Людмила Горохова
Из опыта работы. Игровые технологии как средство музыкального развития дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Из опыта работы. Игровые технологии как средство музыкального развития дошкольников
Накопление у детей музыкального опыта – актуальная проблема для всего периода дошкольного детства в целом, и для каждого музыкального руководителя в частности. Ребёнок, начиная с раннего возраста, нуждается, прежде всего, в открытии для себя мира звуков и музыки.
Темочки:
- Игровые технологии
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Музыка. Образовательные технологии
- Музыка. Работа музыкального руководителя
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Реализовать все идеи музыкального воспитания поможет игровая технология! Надо только ловко спрятать решение образовательных и развивающих задач в игру.
Игровое общение на музыкальных занятиях обладает большим творческим потенциалом, богатством эмоциональных оттенков, неожиданностью поворотов ситуаций, смен ролей.
Дети с удовольствием откликаются на возможность такого общения, ведь ведущей деятельностью дошкольника является игра.
Игра – основной вид деятельности ребёнка. Это свободная и самостоятельная деятельность, возникающая по инициативе ребёнка. В процесс игры вовлекается вся личность ребёнка: познавательные процессы, воля, чувства, эмоции, потребности, интересы. Цель игры в осознании ребёнком причастности к миру взрослых, перенесение во «взрослую» жизнь.
Игра дана самой природой, и именно интерес к самому процессу игры является той движущей силой, которая позволяет игре длиться.
Для ребёнка игра – средство самореализации и самовыражения. В игре развивается способность к воображению, образному мышлению.
В игре ребёнок получает и опыт произвольного поведения, учится управлять собой, соблюдая правила игры.
Так как игра занимает огромное место в развитии, то она давно используется как педагогическое средство, которое «сливается» с другими видами деятельности, обогащая их.
Например, общеизвестно, что положительный эффект даёт слияние трудовой и игровой деятельности в детском возрасте.
Если ребёнку не хочется, не интересно заниматься каким-то трудом, то и тут игра может придти на помощь, потому что это – мощное стимулирующее средство. Таким образом, игра – явление сложное и многогранное и можно выделить следующие её функции.
Коммуникативная функция – объединение детей и взрослых, установление эмоциональных контактов, формирования навыков общения.
Релаксационная функция – снятие эмоционального (физического) напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему ребёнка при интенсивном учении, труде.
Компенсаторная функция – создание условий для удовлетворения личностных устремлений, которые не выполнимы (трудно выполнимы) в реальной жизни.
Психотехническая функция – формирование навыков подготовки своего психофизического состояния для более эффективной деятельности, перестройка психики для интенсивного усвоения.
Обучающая функция – развитие обще учебных умений и навыков, таких, как память, внимание, восприятие и другие.
Развлекательная функция – создание благоприятной атмосферы на занятиях, превращение урока, других форм общения взрослого с ребёнком из скучного мероприятия в увлекательное приключение.
Функция самовыражения – стремление ребёнка реализовать в игре творческие способности, полнее открыть свой потенциал.
Что же это такое, игровые технологии? Это система игровых методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом.
Игровой метод, используемый в процессе образовательной деятельности, не являются развлечением. Это образный способ художественной коммуникации, художественно-педагогического общения и метод преодоления трудностей музыкального обучения, а точнее, привлекательная для дошкольников форма, способ организации активной музыкально-познавательной деятельности, в которой с легкостью и интересом приобретаются творческие умения, закрепляются первоначальные навыки, усваиваются новые музыкальные понятия, осуществляется умственное, эмоциональное, музыкальное, нравственное развитие личности.
Музыкально-игровая деятельность позволяет решить многие актуальные проблемы, связанные с нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, с созданием положительного эмоционального настроя через приобщение детей к музыке, помогает раскрыть духовный и творческий потенциал детей и создаёт благоприятные условия для самовыражения и самореализации детей.
Технология проведения музыкальных игр заключается в том, чтобы ребёнок мог самоутвердиться, познать себя и других, чтобы в игре детям было легко и уютно. При организации и проведении таких игр важна методика объяснения её правил. Я не начинаю игру с названия или пересказа содержания, т. к. это снижает интерес к ней. Для того чтобы игра проходила весело, интересно, в хорошем темпе, дети должны довольно легко и быстро узнавать различные выразительные свойства музыкальных звуков. Созданию таких прочных навыков музыкально- сенсорного восприятия способствует поэтапное освоение музыкальных игр.
В своей работе я придерживаюсь этих этапов.
На первом этапе происходит первоначальное знакомство со зрительными образами игры.
На втором этапе идёт усвоение музыкально-сенсорных навыков и умений, необходимых для игры. При этом детские эмоции должны быть направлены на восприятие музыки, её музыкальных образов в единстве с игровыми действиями. Они должны чётко усвоить её содержание, понять взаимосвязь музыки и игровых действий, выполняемых по ходу игры. Возникает заинтересованное отношение к игровым персонажам. Дети начинают критически оценивать свои действия и действия товарищей. Взаимодействие слова и наглядности – как зрительной, так и слуховой – способствует успешному решению музыкально-дидактических задач игры, влияет на развитие у детей осознанности, наблюдательности, активности, самостоятельности.
На третьем этапе игра будет успешно проходить в том случае, если дети хорошо усвоят правила и необходимые действия, приобретённые во время непрерывной образовательной деятельности, научатся различать основные свойства музыкальных звуков. Необходимо ещё раз обратить внимание детей на моменты, которые связаны с поставленной задачей.
На четвёртом этапе осуществляется автоматизация в восприятии свойств музыкальных звуков, их основных отношений, возрастает объём самостоятельных действий детей.
Поскольку одной из основных задач музыкального воспитания детей является развитие музыкальных способностей, можно классифицировать игры и пособия именно по этому основанию – развитию ладового чувства, музыкально-слуховых представлении, чувства ритма.
Игры и пособия для развития ладового чувства способствуют узнаванию знакомых мелодий, определению характера музыки, смены построений в отдельных частях произведения, различению жанра. Это и настольные игры типа лото, где дети закрепляют соответствующий рисунок мелодии, используются подвижные игры, сюжетные и не сюжетные, в которых дети согласуют движения персонажей с характером музыки, сменой жанров.
Игры и пособия для развития музыкально-слуховых представлений связанных с различением и воспроизведением звуковысотного движения.
Детям нравятся игры, включающие воспроизведение мелодии голосом или на музыкальном инструменте.
Игры и пособия на развитие чувства ритма, способности активно (двигательно) переживать музыку, ощущать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить – предполагает использование музыкально-дидактических игр и пособий, связанных с воспроизведением ритмического рисунка мелодии в хлопках, на музыкальных инструментах и передачей смены характера музыки с помощью движений.
Осуществляя руководство музыкальными играми, я использую разнообразные средства воздействия на детей. Выступая в качестве участника игры, направляю игру, поддерживаю их инициативу, сопереживаю с ними радость игры. Иногда связываю игру с каким-либо событием, создавая игровое настроение. Даже если я не включаюсь в игру, наблюдая за соблюдением правил, незаметно для детей веду их к определённому результату.
Заканчивая игровую деятельность, я обычно говорю: "Новая игра будет ещё интереснее".
Игры представляют огромный интерес не только для педагогов – музыкантов, но и для педагогов – воспитателей, детских психологов и логопедов. Главное – они способны побудить и взрослого, и ребенка развивать собственные музыкальные идеи и придумывать новые игры.
Игра в любом своем проявлении способна стать уникальным средством положительного воздействия на наших воспитанников (здоровых физически и тем более на детей с особенностями развития). Поэтому, изучение и погружение в эту тему стало для меня приоритетным направлением в работе.