Гузель Садретдинова
Сопровождение индивидуального развития ребенка в вариативной образовательной среде
▼ Скачать + Заказать документы
В современном обществе все более утверждается центральная роль индивида. Человек выбирает по своему усмотрению социальный коллектив, самостоятельно определяет свои действия, несет личную ответственность за свои поступки. Это актуализирует необходимость содержательно технологических изменений о образовании, среди которых наиболее оптимальной является как раз процесс индивидуализации. И коснулись эти изменения дошкольного образования.
Публикация «Сопровождение индивидуального развития ребенка в вариативной образовательной среде» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Сегодня перед педагогом дошкольного учреждения возник серьезная проблема «Что нужно сделать для того, чтобы образовательный процесс стал ориентированным на конкретного ребенка с его особенностями, потребностями, способностями, интересами. Или другими словами, как реализовать принцип индивидуализации, на которое нас ориентирует гост дошкольного образования.
Что же следует понимать под индивидуализацией образования. Индивидуализация образования – это особая форма организации образовательного процесса, направленное на создание оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей, способностей и потребностей каждого ребенка в рамках общих задач и содержания образования.
Педагоги часто отожествляют понятие индивидуализация и индивидуальный подход. Давайте попробуем развести эти 2 понятия. В чем же все таки основные понятия этих отличий.
Компоненты Индивидуализация Индивидуальный подход.
Цель: Содействие максимальному раскрытию и самораскрытию потенциальных возможностей развития личности. Организация процесса передачи суммы знаний, умений, навыков с учетом индивидуальных особенностей ребенка; обеспечение своевременной коррекции недостатков в развитии.
Способы общения Признание права выбор; совместное обсуждение целей и деталей; акцент на достоинствах и сильных сторонах личности. Прямое обучение в соответствии с целями, поставленными взрослыми; требование и оценка результата.
Тактика Сотрудничество и партнерские отношения. Диктат и опека
Убеждение Ребенок учиться самостоятельно в процессе взаимодействия с окружающим миром; самое ценное для полноценного и своевременного развития – приобретение ребенком собственного опыта. Ребенок учиться лучше и научиться большему под непосредственным руководством взрослого; усвоение опыта взрослых наиболее ценный способ развития.
«Хороший ребенок» Инициативный, самостоятельный, способный ясно сформулировать свои цели, желания, творческий. Следующий заданному (предложенному) взрослым способу (образцу) выполнения действий.
• И чтобы реализовать этот принцип индивидуализации можно применить практику индивидуализации «Сопровождение индивидуального развития ребенка в вариативной образовательной среде». Цель практики – развитие социально успешной личности старшего дошкольника с учетом его индивидуальных особенностей, потребностей, интересов в условиях вариативной образовательной среды.
Реализация прнципа индивидуализации в образовании возможна тоько при наличии у ребенка культуры выбора.
А как формировать у ребенка эту культуру выбора.
Для того, чтобы ребенок мог сделать осознанный выбор в группе предполагается средовая работа, когда организуется определенная среда и все дети погружаются в нее. Место, где ребенок может быть активным называется центром активности. Дети включаются в центры активности делая выбор центра самостоятельно. Задача воспитателя максимально насытить центры развивающими материалами, инструментами, которые помогают детям организовать свою самостоятельную деятельность. Это могут быть схемы, пошаговые алгоритмы деятельности, пиктограммы вариативного использования оборудования.
В групповых помещениях можно сделать доски выбора, где обозначается, какие центры сегодня открыты. Их может быть открыто от 3 до 5 одномоментно. И на этих же досках обозначается, сколько детей могут заниматься в одном центре вместе.
Основным образовательным событием является самостоятельные занятия по выбору детей, которая проводиться во второй половине дня во время отведенной для совместной самостоятельной деятельности детей. Занятия имеют определенную структуру.
• Круг общения или мотивационный круг.
• Самостоятельная работа в развивающих центрах
• Презентация
• Рефлексия.
На первом этапе педагог увлекает воспитанников, мотивирует детей на практическую деятельность. Так может возникнуть какая-то проблема, с которым к детям обращается сказочный персонаж или воспитатель другой группы, либо это проблема, которая возникла у самих детей. ( Пример: на праздник день матери нужны подарки).
Старшие дошкольники принимают активное участие в выборе темы, в планировании, сами принимают решения, в каком центре они сегодня будут работать. Что именно в этом центре предполагается сделать, какие материалы ему понадобятся, кого он хочет видеть в своей команде.
После выбора центра активности и планирования работы, приходит время собственного выполнения плана, т. е. работа в центрах. Задания подаются таким образом, чтобы они представляли некий вызов и вместе с тем, чтобы каждый ребенок мог пережит чувство успеха. С какими-то заданиями дети могут справиться сами, а где-то выполняют работу при участии педагога.
Во время работы детей воспитатель может переходить от центра к центру, оказывая помощь и поддержку детям или может работать в одном из центров. Воспитатель наблюдает за способами решения возникающих затруднений, конфликтов, за распределением обязанностей между всеми членами команды. Педагог также может просто наблюдать за конкретным ребенком. Спланированная работа может быть незакончена за день. В этом случае ребенок может продолжать работу в последующие дни.
Завершения занятия может быть разнообразным. Дети переходят от одного центра к другому и рассказывают, чем они занимались, что удалось а что не получилось и почему. Что им понравилось, а что бы они хотели изменить. А можно обсудить эти вопросы и представить получившиеся продукты вернувшись в круг. Это способствует тому, что ребята учатся анализировать свою работу, делать выводы и давать оценки себе и своим товарищам. А главное в развивающей среде, где воспитатель побуждает детей следовать своим интересам,у детей возникает сильное чувство собственной значимости, развивается самоинициативность, что побуждает их к самостоятельному добыванию знаний. Это является особенно актуальным для реализации потенциальных возможностей, способностей, потребностей каждого ребенка в рамках общих задач и содержания.
Еще одно из форм релаксации, которое можно использовать во время занятий является «индивидуальные дневнички», где дети фиксируют, в каких центрах они сегодня занимались, а цветом обозначают свои эмоции, ощущения, отношения к тому, что они делали. Воспитатель в свою очередь фиксирует выбор детей в общей карте наблюдения, что позволяет ему своевременно проектировать, корректировать предметно-пространственную среду группы на развитие интереса и потребности детей.
Еще одно направление –это работа с родителями. Очень большую значимость имеет совместная деятельность родителя и ребенка, а воспитатель это грамотно организует. Важно привлекать родителей к организации предметно-пространственной среды. Воспитатель организует детей для создания совместных дидактических игр, привлекая к этой деятельности и родителей.
Индивидуальный подход оказывает положительное влияние на формирование личности каждого ребенка при условии, если он осуществляется в определенной последовательности и системе, как непрерывной, четко организованный процесс.
Индивидуальный подход к детям должен пронизывать всю воспитательную и образовательную систему; в режимных моментах, во время прогулки, в самостоятельной деятельности, ни на минуту не следует забывать, что ребенок неповторимая личность. К сожалению, педагоги чаще всего замечают тех детей, которые обращают на себя внимание своими успехами или на тех, которые плохо справляются с выполнением заданий. Остальные дети остаются в стороне. Воспитывая интерес к чему – либо следует быть особенно внимательным к каждому ребенку, уметь помочь ему, дать нужные указания, поддержать стремление хорошо выполнить работу и объективно оценить его старания.
Таким образом, индивидуализация образовательного процесса позволяет учитывать интересы, возможности и социальную ситуацию развития воспитанников дошкольной образовательной организации.