Ольга Протасовицкая
Дооп художественной направленности «Веселый оркестр»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Направленность (профиль) программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Веселый оркестр» имеет художественную направленность.
Исполнительство на детских музыкальных инструментах – важный вид деятельности детей в процессе музыкально-эстетического воспитания в дошкольных учреждениях наряду с пением, слушанием музыки, музыкально-ритмическими движениями. Одной из форм коллективной музыкальной деятельности в детском саду является игра в оркестре (ансамбле). Она стимулирует более быстрое развитие музыкальных способностей и обогащает музыкальные впечатления детей, повышает ответственность каждого ребенка за правильное исполнение своей партии, помогает преодолеть неуверенность, робость.
Публикация «Дооп художественной направленности „Веселый оркестр“» размещена в разделах
Игра в оркестре способствует не только музыкальному развитию детей, но и формированию таких важнейших психических качеств, как произвольная деятельность, внимание, самостоятельность, инициативность. В этом виде деятельности развиваются не только сенсорные музыкальные способности – чувство ритма и музыкальный слух, но и музыкальное мышление, поскольку участие в исполнении музыки – это одновременно и форма ее анализа.
В процессе игры на детских музыкальных инструментах ярко проявляются индивидуальные особенности каждого ребенка. Игра на детских музыкальных инструментах – один из видов исполнительской деятельности детей, являющейся лучшей формой приобщения к совместному коллективному музицированию.
Актуальность программы
Актуальность данной программы определяется потребностью в возрождении и широком приобщении детей к традициям национальной музыкальной культуры. Радость и удовольствие от совместного музицирования с первых дней обучения музыке залог интереса ребенка к этому виду искусства. При этом каждый ребенок становится активным участником ансамбля, независимо от уровня его способностей и образования на данный момент, что способствует психологической раскованности, свободе, дружелюбной атмосфере в группе среди обучающихся. Совместное музицирование способствует созданию мотивации для совершенствования навыков игры на инструменте, развитию таких качеств, как внимательность, ответственность, дисциплинированность, целеустремленность, коллективизм.
Отличительные особенности программы
Отличительной особенностью программы является использование принципа интеграции видов детской деятельности в процессе занятий: музыкальной, двигательной, коммуникативной, исполнительской. А так же программа предполагает использование информационных коммуникационных технологий: интернет ресурсы, CD и DVD диски с музыкой, мультимедиа.
Адресат программы: Набор детей в объединение осуществляется из детей МАДОУ ЦРР д/с № 19.
Группы формируются в соответствии с возрастом ребенка. Ребенок зачисляется в учебную группу на основании личного заявления родителей (законных представителей) и личного желания ребенка. Дополнительная общеразвивающая программа предназначена для детей в возрасте 5-7 лет.
Объем и срок освоения программы:
Срок освоения программы – 9 месяцев, с 01 сентября по 31 мая. На полное освоение программы требуется - 35 часов.
Формы обучения
Форма обучения – очная.
Особенности организации образовательного процесса
Программа объединения предусматривает групповые формы работы с детьми. Состав групп от 5 - 25 человек.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий:
Общее количество часов в год – 35 часов. Недельная нагрузка на одну группу - 1 час академического времени (один академический час для детей старшего дошкольного возраста не более 30 минут).
Занятия проводятся - 1 раз в неделю, во 2 половину дня, время незанятое образовательной деятельностью, в соответствии с требованиями СанПин 2.4.1.3049-13.
Педагогическая целесообразность программы связана с направлением образовательного процесса на развитие эстетического вкуса обучающихся, на практическое применение навыков игры на инструменте, а также с обеспечением возможности концертной практики для каждого ребенка в составе оркестра, что имеет большое воспитательное значение. Совершенствование системы музыкального образования - не только задача педагогов - практиков, но и актуальная проблема педагогической науки, динамично меняющейся в условиях современной музыкальной жизни.
Реализация данной программы является конечным результатом, а также ступенью для перехода на другой уровень сложности.
Практическая значимость
В результате освоения программы, обучающиеся освоят практические навыки игры на музыкальных инструментах, научатся исполнять музыкальный репертуар, у детей ярко проявятся индивидуальные черты исполнительства, дети чётче будут воспроизводить ритм.
