Анна Мултуева
Долгосрочный проект «В детский сад без слез» во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по организации адаптационного периода в детском саду
(вторая младшая группа) «В детский сад без слез»
Подготовил: воспитатель Мултуева А. В.
2024 г.
Проект по организации адаптационного периода в детском саду
(вторая младшая группа)
Целевая группа :
Дети и родители группы «Семицветики»
Сроки: сентябрь-декабрь 2024 г.
Девиз: «Мы без мамы не ревем, очень весело живем!»
Темочки:
Цель проекта : Создание условий для прохождения ребенком безболезненного периода адаптации.
Актуальность проблемы
Младший дошкольный возраст – это чрезвычайно ответственный период в развитии человека, когда происходит закладка фундамента его личности.
Российскими учеными доказано, что при несвоевременном развитии блокируются многие функции ребенка:
- если мы опаздываем с развитием нервных процессов, происходит задержка психического развития;
- неудовлетворительность ребенка в общении блокирует познавательное развитие;
- сенсорный голод сказывается на развитии мозга.
Семья и детский сад составляют для ребенка основную воспитательно-образовательную среду. Бесспорно, родители лучше всех других взрослых знают и любят своего ребенка. Но иногда они, не имея опыта воспитания детей, могут принести вред. У молодых родителей нет достаточно глубокого представления о жизни ребенка в ДОУ, о созданных там условиях воспитания и обучения, им жалко «отрывать» свое чадо от себя, им кажется, что только они и самые близкие люди могут дать ребенку все то необходимое, что ему пригодиться в дальнейшей жизни. Но наступает момент, когда ребенку недостаточно общения с ограниченным кругом людей, ему нужны новые друзья и новые впечатления. Здесь на помощь семье должен прийти детский сад, который должен стать «открытым» по всем вопросам развития и воспитания. Новая модель дошкольного образования – совместное с семьей воспитание детей в условиях детского сада – обеспечивает развитие личности ребенка и гармоничных отношений с ним взрослых. Отличительной особенностью модели является активное вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения.
Анализ компетентности родителей показал, что 70% из них не знают причин отставания детей, 15%не владеют средствами воспитания, 15% не имеют достаточно глубокого представления о жизни ребенка в детском саду.
При поступлении в детский сад 42% детей старше 2-х лет не умеют правильно держать ложку, у них слабо развита мелкая моторика, низкая познавательная активность.
Традиционно под адаптацией понимается процесс восхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. Адаптация – это не только процесс привыкания ребенка к детскому саду на первых порах, но и выработка умений и навыков в повседневной жизни.
В возрасте 2-3 лет ребенок имеет ряд специфических возрастных особенностей. Этот период характеризуется обостренной чувствительностью к разлуке с мамой и страхом новизны. Отрыв от дома и близких, встреча с новыми взрослыми и детьми может стать для ребенка серьезной психологической травмой. Очень важно, чтобы этот переход был плавным, мягким. Для этого необходима такая организация жизни ребенка в детском саду, которая приводила бы к наиболее безболезненному приспособлению ребенка к новым условиям, позволяла формировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения со взрослыми и детьми.
В результате анализа актуальности проблемы были выявлены следующие причины:
1). У родителей нет достаточно глубокого представления о жизни ребенка в детском саду.
2). Отсутствие у родителей педагогических знаний.
3). Трудности адаптации возникают в тех случаях, когда ребенок встречает непонимание, его пытаются вовлечь в общение, содержание которого не отвечает его интересам, желаниям.
Задачи проекта
1) Активизировать внимание родителей к вопросам воспитания и жизни ребенка в детском саду. Повышение педагогической грамотности родителей.
2). Закладывать основы доверительного отношения детей к взрослым, доброжелательного отношения друг к другу.
3). Создание предметно – развивающей среды с использованием нетрадиционных форм.
1 Блок
Работа с родителями.
Задача: Активизировать внимание родителей к вопросам воспитания и жизни ребенка в детском саду. Распространение педагогических знаний среди родителей.
Мероприятия Задачи Сроки Ответственные Предполагаемый результат Продукт деятельности
1. Презентация группы Знакомство родителей с предметами группы. Формирование положительного имиджа группы в сознании родителей. август Педагоги группы Формирование доброжелательного отношения родителей к группе, которую будет посещать ребенок. Оформление группы к новому учебному году. Оформление информационных стендов, папок-передвижек.
