марина ганеева
Конспект НОД в старшей группе «Домисолька в гостях у детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Ганеева Марина Анатольевна
Музыкальный руководитель
МАДОУ №27 «Радость»
г. Мытищи
Конспект
непосредственной образовательной деятельности с детьми старшей группы,
«Путешествие в страну музыкальных звуков».
Направление: Художественно-эстетическое развитие. Интегрирование совместной деятельности педагога с детьми в областях: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Публикация «Конспект НОД в старшей группе „Домисолька в гостях у детей“» размещена в разделах
Цель: Ознакомление детей с начальными знаниями о нотной грамоте и нотном письме. Систематизирование и закрепление знаний детей о музыкальных жанрах и музыкальном ладе.
Задачи:
• Развивать у детей познавательный интерес к музыке и музыкальному образованию, знакомство с нотным станом, скрипичным ключом и нотными знаками («Музыкальное развитие»);
• Расширять и закреплять знаний детей о музыкальных жанрах и музыкальном ладе («Музыкальное развитие»);
• Развивать чувства ритма средствами музыкального исполнительства: исполняя попевку на металлофоне, музыкально-ритмическое движение, вокальная деятельность («Музыкальное развитие»);
• Развивать вокальные качества посредством исполнения песен без аккомпанемента («Музыкальное развитие»);
• Развивать творческие способности детей посредством самостоятельного исполнения музыкального материала («Музыкальное развитие»);
• Вызвать положительный эмоциональный интерес к исполнению любимых песен («Музыкальное развитие»);
• Формировать у детей исполнительское мастерство через качественное исполнение музыкального репертуара(«Музыкальное развитие»);
• Обогащать словарный запас детей новыми словами и понятиями «Нотный стан», «Скрипичный ключ», «Нота», «Звукоряд» («Коммуникация», «Познание»);
• Воспитывать у детей способность слушать друг друга и положительно воспринимать творческую деятельность товарищей («Социализация», «Художественное творчество»);
• Развивать двигательную активность и крупную моторику детей через танцевальную и игровую деятельность («Физическая культура»);
Методы и приё мы:
Практические: Игра на металлофоне попевку «Андрей-воробей», исполнение танца «Чики-рики»; исполнение песен «Осень», ; музыкальной игры «Передай платочек»; творческое задание – изготовление ноток из цветной бумаги;
Наглядные: Изготовление нотного стана с нотами и скрипичным ключом;
Словесные: Беседа о музыкальных символах и знаках – нотный стан, скрипичный ключ, ноты; беседа о музыкальных жанрах – 3-х китах в музыке; беседа о музыкальных ладах – мажоре и миноре; беседа о 2-3х частной форме музыкального произведения;
Оборудование и материалы:
• Демонстрационный материал: Нотоносец со скрипичным ключом и нотами, костюм для Домисольки
• Раздаточный материал: фигуры для изготовления нот из цветной бумаги, клей, ленты для украшения ноток.
Предварительная работа:
Познавательная деятельность:
• Знакомство с музыкальным жанром;
• Знакомство с музыкальным ладом – «Два брата – Мажор и Минор»;
• Знакомство с музыкальными понятиями: композитор, музыкант, исполнитель, слушатель и т. д.
Продуктивная деятельность:
• Чтение стихотворения Л. Дымовой «Сложим песенку».
Практическая деятельность:
• Обучающие игры звуками,
• Обучение технике игры на металлофоне,
• Развитие вокальных навыков.
•
Формы организации:
Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности
Музыкально-художественная • Исполнение знакомых песен «Осень»
Цель: развитие музыкальных способностей детей через исполнением знакомых и любимых песен, танцев и игру на металлофоне, формирование основ детского музыкального творчества.
Двигательная • Музыкально-ритмические движения в НОД – танец «Чики-рики».
Цель: развитие двигательной активности детей и крупной моторики, сочетая движения с текстом песни и ритмом музыки.
• «Передача платочка»
Цель: развитие ритмического слуха детей в аккомпанементе, выполнение ритмических движений под музыку.
Познавательно-исследовательская • Три жанра в музыке «Песня. Танец. Марш»;
• Музыкальный лад «Мажор и Минор»;
• Домисолька» в гостях у детей;
Цель: знакомство детей с нотной грамотой, нотным станом, расположением нот, закрепить знания детей о музыкальном ладе и трёх музыкальных жанрах.
Коммуникативная • Музыкальная сказка «Семь сестричек – семь нот»;
Цель: развитие умения внимательно слушать, обогащение словарного запаса словами «нотный стан», «звукоряд», «скрипичный ключ»,
• Беседа о жанрах, о музыкальном ладе;
Цель: развитие мыслительных процессов и логической речи детей;
• Игра на металлофоне.
Цель: формирование устойчивой потребности активного участия в музыкальной и импровизационной деятельности.
Продуктивная • Изготовление ноток из бумаги;
Цель: развитие творческих способностей детей посредством правильного подбора цвета и размера нот, правильного и аккуратного наклеивания.
Восприятие • Чтение и разучивание стихотворения Л. Дымовой «Сложим песенку»
Цель: Активизирование чувственного восприятия художественного слова, способствование образному восприятию воображения.
• Слушание авторской песни на стихи Л. Дымовой «Звуки музыки» и подпевание
Цель: Мотивация детей на следующие музыкальные занятия.
Структура образовательной деятельности:
№ Деятельность музыкального руководителя Деятельность воспитанников Ожидаемые результаты
1. Организационный момент Слушание сказки Концентрация внимания детей на предстоящую деятельность
2. Музыкальное задание Игра на металлофоне Ритмичное исполнение произведения.
3. Проблемная ситуация
Мотивация детской деятельности Настрой детей на дальнейшую работу по выполнению заданий
4. Беседа о музыкальных жанрах или «о 3-х китах в музыке» Умение логически мыслить Развитие мыслительных операций и логического мышления.
5. Загадывание загадок
Умение логически мыслить
6. Музыкальная игра «Передача платочка»
Упражнять детей в творческом поиске танцевальных движений, характерных данной музыке. Создание условий для удовлетворения базовой детской потребности в движении.
7. Творческое задание
Аппликация Изготовление ноток
«Путешествие в страну музыкальных звуков».
Зал украшен шарами, на боковой стене – большой нотный стан с скрипичным ключом, на линейках – нотный звукоряд (на магнитах).
Звучит лёгкая музыка. Дети входят в зал.
Приветствие: «Здравствуйте, ребята!» - «Здравствуйте!»
Муз. рук-ль: Сегодня я вам расскажу сказку, но не простую, а музыкальную. Но прежде, скажите, как называют людей, которые сочиняют музыку? (Ответ детей).
Правильно, композиторы. Композитор сочинил музыку, она у него в голове звучит, а люди услышат её? Нет? Почему? Что надо сделать композитору, чтобы все люди могли услышать его музыку? Правильно, её надо записать специальными значками – нотами. Итак, сказка начинается.
«В некотором царстве, в музыкальном государстве жили-были семь сестричек, семь нот. Построили они себе дворец из пяти этажей (показ) – пяти линеек и назвали его нотный стан. (Повторить с детьми) А запирали они свой дворец не простым ключом, а музыкальным, скрипичным (повторить слово «скрипичным» от слова «скрипка»). Сёстры очень любили петь. Но чтобы люди не перепутали их голоса, каждая нотка, когда пела, называла своё имя. Вот так: (исполняю звукоряд с название нот) до, ре, ми, фа, соль, ля, си, до. Сегодня нотки пришли к нам, чтобы познакомиться с вами и поиграть.
Неожиданно в зал вбегает Домисолька. Здоровается с детьми.
Муз. рук: Здравствуй, Домисолька!
Домисолька : Я тоже хочу с нотками поиграть! (Начинает снимать нотки с нотного стана). И с ноткой «до», и с ноткой «ре», и «ми», «фа», «соль», «ля», «си»!
Муз. рук: Домисолька! Что ты делаешь? Ты же перепутала все нотки! Как же нам теперь их узнать?
Домисолька : Не расстраивайтесь, я вам помогу! У каждой нотки с обратной стороны есть для вас задание, и тот, кто выполнит его, тот сможет узнать название нотки и где она живёт!
Муз. рук: А задания очень трудные?
Домисолька : А вы что, боитесь трудностей? (ответ детей)
Муз. рук: Тогда читаем первое задание. (Читает на обратной стороне одной из нот) «нота «до» Прошу исполнить упражнения: Звучит музыка и вы выполняете движения. Музыка вам подскажет, какие движения вы выполняете.
Марш, бег,подскоки.
Муз. рук: Вы отлично справились с заданием, и я вам покажу, где живёт нотка «до». Так как эта нотка считает себя самой старшей, она построила себе домик отдельно от всех, на добавочной линеечке. (Прикрепляет нотку на добавочную линейку). Звучит она так… (пропевает)
Домисолька : А вот с таким задание справитесь?
Муз. рук: (читает) Нотка «ре» просит нас рассказать – что такое три кита?
Дети рассказывают название каждого кита (муз. отрывок) слушанье «Дождик» Свиридова.
Кит Марш – строевой, боевой, озорной,
С ним легче шагать нам дорогой прямой.
С ним легче в походы с друзьями ходить,
С ним праздник светлее, с ним радостней жить.
Кит танец
Много танцев есть на свете,
Очень нам они нужны:
Танго, твист, галоп и полька,
«Чики-рики рок-н-рол,
Вальс… он самый-самый главный
И любимый всеми он.
Кит песня
Об осени, лете, зиме и весне,
О том, как чудесно жить детям на свете,
О дружбе и мире на нашей земле.
О том, как по рельсам бегут поезда,
О том, как прекрасны луга и леса.
Кит Песня расскажет о этом.
Муз. рук: Молодцы! Нотка «ре» может занимать своё место на нотном стане. А живёт она между ноткой «до» и всеми другими нотками. И звучит она вот как (показ)
Домисолька : А вот следующая нота - нота «ми» - просит исполнить попевку «Андрей-воробей».
Дети исполняют знакомую попевку, прохлопывают ритм, играют его на металлофоне.
Муз. рук: Домисолька! Покажи детям, где живёт нота «ми»?
Домисолька : Нота «ми» живёт на самом первом этаже нотного стана. Вот здесь!
Муз. рук: А я прочитаю следующее задание. Задание ноты «фа». Нота «фа» спрашивает: вы можете спеть ей песню, которая характеризует месяц октябрь.
Читает: День встретишь веселою песней,
И вечером песню споешь –
Становится жизнь интересней
И мир – несказанно хорош.
Исполняется песня «Осень»
Муз. рук: Домисолька! Дети с заданием справились!
Домисолька : Молодцы, дети. Посмотрите, где живёт нота «фа» - между первой и второй линейками нотного стана. А звучит она вот так (показ).
Муз. рук: Какое же задание приготовила нам следующая нота, нота «соль»?
Домисолька : У ноты «соль» задание. Вот, читайте!
Муз. рук: «Спеть, песню про декабрь.
Звучит песня про Новый год
Муз. рук: Посмотрите, ребята, где живёт нота «соль» - на второй линейке нотного стана, или на втором этаже. Звучит она вот так. (пропеть). Давайте, повторим названия нот. А что же приготовила нам следующая нота – нота «ля»?
Домисолька : Для настройки я нужна, всех главнее нота «ля». Поиграйте с ноткой «ля»!
Муз. рук: В какую же игру мы будем играть?
Домисолька : Нота «ля» приготовила для вас очень интересную игру, называется она «Передача платочка». (Объясняет правила игры, муз. рук.) Только внимательно слушайте музыку. Начинаем!
Игра «Передача платочка» - 2-3 раза.
Муз. рук: Нотка «ля» звучит вот как (показ… И последняя нотка – нотка «си»! Домисолька, где же наша последняя нотка?
Домисолька : (прикрепляет ноту «си» на нотный стан) Нота «си» живёт в самом центре музыкального дворца – на третьем этаже. А звучит она вот как… (показ).
Муз. рук: Дети, вы заметили, что чем выше этаж, тем выше звучит голос ноток! Попробуем спеть все 7 нот по порядку! (исполнение с названием нот). Уважаемая Домисолька! Какое же задание нам приготовила нота «си»?
Домисолька : Задание у ноты «си» такое – станцевать нам веселый танец.
Муз. рук: Очень интересное задание! Ребята, а какой танец вы хотите для нотки си исполнить (ответ) Начинайте!
Звучит музыка. Дети танцуют «Чики-рики».
Муз. рук: Какие замечательные нотки были у нас в гостях! Я думаю, они помогут вам чаще встречаться с музыкой, а музыка, в свою очередь, доставит вам много-много радости.
Домисолька : Настала и мне пора прощаться с вами.
Тот, кто с музыкой не расстается,
Сможет смело по жизни идти,
И у всех вас, как в песне поётся,
Все дороги еще впереди.
(домисолька уходит)
Муз. рук: А в конце занятия я бы хотела раздать вам смайлики- вы покажите с каким настроением вы уходите из зала. (показ детей). Я прощаюсь с вами до свиданья!