На этапах обучения происходит общее развитие координации пальцев рук, развитие мелкой моторики. Программа нацелена на то, чтобы практически на каждом занятии создавалась ситуация успеха, для того, чтобы ребенок несмотря на все трудности верил в свои силы и, таким образом, поддерживалось его желание играть на инструменте. За период обучения каждый ребенок имеет возможность не только научиться правильно играть на том или ином инструменте, но и услышать их в составе оркестра.
Ведущие теоретические идеи
Ведущая идея данной программы – создание современной образовательной среды, позволяющей эффективно использовать широкий спектр возможностей музыкальных инструментов и как следствие проявление музыкальных и творческих способностей детей.
Цель: совершенствовать и развивать музыкальные способности детей посредствам игры на детских музыкальных инструментах.
Задачи:
1. Обучающие:
Обучить детей игре на шумовых инструментах (металлофон, музыкальный колокольчик, барабан, треугольник);
Играть по одному и в ансамбле, своевременно вступая и заканчивая свою партию;
Играть с динамическими оттенками;
Познакомить с классической и современной русской музыкой;
Научить творчески, эмоционально исполнять репертуар, уметь передать образ;
Закреплять у детей навыки совместной игры, развивать чувство ансамбля;
2. Развивающие:
Развивать мышление, аналитические способности;
Развить музыкальный слух и чувство ритма;
Развить память и внимание.
3. Воспитывающие:
Воспитать собранность и дисциплину;
Сплотить детей в дружный творческий коллектив;
Развить коммуникативные способности детей, основы формирования культуры общения;
Воспитать стремление к саморазвитию.
Методы обучения детей на детских музыкальных инструментах.
• Словесный (рассказ, объяснение)
• Наглядный (показ приемов игры педагогом или ребенком)
• Стимулирующий (выступление перед детьми или взрослыми)
• Практический (повторение и закрепление приемов игры на различных музыкальных инструментах)
• Самостоятельная музыкальная деятельность (игра на детских музыкальных инструментах в групповой комнате под косвенным руководством воспитателя.)
Формы занятий:
• Практические занятия, где происходит разбор произведений, отрабатываются приемы и навыки ансамблевой и оркестровой игры.
• Репетиционно-концертные занятия - это подготовка и публичное представление отдельных концертных номеров.
Планируемые результаты освоения Программы
Прохождение программы предполагает овладение воспитанниками комплексом знаний, умений и навыков, обеспечивающих в целом ее практическую реализацию:
У детей:
• сформировано активное отношение к инструментальной музыке и к игре на детских музыкальных инструментах;
• раскрыты и развиты творческие музыкальные способности;
• сформированы – музыкальный вкус, высокий уровень музыкального развития детей, устойчивые исполнительские навыки;
• сформированы элементарные музыкальные понятия;
• сформировано желание участвовать в коллективном и творческом процессе;
• развиты умения применять свой опыт в свободной музыкальной деятельности.
Личностные качества:
• развиты культура слушания и восприятия музыки;
• развиты умения играть одному и в ансамбле;
• развито умение слушать и исполнять свою партию в многослойной фактуре;
• ребенок самостоятельно использует индивидуальные навыки при игре на деревянных ложках, погремушках, барабане, металлофоне.
• активно проявляет себя во всех видах исполнительской деятельности;
• слушает музыку сосредоточенно, отмечает характер и настроение;
• чисто воспроизводит простой ритмический рисунок на музыкальных инструментах.
Формы подведения итогов реализации программы
• участие в праздниках
• участие в конкурсах разного уровня
• проведение отчетного концерта оркестра в конце учебного года.
Организационно-педагогические условия реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Веселый оркестр»
Дополнительная программа «Веселый оркестр» определяет содержание и организацию образовательного процесса по художественно – эстетическому развитию с детьми 5 - 7 лет в условиях детского сада.
Содержание психолого-педагогической работы ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. Для успешных результатов обучения детей на занятиях детского оркестра необходимо учитывать специфику музыкального воспитания в старших и подготовительных группах дошкольных образовательных учреждений. Она определяется возрастными особенностями в развитии и восприятии детей дошкольного возраста. Им свойственна конкретность мышления, непосредственность и эмоциональность в восприятии различных явлений окружающей жизни; их внимание неустойчиво, что требует постоянной смены впечатлений.
