Елена Олеговна Мананкова
Долгосрочный эколого-педагогический проект «Бурятия — мой дом родной»
▼ Скачать + Заказать документы
МАНАНКОВА Е. О. ,
Воспитатель МАДОУ детский сад «Теремок»,
пгт Селенгинск, Кабанского р-она респ. Бурятия.
ЭКОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«БУРЯТИЯ – МОЙ ДОМ РОДНОЙ»
Паспорт проекта «Бурятия – мой дом родной».
Продолжительность проекта : Долгосрочный.
Вид проекта : Эколого-педагогический.
Срок реализации проекта : проект рассчитан на два учебных года с учетом психофизиологических особенностей детей среднего и старшего возраста.
Публикация «Долгосрочный эколого-педагогический проект „Бурятия — мой дом родной“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Республика Бурятия
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2017
Методы проекта : Проект является этнокультурным компонентом, реализуется в вариативной части основной общеобразовательной программы ДОУ. Мероприятия и события проводятся во второй половине дня в различных организационных формах, таких как беседы, ситуативные разговоры, творческая деятельность детей, чтение художественной литературы, подвижные игры. Проект состоит из четырё х блоков: Знакомство с бурятскими русским народными костюмами, знакомство с фольклором, знакомство с флорой и фауной, заповедниками Бурятии, знакомство с русскими и бурятскими народными играми.
Предмет проекта : Народный фольклор.
Участники проекта : Дети средней и старшей групп, педагоги ДОУ, родители.
Проект значим для всех его участников:
Дети: обобщение полученных знаний, проявление творческой активности в процессе деятельности.
Педагоги: продолжение освоения метода проектирования – метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширять образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольников.
Родители: расширение возможности сотрудничества со своими детьми, применяя полученные знания, закрепляя их совместно с детьми в ходе выполнения предложенных педагогом заданий.
Пояснительная записка
В наши дни, когда большую часть жизни дети проводят вне дома, вне семьи, когда во многом ослаблены связи не только с родственниками, но даже с родителями, когда наблюдается огромный дефицит речевого общения ребёнка со взрослыми, сверстниками и самое страшное, с родителями, - наносится непоправимый урон физическому и духовному здоровью детей. Семья теряет свою былую ведущую роль. Дети не получают элементарных представлений о народной экологии, о народной культуре, страдают нравственные устои! Очевидно, что если у ребенка недостаточно сформирована способность к общению в детстве с детьми разных национальностей, то в дальнейшем у него могут, возникнут межличностные конфликты на почве нетерпимости, неприятия человека другой нации, которые у взрослого человека решить (или провести коррекцию) очень сложно, а иногда невозможно. Несвоевременная помощь в развитии межнационального, межличностного общения, недостаточное количество специально разработанных программ, недостатки в предметно-развивающей среде детского сада, и т. д. делают изучение проблемы развития межличностных отношений в поликультурной среде детского сада одной из актуальных и значимых в системе дошкольного образования.
Поэтому, все чаще мы обращаемся к фольклору, как к самому действенному и яркому средству решения этих проблем.
Актуальность: Изучение человеческих отношений, взаимоотношений, общения, ставшее по утверждению видных ученых «проблемой века», является для дошкольной педагогики ключевой проблемой. С раннего возраста мы должны прививать детям чувство любви к Родине, ее многонациональности, уважению к родителям, старшим, сверстникам. Воспитывать подрастающее поколение в духе высокой ответственности за свое поведение. В становлении личности важное место занимает возрождение национальной культуры, восстановление утраченных ценностей, народных традиции. Источниками формирования духовно богатой и развитой личности с высокими нравственными качествами является родная природа, фольклор, мудрые и умные советы предков, примеры, поступки, общение, быт, этикет, традиции, обычаи.
Познавая, творчески осваивая опыт прошлых поколений, дети не только изучают его, но и реализуют полученные знания в повседневной жизни. Фольклорные произведения учат детей понимать добро и зло, противостоять плохому, активно защищать слабых. Проявлять заботу и великодушие к природе.
Первые «университеты» для малыша – его родной дом, родители, родная природа.
Цель проекта : Приобщение дошкольников к духовной культуре бурятского и русского народов. Сформировать новые положительные эмоции и чувства у детей с помощью народных игр и фольклора.
Задачи программы:
- Создание условия для проявления детьми любви к родной земле, уважения к традициям своего народа и людям труда.
- Формирование толерантного отношения к народным традициям, обычаям, особенностям народов, проживающих в регионе.
- Приобщать к этнической культуре бурятского и русского народа (традиции, обычаи, национальная одежда, традиционные народные игры, праздники и др.)
Этапы реализации проекта :
1. Организационный:
- сбор и анализ литературы;
- подбор сюжетно-ролевых игр;
- подбор наглядного и дидактического материала;
- разработка плана реализации проекта.
2. Деятельностный:
- Работа по перспективному планированию;
- Проведение занятий, бесед, игр, и других мероприятий.
- Взаимодействие с родителями, направленное на реализацию проекта.
3. Заключительный:
- Оформление презентации проекта.
- Выставка результатов продуктивной деятельности детей.
- Итоговая образовательная деятельность.
Диагностические методики:
-Наблюдения за детьми;
- Индивидуальные беседы;
-Тематические занятия, беседы, занятия-путешествия, занятия-викторины;
- Игровые тестовые задания, дидактические игры;
-Вопросы поискового характера;
-Игровая деятельность (подвижные игры, игры-забавы)
-Рассматривание иллюстраций, фотографий, картин народных праздников;
- Чтение художественных произведений (сказки).
Ожидаемые результаты:
- должны знать богатство бурятского и русского фольклора;
- должны знать национальный праздник «Сагаалган», традиции, обычаи;
- должны знать различные виды и правила русских и бурятских народных игр;
- должны знать народные сказки, сказания, легенды;
- должны знать и узнавать животных и растения заповедников Бурятии.
- должны знать историю бурятского народного костюма, головных уборов, обуви.
Использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок.
- Умеют играть в русские, бурятские народные подвижные игры, используя считалки.
- Знание сказок и сказочных героев, умение узнавать их в произведениях изобразительного искусства.
- Осмысленное и активное участие детей в бурятских праздниках.
- Знание истории бурятского народного костюма, головных уборов, обуви.