Лучший педагог года

Долгосрочный проект «Опытно-экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста»

марина кирсанова
Долгосрочный проект «Опытно-экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Тематика проекта : Опытно – экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста.

Продолжительность проекта : долгосрочный.

Вид проекта : групповой, фронтальный.

Участники проекта : воспитатели, дети, родители

Актуальность проекта :

Экспериментирование даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, а так же, обогащает память ребёнка, активизирует его мыслительные процессы, включает в себя активные поиски решения задач.

Публикация «Долгосрочный проект „Опытно-экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

Дети с удовольствием познают окружающий мир в опытно-экспериментальной деятельности, находят ответы, задают много вопросов, развивают детскую любознательность, пытливость ума, формирует познавательный интерес через исследовательскую деятельность.

Самый эффективный способ познания огромного мира — это экспериментирование, в процессе которого дети получают возможность удовлетворить свою любознательность, почувствовать себя учеными, исследователями.

В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, исследовательской активности. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное исследовательско – творческое отношение к миру. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы с дошкольниками.

Проблема:

В реальной действительности в дошкольных образовательных учреждениях данный метод (экспериментирование) применяется неоправданно редко.

Цель: Развивать познавательный интерес детей в процессе опытно –

экспериментальной деятельности.

Задачи:

1. Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность.

2. Развивать у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение);

3. Развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно – исследовательской деятельности : в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности.

4. Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.

5. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при

проведении опытов и экспериментов.

Образовательные области:

Познание, социализация, коммуникация, чтение художественной литературы, здоровье, труд, художественное творчество, безопасность.

Предполагаемый результат:

1. Проявляет устойчивый познавательный интерес к экспериментированию;

2. Самостоятельно планирует предстоящую деятельность; осознанно

выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в

соответствии с их качествами, свойствами и назначением;

3. Проявляет инициативу и творчество в решении поставленных задач;

4. В диалоге со взрослыми поясняет ход деятельности, делает выводы.

Перспективы:

1. Планировать индивидуальную работу с детьми, имеющими низкий

уровень развития с учетом рекомендаций узких специалистов;

2. Выбирать оптимальные методы и приёмы для активизации речевой

активности;

3. Совершенствовать профессионализм через применение инновационных

технологий обучения;

4. Пополнять предметно – развивающую среду;

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Этап Формы работы Содержание деятельности

1. Организационно – диагностический 1. Анализ научной и методической литературы.

2. Разработка перспективного планирования с детьми и родителями.

3. Организация предметно – развивающей среды. 1. Определение актуальности, проблемы, цели.

2. Наблюдение, беседы, проведение диагностических ситуаций с детьми, результаты первоначального мониторинга.

3. Создание условий для детского экспериментирования.

2. Формирующий 1. Реализация перспективного плана работы с детьми и родителями с учетом интеграции образовательных областей.

1. Организация предметно – развивающей среды (мини-лаборатория «Почемучки»)

2. Работа с детьми:образовательные ситуации, опыты, эксперименты,

экспериментирование на прогулке, индивидуальная работа с детьми, самостоятельная экспериментальная деятельность, дидактические игры, подвижные игры, труд в природе и в уголке природы, чтение художественной литературы, беседы, просмотр видеопрезентаций.

3. Работа с родителями:

Анкетирование, родительские собрания, консультации, информационные бюллетени, беседы, домашние задания, мастер – класс, презентация проектов.

3. Заключительный 1. Мониторинг на конец учебного года

2. Сравнительный анализ результатов

3. Перспективы 1. Наблюдение, беседы, проведение диагностических ситуаций с детьми, результаты мониторинга на конец года

Содержание работы по опытно – экспериментальной деятельности

с учётом интеграции образовательных областей программы.

Познание Развитие сенсорной культуры. Ребенок познает многообразие свойств и качеств окружающих предметов, исследует и экспериментирует. Развитие кругозора и познавательно – исследовательской деятельности в природе.

Социализация Развитие игровой деятельности. В игре ребенок развивается, познает мир, общается.

Коммуникация Развивать познавательно-исследовательскую деятельность в процессе свободного общения со сверстниками и взрослыми, способствовать освоению детьми соответствующего словаря (формулирование цели, обсуждение хода опыта, выводов)

Чтение художественной литературы Расширять представления о предметах и объектах средствами художественной литературы.

Здоровье Расширять кругозор детей в части представлений о здоровом образе жизни.

Труд Формировать целостную картину мира и расширять кругозор в части представлений о труде взрослых ; выполнение трудовых действий.

Безопасность Формировать целостную картину мира и расширять кругозора в части представлений о безопасности собственной жизнедеятельности и безопасности окружающего мира.

Художественное творчество Расширять кругозор в части изобразительного искусства, фиксация результатов опытов и экспериментов.

Перспективный план работы с детьми и родителями

по опытно – экспериментальной деятельности.

Сентябрь

Постановка проблемы, подбор материала в уголок по экспериментальной деятельности.

Октябрь

Опыт – «Вулкан на Марсе»

Цель эксперимента: дать дошкольникам элементарные представления о природном явлении — вулкан, наглядно показать взаимодействие щелочи с кислотой

Задачи: рассказать детям о существовании кислотной и щелочной среды, формировать представления о вулканах, опасностях, которые они представляют; воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, самостоятельность.

Словарь: гора, вулкан, кратер, лава, щелочь, кислота.

Тема Цель Взаимосвязь

с родителями

«Вулканы»

«Цунами»

Беседа с показом видеофильма

«Торнадо. Ветер»

Беседа с показом видеофильма Цель: Познакомит с явлением природы – вулкан. На примере макета вулкана показать механизм его действия

Познакомить с профессиями вулканолога, метеоролога, геолога. Закреплять знания безопасности при проведении опытов

Цель: Закреплять знания о явлениях природы. Познакомить детей с необычными явлениями природы. Показ презентации о явлениях природы Помощь в изготовлении макета вулкана.

Ноябрь

«Экспериментирование со светом»

Задачи: расширить знания детей об окружающем мире; дать понятие о возникновении света и тени; познакомить детей с тем, как можно увидеть световой луч, понять, что свет двигается по прямой линии и когда что-либо преграждает его путь, лучи света останавливаются и не проходят дальше; понять, что освещенность предмета зависит от силы источника и удаленности от него; способствовать овладению приёмами практического взаимодействия с окружающими предметами.

Оборудование:фонарики, настольная лампа, свеча, экран, картон, белая писчая бумага, экран теневого театра, фигурки теневого театра. Картинки с изображением солнца, луны, звезд, настольная лампа, фонарик, свеча, лампочка и др.

Тема Цель Взаимосвязь

с родителями

Тема: Световой луч.

Теневой театр «Кот, петух и лиса».

Тема: Солнечные зайчики.

Тема: Образование тени.

Опыты со светом

(Приложение 1) Цель: формировать представление о том, что свет – это поток световых лучей.

Цель: познакомить с устройством теневого театра, развивать творческие способности.

Цель: помочь понять, как можно отразить свет с помощью зеркала, фокусируя его на солнечные лучи.

Цель: расширить представления детей о тени – тень имеют все предметы, она имеет конфигурацию того предмета, от которого получена.

Круглый стол:

«Игра или

экспериментирование».

Цель: рассказать родителям о роли экспериментирования для развития дошкольников.

(Приложение 2)

Домашнее задание - изготовление фигурок для теневого театра

Декабрь

«Экспериментирование с воздухом»

Задачи:развивать познавательную активность детей, инициативность; развивать способность устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы; уточнить понятие детей о том, что воздух – это не «невидимка», а реально существующий газ; расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека, совершенствовать опыт детей в соблюдении правил безопасности при проведении экспериментов.

Оборудование: Воздушные шары, целлофановые пакеты, трубочки, прозрачные пластиковые стаканы, вертушки, ленточки, ёмкость с водой, салфетки, свеча, банка, сырые картофелины.

Тема Цель Взаимосвязь с родителями

Тема: Этот удивительный воздух.

Тема: Вдох – выдох.

Тема: Как обнаружить воздух.

Тема: Изготовление вертушки.

Опыты с воздухом (приложение 4)

Цель: Формировать представление о том, что ветер – это движение воздуха. Дать представления об источниках загрязнения воздуха, формировать желание заботиться о чистоте воздуха.

Цель: расширять представления детей о воздухе, способах его обнаружения, о времени, в течение которого человек может находиться без воздуха.

Цель: Установить, окружает ли нас воздух и как его обнаружить. Определить поток воздуха в помещении.

Цель: учить делать вертушку из квадратного листа бумаги.

Анкетирование родителей. Цель: выявить отношение родителей к

исследовательской активности детей.

(Приложение 3)

Январь

«Экспериментирование со звуком»

Задачи:Закреплять представления детей о понятии «звук»; сформировать представления о характеристике звука – громкости, тембре, длительности; развивать умение сравнивать различные звуки, определять их источники, зависимость звучащих предметов от их размера; подводить к пониманию причин возникновения звука – распространение звуковых волн; познакомить с понятием «эхо»; развивать слуховое внимание, фонематический слух и артикуляционный аппарат ребёнка.

Оборудование: музыкальные инструменты, камертон, пластиковая коробочка с резинкой, колокольчик, воздушные шарики,пустой аквариум, ведра пластмассовые и металлические, кусочки ткани, веточки, мяч, пластмассовая расческа.

Тема Цель Взаимосвязь с родителями

Тема: знакомство с ухом

Тема: угадай, чей звук

Тема: разные звуки.

Тема: Как распространяется звук.

Опыты со звуком (Приложение 5)

Цель: познакомить детей со строением и значением органа слуха

Цель: учить узнавать на слух голоса товарищей, звучания музыкальных инструментов.

Цель: познакомить детей с разнообразием звуков в природе и в быту.

Цель: Подвести к пониманию причин возникновения звука – распространение звуковых волн Привлекать родителей к пополнению уголка музыкальными инструментами.

Февраль

«Экспериментирование с водой»

Задачи:формировать у детей знания о значении воды в жизни человека; ознакомить со свойствами воды: отсутствие собственной формы, прозрачность, вода – растворитель; значение воды в жизни человека: круговорот воды в природе, источник питьевой воды, жизнь и болезни водоёмов. Развивать навыки проведения лабораторных опытов :

закреплять умение работать с прозрачной стеклянной посудой: стеклянными стаканчиками, палочками; закреплять умение работать с незнакомыми растворами, соблюдать при этом необходимые меры безопасности.

Оборудование: Прозрачные, стеклянные стаканы разной формы, фильтровальная бумага, вещества (соль, сахар, мука, крахмал, краски, растительное масло, воздушный шар, мерные стаканчики, камешки, мелкие игрушки (киндер).

Тема Цель Взаимосвязь с родителями

Тема: Свойства воды.

Тема: «Хорошо – плохо».

Тема: Замерзание воды.

Тема: Вода–растворитель, фильтрование воды.

Опыты с водой.

(Приложение 8)

Цель: формировать представления о свойствах воды: без запаха, без вкуса, не имеет формы.

Цель: выявить положительные и негативные стороны воздействия воды на окружающую среду и человека. Чтение сказок «Жила – была река» «Как люди речку обидели» (Приложение 7)

Цель: показать зависимость состояния воды от температуры воздуха.

Цель: формировать представление о том, что вода растворяет некоторые вещества, показать способ очистки воды с помощью фильтра Памятка для родителей

«Экспериментирование с водой»(Приложение 6)

Март

«Экспериментирование с предметами»

Задачи:познакомить детей с понятием магнит; сформировать представление о свойствах магнита; активизировать знания детей об использовании свойств магнита человеком; развивать познавательную активность детей, любознательность при проведении опытов; умение делать выводы; воспитывать правильные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

Оборудование: Магниты разных размеров, металлические предметы, деревянные и пластмассовые предметы, вода, магнит на палочке, верёвочка, различные пуговицы.

Тема Цель Взаимосвязь с родителями

Тема: Магнит и его свойства.

Тема: Два магнита.

Тема: Сказка «Колобок» на новый «магнитный» лад.

(Приложение 10)

Цель: познакомить детей с магнитом некоторыми его свойствами, уточнить представления о предметах, взаимодействующих с магнитом, об их существенных признаках.

Цель: выявить особенность взаимодействия двух магнитов: притяжение и отталкивание.

Цель: поддерживать интерес к литературе, закрепить знания о свойствах магнита Консультация для родителей «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию». (Приложение 9)

Апрель

«Экспериментирование с предметами живой и неживой природы»

Задачи: Расширять представления детей о почве, как компоненте природы, ее составе (корешки растений, остатки насекомых, листьев) и круговороте веществ; о взаимосвязи и взаимозависимости почвы и растений; закрепить знания о представителях почвенной фауны – подземных животных: дождевом черве, жуке, кроте; показать на примере опытов, что в почве есть воздух, при сжимании комочков земли он «уходит»;помочь детям лучше узнать окружающий его мир живой и неживой природы.

Оборудование:земля, стаканчики, пластиковые ложечки для посадки, лейки с водой, семена фасоли.

Тема Цель Взаимосвязь с родителями

Тема: на свету и в темноте.

Тема: Вершки – корешки.

Тема: Есть ли у растения органы дыхания?

Тема: «Домашняя засуха»

Тема: Есть ли у растений органы дыхания?

Тема: Что у нас под ногами?

Опыты с почвой (Приложение 11)

Цель: определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растения.

Цель: Выяснить, что раньше появляется из семян.

Цель: Помочь определить, что все части растения участвуют в дыхании.

Цель: Дать представление о том, что в земле есть вода.

Родительское собрание: показ презентации «Юные экспериментаторы».

Домашнее задание на лето: провести опыт по выращиванию кристаллов соли.

Май

Опыт-«Волшебство в молоке»

Цель:Развивать у детей познавательную активность, любознательность, интерес к экспериментальной деятельности.

Задачи.

Развивающие:

-развивать мыслительные процессы: внимание, мышление, память. Упражнять в умении анализировать, делать выводы, развивать логическое мышление.

Образовательные:

-познакомить со свойствами молока. Расширить знания о его составе и о пользе для человека. Закрепить знания о том, что молоко входит в состав многих продуктов.

Воспитательные:

-воспитывать умение работать в коллективе, желание участвовать в опытно - экспериментальной деятельности.

Словарная работа:

Ввести в словарь детей существительные - белок казеин. Глагол – сворачивание.

Тема Цель Взаимосвязь с родителями

«О пользе молока и молочных продуктов» Цель: формирование представлений у детей о пользе молока и молочных продуктов для организма человека. КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «О пользе молока и молочных продуктов»

Публикации по теме:

«Разноцветная поляна» Опытно-экспериментальная деятельность в интеллектуальном досуге детей средней группы«Разноцветная поляна» Опытно-экспериментальная деятельность в интеллектуальном досуге детей средней группы "Разноцветная поляна" Цель: Создать условия для развития интеллектуальных способностей, внимания, мышления детей в разных видах деятельности.

«История появления кукол». Долгосрочный проект для детей старшего дошкольного возраста«История появления кукол». Долгосрочный проект для детей старшего дошкольного возраста История появления кукол. Долгосрочный проект для старшего дошкольного возраста. Подготовила воспитатель Мажова С. А. 2019 год Цель проекта:.

Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического образования детей старшего дошкольного возраста Цель мастер-класса: повышение уровня профессионального мастерства педагогов, в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста.

Опытно-экспериментальная деятельность детей на музыкальных занятиях Опытно-экспериментальная деятельность детей на музыкальных занятиях. 1. Музыка или шум?Цель: Научить определять происхождение звуков и различать.

Опытно-экспериментальная деятельность для детей 5–7 лет 1. Опыт «Движение воздуха» Цель: показать детям, что хотя воздух невидим, его можно почувствовать. Ход опыта. Помашите рукой у лица. Какое.

Фотоотчет «Опытно-экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста»Фотоотчет «Опытно-экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста» Опытно-экспериментальная деятельность — один из наиболее интереснейших видов деятельности для дошкольников. Происходит знакомство с окружающим.

Опытно-экспериментальная деятельность с детьми старшего возраста «Знакомство детей со свойствами стекла»Опытно-экспериментальная деятельность с детьми старшего возраста «Знакомство детей со свойствами стекла» Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие в «научную лабораторию». Мне нужна ваша помощь – исследовать эти предметы, согласны?.

Опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе. Долгосрочный эксперимент «Мусор в землю закопаем»Опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе. Долгосрочный эксперимент «Мусор в землю закопаем» Цель: выявить уровень разложения отходов. Оборудование: пластиковые емкости с крышками 7 штук, грунт, предметы для исследования (кора.

Долгосрочный проект для старшего дошкольного возраста «Овощи и фрукты — полезные продукты»Долгосрочный проект для старшего дошкольного возраста «Овощи и фрукты — полезные продукты» Проект «Овощи и фрукты - полезные продукты» Введение Экологическое образование в системе дошкольного воспитания имеет большое значение,.

Экспериментальная деятельность с водой с детьми старшего дошкольного возрастаЭкспериментальная деятельность с водой с детьми старшего дошкольного возраста Цель экспериментирования:Продолжать развивать познавательно исследовательскую активность дошкольников,умения анализировать,сравнивать,выделять.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Долгосрочный проект «Опытно-экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 22 сентября 2021 в 21:27
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Долгосрочный проект «Опытно-экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем марина кирсанова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД