Татьяна Сухачева
Современные формы взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников в интеллектуальном развитии детей
▼ Скачать + Заказать документы
В дошкольном возрасте быстрыми темпами происходит накопление знаний, совершенствуются познавательные процессы, формируется речь. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее осваивают и запоминают новый материал, более уверенны в собственных силах и, как показывает практика, имеют большее желание. учиться.
Публикация «Современные формы взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников в интеллектуальном развитии детей» размещена в разделах
Одно из главных условий интеллектуального развития ребенка – хорошая атмосфера в семье. Любящие родители, которые всегда адекватно отреагируют на просьбу, помогут дружеским советом и делом, создают благоприятную почву для развития. Спокойный, уверенный в своей значимости в этом мире ребенок будет с большим интересом изучать все, что его окружает, а значит и гармонично развиваться.
Познание окружающего мира у дошкольников, в отличие от школьников, не концентрируется на учебных занятиях – оно осуществляется в повседневной жизни, в процессе общения со взрослыми и сверстниками, в игре, труде, различных видах продуктивной деятельности.
Для ребенка игра - это жизнь. Игра - один из сложнейших, а в жизни ребенка и важнейших видов деятельности.
Поэтому, чтобы ребенок развивался гармонично, нужно развивать не только умственные способности, но одновременно и физические, и творческие способности. Давайте подробнее остановимся на интеллектуальных и умственных способностях:
• Развитие мелкой моторики рук, которое повышает уровень организации мышления ребенка
Какими методами и приемами я пользуюсь?
1. Игры с разрезными картинками и пазлами.
2. Игры с мелким конструктором, мозаикой
3. Лепка из пластлина.
4. Изготовление поделок из бумаги.
5. Пальчиковые игры:
6. Игры с мячиком суджок
• Для развития памяти
- Запоминание небольших стихотворений, текстов.
- Игры «Что изменилось?», «Чего не стало?»
• Развитие восприятия.
- Игры на поиски формы, похожей на предмет «Что на что похоже?».
- Игры-дорисовывания «Дорисуй картинку» - угадать, что нарисовано и дорисовать до целого.
• Развитие мышления.
- .Игры-обобщения: «Назови одним словом», «Что бывает? (зеленым, холодным, овальным и т. д.)»
- Игры-классификации: «Что лишнее?» с объяснением. Желательно подбирать задания на исключение по нескольким параметрам – форма, величина, цвет; игра «Разложи на две группы» - разложить, без пояснений, карточки с изображением
• Логическое.
- игры и упражнения на составление рассказов по серии картинок сначала нужно правильно расположить картинки. Рассказ должен быть связнным, иметь начало и конец, поощряется упоминание эмоциональных состояний героев, присвоение им имен.
- логические игры «Продолжи ряд». «Заполни пустоты» и др.
• Развитие воображения.
Здесь можно использовать те игры, которые мы использовали при развитии восприятия, но самым главным, я считаю, является упражнение, когда ребенок может фантазировать сам. Например: «Нарисуй несуществующее животное» или придумай и нарисуй несуществующий предмет, а далее идет уточнение, какой предмет: транспорта, посуды, мебели и т. п.
• Развитие внимания.
Оно у детей дошкольного возраста не велико 12-20 секунд на привлекательных картинках.
- игры с изменениями «Что изменилось?»
- игры с убиранием предметов «Чего не стало?»
- игры такого характера как «Веселый регулировщик» - я шагаю вправо, вы поднимаете левую руку, я шагаю влево, вы поднимаете правую руку. Вперед – один хлопок, назад – два хлопка.
Очень нравится дошколятам использовать материал из центра математических игр: головоломки, ребусы, упражнения со счетными палочками. Дети могут выкладывать заданные фигуры, предметы из определенного количества палочек, выполнять задания по перекладыванию палочек с целью получения нового изображения. Детям нравятся игры с палочками «Кто быстрее сложит три фигуры?», «Найди, что изменилось», «Используй для фигуры шесть палочек», «Из семи палочек составь два квадрата» и др. .
В центре экспериментирования дети с удовольствием играют в маленьких ученых. Проводим различные опыты с водой, с природными материалами.
С помощью экспериментов дети учатся размышлять, делать логические выводы, находят ответы на интересующие их вопросы
Нужно стараться всячески поощрять эту любознательность, расширяя кругозор ребенка и давая ему некую систему знаний о мире. Поэтому, помимо практического материала, у нас много литературы, которая знакомит детей с природой, животными, окружающим миром, строении человека и других.
Сейчас я говорила о том, какими методами и приемами пользуюсь при развитии умственных способностей, но без помощи родителей добиться хороших результатов очень сложно. Я считаю, что в ребенке может укорениться лишь то, что сформировано в семье, а значит - основой успеха являются родители. Мы стараемся как можно больше привлекать родителей к совместной работе. Для этого в начале года проводили родительское собрание, на котором знакомили родителей с особенностями развития ребенка данного взраста. Проводили анкетирование, в котором выявляем какие трудности в воспитании, какие интересы есть у детей. Это очень помогает в дальнейшей индивидуальной работе с ребятами.
В нашей группе прошел мастер-класс «Пальчиковые игры – как средство развития умственных способностей», Родители с удовольствием узнали игры с мячиком суджок, который прекрасно развивает мелкую моторику, которая в свою очередь, влияет на развитие умственных способностей.
Проводили для родителей консультации на «Математические игры по дороге домой», «Развитие логического мышления». Родителям была предложена картотека игр по дороге домой, например «Наблюдатель», «Назови, что видишь слева, справа, от себя», «Когда это бывает», «Сказки-небылицы», «Соседи числа» и др.
Учитывая тот момент, что общение родителей с детьми происходит большей частью по дороге в детский сад и обратно, мы предложили несколько вариантов математических игр, благодаря которым, дорога в детский сад превратится в познавательное интересное путешествие.