Елена Викторовна
Долгосрочный проект «Остров здоровья»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №6»
г. Всеволожска
Долгосрочный проект
«Остров здоровья»
Забота о здоровье – это важнейший труд
воспитателя. От жизнерадости, бодрости детей зависит
их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие,
прочность знаний, вера в свои силы.
В. А. Сухомлинский.
Автор :
Горячева И. Ю.
2018 г.
Актуальность.
Публикация «Долгосрочный проект „Остров здоровья“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2018
Известно, что фундамент здорового человека закладывается в раннем возрасте, следовательно, здоровые интересы, привычки, ценностное отношение к здоровью целесообразно начать развивать именно в этот период. В раннем возрасте закладываются и основы здорового образа жизни.
Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, отношение к себе и к окружающим. Важно на этом этапе сформировать у воспитанников базу знаний и практических навыков здорового образа жизни.
Сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Закон РФ «Об образовании», «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения», а также Указами президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения РФ» и др.
Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни. Педагоги должны научить ребёнка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного.
Наш проект позволяет создать такую систему работы, при которой произойдёт интеграция оздоровительной и образовательной деятельности, что будет способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей, формированию основ здорового образа жизни, развитию познавательных способностей детей, созданию условий для всестороннего развития воспитанников.
Проблема.
Мониторинг педагогического процесса показал, что у воспитанников недостаточно развиты познавательные способности; требуют развития представления детей о рациональном питании, значении двигательной активности, представления о пользе закаливающих процедур, о роли солнечного света, воздуха и воды в жизни человека и их влиянии на здоровье. Мониторинг физического развития детей показал, что существует тенденция снижения здоровья воспитанников, повышения уровня заболеваемости.
Опрос родителей по теме «Здоровьесбережение» выявил:
- неосведомлённость родителей о важности совместной двигательной деятельности с детьми;
- о составляющих ЗОЖ;
- невнимание родителей к ЗОЖ в семье;
- недостаточность знаний родителей о физических навыках и умениях детей данного возраста;
- нежелание родителей организовывать двигательную деятельность с детьми.
Следовательно, возникает необходимость создания такой системы работы, при которой произойдёт интеграция оздоровительной деятельности и образовательной, что будет способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей, формированию привычки ЗОЖ, развитию познавательных способностей детей, созданию условий для их всестороннего развития.
Направление.
Познавательное и физическое развитие воспитанников посредством интеграции всех образовательных областей.
Формы работы с воспитанниками и родителями.
Работа с воспитанниками:
• Совместная деятельность детей (непосредственная образовательная деятельность, индивидуальная работа, в режимных моментах)
• Самостоятельная деятельность детей.
• Совместная деятельность родителей и детей (самостоятельная деятельность детей в семье).
Работа с родителями:
• Коллективные формы работы (устные педагогические журналы, анкетирование).
• Информационные формы работы (педагогические беседы, тематические консультации).
• Наглядно-информационные методы (художественно-творческие выставки, совместные развлечения, информация в родительском уголке, фотовыставки).
Участники проекта.
Воспитанники ДОУ, родители, педагоги, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.
Срок реализации.
С 1 сентября 2017г. по 1 сентября 2018г.
Цель.
Создание образовательного и здоровьесберегающего пространства в соответствии с требованиями ФГОС ДО, направленного на повышение уровня познавательного и физического развития воспитанников посредством реализации педагогического проекта «Остров здоровья».
Задачи.
Воспитанники:
1. Формировать у детей представление о составляющих ЗОЖ и факторах, разрушающих здоровье; о профилактических мерах сохранения здоровья.
2. Развивать умение детей оценивать и прогнозировать своё здоровье, заботиться о своём здоровье.
3. Формировать у детей культуру ЗОЖ, позицию признания ценности здоровья и чувство ответственности за него.
4. Развивать познавательный интерес, любознательность, воображение и творческую активность.
5. Развивать восприятие, внимание, память, наблюдательность, способность анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; умение устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.
6. Обогащать и активизировать словарь по темам: «Режим дня», «Питание», «Закаливание» и т. д. ; развивать связную речь детей.
7. Воспитывать чувство взаимопомощи, доброжелательного отношения между воспитанниками.
Родители:
1. Расширять представление родителей о роли ЗОЖ для умственного и физического здоровья ребёнка и их собственного здоровья.
2. Дать родителям представление о значимости совместной двигательной деятельности с детьми.
3. Закрепить знания родителей о физических умениях и навыках детей конкретной возрастной группы.
4. Расширить осведомлённость родителей всех составляющих ЗОЖ.
5. Содействовать повышению роли семьи в укреплении здоровья ребёнка.
6. Способствовать созданию активной позиции родителей в совместной двигательной деятельности с детьми.
7. Привлечь родителей к оформлению предметно-развивающей среды группы, в частности пополнение центра двигательной активности.
8. Способствовать формированию у родителей активной жизненной позиции по отношению к своему здоровью.
Педагоги:
1. Повышать профессиональный уровень психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей посредством использования ИКТ и ТСО при реализации проектной деятельности.
2. Развивать способность к самоанализу собственной педагогической деятельности.
3. Обогащать предметно-развивающую среду группы, создавая условия для реализации проекта «Остров здоровья».
4. Приобщать родителей к участию в работе по проекту.
5. Формировать активную позицию по отношению к собственному здоровью, профилактике болезней.
6. Оформить картотеку народных подвижных игр.
Ожидаемый результат.
Воспитанники:
1. У детей сформированы представления о составляющих ЗОЖ и факторах, разрушающих здоровье; о профилактических мерах сохранения здоровья.
2. Воспитанники способны оценивать и прогнозировать своё здоровье, заботиться о своём здоровье.
3. У детей сформирована культура ЗОЖ, позиция признания ценности здоровья и чувство ответственности за него.
4. Развит познавательный интерес, любознательность, воображение и творческую активность.
5. Развиваты восприятие, внимание, память, наблюдательность, способность анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; умение устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.
6. Обогащен и активно используется словарь по темам: «Режим дня», «Питание», «Закаливание» и т. д. ; развита связная речь детей.
7. Сформировано чувство взаимопомощи, доброжелательного отношения между воспитанниками.
Родители:
1. Родители имеют представления о роли ЗОЖ для умственного и физического здоровья ребёнка и их собственного здоровья, о значимости совместной двигательной деятельности с детьми.
2. Родители обладают знаниями о физических умениях и навыках детей конкретной возрастной группы.
3. Родители знают все составляющие ЗОЖ.
4. Родители придерживаются активной позиции в совместной двигательной деятельности с детьми.
5. Родители приняли активное участие в оформлении предметно-развивающей среды группы, в частности в пополнение центра двигательной активности.
6. Родители имеют активную жизненную позицию по отношению к своему здоровью.
Взаимодействие с родителями.
1. На родительских собраниях в группах информировать родителей о проектной деятельности на 2017-2018 уч. год.
• Показать актуальность выбранной темы.
• Познакомить с целями и задачами проекта «Остров здоровья».
2. Провести анкетирование родителей по теме «Здоровьесбережение».
3. Организовать участие родителей в проведении ежемесячных оздоровительных прогулках.
4. Организовать участие родителей в художественно-творческих выставках: «В здоровом теле – здоровый дух», «Микробы», «Активный отдых в нашей семье».
5. Разместить консультации для родителей по темам: «Здоровый образ жизни в семье», «Организация питания детей дома», «Закаливание детей», «Профилактика гриппа», «Режим дня детей», «Где живут витамины», «Подвижные игры дома и на улице».
6. Оформление силами родителей атрибутов для подвижных игр.
7. Организовать активное участие родителей при проведении развлечений «Простуда и зарядка», «Ай, болит», «Мама, папа, я – здоровая семья».
Задания родителям.
Информационные: подбор народных подвижных игр, иллюстраций, фотографий, открыток, презентаций, сюжетных картинок по теме проекта; подбор кулинарных рецептов, статей о ЗОЖ.
Исследовательские: выявление конкретных проблем у детей в плане познавательного, физического развития для последующей работы; составление «Дневника здоровья» (антропометрические данные, перенесённые заболевания, профилактические мероприятия – витаминизация, закаливание и т. д.); любимые подвижные игры; фотоматериал занятий физическими упражнениями и т. д.
Практические: изготовление атрибутов, масок для подвижных игр, пополнение предметно-развивающей среды группы по теме «ЗОЖ».
Этапы проекта «Остров здоровья».
1 этап - подготовительный (1 месяц с 01.09.2017 по 31.09.2017).
• Изучение методической литературы.
• Выяснение проблемы – педагогический мониторинг.
• Проведение анкетирования.
• Информирование родителей об актуальности цели и задачах проекта.
• Разработка цели и задач, планы деятельности с воспитанниками, форм работы с родителями.
2 этап – внедренческий (8 месяцев с 01.10.2017 по 30.04.2018)
• Реализация проекта «Остров здоровья» в группе №5,
3 этап – итоговый (1 месяц с 01.05.2018 по 30.05.2018)
• Презентация готового продукта спортивное развлечение «Мама, папа, я – здоровая семья».
• Проведение итогового анкетирования родителей по теме «Здоровьесбережение».
• Сбор и обработка методических, практических материалов в ходе реализации проекта.
• Соотнесение прогнозируемых результатов с полученными.
• Обобщение материалов проекта.
4 этап – обобщающий (3 месяца с 01.06. 2018 по 31.08.2018)
• Реализация подпроекта «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья».