Рабаданова Марина
Долгосрочный проект в старшей группе «Детский сад»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Центр-развитие "Детский сад № 173"
город Краснодар
«Детский сад»
долгосрочный проект в старшей группе
Составитель: Рабаданова М. И.
Игра порождает радость, свободу, довольство, покой в себе и около себя, мир с миром.
Фридрих Фребель.
Публикация «Долгосрочный проект в старшей группе „Детский сад“» размещена в разделах
- Наш любимый детский сад. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2019
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т. д. Кроме того, игра - это своеобразный способ усвоения общественного опыта.
В структуру проекта входят : цели, задачи, содержание, формы, методы, обеспечивающие интерес детей к сюжетно-ролевой игре и выполнению роли.
Проект может быть реализован в любом объединении дошкольной группе, подгруппе. Проект может быть полезен заместителям заведующих по ВМС, воспитателям дошкольных учреждений, родителям.
Содержание
Паспорт проекта…. 3
Актуальность проекта и анализ исходного состояния проблемы…6
Новизна материала… 8
Цели и задачи проекта….…. 9
Краткое описание проекта по этапам….….9
Ожидаемые результаты…. 12
Промежуточные результаты….12
Целевые группы проекта…13
Объем и содержание работ…14
Ресурсы проекта…. 16
Формы представления результатов проекта…. 16
Список литературы…. 17
Паспорт проекта
Сюжетно-ролевая игра является творческой деятельностью, доступной
уже детям трех лет. Именно в ней успешнее развиваются и достигают более
высоких уровней личность, психические процессы, разные виды деятельности. А так же, сюжетно-ролевая игра имеет неоценимое значение для интеллектуального развития дошкольника.
Наименование проекта «Детский сад»
Основные разработчики проекта Воспитатель Рабаданова М. И.
Цели и задачи проекта Цель : Содействие формированию в процессе игры сотрудничества, доброжелательности взаимоотношений между детьми в группе.
Задачи:
Создать благоприятные условия для организации детской жизни и развития ребенка в группе.
Закрепить знания о профессиях сотрудников детского сада.
Воспитывать уважение и доброжелательное отношение к труду взрослых.
Расширять словарный запас детей посредством ролевых отношений.
Формировать положительные привычки и нравственные качества.
Перечень основных мероприятий - разработка системы организационных мероприятий по использованию знаний о труде сотрудников детского сада;
- разработка плана поэтапного развития игрового проекта «Детский сад»;
- создание в группе условий для развития игровой деятельности;
- разработка для успешной реализации проекта : конспекты экскурсий, конспекты бесед, конспекты сюжетно-ролевой игры «Детский сад».
Исполнители проекта и основных мероприятий Педагоги, воспитанники, специалисты дошкольного учреждения.
Ожидаемые конечные результаты реализации проекта В результате реализации проекта будет достигнуто :
- закрепление знаний о разных профессиях взрослых;
- умение доводить начатое дело до конца;
- уважительное отношение к труду взрослого;
- проявление доброжелательного отношения к сверстникам.
Целевая группа проекта Педагоги, сотрудники детского сада, дети старшей группы.
Сроки и этапы реализации проекта Подготовительный этап. Июнь.
Определение темы, цели, задач. Изучение педагогической, научной литературы.
Разработка проекта. Июль.
Составление плана деятельности. Обращение за рекомендациями к специалистам дошкольного учреждения.
Разработка конспектов экскурсий, бесед, наблюдений.
Внедрение проекта. Август-Октябрь.
Проведение бесед, экскурсий.
Организация игр.
Организация фотосъемки игровых навыков детей. Оформление фотоальбома.
Итоговый. Ноябрь.
Оформление проекта, фотоальбома.
Актуальность проекта и анализ исходного состояния проблемы
Игра -особая формаосвоения ребенком окружающей действительности во всем многообразии норм и отношений между людьми путем их воспроизведения и моделирования. Именно в процессе игры ребенок усваивает ценность, направленность и содержание социальных контактов между людьми, познает окружающий мир достаточно активно. Стремясь увиденное, услышанное претворить в жизнь, потому что именно игра позволяет осуществить то, что в реальной жизни недоступно.
Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Неудивительно, что проблема игры привлекала к себе внимание исследователей, причем не, только педагогов и психологов, но и философов, социологов, этнографов, биологов.
Характеризуя ее, Д. В. Менджерицкая отметила: «Основной вид деятельности детей дошкольного возраста- игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т. д. Кроме того, игра-это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта».
У детей мало впечатлений, эмоции, праздников, без которых невозможно развитие игры. Большинство впечатлений дети получают из телевизионных передач, качество которых, увы, оставляет желать лучшего.
Игра-отображение жизни взрослых людей: играя, ребенок подражает им, моделирует разнообразные социокультурные ситуации и отношения.
Не играют взрослые. Игре невозможно научится иначе, чем играя с ребенком.
Многие родители сетуют на то, что им некогда играть с детьми. Но время, проведенное взрослыми в игре с ребенком, не пройдет даром, оно вознаградит их с лихвой.
Главной целью педагогов является правильно использовать время отведенное игре, всячески поощряя детей к самостоятельным играм, участвуя в них и помогая детям освоить новые способы игры.
Другая проблема - умение педагога грамотно руководить детской игрой.
Учитывая интересы детей, педагоги создали для дошкольников игровую ситуацию, которая побудила детей к познанию нового о профессиях сотрудников детского сада, активизируя творческие потенциалы, разносторонние способности, жизненный опыт для увлекательной игры.
Метод проектов предполагает реализацию замысла. Проект позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике.
Новизна материала
Современная наука признала за игрой статус ведущей деятельности детей дошкольного возраста. Но наблюдения показывают, что дети дошкольного возраста стали меньше играть в сюжетно-ролевые игры. Настораживает и то обстоятельство, что в сохранившихся ролевых детских играх практически отсутствуют «профессиональные сюжеты», которые способствуют вхождению ребенка в мир взрослых. Игра постепенно перестает быть «способом освоения социальных отношений» и школой становления произвольного поведения, а дети все более отдаляются от взрослых, не видят и не понимают смысла профессиональной деятельности родителей.
Сюжетно-ролевая игра имеет неоценимое значение, прежде всего для социального развития ребенка. Она раскрывает для него смысл существования в обществе, умение общаться со сверстниками и взрослыми, а также учит оптимизации взаимоотношений между детьми в группе; формированию в процессе игры взаимоотношений сотрудничества и взаимопомощи, доброжелательности; готовности выручить товарища, заступиться за него, если нужно; умению считаться с интересами и мнением товарищей по игре; справедливо разрешать споры, недоразумения. Поэтому возникла идея организовать в группе проект «Детский сад».
Проект позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике. Работа по реализации проекта дает возможность каждому ребенку принять участие в игре, проявлять инициативу, развивать воображение, творчество, формировать положительные привычки и нравственные качества, и коммуникативные способностей детей.
Цели и задачи проекта
Проект «Детский сад», рекомендован детям среднего и старшего возраста, испытывающим потребность в новых знаниях и развитии интереса к сюжетно-ролевым играм, может быть направлен на овладение положительными навыками партнерских отношений, как с взрослыми, так и со сверстниками.
Настоящий проект имеет :
Цель: содействие формированию в процессе игры сотрудничества, доброжелательности взаимоотношений между детьми в группе.
Задачи:
1. Создать благоприятные условия для организации детской жизни и развития ребенка в группе.
2. Закрепить знания о профессиях сотрудников детского сада.
3. Воспитывать уважение и доброжелательное отношение к труду взрослых.
4. Расширять словарный запас детей посредством ролевых отношений.
5. Формировать положительные привычки и нравственные качества.
4. Краткое описание проекта по этапам
Iэтап. Подготовительный.
Из беседы воспитателя с детьми о детском саде выясняется, что у них недостаточно знаний о деятельности сотрудников детского сада и их взаимоотношений. Стремление изменить эту ситуацию побуждает педагогов к поиску средств решения данной проблемы, которая реализуется в игровом проекте сюжетно-ролевой игре «Детский сад».
На предложение педагогов организовать сюжетно-ролевую игру «Детский сад», чтобы узнать новое, интересное о жизни и работе сотрудников детского сада, дети отвечают согласием. Изучается методическая, художественная литература, определяется цель и задачи, проводится диагностика игровых интересов. Учет игровых интересов позволяет создать для детей ситуацию эмоционального комфорта в игре, позволяет применить жизненный опыт в игре. При организации наблюдений определяются знания детей в познавательной деятельности, особенности общения.
II этап. Разработка проекта.
Педагогами совместно с детьми, сотрудниками дошкольного учреждения составлен план работы над проектом, подбираются темы занятий, экскурсий, бесед, наблюдений, игр для формирования знаний детей о работе сотрудников детского сада. Определяется тематика консультаций для родителей. Подбирается художественная литература для чтения, рассказывания детям, а также иллюстрации о труде сотрудников детского сада. Родители приобретают познавательную литературу, посещают библиотеку вместе с детьми.
III этап. Внедрение.
Для реализации цели и задач игрового проекта разрабатываются конспекты занятий, беседо труде сотрудников детского сада. Составляются наблюдения за работой прачки, повара, помощника повара, завхоза, заведующей детским садом, воспитателя, помощника воспитателя и медика. Проводятся целевые прогулки к другим детским садам поселка. Во время экскурсий по детскому саду у детей возникают вопросы:
Сколько белья стирает и гладит прачка?
Кому прачка выдает чистое белье?
Где завхоз берёт продукты?
Кто пишет меню?
Что делает помощник повара?
Какие инструменты у повара?
Чем занимается заведующая?
Почему воспитатель должна много знать?
Заданные вопросы подтверждают потребность детей в получение дополнительной информации о труде сотрудников детского сада. Эти знания дети получают и закрепляют через игру «Стираем»,графическое моделирование взаимосвязи труда сотрудников детского сада, лесенки успеха профессий:
5 - Результат
4 - Как делают по порядку
3 - Инструменты (чем делают)
2 - Материал (из чего делают)
1 - Задумка
Сотрудники детского сада активно участвуют в реализации проекта. Во время экскурсий демонстрируют инструменты (чем делают, материал (из чего делают, ведут разъяснительные беседы, дети наблюдают за общением сотрудников.
Новые знания закрепляются в игровой самостоятельной деятельности. На разных этапах развития игры дети выполняют разные роли. Самостоятельно определяют замысел игры, отбирают атрибуты, располагаются в пространстве, устанавливают связи через свои роли, стремятся к результату, договариваются между собой, уступают друг другу, устанавливается самооценка игры, ее качества на основе анализа установленных связей между разными ролями.
Совместно с детьми и родителями готовятся необходимые пособия и атрибуты для игры, шьется спецодежда, проводится фотосъемка.
IV этап. Итоговый.
Разработанный игровой проект, приложения к нему оформляются в брошюры, фотоальбом.
5. Ожидаемые результаты
В начале проекта предполагалось :
- развитие интереса к сюжетно-ролевой игре;
- проявление творчества в игровой деятельности;
- повышение интереса к труду сотрудников детского сада;
- умение общаться со сверстниками и взрослыми;
- формированию взаимоотношений сотрудничества и взаимопомощи;
- развитию положительных привычек и нравственных качеств;
- становлению коммуникативных способностей детей.
6. Промежуточные результаты
По результатам диагностики выявили следующие показатели: в начале проекта - 26% детей активно играют в сюжетно-ролевую игру. В результате окончания проекта - 79% детей играют в сюжетно-ролевую игру детский сад на уровне творчества.
На основании полученных результатов выявили, что у детей:
- сформировались навыки партнерских отношений с детьми;
- обогатились знания детей о профессиях детского сада;
- дети научились играть в коллективе, появилось чувство уверенности в своих силах;
- появился интерес, положительное эмоциональное отношение к игре;
- сформировалось умение брать на себя роли;
Активность педагогов группы дала возможность сформировать осознанную потребность детей в приобретении и усвоении знаний, умений, навыков, необходимых для творческой деятельности, повышение интереса детей к игровой деятельности, развитию межличностных отношений в социальном окружении.
Каждый ребенок участвовал в игре с желанием, проявлял воображение, приобрел уверенность в своих силах и возможностях.
7. Целевые группы проекта
Проект сюжетно-ролевой игры «Детский сад», адресованный детям среднего и старшего возраста, испытывающим потребность в умении играть в коллективе, формировании адекватных форм поведения в воображаемой ситуации, развитию положительных эмоциональных взаимоотношений, может быть направлен на овладение положительными навыками партнерских отношений, как со взрослыми, так и со сверстниками.
Проект может быть реализован в любом объединении дошкольников: в группе, подгруппе, с привлечением родителей дошкольников. Проект может быть полезен педагогам дошкольных учреждений и родителям, которые стремятся привлечь детей к игре и разнообразить ее.
8. Объем и содержание работы
Направление
деятельности Содержание
деятельности Ресурсы Исполни
тели Сроки
реализации
1 2 3 4 5
Речь и
речевое
развитие Беседы:
- о труде помощника
воспитателя;
-о труде прачки;
- о труде повара и
помощника повара;
- о труде завхоза;
- о труде заведующей Конспект,
иллюстрации
Конспект
Конспект
Конспект,
иллюстрации
Конспект Воспитатели
Воспитатели
Воспитатели
Воспитатели
Воспитатели Август
Август
Август
Август
Август
Познаватель
ное
развитие Рассматривание инструментов труда сотрудников детского сада
Наблюдение:
- за работой помощника воспитателя;
- за работой прачки;
- за работой повара и помощника повара;
- за работой заведующей. Конспект,
инструменты
Конспект
Конспект
Конспект
Конспект Воспитатели,
сотрудники детского сада
Воспитатели,
помощник воспитателя.
Воспитатели,
прачка.
Воспитатели,
сотрудники детского сада.
Воспитатели,
Заведующая. Сентябрь
Сентябрь
Сентябрь
Сентябрь
Октябрь
Изо и конструирование Изготовление
атрибутов.
Конструирование из напольного строителя Конспект
Конспект Воспитатели, родители
Воспитатели Октябрь
Октябрь
Трудовая
деятельность Графическое моделирование трудовых процессов Конспект Воспитатели Октябрь
Математика Составление
план-схемы размещение игры в группе Конспект Воспитатели Ноябрь
Игровая
деятельность Игра «Стираем»
Индивидуальное обучение ролевой игры
Игра «Детский сад» по этапу «В» - на уровне творчества
Презентация сюжетно-ролевой игры
«Детский сад» в ДОУ Слова и правила игры
Конспект
Конспект
Конспект Воспитатели
Воспитатели
Воспитатели
Воспитатели Ноябрь
Ноябрь
Ноябрь
Ноябрь
9. Ресурсы проекта
Библиотечный фонд, конспекты занятий, развлечений, план работы по проекту, использование игр.
10. Формы представления результатов проекта
Для успешной реализации проекта разработаны приложения:
- Конспекты занятий по познавательно-речевой деятельности;
Список литературы
Баркон А. Практическая психология для родителей. Москва, «Просвещение», 2001г.
Бондаренко А. К. ; Матусик А. И. Воспитание детей в игре. Москва, «Просвещение», 1983г.
Гомонов А. С. Психическое и физическое развитие ребенка от трех
до пяти лет. Москва, «Просвещение»,2001г.
Крылова Н. М. НМС «Детский сад-дом радости», Пермь,1990г.
Монина Г. ; Мотова Е. Проблемы маленького ребенка. Москва, «Просвещение»,2000г.
Михайленко Н. Я. ; Короткова Н. А. Организация сюжетной игры в детском саду. «Учебный центр им. Л. Венгера». Москва, «Развитие»,2000г.
Методические указания к "Программе воспитания в детском саду". Под
Редакцией Шустова А. И., издание 3, переработанное. Москва, «Просвещение»,1975г.
Недоспасова В. А. Растем играя. Москва, «Просвещение»,2003г.
Тверина Е. Н. ; Барсукова А. С. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях Москва, «Просвещение»,1986г.
Фесюкова Л. Б. Искусство быть родителем. Москва, «Просвещение»,2000г.
Фридман Л. М. Психология воспитания. Москва, «Просвещение»,2002г.
Деркунская, В. А. Воспитываем, обучаем, развиваем дошкольников в
игре; В. А. Дергунская. - М. : Педагогическое общество России, 2005г.
Скоролупова, О. А. Играем? Играем! Педагогическое руководство
играми; О. А. Скоролупова, Л. В. Логинова. – М. : «Издательство
Скрипторий» 2003, 2006г.