Татьяна Тищенко
Воспитание толерантности как средство социализации подростка
▼ Скачать + Заказать документы
Слово толерантность – означает терпимость к чужим мнениям и поступкам, способность относиться к ним без раздражения.
Толерантность – это человеческая добродетель: искусство жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом не нарушая права и свободы других людей.
В социальном контексте толерантность может толковаться как готовность человека позволить другим людям выбирать себе стиль жизни и поведение при ограничении таких отрицательных явлений, как насилие, хулиганские действия и поступки, компрометирующие общество или угрожающие его благосостоянию, т. е. умение жить в обществе. Именно здесь понятие «толерантности» пересекается с понятием «Социализация», ведь социализация – это процесс восхождения человека в общество и умение жить в нем.
Публикация «Воспитание толерантности как средство социализации подростка» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
К сожалению воспитанники школ интернатного типа развиваются в условиях деформированного процесса социализации, который имеет следующие признаки:
1. Семья заменена учреждением;
2. Ограничена социальная активность воспитанника, и как следствие ребенок недостаточно включен в различные виды практической деятельности;
3. Ограничены сферы реализации усвоенных социальных норм и социального опыта.
4. Помимо этого, имеется ряд других факторов, отрицательно сказывающихся на создании благоприятной толерантной среды :
- у большинства воспитанников есть отклонения в состоянии здоровья и психическом развитии;
- односторонность, бедность мотивационной сферы; у детей развита агрессивность, стремление обвинить в своих бедах окружающих; неумение и нежелание признать свою вину;
- поверхностность, поспешность, нервозность контактов между детьми;
Эмоциональная потребность в любви;
- дети демонстрируют неразвитость механизмов управления своим поведением в соответствии с меняющимися обстоятельствами, у них формируются различного рода «защитные образования», когда вместо умения самому справится с трудной ситуацией, возникает аффективное реагирование, обида, перекладывание ответственности на других;
- тяга у детей к бродяжничеству и побегам как нереализованная потребность в жизненном пространстве для психологического обособления, для того, чтобы побыть одному, подумать;
- воспитанники демонстрируют иждивенческую позицию («нам должны», «дайте», отсутствие бережливости и ответственности;
- у детей наблюдается инфантилизм, замедленное самоопределение, незнание и неприятие самого себя как личности, неспособность к самостоятельному выбору своей судьбы;
- у воспитанников отмечается «перегруженность» отрицательным опытом, негативными ценностями и образцами поведения.
Все это является формой защиты ребенка от мира взрослых, неумелая попытка воспитанника противостоять тем ситуациям, в которые он попадает.
При условии правильно организованной воспитательной работы по формированию толерантности, можно избежать проявления многих отрицательных моментов в поведении ребенка. Поэтому в своей повседневной деятельности воспитатель обязан воспитывать толерантность, обучать детей корректному общению не только друг с другом, но и с окружающими людьми, прежде всего, с теми, кто проявляет заботу и внимание к ним. Следует отметить, что для воспитания толерантности у других, педагогу, в первую очередь, самому необходимо быть примером толерантности. Особую роль играют усилия педагога по самовоспитанию толерантности. Это связано с осознанием своего профессионального достоинства, предполагающего, наряду с самоуважением, способность уважать других – иных людей, в том числе и детей. Важно стремление педагога владеть собой, сдерживать неприязнь, негативное отношение к кому – то из окружения. Очень не просто в нервной обстановке сдерживать свои эмоции, но без толерантности педагог, проявляя нетерпимость, сам провоцирует обострение отношений. Таким образом, каждому педагогу важно воспитывать толерантность в себе – одну из существенных черт, лежащих в основе профессионального мастерства.
Важна способность педагога предъявлять себя не «в маске строгости», надеваемой перед тем, как войти в группу, а проявлять свои человеческие эмоции и понимание. Важно наладить контакт с ребятами на основе человеческих эмоций, эмпатии, интересов и увлечений, показывая пример, образец способности слышать, слушая и видеть, глядя. Таким образом, существенным фактором, воспитывающим толерантность детей, является проявление толерантности самим педагогом.
Опыт толерантности и пространство ее динамики репрезентируются, прежде всего, в опыте личности. Опыт толерантности, положительный или отрицательный, имеется у каждого человека, в том числе и ребенка, даже самого маленького, у которого есть «любимые» и «нелюбимые» люди. Тем более такой опыт есть у детей из школы – интерната, обладающих разными характерами, темпераментами, представлениями, манерой поведения, но вынужденных принимать режим интерната, школьные порядки, воспитателя, классного руководителя, того или иного учителя, кого – то в классе или группе.
К встрече с трудными ситуациями детей необходимо готовить заранее и помогать им при их возникновении. Такая профилактика предполагает познание детьми того, что требует проявления толерантности.
На основе своей педагогической практики я могу выделить следующие приемы воспитания толерантности :
Правильно подобранные игры и упражнения позволяют воспитывать толерантные взаимоотношения среди воспитанников : игры «Мысли без слов», «Кораблекрушение», «Передай добро по кругу», упражнения «Ассоциация», «Доставь радость». Я использую разнообразные формы работы по воспитанию толерантности в воспитательных часах : «Путешествие по стране толерантности», «Мы все такие разные», «Давайте жить дружно». А также в индивидуальных беседах с детьми. Индивидуальная беседа – это диалог педагога с ребенком, способствующий формированию отношение воспитанника к какой – либо значимой проблеме, вопросу.
Художественная литература и правильно подобранные мультфильмы способствует развитию внимания, познавательной деятельности, развитию моральных и нравственных качеств ребенка. Коллектив, особенно детский, вообще не может существовать и полноценно развиваться, если в нем нет постоянного совместного творчества детей. В большой связке ключей педагога ключ «творчество» открывает все двери. Обычные слова «создавать коллектив» означают: учить детей совместному творчеству, потому что когда они думают вместе, вместе изобретают и вместе работают, только тогда они и объединяются, учатся ценить друг друга, а значит, проявляют толерантность. Еженедельно в группе проводится творческая мастерская «Затейники». Работа в группе, а именно коллективное творчество детей, дает высокую степень сплочения коллектива, а значит, воспитывает терпимость – толерантность.
Толерантность – глобальная проблема, и наиболее эффективным способом ее формирования у подрастающего поколения является воспитание.
Через приобретение полезного и жизненно необходимого опыта, который подросток получает в процессе вышеперечисленных приемов, понятие толерантности наполняется не абстрактным, а конкретным личностным смыслом, и только так оно может стать реально действующим конструктором, определяющим поведение человека.