При организации детского оркестра важно следовать определённым правилам. Обучающиеся располагаются свободно, не мешая друг другу. Музыкальные инструменты лежат на небольших столиках. Инструменты, относящиеся к одной группе, располагаются рядом. Инструменты с тихим и нежным звучанием располагаются слева от дирижёра. Это относится к струнной и клавишно-ударной группам. Инструменты низко звучащие располагаются справа от дирижёра. Ударным инструментам отводится второй и третий ряды.
Основу детского оркестра составляют элементарные детские музыкальные инструменты, рассчитанные на начинающих исполнителей: всевозможные ударные инструменты – погремушки, ложки, треугольник, трещотки, кастаньеты, бубенцы, маракасы, детские металлофоны и ксилофоны, разного размера барабаны, бубны, тарелки (одинарные и парные) и так далее.
Состав оркестра дополняется фортепиано на, котором играет сам педагог. На каждом занятии используются различные формы работы, сочетаются подача теоретического материала и практическая работа: ритмические упражнения, игра на металлофоне и ксилофоне (основные навыки, игра в ансамбле, творческие упражнения, импровизации. Все формы работы логично сменяют и дополняют друг друга. Проведение каждого занятия требует от преподавателя не просто тщательной подготовки и владения материалом, но и особого творческого настроения, способности увлечь своих воспитанников и одновременно направлять их во время занятия к достижению поставленной цели.
Учебный план
№
п/п Название раздела, темы Количество часов
Всего Теория Практика
1. Детские песни 4 1 3
2. Волшебный тамбурин 4 2 2
3. Импровизация 4 1 3
4. Детский оркестр 22 3 19
5. Отчетное выступление 1 0 1
Итого 35 7 28
Содержание программы
Кол-во
ОД Рекомендации
по оркестровке Рекомендации по разучиванию Репертуар Музыкальные инструменты
1. Сентябрь
Детские песни
1 1. Произведение должно быть небольшое.
2. Мелодическая партия на духовых, клавишных инструментах должна быть легкой.
3. Ударные инструменты играют сильную долю, метр 1. Перед разучиванием, нужно несколько раз прослушать произведение, чтобы дети его запомнили
2. Прохлопать вместе с педагогом сильную долю, метр.
3. петь песни с названиями нот, выложенными на нотном стане на фланелеграфе.
4. Сыграть гамму на фортепиано, металлофоне, ксилофоне, колокольчиках-звоночках «Лягушонок» Музыка и слова М. Лазарева (СD : трек 1) Металлофоны, мелодики, треугольники
1 «Синий домик» Музыка и слова М. Лазарева (СD : трек 2) Металлофоны, ксилофоны, духовые ударные (бубны, тамбурины, треугольники, колокольчики ручные)
1 «Музыкант» Музыка А. Фаттаха, слова В. Семерина (СD : трек 3) Свистульки трелевые, свирели, клавишные, колокольчики ручные
1 «ДО-РЕ-МИ-ФА-СОЛЬ» Музыка А. Островского, слова З. Петровой (СD : трек 4) Клавишные, колокольчики звоночки, духовые, ударные
Итого: 4 занятия
Октябрь
Волшебный тамбурин
1 Считать на два такта: «раз, два, три, четыре». Бубен держать в правой руке. 1. Показать инструмент и рассказать о нем. Объяснить различия инструментов (бубен, тамбурин).
2. Прослушать произведение.
3. Прохлопать вместе с педагогом сильную долю, метр.
4. Педагог играет на бубне (тамбурине, дети смотрят
5. Разучивание отдельных приемов.
6. Совместное исполнение «Полька с бубнами» Музыка М. Глинки (СD : трек 5) Бубны, тамбурины
1 Считать на два такта: «раз, два, три, четыре». Бубен держать в правой руке. «Игра с бубнами» Музыка Л. Шварца (СD : трек 6) Бубны, тамбурины
1 Бубен держать в правой руке и ударять по левой неподвижной ладони. Считать на два такта: «раз, два, три, четыре». «Тик-Так» Музыка В. Бухвостова (СD : трек 7) Бубны, тамбурины
1 Считать на два такта: «раз, два, три, четыре». «Марина» Музыка Р. Гранаты (СD : трек 8) Бубны, тамбурины
Итого: 4 занятия
Ноябрь
Импровизация
1 Исполнение этого номера носит игровой характер, педагог говорит, когда он будет хлопать в ладоши, должны заиграть тамбурины, когда надувает щеки – дудочки, когда начнет имитировать игру на пианино, заиграют металлофоны и колокольчики – звоночки 1. Познакомить детей с инструментами, объяснить как на каждом играют.
2. Прослушать произведение.
3. Прохлопать вместе с педагогом сильную долю, метр.
4. Играть по жестам педагога.
5. Разучивание отдельных приемов игры.
6. Совместное исполнение.
7. Самостоятельное исполнение «Вернись в Соренто» Музыка Э. Куртиса (СD : трек 9) Металлофон, колокольчики настольные, колокольчики-звоночки, бубны, тамбурины, дудочки
1 «Вернись в Соренто» Музыка Э. Куртиса (СD : трек 9) Металлофон, колокольчики настольные, колокольчики-звоночки, бубны, тамбурины, дудочки
1 «Детский джаз» Музыка неизвестного автора (СD : трек 11) Металлофон, колокольчики настольные, колокольчики-звоночки, бубны, тамбурины, дудочки
1 «Детский джаз» Музыка неизвестного автора (СD : трек 11) Металлофон, колокольчики настольные, колокольчики-звоночки, бубны, тамбурины, дудочки
Итого: 4 занятия
Декабрь
Детский оркестр
Дети поют песню, произвольно танцуют 1. Прослушать произведение.
2. Внести необходимые музыкальные инструменты, дать детям поимпровизировать на предложенную мелодию.
3. Прохлопать сильную долю, метр.
4. Выучить партию одного вида инструментов. Дети играют выученную партию, педагог исполняет партию других инструментов «Старый Джек» Американская народная песня (СD : трек 12) Казу, кокирико, разнообразные дудочки
Дети поют песню, вся мелодия исполняется по нотам как одно произведение «Старый Джек» Американская народная песня (СD : трек 12) Казу, кокирико, разнообразные дудочки
Вся мелодия исполняется по нотам как одно произведение Канон «Хэлло, Джанго» Музыка У. Фюре (СD : трек 14) Металлофоны, ксилофоны
Вся мелодия исполняется по нотам как одно произведение Канон «Хэлло, Джанго» Музыка У. Фюре (СD : трек 14) Металлофоны, ксилофоны
Итого: 4 занятия
Январь
Детский оркестр
1 Дети ориентируются на цвет колокольчиков-звоночков и поют, ударяя по каждому колокольчику по 2 раза.
Такты 1-8. Си-ний, жел-тый, си-ний, зеле-ный, си-ний, жел-тый, си-ний, зеле-ный. Далее играют по колокольчикам подряд и поют.
Такты 9-10. До, ре, ми, фа (по две ноты на каждый такт).
Такт 12. Соль…
Такты 13-41. Повторить такты 11-12.
Такты 15-16. Пауза.
Ручные колокольчики играют «кластер» всем составом, выполняя быстрые встряхивания на счет «раз» в тактах 1,3,5,7,12,14 1. Выучить партию одного вида инструментов. Дети играют выученную партию, педагог исполняет партию других инструментов.
Совместное исполнение «Веселый вечер» Музыка А. Цфасмана (СD : трек 15) Колокольчики-звоночки, колокольчики ручные
1 Совместное исполнение «Веселый вечер» Музыка А. Цфасмана (СD : трек 15) Колокольчики-звоночки, колокольчики ручные
1 Самостоятельное исполнение «Веселый вечер» Музыка А. Цфасмана (СD : трек 15) Колокольчики-звоночки, колокольчики ручные
Итого: 3 занятия
Февраль
Детский оркестр
1 Предварительное упражнение:
Такты 1-2. Сидя на стульях, выполнять удары ладонями одновременно двумя руками на каждую четверть, считать вслух: «Раз, два, три, раз, два, три».
Такт 3. Удар по коленям на счет «раз» (сказать «раз»).
Такт 4. На счет «раз» передвинуть руки чуть влево и сказать «перешли» (как будто перешли на другие колокольчики или пластинки металлофона).
Исполнение на колокольчиках – звоночках.
Такты 1-2. Играть терцию по нотам двумя руками.
Такт 3. Удар только на счет «раз».
Такт 4. Один удар на счет «раз».
Такты 5-8. Повторить исполнение тактов 1-4.
Такты 9-12. Исполнение повторяется.
Такты 13-16. Играть по нотам. Прослушать произведение.
2. Внести необходимые музыкальные инструменты, дать детям поимпровизировать на предложенную мелодию.
3. Прохлопать сильную долю, метр.
4. Выучить партию одного вида инструментов. Дети играют выученную партию, педагог исполняет партию других инструментов.
Совместное исполнение.
Самостоятельное исполнение «Дунайские волны» Музыка И. Ивановича Колокольчики-звоночки, духовые мелодики
1 «Дунайские волны» Музыка И. Ивановича Колокольчики-звоночки, духовые мелодики
1 «Дунайские волны» Музыка И. Ивановича Колокольчики-звоночки, духовые мелодики
1 «Дунайские волны» Музыка И. Ивановича Колокольчики-звоночки, духовые мелодики
Итого: 4 занятия
Март
Детский оркестр
1 Колокольчики-звоночки играют по нотам. Вступление. Колокольчики играют произвольно. Далее они играют в конце каждой фразы. Треугольники:
Такты 1-4. Выполняют удары на счет «раз» каждого такта
Такт 5. Выполняют три легких удара.
Такт 6. Пауза
Такт 7-10. Повторяется исполнение тактов 5-6.
При повторении в конце такта 10 – один удар Прослушать произведение.
2. Внести необходимые музыкальные инструменты, дать детям поимпровизировать на предложенную мелодию.
3. Прохлопать сильную долю, метр.
4. Выучить партию одного вида инструментов. Дети играют выученную партию, педагог исполняет партию других инструментов «Фонарики» Музыка Л. Гуртовой Колокольчики-звоночки, настольные колокольчики, треугольники
1 «Фонарики» Музыка Л. Гуртовой Колокольчики-звоночки, настольные колокольчики, треугольники
1 «Фонарики» Музыка Л. Гуртовой Колокольчики-звоночки, настольные колокольчики, треугольники
1 «Фонарики» Музыка Л. Гуртовой Колокольчики-звоночки, настольные колокольчики, треугольники
Итого: 4 занятия
Апрель
Детский оркестр
1 Все инструменты играют по нотам Прослушать произведение.
2. Внести необходимые музыкальные инструменты, дать детям поимпровизировать на предложенную мелодию.
3. Прохлопать сильную долю, метр.
4. Выучить партию одного вида инструментов. Дети играют выученную партию, педагог исполняет партию других инструментов
Совместное исполнение
Самостоятельное исполнение «Падам, падам» Музыка Ш. Дюмона (СD : трек 21) Металлофоны, колокольчики ручные, треугольники
1 «Падам, падам» Музыка Ш. Дюмона (СD : трек 21) Металлофоны, колокольчики ручные, треугольники
1 «Падам, падам» Музыка Ш. Дюмона (СD : трек 21) Металлофоны, колокольчики ручные, треугольники
1 «Падам, падам» Музыка Ш. Дюмона (СD : трек 21) Металлофоны, колокольчики ручные, треугольники
Итого: 4 занятия
Май
Детский оркестр
1 Вступление.
Дети слушают музыку.
Клавишные и духовые играют по нотам все произведение.
Треугольники:
Такты 9-10. Треугольники выполняют 3 удара.
Такты 11-12. Пауза.
Такты 13-16. Исполнение повторяется.
Окончание. Треугольники играют в ритме мелодии. Дети, играющие на треугольниках, поют припев со словами. Прослушать произведение.
2. Внести необходимые музыкальные инструменты, дать детям поимпровизировать на предложенную мелодию.
3. Прохлопать сильную долю, метр.
4. Выучить партию одного вида инструментов. Дети играют выученную партию, педагог исполняет партию других инструментов
5. Выучить партию одного вида инструментов. Дети играют выученную партию, педагог исполняет партию других инструментов
Самостоятельное исполнение «Мы желаем счастья вам» Музыка С. Намина (СD : трек 22) Колокольчики-звоночки, треугольники, металлофоны
1 «Мы желаем счастья вам» Музыка С. Намина (СD : трек 22) Колокольчики-звоночки, треугольники, металлофоны
1 «Мы желаем счастья вам» Музыка С. Намина (СD : трек 22) Колокольчики-звоночки, треугольники, металлофоны
1 Итоговое выступление (Концерт) Самостоятельное исполнение «Старый Джек» Американская народная песня
«Дунайские волны» Музыка И. Ивановича
«Падам, падам» Музыка Ш. Дюмона
«Мы желаем счастья вам» Музыка С. Намина Металлофоны, колокольчики ручные, треугольники, колокольчики-звоночки, духовые мелодики, ксилофоны, казу, кокирико, разнообразные дудочки, бубны, тамбурины.
Итого: 4 занятия
Итого 9 месяцев: 35 занятий
Содержание программы 9 месяцев обучения (35часов, 1 час в неделю)
Календарный учебный график реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности «Веселый оркестр» на 2019-2020 учебный год.
Начало учебного года: 1.09.2019 г.
Окончание учебного год: 31.05.2020 г.
Продолжительность учебного года по реализации дополнительной общеобразовательной программы: 35 учебных недель – с 1.09.2019 г. по 31.05.2020 г. (без праздничных дней).
Праздничные (выходные) дни в соответствии с производственным календарем на 2019-2020 учебный год:
• 6 ноября – День народного единства;
• 1,2,3,4,5,6, и 8 января – новогодние каникулы;
• 7 января – Рождество Христово;
• 23 февраля – День защитника Отечества;
• 8,9 марта – Международный женский день;
• 1,2 мая – Праздник весны и труда;
• 9 мая – День Победы
Учебно — методическое обеспечение программы:
• детские шумовые инструменты, такие как бубны, погремушки маракасы, колокольчики, трещотки, музыкальные коробочки.
• звуковысотные инструменты – металлофоны, ксилофоны.
• фонотека с записью лучших образцов классической, народной и современной детской музыки,
• наглядные пособия.
Список литературы
1. Баренбойм Л. А. Музыкальное воспитание в современном мире. - М., 1973
2. Бублей С. Детский оркестр. - Л. : Музыка, 1985
3. Васильев Ю, Широков А. Рассказы о русских народных инструментах. - М. : Советский композитор, 1976
4. Каплунова И. М., Новоскольцева И. А «Этот удивительный ритм». Композитор–Санкт-Петербург, 2005, серия «Ладушки»
5. Каплунова И. М. «Наш веселый оркестр».- Лансье, 2019
6. Пособие для музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений»
Композитор – Санкт-Петербург, 2002, серия «Ладушки»
7. Комиссарова Л., Костина З. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников. - М., 1986
8. Кононова Н. Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах. - М., 1990
9. Панаиотов А. Ударные инструменты в современных оркестрах. - М. : Советский композитор, 1973
10. Певная И. Играй, наш оркестр. - М. : Музыка, 1983
11. Радынова О. П. Музыкальное развитие детей. - М., 1997
12. Радынова О. П., Катинене А. И., Паловаидишвили М. Я. Музыкальное воспитание дошкольников. - М., 1994
13. Тарасова К. В. Онтогенез музыкальных способностей. - М., 1968
14. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. - М., 1947
15. Трубникова М. Учим детей играть по слуху Дошкольное воспитание. - 1993.- № 9
16. Тютюнникова Т. Э. «Бим! Бам! Бом! изд. ЛОИРО, 2003 год
17. Тютюнникова Т. Э. Уроки музыки Система обучения Карла Орфа Родничок 2001 год.
18. Тютюнникова Т. Э. Элементарное музицирование с дошкольниками. Программа, хрестоматия музыкального и методического материала. — М., 1999