Татьяна Беляева
Долговременный проект «Изучаем математику» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
КАРТА ПРОЕКТА.
Название проекта : «Изучаем математику».
Актуальность проекта :
Б. Паскаль: «Предмет математики настолько серьёзен, что надо
не упускать случая, сделать его занимательным.»
Темочки:
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Математика. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Обучению дошкольников началам математики в настоящее время отводится важное место. Это вызвано целым рядом причин: обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным, стремлением родителей в связи с этим, как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи.
Преследуется главная цель: вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения. Взрослые зачастую спешат дать ребенку набор готовых знаний, суждений, которые он впитывает как губка. Однако всегда ли это дает ожидаемый результат? Скажем, надо ли заставлять ребенка заниматься математикой, если ему это скучно?
Практика дошкольного образования показывает, что на успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма его подачи, которая способна вызвать заинтересованность ребенка и его познавательную активность.
Еще древние римляне говорили, что корень учения горек. Но зачем учить с горькими и бесполезными слезами тому, чему можно выучиться с улыбкой? Если интересно построить занятие, корень учения может изменить свой вкус и даже вызвать у детей здоровый аппетит.
Знания, данные детям в занимательной форме, усваиваются быстрее, прочнее и легче, чем те, которые представлены сухими упражнениями. Народная мудрость создала игру, которая является для ребенка наиболее подходящей формой обучения. Занимательная математика ставит дошкольников в условия поиска, пробуждает интерес к победе, следовательно, дети стремятся быть быстрыми, находчивыми. Формирование элементарных математических представлений через игру приоритетная образовательная область «Познание».
Проблема: Отсутствие у детей интереса к математике.
Цель проекта : Повышение у детей старшего дошкольного возраста интереса к математике посредством создания условий для исследовательской деятельности по изучению геометрических фигур, цифр и линий во взаимосвязи с окружающей жизнью, с предметами ближайшего окружения.
Задачи проекта :
Формировать у дошкольников элементарные представления о геометрических фигурах и телах; цифрах от 0-10, составе чисел от 1 до 10
Развивать умения детей самостоятельно использовать полученные знания в разных видах деятельности, вовлекать сверстников в развёрнутые игры.
Поддерживать интерес к познанию, созданию нового, необычного.
Формировать заинтересованность родителей в достижениях своих детей в совместной с ними деятельности.
Участники проекта : все дети старшей группы № 5 «Звоночки», воспитатель Беляева Т. М., родители.
Срок реализации проекта : октябрь 2015 года-май 2016 года
Тип проекта :
по количеству участников – групповой;
по содержанию – интегративный;
по продолжительности – длительный;
по доминирующему виду проектной деятельности – информационно-познавательный
Ожидаемые результаты: Проект позволит детям расширить математические знания о геометрических фигурах, телах, цифрах и разнообразных линиях, сформировать умения использовать эти знания в самостоятельной деятельности. Проектная деятельность будет стимулировать у детей развитие логического мышления, воображения, повысит мотивацию к исследовательской деятельности. У родителей сформируется стойкий интерес к творчеству, совместно с детьми.
Дети получат ответы на интересующие вопросы и сделают выводы, что математика очень интересная наука. Математические понятия можно не только изучать и знакомиться с ними. Используя их в исследованиях, создавая много нового и интересного, можно играть в разные игры.
У детей сформируется стойкий интерес к исследовательской и творческой деятельности. Закрепятся знания о математических понятиях, применяя которые в разных видах деятельности, ребёнок может создать что-то новое.
Проявляя инициативу, интерес к исследованиям, дети научатся ставить цель, подбирать средства для ее достижения, оценивать последствия, принимать решения и нести за них ответственность, научатся логически мыслить.
Реализация проекта :
Iэтап – подготовительный.
Подбор наглядного и дидактического материала (иллюстрации, картинки).
Приобретение рабочих тетрадей «Изучаем математику» для старшей группы.
Подбор художественной литературы для чтения детям и заучивания наизусть, согласно теме проекта.
Разработка тематических занятий.
Подбор дидактических, пальчиковых, подвижных игр.
Оформление родительского уголка: информация о проекте, рекомендации по теме проекта.
II- основной.
Образовательная область Задачи Методы и приёмы
Познавательное развитие
Познакомить с цифрами от 1 Познакомить с цифрами от 0до 10, составом чисел от 1 до 10, геометрическими фигурами, телами, разнообразными линиями. Расширить знания детей; умение находить заданные предметы в окружающей действительности, в предметах ближайшего окружения, в природе. Совместная организованная деятельность.
Дидактические игры.
Наблюдения.
Отгадывание загадок.
Придумывание загадок
Беседы.
Рассматривание картин и иллюстраций.
Речевое развитие Учить описывать геометрические фигуры и тела, составлять рассказы и сказки о фигурах, цифрах, линиях. Составление описательных рассказов о фигурах, предметах заданной формы.
