Ирина Тарасенко
Долгосрочный проект в дошкольной подготовительной группе «Живая связь времен»
Информационно – практико - ориентированный долгосрочный
проект в дошкольной подготовительной группе по теме :
«Живая связь времен»
Срок проведения с 15.01. по15.03.2017г.
Осуществлением такого проекта послужила проблема нравственно -патриотического воспитания дошкольников.
Области:
Публикация «Долгосрочный проект в дошкольной подготовительной группе „Живая связь времен“» размещена в разделах
«Познавательное развитие» : Расширять представления детей о малой Родине на основе знакомства с родным селом.
Закрепить и уточнить знания детей о родном селе, его прошлом и настоящем, о людях села.
«Речевое развитие» : Обогащать и активировать словарь детей по теме «Село», продолжать развивать умение применять в своей речи образные выражения. Формировать умение вступать в речевое взаимодействие, участвовать в коллективном разговоре.
«Социально-коммуникативное развитие» : Формировать опыт общения, в малых детских группах, координируя свои действия с действиями партнеров; в умении договориться, выслушивать своих собеседников.
«Художественно-эстетическое развитие» : Закреплять умения детей рисовать любимые уголки села. Развивать творческие способности, приобщать к историко-культурному наследию.
«Физическое развитие» : Формировать у детей предпосылки к здоровому образу жизни.
Материалы и оборудование: глобус, микрофоны, схема с. Бурлацкое, магниты, картинки животных, набор фотографий о селе, карточки с полезными ископаемыми, глина, вода, песок, рисунки детей с видами села, фотографии знаменитых людей села, аудиозапись песни «Мое Бурлацкое», презентация «В. П. Иващенко», шумовые музыкальные инструменты, народные костюмы для детей.
Предварительная работа: создание развивающей среды по региональному компоненту, проведение познавательных НОД, бесед о настоящем и прошлом села, рассматривание фотографий, знакомство с полезными ископаемыми, знакомство с известными людьми села, чтение художественной и исторической литературы, художественное творчество детей, экскурсии по селу, в школу, в библиотеку, в музыкальную школу слушание музыки.
Словарная работа: полноводная, Буйвола, коллаж, территория, карта- схема, спутник, командировка, телемост, экскурсовод.
Воспитатель. - Ребята, мы с вами долгое время знакомились с родным селом. Собирали материал о людях села, фотографии прошлых лет и настоящего времени, беседовали о том, чем занимаются жители нашего села.
Воспитатель. Ребята, у меня для вас есть сюрприз. Что это? (показываю глобус)
Дети. - Это глобус.
Воспитатель. – Среди больших и маленьких городов, сел и деревень находится наше село Бурлацкое. Чтобы получить точную карту – схему населенного пункта нужно сделать снимок со спутника.
Вот такая карта – схема с. Бурлацкое и у нас. Подойдите ко мне. Здесь изображено наше село. На что похож этот снимок? (ответы детей)
В. - Да вы увидели правильное сходство. Снимок действительно похож на туфельку. По центру туфельки есть ориентир, въезд в село, а это наш детский сад. Мне интересно, знаете ли вы, в какой части туфельки находится ваш дом. А вам это интересно? Каждый из вас возьмет фишку и расположит её в той части села, где находится ваш дом. Молодцы ребята! Так вот дома Степы и Дианы находятся в подошве, дом Риты в пяточке, дом Кости в носочке, а Леры в язычке. Как необычно выглядит ваше село!
В. – Ребята давайте с вами поиграем. Я буду корреспондентом, а вы будете давать мне интервью, знакомя меня с вашим селом. Для этого у каждого из вас прикреплены микрофоны.
Корреспондент. - Меня давно привлекало название вашего села и
решив написать статью о Бурлацком, я отправилась в командировку к вам.
Корреспондент. – Вы поможете мне в этом?
Корреспондент. – А что вы знаете об истории возникновения вашего села?
Дети. – Первыми поселенцами были пятигорские купцы-скотоводы Рыбинцевы, Чернышовы, Востриковы. Так на вольных, степных просторах образовался хутор.
Дети. – Затем сюда прибыли семьи переселенцев из села Митрофановского Воронежской губернии, которые стали называть хутор Новомитрофановским.
Дети. – Еще позже хутор стал именоваться селом Бурлацким от названия яра находящегося вблизи. По преданию, бурлаки бежавшие с Волги от непосильной работы, скрывались в этом яру.
Корреспондент. – А какое было основное занятие жителей?
Дети. – Жители выращивали пшеницу, овес, ячмень, просо, лен.
Дети. – А еще они занимались разведением овец и крупного рогатого скота.
К. – Ребята, как хорошо вы отвечаете на вопросы. Вы настоящие знатоки истории села.
Корреспондент. – Ребята, я тоже приготовила интересные моменты об истории вашего села и познакомить вас с ними мне помогут экскурсоводы из краеведческого музея г. Ставрополя с помощью телемоста.
Корреспондент. – Внимание на экран. На связи с нами экскурсовод Краеведческого музея.
Экскурсовод. – Здравствуйте ребята. А вы знаете, что на месте вашего села раньше было море и гора в восточной части села это останки мелких морских животных и кораллов. И среди них встречаются останки крупных морских животных, части которых находятся в нашем краевом музее. А сейчас внимание на экран: Какое из этих животных обитало в вашей местности?
(слон, верблюд, зебра)
Дети. – В нашей местности обитал верблюд.
Экскурсовод. – Каким образом это животное связано с вашим селом?
Дети. – Это животное было почти в каждом дворе. Потому, что местность была засушливая, а верблюды без воды могли обходиться по нескольку дней,
а также они были неприхотливы к корму.
Дети. –В домашнем хозяйстве верблюд был незаменим. Его использовали для перевозки арб и имущества при кочевках с одного пастбища на другое.
Экскурсовод. – А это, какое животное?
Дети. – Я думаю, что это бык.
Корреспондент. – Да, это животное похоже на быка, но правильно оно называется буйвол.
Экскурсовод. - С названием чего в вашем селе связано это животное?
Дети. – Мне кажется, что название этого животного связано с рекой, которая протекает у нас в селе. Она называется Мокрая Буйвола.
Корреспондент. – Правильно ребята.
Дети. - Когда-то наша река была полноводной и к реке после тяжелой работы на водопой пригоняли буйволов.
Корреспондент. – Внимание на экран. С нами на связи Краеведческий музей.
Экскурсовод. – Трудно с вами не согласиться ребята, но есть еще одна версия, что часть слова буй означает ветер, а вол это воля, т. е. вольный ветер.
Значит место, где селились ваши предки было пустынным и там постоянно дули ветры. Но почему же здесь селились люди?
Дети. – Первые жители села селились возле реки не зря. Здесь они брали воду из колодцев.
Дети. - Здесь были поля, которые можно было обрабатывать и сеять зерно
Дети. - И гора которая находилась с восточной стороны и закрывала село от холодных ветров.
Корреспондент. – Ребята, я приготовила вам задание. Перед вами карточки, на них изображены полезные ископаемые вашей местности. Определите, что изготавливают из них и расскажите нам.
Корреспондент. – Молодцы ребята.
Дети. – А вы знаете, мы в детском саду проводим опыты, хотите посмотреть?
Корреспондент. – Да мне это очень интересно.
Дети. – В одном стакане у нас песок, в другом глина. Какое свойство материалов мы можем определить с помощью воды?
Корреспондент. – Я ребята не знаю, а вы?
Дети. – Налив воду в стаканы с песком и глиной мы можем определить, что быстрее пропускает воду.
Корреспондент. – Наливаем воду.
Корреспондент. – Ну и что мы увидели?
Дети. – Песок быстрее пропускает воду Потому, что песчинки расположены отдельно.
Корреспондент. – А почему глина медленнее пропускает воду?
Дети. – Потому, что у глины частички склеились и не пропускают воду.
Корреспондент. - Ребята, я придумала, давайте поиграем с вами.
Музыкальная игра «Песчинки - глина»
Корреспондент. –Я сейчас всех вас превращаю в песчинки. Ветер подул, и они рассыпались в разные стороны.
Корреспондент. – А сейчас вы превратитесь в мелкие частички глины. Они прижались друг к другу, крепко держатся за руки, их не разорвать.
Корреспондент. – Ребята, спасибо вам за то, что вы познакомили меня со свойствами полезных ископаемых вашего села, но любое село славится не только полезными ископаемыми, но и своими жителями.
Корреспондент. – С нами на связи Краеведческий музей.
Экскурсовод. - Люди очень ценили свои фамилии и старались их прославить хорошими поступками и делами.
- Я знаю, что ваши односельчане Татарченко Борис Алексеевич и Курилюк Валерий Васильевич написали слова и музыку к песне «Бурлацкое».
Дети. – Да мы слушали эту песню на музыкальном занятии, она очень красивая, лирическая.
Корреспондент. – Давайте насладимся звучанием этой песни и посмотрим фильм о Бурлацком.
(Слушание песни.)
Корреспондент. – Слушая эту песню, каждый раз представляешь любимые уголки села. Вместе с вами слушая песню, я представила весенние теплые деньки, цветущий тополь. А какую картину представили себе вы, слушая песню?
(ответы детей)
Дети. - Каждый из нас дома с родителями нарисовал свой любимый уголок села и поместив свой рисунок на доску мы создадим картину, в которой передадим красоту услышанной песни (собирают коллаж)
К. - Какая красивая получилась у нас картина.
Корреспондент. – Свою любовь к селу в своем стихотворении передала Фролова Т. Н.
(Чтение стихотворения)
С этой женщиной ребята я познакомилась приезжая к вам в село. Татьяна Николаевна долгое время работала в детском саду, под её руководством была благоустроена территория сада.
Таких тружеников в селе было много. И все они после работы любили отдыхать, веселиться, играть в игры. Из рассказов жителей одной из любимых игр была игра «Чижик - пыжик». А вы хотите в неё поиграть?
Музыкальная подвижная игра «Чижик - пыжик»
Корреспондент. - Внимание на экран. На связи с нами Ставрополь.
Экскурсовод. - Любой человек может достойно прожить на земле, уважая родителей, соседей, благоустраивая территорию возле своего дома. Но были люди, которые думали не только о себе, а больше о людях, живущих рядом. К ним относился один очень известный человек у вас в селе. У него фамилия такая же, как у Ромы и у Валентины Дмитриевны, он их однофамилец.
Его фотография есть у нас в музее. Как вы думаете, кто это?
Дети. – Это Иващенко Василий Павлович.
Экскурсовод. – А чем же знаменит этот ваш земляк?
Дети. – Василий Павлович был первым директором нашей птицефабрики.
Экскурсовод. – Правильно ребята. И тогда птицефабрика выглядела так. А сейчас она стала такой.
Дети. – Благодаря Василию Павловичу наше село первым в районе было газифицировано.
Дети. – Улицы нашего села заасфальтированы тоже благодаря В. П. Иващенко.
Дети. – Наш детский сад и музыкальная школа тоже были построены под руководством Василия Павловича Иващенко.
Экскурсовод. – Внимание на экран. Что вы видите на слайде?
Дети. – Это оркестр народных инструментов.
Экскурсовод. – Организатором оркестра был тоже Иващенко В. П. Этот ансамбль выступал не только на сцене села Бурлацкого, но и радовал зрителей окрестных сел и городов Ставропольского края. Запись их выступлений до сих пор хранится в архиве на краевом радио.
Корреспондент. – Посмотрите внимательно на экран. Может кто-то из вас, узнал знакомые лица? (ответы детей)
Корреспондент. – Ребята, а участницей детского оркестра народных инструментов была Тарасенко И. Л. наш музыкальный руководитель.
Музыкальный руководитель:. – (краткий рассказ, о том, как училась в музыкальной школе, играла в оркестре)
Ребята, а еще сегодня, я хочу познакомить вас с участником оркестра народных инструментов – С. П. Иващенко. – Сергей Павлович - родной брат Иващенко В. П. Когда-то, они вместе организовали оркестр народных инструментов, и вместе в нем играли. А сегодня Сергей Павлович – наш гость и вместе со мной сыграет для вас.
Р. Н. П. «Трава моя трава», «Коробейники» ( исполняют: С. П. Иващенко (балалайка)и музыкальный руководитель Тарасенко И. Л. (баян)
Муз. рук. Предлагает детям сыграть вместе с ними на ложках. (Дети переодеваются в р. н. костюмы) и присоединяются к оркестру.
Выступление оркестра народных инструментов (взрослые и дети)
«Частушки»
Мы бурлацкие ребята,
Мы не где не отстаем,
Если надо, мы станцуем,
Если надо, мы споем.
Очень дружно мы живем,
Песни весело поем.
Лучше нашего детсада
Во всем мире не найдем!
Мы певцы и музыканты,
Выступать нам нравится!
Мы – народные таланты,
Нами край наш славится!
От души мы вам пропели
Все наши частушки.
Мы нисколько не устали –
Да жалко ваши ушки!
Корреспондент. – Вот и вспомнили мы историю вашего села, вспомнили добрым словом людей, сделавших много хорошего и славного для вас. А теперь внимание на экран. Перед вами карта, на ней можно отметить маленькой точкой ваше село. Оно находится на сравнительно небольшой территории Ставропольского края, а ваш край входит в состав большой, красивой и могучей нашей Родины. Имя которой - Россия.
Дети читают стихи:
Ребенок: Россия, как из песни слово.
Березок юная листва.
Кругом леса, поля и реки,
Раздолье, русская душа!
Ребенок: Люблю тебя, моя Россия!
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей.
Ребенок: Люблю, глубоко понимаю
Степей задумчивую грусть.
Люблю все то, что называют
Одним широким словом «Русь»
Музыкальный руководитель Тарасенко И. Л. и музыкальный руководитель МКДОУ «ДС № 20» с. Бурлацкое – Дорошенко А. Б. (родитель) исполняют песню «Россия матушка» (живой звук.)
Экскурсовод. Наш телемост заканчивается. Спасибо вам ребята за ваши знания.
Корреспондент. - И теперь я могу смело писать статью об истории вашего села. До свидания ребята.
Воспитатель. – Матушка Россия славилась хлебосольством, где всегда готовили щедрые угощения: и пироги румяные, и пряники медовые. А как согревал душу сладкий, ароматный чай. И мы по традиции приглашаем вас на чаепитие.