Елена Семенас
Развитие мелкой моторики у детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Учитель - дефектолог Семенас Е. А.
МАОУ №28, г. Калининград, Россия
Развитие мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья
В современном мире проблема обучения детей с ограниченными психофизическими способностями с каждым днем становится все актуальнее. Это связано в возрастающим количеством детей, имеющих отклонения в развитии. Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) требуют к себе повышенного внимания, у них слабо развит познавательный интерес, снижена познавательная активность. Они быстро устают, внимание становится рассеянным, они не могут долго следовать даже одноступенчатой словесной инструкции, не переносят полученные знания на новые задачи.
Публикация «Развитие мелкой моторики у детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
У детей с ОВЗ очень часто встречаются такие психофизические отклонения как нарушение мелкой моторики рук, которое может быть вызвано, в свою очередь, различными заболеваниями нервной системы и физическими травмами. В свою очередь, развитие тонких движений рук непосредственно влияет на функционирование головного мозга, на речевой и двигательный аппараты ребенка.
Мелкая моторика – это двигательная деятельность, в которой главную роль играет скоординированная работа мелких мышц руки и глаза; к навыкам мелкой моторики относятся : способность тянуться к предмету, хватать его, класть или ставить, рисовать и т. д. К этой же области развития относятся концептуальные навыки, такие, как: понимание неизменности существования предмета; решение несложных практических задач, способность подбирать предметы или картинки к образцу, сортировать их, а так же навыки, подготавливающие ребенка к изучению школьных дисциплин.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Существует большое количество методик, развивающих мелкую моторику. Работу по развитию мелкой моторики рук у детей с ограниченными возможностями необходимо начинать с планирования этапов ее проведения, таких как составление перспективного планирования игр и упражнений с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей; выбор форм, методов, приемов обучения в работе с детьми; разработка цикла игр и упражнений; подборка методического материала с учетом возрастных особенностей детей; систематизация игр по лексическим темам; организация предметно – развивающей среды.
Для достижения желаемого результата в развитии мелкой моторики необходима регулярная работа с использованием разнообразных форм обучения: специально организованное обучение, совместная деятельность с детьми, свободная, самостоятельная деятельность детей.
Работа по развитию мелкой моторики проводится в рамках игровых коррекционных занятий, индивидуальной работы, в виде рекомендаций родителям. На игровых занятиях по развитию мелкой моторики соблюдаются основные педагогические принципы: последовательность, доступность, постепенное усложнение материала, наглядность и др.
Современная специальная психология и педагогика в поиске эффективных средств коррекции все больше ориентируется на использование искусства в процессе обучения и воспитания детей с нарушениями в развитии.
Существует большое количество различных форм изотерапии, используя которые в работе с детьми с тяжелыми нарушениями в развитии можно преследовать разные цели. Любые традиционные формы работы подходят для развития мелкой моторики : гимнастика и специальные игры для пальчиков; лепка, рисование, вырезание из бумаги и аппликация; нанизывание бус и вышивание по проколам, предварительно сделанным по контуру рисунка, нанесенного на картон; конструирование и др.
Одним из эффективных способов развития моторики рук у детей с ОВЗ является каллиграфия.
Каллиграфия - это древнее искусство красивого и четкого письма. Кружок каллиграфии, позволяет создать все необходимые условия для объединения детей с ОВЗ различных уровней и возрастных категорий, и обеспечения развития их мелкой моторики в процессе письма. Выполняя упражнения по каллиграфическому письму на занятиях в кружке, дети «заставляют» правую мозговую долю чувствовать ровность и точность проводимых линий, симметрию, у учащихся развивается внимательность и воображение. Упражняясь с пером в руке, воображая и создавая каллиграфическое правописание, дети с ОВЗ получают возможность для коррекции собственных ограничений здоровья. Таким образом, обучение детей с ОВЗ каллиграфическому письму на кружковых занятиях создает условия для положительной динамики развития их мелкой моторики и в целом способствует психофизическому оздоровлению.
Таким образом, при формировании мелкой моторики рук у детей с ОВЗ необходимо особое внимание должно уделяться интенсивности развития сохранных и коррекции нарушенных функций ребенка. Коррекционно-развивающие занятия предполагают постепенное усложнение приемов, направленных на формирование психических функций ребенка и предусматривает активное участие в ней родителей ребенка.
Литература:
1. Грабенко Т. Н., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. Методическое пособие для педагогов, психологов и родителей. - Спб. : Изд-во: Детство-Пресс, 2004. -64 с.
2. Ткаченко Т. А. Мелкая моторика. – М. : Эксмо, 2011. – 48 с.
3. Булавко М. А., Беляева М. И. Развитие мелкой моторики у детей с особыми образовательными потребностями в кружке каллиграфии // Наука и технологии: актуальные вопросы, достижения и инновации. Сборник научных трудов по материалам XIV Международного междисциплинарного форума молодых ученых. – С. 102-104.