Составление рассказов, сказок.
Художественно-эстетическое развитие Закрепить математические понятия через знакомство с художественными произведениями; умение замечать в текстах сказок предметы заданных форм, цифр, творческого преобразования отдельных художественных образов.
Развивать стремление к новым встречам с героями, вспоминать, прогнозировать, досочинять происходящие с ними события. Закрепить математические понятия через рисование разных предметов, лепку. Развивать эмоционально-целостное отношение к предметам и образам; творчество детей. Формировать умение создавать что-то новое, интересное и необычное; радоваться результатам своего труда. Чтение разных сказок
Разные виды театра.
Переделать конец сказки.
Рассказывание сказки по схеме.
«Закончи сказку по-другому».
Превращение фигур, цифр и линий в предметы.
«На что похожи цифры»
Физическое развитие Закрепить математические понятия через подвижные игры, игры-соревнования, через использование предметов определенных форм. Подвижные игры.
Игры-соревнования.
Использование заданных предметов.
Социально-коммуникативное развитие Через разнообразную игровую деятельность закреплять полученные знания; формировать умение детей играть в разные игры, организовывать их, вовлекать в свою деятельность сверстников Дидактические игры.
Подвижные игры.
Сюжетно-ролевые игры.
Театральные игры.
Словесные игры.
Строительные игры.
продуктивная деятельность.
Работа с родителями. Познакомить родителей с темой проекта, заинтересовать их. Развернуть родителей к своим детям, вызвать желание с ними играть, проводить больше времени, совместно создавать что-то новое. Разнообразные игры.
Чтение художественной литературы.
«Сказки о геометрических фигурах».
«Сказки о числах и цифрах».
Опыты семейного воспитания.
III этап – заключительный.
В основе заключительного этапа лежит разнообразная самостоятельная деятельность детей, продукты детской деятельности: поделки, коллажи, фризы, альбомы, сказки.
«Геометрический фриз» - Создание абстрактного геометрического панно по соответствующему классу геометрических фигур.
Тематический коллаж «Превращение фигур в предметы»
«Числовой фриз» - это последовательность страниц, расположенных в порядке возрастания представленных на них чисел. Каждая страница - это тематический коллаж.
Сюда же помещаются наиболее выразительные и интересные рисунки детей. Обязательно помещается соответствующая цифра, исполненная в разных шрифтах, разного размера и цвета.
Это дидактическое пособие, сделанное совместно с детьми они активно используют в самостоятельной деятельности.
«Превращение цифры в предмет», «Рисуем фигурами»
Фриз «Волшебные линии» - абстрактного панно по соответствующему классу линий, а так же в составление коллективного коллажа на тему изученных разнообразных линий.
Список литературы:
1. Ярославль, «Академия развития», 1996г.
2. Воронова В. Я. «Творческие игры для дошкольников».
3. Венгер Л. А., Яченко О. М., Говорова Р. И., Цеханская Р. И. «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста». М., «Просвещение», 1998г.
4. Глаголева В. Г. «Логическая азбука для детей 4-6 лет». С. -Пб., «Детство-пресс», 1998г.
5. Ехевич Н. «Развивающие игры для детей». М., 1990г.
6. Ерофеева Т. И., Павлова Л. Н., Новикова В. П. «Математика для дошкольников».
7. Квач Н. В. «Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет». М., «ВЛАДОС», 2001г.
8. Колесникова Е. В. «Математика для дошкольников 5- 6 лет». Сценарии учебно – игровых занятий. Москва 2000г
9. Михайлова З. А. «Игровые занимательные задачи для дошкольников». М., «Просвещение», 1990г.
10. Новикова В. П. «Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст» Москва. «Мозаика – Синтез» 2003г.
11. Помораева И. А., Позина В. А. «Формирование элементарных математических представлений» (старшая группа) Москва 2014 г.
12. Смоленцова А. А. «Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием». М., «Просвещение», 1987г.
13. Сорокин А. И. «Дидактические игры в детском саду». М., «Просвещение РСФСР», 1955г.
14. Соловьёва Е. П. «Математика и логика для дошкольников», М., «Просвещение», 1999г.
15. Синицына Е. И. «Логические игры и загадки». ЮНВЕС Москва 2000г.
16. Тикалкина Т. К. «Игровые занимательные задания по математике». М., «Просвещение», 1989г.
17. Тихомирова Л. Ф., Пасов Л. В. «Развитие логического мышления у дошкольников». Ярославль, 1995г.
18. Тарабарина Т. И., Елкина Н. В. «И учёба, и игра: математика». Ярославль «Академия развития» 1997г.
Удальцова Е. И. «Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников». Минск, «Нар. асвета», 1976г.
Усова А. П «Роль игры в развитии детей». М., «Просвещение», 1976г.