника, умение самостоятельно выполнять элементарные бытовые действия: одеться, раздеться, помыть руки, сходить в туалет,самостоятельно есть, убирать...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД