Ирина Циглярская
Долгосрочный проект в группе раннего возраста «Цветные помощники»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта : познавательно-игровой
По количеству участников: групповой.
Продолжительность: 3 месяца
Участники проекта : педагоги, дети раннего возраста, родители.
Планируемые результаты:
Для детей:
• Дети успешно выделяют и учитывают цвет, форму, величину, и другие признаки предметов и явлений при выполнении ряда практических действий;
• Группируют в соответствии с образцом предметы по цвету, форме, величине и другим свойствам при выборе из четырёх разновидностей;
Публикация «Долгосрочный проект в группе раннего возраста „Цветные помощники“» размещена в разделах
- Младшая группа
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2020
• Отбирают предметы необходимой формы или цвета для развития самостоятельной сюжетной игры (грузят на машину бруски - «кирпичики» или кубики определённого цвета).
Для педагогов:
• Конспекты занятий.
• Сценарии досугов.
• Изготовление дидактических игр и пособий.
• Консультации для родителей и педагогов.
Для родителей:
Родители - заинтересованные и активные участники в сенсорном развитии детей.
Актуальность проекта.
Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети - эмоциями. Познавательная активность ребенка 2-3 лет выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности. Возраст раннего детства наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:
- является основой для интеллектуального развития;
-упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;
- развивает наблюдательность;
- готовит к реальной жизни;
- позитивно влияет на эстетическое чувство;
- является основой для развития воображения;
- развивает внимание;
-дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;
- влияет на расширение словарного запаса ребенка;
- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.
Сенсорное воспитание на втором и третьем году жизни заключается, прежде всего, в обучении детей предметным действиям, требующим соотнесения предметов по их внешним признакам: величине, форме, положению в пространстве. Овладение знаниями о внешних свойствах предметов достигается путем соотнесения их между собой (так как на этом этапе дети еще не владеют эталонными представлениями).
Огромную роль в развитие сенсорных способностей детей раннего возраста отводиться дидактической игре, так как ребенок практически все в этом мире познает через игру. В играх решаются задачи формирования у детей умственных действий, сравнение, классификация, установление последовательности.
Формирование представлений детей о сенсорных эталонах, осуществляется в дидактических играх.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА :
Формирование познавательно - сенсорной активности детей раннего возраста, через активизацию дидактических игр по сенсорному развитию.
Для решения поставленной цели мною были определены следующие задачи:
1. Изучить психолого – педагогическую литературу и интернет ресурсы по проблеме сенсорного развития детей раннего возраста.
2. Создать условия в группе, обеспечивающие разнообразное использование дидактических игр для сенсорного развития и познавательной активности детей в ходе проектной деятельности через дополнение предметно-пространственной среды.
3. Познакомить с дидактическими играми и правилами этих игр;
4. Упражнять в установлении сходства и различия между предметами;
5. Способствовать развитию у детей обследовательских умений и навыков;
6. Развивать мелкую моторику рук, концентрации внимания, усидчивости, обследовательских умений и навыков;
7. Формировать активную родительскую позицию на основе продуктивного сотрудничества ДОО и семьи в вопросах сенсорного развития детей раннего возраста.
Презентация проекта :
Выставка игр и пособий на развитие сенсорных навыков.
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ: речевое, познавательное, художественно – эстетическое, социально – коммуникативное, физическое развитие.
Этапы реализации проекта :
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
• Изучение литературы для постановки проблемы и актуальности;
• Анкетирование педагогов «Выявление готовности педагогов к сенсорному воспитанию детей»;
• Диагностика сенсорного развития детей в группе;
• Анкетирование родителей;
• Пополнение сенсорного уголка новыми играми, сделанными своими руками и руками родителей.
ОСНОВНОЙ ЭТАП
Работа с детьми:
Социально-коммуникативное развитие
• Игра «Передай мяч (большой, средний, маленький; красный…)» учить взаимодействовать со сверстниками, закреплять величину, цвет.
• «Разноцветные клубочки» развивать умение выполнять одновременно одинаковые действия и достигать общего результата.
• Развитие ориентировки в частях собственного тела: игра «Водичка- водичка», «Ладушки», «Где же, где же наши ручки?», «Маленькие ножки бежали по дорожке»…
• С. О. игра «Дочки матери».
Познавательное развитие
• Совместные игры с песком и водой во время прогулки и в группе в центре «Вода и песок». Экспериментирование «Окраска воды» и т. д.
• Дидактические игры с малышами.
• Для зрительного восприятия.
Цвет : Д/и «Подбери такой же по цвету». Учить находить предметы
определённого цвета по образцу (зрительное соотнесение); развивать внимание,
закреплять названия цветов : красный, жёлтый, зелёный, синий.
Д/и «Оденем кукол» Формировать умение понимать и использовать в речи названия цвета, подбирать предметы по словесному указанию.
Д/и - Разноцветные помощники
Форма: Д/и «Что бывает такой формы» Закрепление знания и названий
геометрических фигур.
Д/ и «Что катится?» Знакомить детей с формой предметов, учить обследовать предметы одновременно рукой и глазом – зрительным и осязательным способом.
Д/и «Геометрическое лото» Формировать умение различать и называть геометрические фигуры, развивать пространственное воображение.
Д/и «Круг, квадрат» …
Величина: Д/и «Пирамидка» Формирование понятий большой — маленький.
Д/и «Матрешка» Формировать умение сравнивать предметы по размеру, знакомить с расположением в пространстве.
Д/и «Большой – маленький» Формировать умение различать и соотносить предметы по размеру.
Д/и «Длинные и короткие ленточки» Формировать умение сравнивать предметы по размеру.
Д/и «Угости зайчика» …
• Для слухового восприятия (слуховое внимание, тембр, динамика, речевой слух) : «Постучим – погремим»; «Кто, как кричит?» и т. д.
• Для развития моторики: предметы – вкладыши, стержни для нанизывания колец, коробочки для проталкивания фигур, дидактическая черепаха, Дидактическая игра «Полянка», «Весёлые зайчата», «Собери дорожку», «Собери бусы». Игры с бизибордом.
• Игры с цветным конструктором крупного размера; с пирамидками, разными по размеру, по цветам, по форме; с матрешками; геометрическими вкладышами и т. д.
• Мозаика: настольная и напольная.
• Игры с прищепками
• Настольно-печатные дидактические игры.
Речевое развитие
• Рассматривание иллюстраций, предметных и сюжетных картинок.
• Чтение художественной литературы: сказка «Репка», «Теремок».
• Чтение стихов: «Красный», «Синий», «Жёлтый», «Зелёный»…
• «Три веселых братца», пер. с нем. Л. Яхнина;
• Г. Балл "Желтячок" и т. д.
Художественно-эстетическое развитие
• Музыкально – дидактические игры «Послушные погремушки», «Тихие и громкие звоночки».
• Игра «Гром и дождик» Развивать тембровый и динамический слух, учить различать звук большого и малого бубнов.
• Игра «Намотаем клубок ниток и подберем клубки по цвету» Развивать слитные движения руки; восприятие цвета.
• Игра «Наряди ёлочку» закреплять представления о форме, величине и цвете.
• Игра "Укрась варежки" Учить использовать разные техники нанесения краски в процессе оформления заготовки, закреплять представления о цвете.
• Лепка «Разноцветные колёса». Учить лепить предметы круглой формы, закреплять знание цветов.
• Рисование разноцветных дорожек.
• Рисование красками на тему «Листочки деревьев».
• Лепка «Цветные мячики» Учить лепить предметы круглой формы, закреплять знание цветов.
• Лепка «Бусы» Учить скатывать пластилин в шарик, закреплять знание основных цветов.
• Лепка «Палочки» Учить отщипывать небольшие комочки пластилина, раскатывать их между ладонями прямыми движениями.
• Лепка «Шарики» Учить раскатывать между ладонями пластилин, делать шарики круговыми движениями.
Физическое развитие
• Подвижная игра «Листопад» Закреплять знания о цвете, величине осенних листьев; учить передвигаться по площадке, следуя указаниям.
• Подвижная игра «Поедем в лес» Уточнить названия растений; развивать ориентировку в пространстве.
• Подвижная игра «Снег кружится» Научить соотносить собственные действия с действиями участников игры.
• Подвижная игра «Ладушки оладушки». Учить детей по-разному хлопать в ладоши, вести счё т: «Раз-два».
• Подвижная игра «Птички, раз! Птички, два!» Упражнять, детей в выполнении движений; учить счёту.
• Подвижная игра «Солнечные зайчики». Уточнять направления: вверх, вниз, в сторону; учить выполнять разнообразные движения.
• Подвижная игра «Найди свой домик» и т. д.
Работа с родителями:
• Консультации для родителей: «Развитие восприятия цвета детьми раннего
возраста», «Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей раннего возраста», «Игры, развивающие познавательную активность детей раннего возраста», «Развитие мелкой моторики рук у детей 2-3 лет через разные виды деятельности».
• Беседы о роли развивающих игр для малышей.
• Наглядная информация: папки-передвижки («Значение сенсорного воспитания в познавательном развитие детей», «Дидактическая игрушка – в жизни ребенка».
• Мастер класс по изготовлению дидактических игр своими руками.
• Привлечение к изготовлению игр и пособий для сенсорного развития детей.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Анализ результатов проекта :
В ходе проекта были созданы условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр.
У детей вырос уровень знаний по сенсорному развитию.
Родители получили методические рекомендации по закреплению у детей навыков сенсорного воспитания, созданию условий проведения дидактических игр, консультации и мастер класс по изготовлению дидактических игр.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Павлова Л. Н. Развивающие игры-занятия с детьми от рождения до трех лет. Пособие для воспитателей и родителей Мозаика-Синтез 2013
Пилюгина В. А. Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста. -М. : Просвещение, 1996. – 112 с.
Помораева И. А., Позина В. А. Формирование элементарных математических представлений. Вторая группа раннего возраста МОЗАИКА-СИНТЕЗ 2014 г.
Янушко Е. А. Сенсорное развитие детей раннего вораста (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2013. – 72с.