Ирина Петросян
Проект «Сюжетно-ролевые игры-средство социализации воспитанников семейной группы»
▼ Скачать + Заказать документы
1. ПАСПОРТ ПРОЕКТА :
• Название проекта : «Играем вместе».
• Тема проекта : «Сюжетно-ролевая игра, как средство социализации воспитанников семейной группы «Домовёнок»».
• Автор проекта : Петросян Ирина Валериевна, воспитатель семейной группы.
• Участники: воспитанники семейной группы, родители, воспитатель и помощник воспитателя.
Публикация «Проект „Сюжетно-ролевые игры-средство социализации воспитанников семейной группы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Сюжетно-ролевые игры
- Сюжетно-ролевые игры. Проекты
- Темочки
• Вид проекта – инновационный.
• База проекта – МБДОУ д/с № 101.
• Срок реализации: октябрь-декабрь 2015 года.
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА :
Противоречия:
-между современными требованиями к организации развивающей среды и имеющимися условиями в семье;
Проблема: несформированность у детей младшего возраста навыков и умений совместной игровой деятельности со сверстниками.
• Актуальность проблемы:
1. В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года № 1155 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Стандарт разработан на основе Конституции РФ и законодательства РФ с учетом Конвенции ООН о правах ребёнка, одним из основных принципов которых является реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребёнка.
2. Научно-теоретический аспект. Актуальность данной проблемы в современных условиях связана с тем, что само общество находится на переходном этапе развития. В обновлении современного общества на первый план выдвигается проблема социализации личности человека, т. е. усвоение им с раннего возраста ценностей общества, в котором ему предстоит жить. Благополучие ребенка в дальнейшей жизни во многом зависит от того, на сколько успешным оказался его ранний социальный опыт.
Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Неудивительно, что проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание исследователей, причем не только педагогов и психологов, но и философов, социологов, этнографов, искусствоведов, биологов. На протяжении всего дошкольного детства, пока ребенок растет и развивается, приобретает новые знания и умения, сюжетно-ролевая игра остается наиболее характерным видом его деятельности. Особенности сюжетно-ролевой игры раскрыты в работах психологов Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, А. В. Запорожца и педагогов Р. И. Жуковской, Д. В. Менджерицкой, А. П. Усовой, Н. Я. Михайленко.
Сюжетно-ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль. Они имеют большое значение в социальной адаптации ребенка, реализации его возможностей в будущем. Проигрывая различные жизненные ситуации, дети учатся идти на компромисс, меньше ошибаться в людях, избегать конфликтных ситуаций, поддерживать дружелюбную атмосферу. Но самое главное, эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению. Кроме того, игра является надежным диагностическим средством психического развития детей.
3. На практике в семейной группе МБДОУ д/с №101 из 5 детей разного возраста имеют трудности в совместной игровой деятельности 3 воспитанников младшего возраста.
• Цель: Создание условий для социализации воспитанников посредством сюжетно-ролевой игры.
• Задачи:
1. Изучить теоретический аспект по проблеме «Социализация дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры».
2. Выявить уровень социально-коммуникативного развития детей и провести сравнительный анализ по итогам реализации проекта.
3. Разработать систему взаимодействия c родителями и воспитанниками по проблеме «Социализация дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры».
Предполагаемый результат:
1. Знание теоретических основ по проблеме «Социализация дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры».
2. Показатели уровня социально-коммуникативного развития детей по итогам реализации проекта будут превышать на 10-15 % первоначального уровня.
3. Эффективность разработанной системы по проблеме социализации дошкольников в семейной группе доказана повышением уровня развития детей.
• Механизмы реализации цели и задач проекта : разработана система образовательных ситуаций, мероприятий по обогащению детей знаниями, впечатлениями и представлениями об окружающей жизни, рисование по теме проекта.
• Инновационность проекта : первичность выполнения данной работы воспитателем семейной группы.
3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА :
I этап - подготовительный
Сроки реализации: 1 октября-20 октября 2015 года.
Цель – создание предметно-пространственной развивающей среды в условиях семьи.
Содержание деятельности:
1. Изучение нормативно-правовой базы (ФГОС ДО, Сан ПИНы) и психолого-педагогической литературы по проблеме «Социализация дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры».
Изучение передового педагогического опыта по проблеме.
2. Изменение развивающей среды по проблеме. Приобретение игрового оборудования и изготовление недостающего игрового материала совместно с детьми для сюжетно-ролевых игр «Семья», «Кафе», «Магазин» и «Больница».
3. Разработка системы занятий с детьми в семейной группе, которая разнообразит знания детей об окружающей их современной жизни и о взаимоотношениях людей: просмотр на ноутбуке фото промышленных предприятий и заводов Таганрога, экскурсия в город профессий «Детвора», прогулки, наблюдения, художественно-творческая деятельность, беседы, обсуждения событий.
4. Анкетирование родителей «В какие игры играет ваш ребёнок».
II этап – основной
Сроки реализации: 21 октября-10 декабря 2015 года
Цель – формировать у детей навыки и умения совместной игровой деятельности.
Содержание деятельности:
1. Консультация для родителей «Воспитание дружеских отношений в игре».
2. Организация предметно-развивающей среды:
Игровая зона. Игрушки и атрибуты для сюжетно-ролевых игр «семья», «кафе», «магазин», «больница» : мебель, посуда, муляжи овощей, фруктов и других продуктов, куклы с гардеробом вещей, предметы быта, коляски, телефон, детский компьютер, строительный материал (крупный конструктор, кубики, для врача - шапочка с красным крестом, для официанта – фартук и колпак и т. д.
Зона художественно-эстетического развития. Художественная литература, в которой затрагивается тема семьи, для разного возраста, картинки о профессиях, о семье, раскраски, карандаши, фломастеры, краски и др.
Зона речевого развития. Настольно-печатные игры (дидактические игры-пазлы «Профессии», кукольный театр, «уголок ряженья» : костюмы, украшения – кулоны, бусы, пояски, браслеты, платочки, косыночки, шарфики, шляпки.
Зона физической культуры. Мячи, кегли, обруч, скакалки и другие спортивные атрибуты, которыми могут играть в семье. В игровом зале организована предметно-развивающая среда, её содержание соответствует интересам мальчиков и девочек, периодически изменяется, постоянно обогащается.
3. Эмоционально-выразительное чтение художественной литературы с последующей беседой: рассказ В. Осеевой «Волшебное слово», стихотворение Н. Л. Забилы «Ясочкин садик», рассказ Л. Толстого «Два товарища», стихотворение В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?» и др.
4. Ознакомление с алгоритмом проведения сюжетно-ролевой игры «Семья» :
-распределение ролей
-правила игры
-ход игры
5. Презентация «Наши игры».
III этап – заключительный.
Сроки реализации – 11 ноября- 30 декабря 2015 года
Цель – подведение итогов проделанной работы.
Содержание деятельности:
1. Выявление уровня развития детей.
2. Анализ созданной системы
3. Создание презентации по итогам реализации инновационного проекта.
4. Повторное анкетирование родителей.
Литература:
Т. М. Бондаренко «Развивающие игры в ДОУ»,
Н. Шуть «Волшебные ключи игромастера»,
В. Я. Воронова «Творческие игры старших дошкольников».