ирина бояркина
Долгосрочный проект «Удивительный мир игры»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта
В жизни детей 4–5 лет сюжетно-ролевая игра продолжает развиваться и занимает ведущее место. Ребенок с увлечением выстраивает сюжеты, стремится к проигрыванию самых разнообразных ролей, становится более инициативным. Возросшие возможности позволяют ему выбирать тему и намечать замысел игры, обустраивать игровое пространство при помощи предметов, использовать в игре различные атрибуты. Воспитатель направляет свои усилия на обогащение ролевого поведения и взаимоотношений детей в игре, которые проявляются через диалог и игровое действие.
Публикация «Долгосрочный проект „Удивительный мир игры“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2018
Воспитатель побуждает детей к планированию, то есть к созданию элементарного замысла, который будет воплощен в игре; учит их описывать сюжетные события, очерчивать (называть) круг действующих лиц (персонажей) в игре, раскрывать их взаимодействие.
Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.
Паспорт проекта
Вид проекта – творческо-игровой.
Цели проекта
• Развивать игровые навыки детей дошкольного возраста (именно в этом возрасте игра является преобладающим видом деятельности, именно в этом возрасте реализуется задача развития творческих способностей, самостоятельность в выборе игры, в осуществлении задуманного.
• Использование игры в воспитательных целях;
Задачи проекта
1. Помогать детям, объединяться в маленькие группы (по 2-3 человека) на основе личной симпатии.
2. Приучать к соблюдению в процессе игры элементарные правила поведения.
3. В процессе игр развивать у детей интерес к окружающему, наблюдательность, речь, обогащать словарный запас.
4. Воспитывать доброжелательные отношения между детьми, интерес к общему замыслу и согласованию действий
5. Помочь родителям создать условия для игр детей и расширять знания по руководству игровой деятельностью.
Предполагаемый результат
• Расширение представлений детей о многообразии способов использования игрушек, предметов-заместителей и игровых действий;
• Формирование навыков самостоятельной организации игры, распределении ролей, творческого развития сюжета игры;
• Умение воспитанников организованно играть небольшими группами, включаться в игру и выходить из неё.
Методы реализации проекта
I-этап - подготовительный, включает в себя:
• Определение целей и задач проекта;
• Изучение литературы, авторских методик;
• Диагностика уровня развития творческой активности детей и взаимоотношений в коллективе;
• Составление плана мероприятий по реализации проекта.
В рамках подготовительного этапа проводиться диагностика уровня развития творческих способностей детей, наличие игрового опыта, коммуникативных навыков и способностей к самостоятельной игровой деятельности.
Диагностика проводиться с помощью следующих тестов:
Тест «Взятие ребенком на себя роли»
Тест «Устойчивость в подчинении игровому правилу»
Тест «Влияние сюжета и роли на подчинение правилу, содержащемуся в игре»
Тест «Особенности сюжетно-ролевой игры»
Тест «Игровая комната»
II-этап –основной, включает:
Непосредственную реализацию проекта в группе: беседы, наблюдения, чтение художественной литературы, дидактические игры, продуктивная деятельность, театрализованные игры; организация совместной с воспитателем, либо самостоятельной игровой деятельности детей.
Перспективное планирование реализации проекта в группе:
I - Обогащение представлений о той сфере деятельности, которую ребёнок будет отображать в игре (наблюдения, рассказы, беседы и впечатления). Знакомство детей с людьми, их деятельностью (кто, чем, почему занимается).
II - Организация сюжетно-ролевой игры («игра в подготовку к игре»):
1. Определение ситуаций взаимодействия людей, продумывание и сочинение событий, хода их развития в соответствии с темой игры;
2. Создание предметно-игровой среды на основе организации продуктивной и художественной деятельности детей, сотворчества с воспитателем, детского коллекционирования;
3. Совместная игровая деятельность воспитателя и детей.
III - Коллективная и самостоятельная игровая деятельность детей; организация сюжетно-ролевой игры с воображаемым партнёром, за которого ребёнок разговаривает.
III-этап – заключительный.
Подведение итогов проекта.
Фотовыставка «Мама, папа, я - дружная семья»; оформление альбома «Профессии»; изготовление и выставка игрушек-самоделок.
Предварительная работа с детьми
• беседы о профессиях с использованием иллюстраций, рассматривание альбома «Профессии»;
• загадывание загадок, заучивание стихов о профессии, об игре;
• экскурсия на кухню, медицинский кабинет;
• чтение художественной литературы: потешки, песенки, русские народные сказки «Колобок», «Лиса и Заяц», «Петушок с семьей» Ушинского, «Маша-растеряша» Воронковой, «Как мы ездили в зоологический сад» Житкова, «Как Маша стала большой» Пермяк, «Поросенок Петр и магазин» Петрушевской, «Игрушки» А. Барто, «Айболит» К. Чуковского, «Мойдодыр»;
• пальчиковые игры, словесная игра «Угадайте, какая профессия у человека»;
• рассматривание вопроса «Игра» на родительском собрании.
Работа с родителями
• Рекомендации «Играйте вместе с ребенком»;
• Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм (пошив костюмов, одежды для кукол и т. д.);
• Выставка: Совместное рисование родителей и детей «Необычное животное».
Сроки реализации проекта – долгосрочный.
Ожидаемые результаты
• Существенное расширение игровых приемов, способов использования игрового оборудования и предметов-заместителей;
• Качественное изменение уровня коммуникативных навыков детей, развитие ролевых диалогов, вариативности обыгрываемых персонажей;
• Самостоятельное инициирование игры, совмещение нескольких сюжетов, творческое развитие игровой ситуации;
• Успешное включение детей в игру и обыгрываемый выход из игры; стремление к реализации игрового замысла;
• Активная позиция детей по «реалистичности» исполнения роли всеми участниками игры; трансляция «должного» для этой роли поведения игрока;
• Значительно возросший интерес воспитанников к сюжетно-ролевой игре, дополнение игры театрализованными зарисовками детей;
• Очевидный воспитательный эффект: повышение культуры поведения, взаимоотношений; развитие наблюдательности; внимания к окружающей действительности; уважение к результатам чужого и собственного труда.
План реализации проекта
Месяц Содержание Работа с детьми
Сентябрь
Сюжетно-ролевая игра «Кем быть?» Чтение произведения
В. Маяковский «Кем быть?».
Загадки о профессиях.
Сюжетно-ролевая игра «Семья» Беседа о членах семьи детей.
Чтение стихотворения С. Михалкова «А что у вас?»
Октябрь
Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская»
Рассказ о труде парикмахера;
Стихотворение С. Маяковского «В Парикмахерской.
Сюжетно-ролевая игра
«Салон красоты».
Забава «Красивые бантики»;
Д/И «У кого какое платье?».
Ноябрь
Сюжетно-ролевая игра «Магазин»; Рассматривание иллюстраций на тему «Продукты», «Овощи, фрукты»;
Д/И «Купим овощи для супа в магазине».
Декабрь
Сюжетно-ролевая игра «Цирк»;
Сюжетно-ролевая игра «Зоопарк»;
Чтение произведений: С. Маршак «Цирк ШАПИТО»;
Александр Монвиж-Монтвид «Жонглёр».
Беседа о диких животных «Кто живет в лесу?»;
Чтение стихотворения А. Барто «Мы в зоопарке»;
Аппликация «Загородка для зверей».
Январь
Сюжетно-ролевая игра «Строим дом»
Чтение стихотворения А. Барто «Маляр»;
Загадки о профессиях строителя;
Конструирование «Построим дом для куклы Кати»
Февраль
Сюжетно-ролевая игра «Больница»;
Сказка К. Чуковского
«Айболит»;
Слушание П. И. Чайковского «Кукла заболела».
А. Барто «Мы с Тамарой»
Март
Сюжетно-ролевая игра «Большая стирка»;
Д/И «Мы мамины помощники».
Сюжетно-ролевая игра «Банный день». Чтение произведений:
А. Барто «Девочка чумазая»;
К. Чуковский «Мойдодыр»
Апрель
Сюжетно-ролевая игра «Автобус (Троллейбус)»; Заучивание «Песня машиниста»;
Чтение стихотворения В. Борисова «АВТОБУС»
Сюжетно-ролевая игра «Шоферы».
Д/И “Транспорт”.
П/И «Мы – шофёры»
Май
Сюжетно-ролевая игра
«Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет»
А. Барто «Песня моряков»;
Аппликация «Кораблик»