Папки-передвижки

Из опыта работы. Игровые технологии как средство музыкального развития дошкольников

Людмила Горохова
Из опыта работы. Игровые технологии как средство музыкального развития дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Из опыта работы. Игровые технологии как средство музыкального развития дошкольников

Накопление у детей музыкального опыта – актуальная проблема для всего периода дошкольного детства в целом, и для каждого музыкального руководителя в частности. Ребёнок, начиная с раннего возраста, нуждается, прежде всего, в открытии для себя мира звуков и музыки.

Темочки:

Реализовать все идеи музыкального воспитания поможет игровая технология! Надо только ловко спрятать решение образовательных и развивающих задач в игру.

Игровое общение на музыкальных занятиях обладает большим творческим потенциалом, богатством эмоциональных оттенков, неожиданностью поворотов ситуаций, смен ролей.

Дети с удовольствием откликаются на возможность такого общения, ведь ведущей деятельностью дошкольника является игра.

Игра – основной вид деятельности ребёнка. Это свободная и самостоятельная деятельность, возникающая по инициативе ребёнка. В процесс игры вовлекается вся личность ребёнка: познавательные процессы, воля, чувства, эмоции, потребности, интересы. Цель игры в осознании ребёнком причастности к миру взрослых, перенесение во «взрослую» жизнь.

Игра дана самой природой, и именно интерес к самому процессу игры является той движущей силой, которая позволяет игре длиться.

Для ребёнка игра – средство самореализации и самовыражения. В игре развивается способность к воображению, образному мышлению.

В игре ребёнок получает и опыт произвольного поведения, учится управлять собой, соблюдая правила игры.

Так как игра занимает огромное место в развитии, то она давно используется как педагогическое средство, которое «сливается» с другими видами деятельности, обогащая их.

Например, общеизвестно, что положительный эффект даёт слияние трудовой и игровой деятельности в детском возрасте.

Если ребёнку не хочется, не интересно заниматься каким-то трудом, то и тут игра может придти на помощь, потому что это – мощное стимулирующее средство. Таким образом, игра – явление сложное и многогранное и можно выделить следующие её функции.

Коммуникативная функция – объединение детей и взрослых, установление эмоциональных контактов, формирования навыков общения.

Релаксационная функция – снятие эмоционального (физического) напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему ребёнка при интенсивном учении, труде.

Компенсаторная функция – создание условий для удовлетворения личностных устремлений, которые не выполнимы (трудно выполнимы) в реальной жизни.

Психотехническая функция – формирование навыков подготовки своего психофизического состояния для более эффективной деятельности, перестройка психики для интенсивного усвоения.

Обучающая функция – развитие обще учебных умений и навыков, таких, как память, внимание, восприятие и другие.

Развлекательная функция – создание благоприятной атмосферы на занятиях, превращение урока, других форм общения взрослого с ребёнком из скучного мероприятия в увлекательное приключение.

Функция самовыражения – стремление ребёнка реализовать в игре творческие способности, полнее открыть свой потенциал.

Что же это такое, игровые технологии? Это система игровых методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом.

Игровой метод, используемый в процессе образовательной деятельности, не являются развлечением. Это образный способ художественной коммуникации, художественно-педагогического общения и метод преодоления трудностей музыкального обучения, а точнее, привлекательная для дошкольников форма, способ организации активной музыкально-познавательной деятельности, в которой с легкостью и интересом приобретаются творческие умения, закрепляются первоначальные навыки, усваиваются новые музыкальные понятия, осуществляется умственное, эмоциональное, музыкальное, нравственное развитие личности.

Музыкально-игровая деятельность позволяет решить многие актуальные проблемы, связанные с нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, с созданием положительного эмоционального настроя через приобщение детей к музыке, помогает раскрыть духовный и творческий потенциал детей и создаёт благоприятные условия для самовыражения и самореализации детей.

Технология проведения музыкальных игр заключается в том, чтобы ребёнок мог самоутвердиться, познать себя и других, чтобы в игре детям было легко и уютно. При организации и проведении таких игр важна методика объяснения её правил. Я не начинаю игру с названия или пересказа содержания, т. к. это снижает интерес к ней. Для того чтобы игра проходила весело, интересно, в хорошем темпе, дети должны довольно легко и быстро узнавать различные выразительные свойства музыкальных звуков. Созданию таких прочных навыков музыкально- сенсорного восприятия способствует поэтапное освоение музыкальных игр.

В своей работе я придерживаюсь этих этапов.

На первом этапе происходит первоначальное знакомство со зрительными образами игры.

На втором этапе идёт усвоение музыкально-сенсорных навыков и умений, необходимых для игры. При этом детские эмоции должны быть направлены на восприятие музыки, её музыкальных образов в единстве с игровыми действиями. Они должны чётко усвоить её содержание, понять взаимосвязь музыки и игровых действий, выполняемых по ходу игры. Возникает заинтересованное отношение к игровым персонажам. Дети начинают критически оценивать свои действия и действия товарищей. Взаимодействие слова и наглядности – как зрительной, так и слуховой – способствует успешному решению музыкально-дидактических задач игры, влияет на развитие у детей осознанности, наблюдательности, активности, самостоятельности.

На третьем этапе игра будет успешно проходить в том случае, если дети хорошо усвоят правила и необходимые действия, приобретённые во время непрерывной образовательной деятельности, научатся различать основные свойства музыкальных звуков. Необходимо ещё раз обратить внимание детей на моменты, которые связаны с поставленной задачей.

На четвёртом этапе осуществляется автоматизация в восприятии свойств музыкальных звуков, их основных отношений, возрастает объём самостоятельных действий детей.

Поскольку одной из основных задач музыкального воспитания детей является развитие музыкальных способностей, можно классифицировать игры и пособия именно по этому основанию – развитию ладового чувства, музыкально-слуховых представлении, чувства ритма.

Игры и пособия для развития ладового чувства способствуют узнаванию знакомых мелодий, определению характера музыки, смены построений в отдельных частях произведения, различению жанра. Это и настольные игры типа лото, где дети закрепляют соответствующий рисунок мелодии, используются подвижные игры, сюжетные и не сюжетные, в которых дети согласуют движения персонажей с характером музыки, сменой жанров.

Игры и пособия для развития музыкально-слуховых представлений связанных с различением и воспроизведением звуковысотного движения.

Детям нравятся игры, включающие воспроизведение мелодии голосом или на музыкальном инструменте.

Игры и пособия на развитие чувства ритма, способности активно (двигательно) переживать музыку, ощущать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить – предполагает использование музыкально-дидактических игр и пособий, связанных с воспроизведением ритмического рисунка мелодии в хлопках, на музыкальных инструментах и передачей смены характера музыки с помощью движений.

Осуществляя руководство музыкальными играми, я использую разнообразные средства воздействия на детей. Выступая в качестве участника игры, направляю игру, поддерживаю их инициативу, сопереживаю с ними радость игры. Иногда связываю игру с каким-либо событием, создавая игровое настроение. Даже если я не включаюсь в игру, наблюдая за соблюдением правил, незаметно для детей веду их к определённому результату.

Заканчивая игровую деятельность, я обычно говорю: "Новая игра будет ещё интереснее".

Игры представляют огромный интерес не только для педагогов – музыкантов, но и для педагогов – воспитателей, детских психологов и логопедов. Главное – они способны побудить и взрослого, и ребенка развивать собственные музыкальные идеи и придумывать новые игры.

Игра в любом своем проявлении способна стать уникальным средством положительного воздействия на наших воспитанников (здоровых физически и тем более на детей с особенностями развития). Поэтому, изучение и погружение в эту тему стало для меня приоритетным направлением в работе.

Публикации по теме:

Виртуальные экскурсии как средство речевого развития детей 5–7 лет (из опыта работы) «Виртуальные экскурсии – как средство речевого развития детей 5-7лет». Это одна из новых форм работы с детьми в речевом развитии, но начать.

Игровые педагогические технологии как средство развития эмоциональной сферы младших дошкольников ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ (БАКАЛАВРСКАЯ) РАБОТА по направлению подготовки ВО 44.03.02 Психолого-педагогическое образование Психология и.

Игровые технологии — эффективное средство развития связной речи в работе с детьми с ОНР Дошкольники с общим недоразвитием речи испытывают большие затруднения в формировании связной речи: уровень информативности высказывания.

Игровые технологии развития системного мышления дошкольников как условие формирования у них целостной картины мира ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМНОГО МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ У НИХ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА В современное е время.

Конспект музыкального занятия «Игровые технологии в развитии музыкального слуха и голоса у старших дошкольников» ЦЕЛЬ: Развитие вокально-хоровых навыков у старших дошкольников Задачи: Формирование интереса к вокальному искусству. Развитие умений петь.

Проектная деятельность как средство развития познавательной и творческой активности дошкольников (из опыта работы)Проектная деятельность как средство развития познавательной и творческой активности дошкольников (из опыта работы) «Проектная деятельность, как средство развития познавательной и творческой активности дошкольников» Содержание индивидуального профессионального.

Мультимедийные технологии как средство развития познавательной активности дошкольников Мультимедийные технологии как средство развития познавательной активности дошкольников. Занятия в детском саду имеют свою специфику, они.

Музейная педагогика, как средство воспитания, развития и обучения дошкольников (из опыта работы) Музейная педагогика, как средство воспитания, развития и обучения дошкольников (организация мини - музеев в ДОУ) (из опыта работы) Музей.

Опыт работы «Игровые технологии в развитии логико-математических представлений дошкольников» Воспитатель: Пирогова С. Н. «…корни величайших достижений логической, математической и научной мысли можно найти в простых действиях,.

Представление опыта работы «Сказка как средство развития личности детей дошкольного возраста» Сказок много не бывает,вы со мной согласны?Надеюсь, что да! Сказка - незаменимый инструмент формирования личности ребенка. То, что ребенок.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Из опыта работы. Игровые технологии как средство музыкального развития дошкольников
Опубликовано: 19 сентября 2016 в 13:50
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Из опыта работы. Игровые технологии как средство музыкального развития дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Горохова (УИ 241553) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
13 января 2025 понедельник
Печатаем, штампуем и мастерим из российских газет
Добрый вечер, Щедрый вечер! Встречаем Старый Новый год!
14 января 2025 вторник
Празднуем Старый Новый год по сценарию
Праздник логических игр и головоломок



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД