ЕВГЕНИЯ РЫБАКОВА
Долгосрочный практико-ориентированный проект «Концепция образа жизни в стиле хюгге»
▼ Скачать + Заказать документы
«Что такое «хюгге?»
Хюгге - способность ценить обычные удовольствия жизни и наслаждаться моментом.
Сложно произнести и еще сложнее объяснить датское слово хюгге, дословного перевода на русский язык – нет. Самое близкое из значений – это уют. Но сложность скандинавского языка, не помешала многим понять, что философия хюгге может быть рецептом для счастливой жизни. Свою популярность хюгге набирает в 2016 году. Издаются книги, в том числе и на русском языке.
Публикация «Долгосрочный практико-ориентированный проект „Концепция образа жизни в стиле хюгге“» размещена в разделах
Приведу цитату из книги «Счастье по хюгге», или «добавь в свою жизнь немного волшебства» Йеппе Тролле Линнет, которая наиболее точно объясняет данное понятие: «Это безопасная среда» : ощущение комфорта и радости, особенно дома, в кругу семьи, целенаправленная забота о детях, цивилизованное поведение, комфортное для окружающих, вызывающее приязнь и доверие, дом, который может быть не богатым и обставленным не по последней моде, но чистым и ухоженным.
По сути хюгге не требует изучения того, что это такое, как этим пользоваться и что покупать. Все, что нужно-это-жить в мире с собой и со своей совестью.
Разве не к этому мы стремимся?
Именно поэтому философия хюгге не чужда нам. Здесь можно найти множество точек соприкосновения с нашей этнокультурой, с нашим мировоззрением. Философия хюгге ни в коем случае не идет вразрез с простыми библейскими истинами.
Каждый из нас может быть философом своего хюгге, стоит только разобраться в себе и найти 5 причин своего счастья:
5 причин по хюгге
• Ощущать вкус — знакомый, приятный, успокаивающий.
• Слушать звук — раскаты грома, капли дождя, потрескивание, голос мамы, потрескивание горящих дров, которые стреляют маленькими искорками.
• Слышать запах — тот, который переносит в прошлое, туда, где вам было очень хорошо, уютно и безопасно.
• Ощущать хюгге — тактильные воспоминания, которые возникают, когда прикасаешься к чему-либо или кому-либо.
• Видеть хюгге — смотреть на природные цвета, любоваться естественными явлениями.
Каждый может это найти в себе, в уголках своей памяти. Это то, что делает нас счастливыми и позволяет получить удовлетворение и спокойствие.
Спокойствие, умиротворение – это неотъемлемая составляющая гармоничной личности, к развитию которой стремится каждый человек. Именно в такой атмосфере добра мы и стремимся жить сами и растить наших детей. Но, как обычно существует ряд причин, чаще всего банальных и обыденных из которых и состоит наша жизнь : усталость, проблемы в личной жизни, на работе, нехватка времени.
Все в совокупности не дает нам самим возможности наслаждаться жизнью, ценить то, что имеем, а значит, мы не в состояние обеспечить этим своих детей.
По большей части именно это на это и направлен наш проект; обеспечить максимальный комфорт ребенку и родителю, позволяющий проводить время с радостью и пользой для все семьи, независимо от финансового благосостояния родителей.
Лозунг нашей кампании «Рука об руку с ребенком»
Исходя из вышесказанного, мы обозначили для себя одну из проблем современного общества, которую пытаемся устранить с помощью «простой» философии жизнь хюгге.
Проблема
Некомпетентность многих родителей (законных представителей) в вопросах развития образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Актуальность проблематики проекта
«Воспитывает все вещи, явления, но прежде всего и дольше всего – люди.
Из них на первом месте – родители и педагоги»
А. С. Макаренко
Родители являются главным звеном в процессе воспитания и образования. Поддержка и понимание с их стороны позволяет воспитателям достичь гораздо лучших результатов. И если мы действуем сообща, и родители принимают непосредственное участие в жизнедеятельности ребенка в саду, это один из главных показателей компетентности педагога.
Поэтому работа с родителями, а в данном случае непосредственное их участие в проекте «Жизнь по хюгге» (в различных формах и проявлениях) – это не только актуально, но и гарантия психологического комфорта, результативности, как для ребенка, так и для воспитателя.
Цель проекта
Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах психо-эмоционального развития детей, согласно концепции образа жизни в стиле хюгге.
Новизна Сама концепция счастья по хюгге является для нас новомодным явлением. Хотя сам стиль это истины, на которых держится вся наша жизнь.
Но с помощью этой философии мы в состоянии донести до родителей информацию, которую они порой не слышат или не желают слышать. Объяснить им, что они являются главными участниками в процессе воспитания, даже, если ребенок прибывают в детском саду.
Показать родителям, как дети нуждаются во внимании с их стороны и какие это дает это положительные результаты.
А именно, стабилизируется психо-эмоциональное состояние (приподнятое, бодрое настроение, повышенная работоспособность, хороший сон и аппетит, положительная динамика развития во всех областях деятельности).
А главное, наш проект не имеет возрастных ограничений и не требует финансовых затрат.
Задачи
1. Опираясь на длительное общение и наблюдение за семьями воспитанников, выявить семьи, которые придерживаются основных понятий хюгге.
2. Разъяснить само понятие жизни по хюгге родителям.
3. Создать материально-техническое обеспечение в рамках проекта.
4. Работа в рамках проекта направлена на :
* устойчивое психо-эмциональное состояние ребенка (как в детском саду, так и в семье)
*умение налаживать межличностные отношения
*сплочение коллектива, исходя из интересов каждой семьи
Принципы основания проекта
Исходя из вышесказанного, проект основывается на следующих принципах:
- индивидуальные потребности ребенка
- содействие и сотрудничество детей и взрослых
- сотрудничество Организации с семьей
Обеспечение проекта
Свою работу мы построили в соответствии с пунктом 1.31., 1.3.2., 1.3.3. опираясь на Федеральный Государственный Образовательный Стандарт, (методическое обеспечение) Основную образовательную программу ДО, рабочую программу воспитателя, научно-методическую литературу, интернет ресурсы. материально-техническое: материал и оборудование для продуктивной, познавательно-исследовательской, двигательной деятельности детей; игровое оборудование; детская художественная литература; электронные презентации; мультимедийная аппаратура; доступ к сети Интернет
• - диагностико-дидактическое: дидактические игры, карты индивидуального развития детей
Образовательные области
В работе над проектом отражены все 5 областей.
• Социально-коммуникативное
• Познавательное развитие
• Речевое развитие
• Художественно-эстетическое развитие
• Физическое развитие
Технологии, используемые в работе над проектом
• Мультимедийные проекты с использованием ИКТ
• Здоровьесберегающие
• Телефон доверия, сайт группы
• Личностно-ориентированные
• Игровые
Условия взаимодействия участников проекта
Как видно из приведенной схемы: основные участники проекта – дети-родители-воспитатели. Связь должна быть двусторонней, цепочка не может функционировать, если убрать одно из звеньев, то есть, задействованы все три стороны. Причем воспитатель здесь играет роль тьютора (специалист, которому под силу любой образовательный процесс).
Риски
Как и в любом начинании существует вероятность возникновения проблемных ситуаций, мешающих успешной реализации задуманного. Мы выделили 2 риска, которые могут осложнить реализацию нашего проекта и пути их устранения.
• недостаточность методического обеспечения - повышение уровня самообразования по данному вопросу
• нежелание родителей в проекте – мотивировать родителей на совместное сотрудничество.
1 этап подготовительный
На 1 этапе проекта нами была проделана следующая работа:
• Диагностика детей (наблюдение за детьми в разных областях деятельности, беседы, индивидуальные карты психолога)
• Диагностика родителей (анкетирование «Что такое хорошо и что такое плохо», анонимная почта «Моему ребенку в саду нравится. (не нравится…
• Создание педагогической копилки с методическими разработками
• Индивидуальная работа с семьями воспитанников
В соответствии с полученными и промониторенными результатами разработаны:
• Конспекты мероприятий для детей и родителей («Дружные садоводы», «Традиционное чаепитие», «В гости к имениннику»)
• Создание предметно-развивающей среды (не потребовало от нас материальных вложений, так как придерживаясь принципов хюгге, главное – атмосфера уюта, чистоты)
• Дополнили один из уголков семейными фотографиями, совместно с детьми сделали домик из конструктора, где каждый ребенок может уединиться и отдохнуть.
• Индивидуальная работа с семьями воспитанников (заключается прежде всего, в ненавязчивой помощи, в разных формах: беседы, совместные творческие проекты, посещение домов воспитанников)
2 этап основной
После наблюдений за семьями своих воспитанников. Мы выделили несколько семей, которые не зная о философии хюгге, живут по этой концепции и соответственно также воспитывают своих детей. Мы отсняли видеорепортаж в домашней, непренужденной обстановке. На данный момент у нас несколько роликов, охвативших следующих тематик:
• «Семейные традиции», «Любители комнатных растений», «Семейный огород», «В деревне у бабушки», «Чаепитие в кругу семьи».
• Совместная творческая деятельность «Осенний калейдоскоп», «Травянчик», «Дед Мороз спешит на помощь».
• Коллективные мероприятия «С Днем рождения (поздравление именинника дома).
• Проведение психологических этюдов и тренингов.
3 этап заключительный
К концу учебного года мы как подведение итогов, планируем:
1. Создание фильма «Счастье по хюгге»
2. Акция «Гномики спешат на помощь»
3. Семейное путешествие «Вместе весело шагать»
Результаты
Проект находится в стадии реализации. Но уже на данном этапе мы можем предоставить промежуточные результаты. Исходя из мониторинга, объективного мнения узких специалистов детского сада:
У детей:
• Устойчивое бодрое состояние
• Доминирование положительных эмоций
• Высокий физический тонус
• Отсутствие тревожности
• Высокие показатели адаптации, хороший сон, аппетит
• Высокая познавательная и творческая активность
• Открытость, дружелюбность, готовность к взаимодействию с окружающими
• Отсутствие агрессии
• Низкая заболеваемость
У родителей:
• удовлетворенность услугами ДОО
• участие в образовательной деятельности ДОО
• снятие проблематики во взаимоотношениях с педагогическим коллективом.
Транслируемость опыта
-деятельность может осуществляться в любом ДОО;
- обеспечивает требования ФГОС ДО, соответствует содержанию ООП ДО;
- способствует раскрытию потенциала любой образовательной организации
Омар Хайям.
Кто понял жизнь, тот больше не спешит,
Смакует каждый миг и наблюдает.
Как спит ребенок, молится старик
Как дождь идет и как снежинки тают.
В обыкновенном видеть красоту,
В запутанном простейшее решенье.
Он знает, как осуществить мечту,
Он любит жизнь и верит в воскресенье.
Спасибо за внимание! Творческих успехов. Рады взаимному контакту. Информация на сайте.