2. анкетирование «Давайте познакомимся» Анализ социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. август Педагоги группы, родители Получение первичной информации о ребенке и его семье. Анкеты, личные беседы.
3. Консультация «Первый раз в детский сад» Консультирование родителей об особенностях поведения детей во время адаптации к детскому саду. август Педагоги группы Просвещение родителей с целью формирования единого подхода к соблюдению режима дня, вопросам воспитанию детей. Памятка для родителей по адаптации детей к условиям детского сада.
Папка – передвижка.
Личные беседы.
4. Родительское собрание «В детский сад с радостью и удовольствием» Знакомство родителей с задачами воспитания детей на учебный год, психологическими и возрастными особенностями детей. август Педагоги группы, родители Повышение уровня воспитательных умений, педагогической культуры родителей. Рассказы родителей о своей семье. Протокол собрания.
5. Клуб Молодых родителей «Сильные, смелые, здоровые, умелые» Раскрыть значение двигательной активности детей. сентябрь Педагоги группы, родители Повышение педагогической грамотности родителей. Практическая помощь родителям в воспитании детей. Консультации:
«Все о детском питании», «Движение – органическая потребность малыша». Обмен опытом по закаливанию детей в семье.
Мастер-класс «Готовим пособия сами»
6. Клуб молодых родителей «Поговорим, малыш» Познакомить родителей с основными показателями речи. Активизировать взаимодействия родителей с ребенком с целью развития речи. ноябрь Педагоги группы, родители Развитие воспитательного потенциала семьи. Педагогическое просвещение родителей. Консультация:
«Игры и упражнения для развития речи».
Практикум «Игровые упражнения».
2 Блок.
Работа с детьми
Мероприятия Задачи Сроки Ответственность Предполагаемый результат Продукт деятельности
август «Мы знакомимся»
1. Игры, направленные на сближение детей друг с другом и воспитателем (коммуникативные игры) Сплотить участников игры, создать положительную атмосферу. Учить доброжелательно относиться к детям. Воспитывать любовь и терпение к сверстникам. Развивать правильную речь. сентябрь Педагоги группы Дети доброжелательно относятся друг к другу и воспитателю. В группе создана доброжелательная атмосфера. «Давайте познакомимся»;
«Я иду к вам в гости с подарками»;
«Шли-шли, что-то нашли»;
«Кому это нужно»;
«Комплименты»;
«Раздувайся пузырь»;
«Расскажи стихи руками»;
«Сложи листики»;
«Чудесный мешочек»;
«Назови друга ласково»;
1. Подвижные игры Развивать движения в ходе обучения разнообразным формам двигательной активности. Укреплять здоровье детей. Развивать желание играть вместе с воспитателем и другими детьми. сентябрь Педагоги группы У детей развивается общая моторика. Дети с удовольствием играют с воспитателем и другими детьми. «Карусели»;
«Солнышко и дождик»;
«Зайка серенький сидит»;
«Пузырь»;
«Мы потопаем ногами»;
«У медведя во бору»»;
«Самолеты»;
«поезд»;
«Гуси».
1. Пальчиковые игры Развивать мелкую моторику рук. Приучать детей слушать речь, понимать, о чем говорится в потешке, соотносить слова с действиями пальцев. сентябрь Педагоги группы У детей развивается мелкая моторика рук. Дети внимательно слушают слова игры. «Пальчики здороваются»;
«семья»;
«где же наши ручки»;
«Сорока – сорока»;
«Шарик»;
«Лодка»;
«Домик».
1. Общение Развивать понимание речи и активизировать словарь. Способствовать развитию речи как средства общения. сентябрь Педагоги группы Дети внимательно слушают взрослого, начинают вступать в диалог со взрослыми. «Домик для моей одежды»;
«Научим Хрюшу умываться»;
«Игрушки, которые живут в нашей группе»;
«В какие игры можно играть в группе»;
«Чудо – вещи вокруг нас»;
«Давайте никогда не ссориться».
1. Фольклор (режимные процессы) Воспитывать любовь к устному народному творчеству. Побуждать детей проговаривать слова. сентябрь Педагоги группы Дети с удовольствием слушают потешки, стараются проговаривать слова. «Кто у нас такой хороший»;
«Водичка, водичка, умой мое личико»;
«Ладушки0ладушки»;
«Солнышко»;
«Кран откройся, нос умойся».
Сентябрь «Мы привыкаем»
1. Игры, направленные на сближение детей друг с другом и с педагогами (коммуникативные игры) Учить правилам поведения со сверстниками. Воспитывать чувство отзывчивости к другим, положительное отношение к окружающим. Сентябрь Педагоги группы Дети соблюдают правила поведения в играх. Положительно относятся к окружающим. «Бабушка Маланья»4
«Изобрази сказку»;
«Дочки-матери»;
«Приходите ко мне в гости, я вас буду угощать»;
«Поездка на машине в страну добрых поступков».
1. Подвижные игры Продолжать развивать желание играть вместе с воспитателем и другими детьми. Сентябрь Педагоги группы Дети с удовольствием играют с воспитателем и другими детьми. «Лягушки»;
«Солнышко и дождик»;
«Догонялки»;
«Карусели»;
«Лохматый пес»;
«Самолеты»;
«Пузырь».
1. Пальчиковые игры Продолжать приучать детей слушать речь, понимать о чем говориться в потешке, соотносить слова с действиями пальцев. Сентябрь Педагоги группы Дети внимательно слушают потешки, соотносят слова с действиями пальцев. «1,2,3,4,5 вышли пальчики гулять»;
«Цветок»;
«Солнце»;
«Пальчик – мальчик где ты был?»;
«Моя семья»;
«Пальчики здороваются».
1. Общение Сентябрь Педагоги группы
1. Фольклор и художественная литература Развивать интонационно -речевые умения детей. Учить внимательно слушать, следить за сюжетом. Сентябрь Педагоги группы Дети внимательно слушают художественное произведение, проговаривают отдельные фразы. Потешка «Закатаем рукава»;
Сказка «Колобок»;
Потешка «Нам водичка добрый друг»;
Стихи «Смотрит солнышко в окошко»;
«Падают листья».
Октябрь «Детства солнечный мир»
1. Игры, направленные на сближение детей друг с другом и с педагогом Продолжать учить действовать по правилам совместно с другими детьми.
Развивать внимание, слуховую память, воображение.
Воспитывать дружелюбие. Октябрь Педагоги группы Дети свободно общаются друг с другом и воспитателем, соблюдают правила игры. Развивается внимание, память, творческое воображение. «Угадай эмоцию»;
«магазин игрушек»;
«как ты себя чувствуешь»;
«Если дружно нам живется»;
«Смелые мышки»
«Шли-шли, что-то нашли»;
«Загляни ко мне в окошко».
1. Подвижные игры Развивать у детей выдержку, умение выполнять движения по сигналу.
Развивать речь детей. Октябрь Педагоги группы В играх развивается выдержка, умение выполнять движения по сигналу. «Паучки»;
«Пузырь»;
«Мотыльки»;
«Догонялки»;
«Карусель»;
«У медведя во бору»;
«Курочка и цыплята».
1. Пальчиковые игры Активизировать моторику рук. Развивать речь детей, творческую активность. Октябрь Педагоги группы Развивается мелкая моторика рук и речь детей. «Пальчики здороваются»;
«Засолка капусты»;
«Мы считаем»;
«Где же наши ручки»;
«Автобус».
1. Общение Вызывать у детей положительные эмоции от общения, обогащать впечатления. Октябрь Педагоги группы Дети с удовольствием общаются с воспитателем и сверстниками. «Попроси игрушку»;
«Собачке грустно, ей не спится, с кем собачке подружится»;
«Мы любим кормить рыбок»;
«Играем с куклой в прядки».
1. Фольклор, художественная литература Продолжать воспитывать у детей интерес к русскому народному творчеству. Вступать в общение со взрослыми при помощи речи.
Октябрь Педагоги группы Дети с интересом слушают художественные произведения. Вступают в диалог со взрослым. «Песенка друзей»;
Сказки: «Теремок»,
«Как собака друга искала»;
«Все игрушки хороши»;
«Козлята и волк»;
К. Чуковский «Путаница»
Ноябрь «Хорошо у нас в саду, лучше сада не найду»
1. Игры, направленные на сближение детей друг с другом. Продолжать учить детей справляться с негативными проявлениями. Развивать воображение, дружеские чувства. Самостоятельность. Воспитывать чувство терпимости, отзывчивости. Ноябрь Педагоги группы Дети доброжелательно относятся к сверстникам, взрослым. Отзывчивы, зарождаются дружеские чувства. «Как ты себя чувствуешь»;
«Приходите ко мне в гости»;
«Загляни ко мне в окошко»;
«Куда ушли игрушки2;
«Чудесный мешочек»;
«Найди, что назову2;
«Назови друга ласково».
1. Подвижные игры Развивать у детей внимание, ловкость, быстроту реакции. Развивать умение двигаться красиво. Ноябрь Педагоги группы В играх дети внимательны, развивается быстрота реакции, ловкость. «У медведя во бору»;
«Козлята и волк»4
«Карусели»;
«Солнышко и дождик»;
«Пузырь»;
«Зайка беленький сидит».
1. Пальчиковые игры Продолжать развивать умения выполнять действия пальчиками, развивать координацию движений. Активизировать словарь. Выполнять действия в соответствии с текстом. Ноябрь Педагоги группы Дети умеют выполнять движения пальчиками. Развивается координация движений. Выполняют действия в соответствии с текстом. «Где же наши ручки»;
«Коза рогатая»4
«Пальчик – мальчик»;
«В гости»;
«Колокольчик».
1. Общение Побуждать детей самостоятельно вступать в диалог. Отвечать на вопросы. Ноябрь Педагоги группы Дети самостоятельно вступают в диалог со взрослыми, отвечают на вопросы. «Кому это нужно (повару, доктору)»;
«Моя любимая сказка»;
«Определи кто, что делает»;
«Я и моя мама»4
«Что подарить другу»; «как мы веселимся»;
«Моя семья»;
«как мы ходим в зоопарк».
1. Фольклор, художественная литература Продолжать учить вступать в общение при помощи речи, игровых действий. Пробуждать детей эмоционально откликаться на происходящие события в процессе знакомства со сказками и потешками. Ноябрь Педагоги группы Дети внимательно слушают художественные произведения, эмоционально откликаются на происходящие события в сказках, потешках, стихах. «Ладушки, ладушки»;
Сказки: «Колобок»;
«Теремок»;
«Под грибом»;
«пирожок»;
Стихи: «Научи обуваться и браться»;
«Большие ножки».
Модель организации адаптационного периода через режимные процессы (использование гибкого режима в организации адаптационного периода)
Утро - Утренний прием
- Зарядка
- Игры с элементами фольклора
-Развивающие игры
-Формирование культурно-гигиенических навыков (прием пищи, одевание, гигиенические процедуры)
-Завтрак
-Игры-занятия, игры-упражнения
-Игровые ситуации, общение
-Подготовка к прогулке
Прогулка -Игры с элементами фольклора
- Игры: сюжетно-ролевые, дидактические, развивающие, подвижные
-Игры с водой и песком
- Наблюдения, развлечения, беседы
- Опыты и эксперименты
- Закаливание: воздушные, солнечные ванны
- Формирование культурно – гигиенических навыков
После сна - Зарядка после сна. Закаливающие процедуры
- Полдник
- Элементы театрализованной деятельности Художественно – творческая деятельность
- Игры – инсценировки
- Прогулка
Вечер - Формирование культурно – гигиенических навыков
-Ужин
- Игры – инсценировки
-Элементы театрализованной деятельности
- Уход домой
Правила успешности проектной деятельности :
• В команде нет лидеров
• Все члены команды равны
• Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание
• Каждый должен получать удовлетворение от чувства уверенности в себе
• Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело
• Не должно быть так называемых «спящих партнеров»
• Ответственность за конечный результат несут все члены команды.
Ожидаемый результат
• Легкая степень адаптации детей к условиям детского сада.
• Повышение интереса родителей к вопросам воспитания и жизни ребенка в детском саду.
• Активное участие родителей в жизни группы
Дальнейшее развитие проекта.
• Использование результатов проекта педагогами других групп.