Инна Файзуллина
Преемственность дошкольного и начального уровней общего образования
▼ Скачать + Заказать документы
О преемственности дошкольного образования и начальной ступени школьного образования много говорят в последнее время. Преемственность предусматривает, с одной стороны, передачу детей в школу, с таким уровнем общего развития и воспитанности, которая отвечает требованиям школьного обучения, с другой — опору школы на знания, умения, навыки, которые уже приобретены дошкольниками, активное использование их для дальнейшего всестороннего развития учащихся.
Публикация «Преемственность дошкольного и начального уровней общего образования» размещена в разделах
Завершение дошкольного периода и поступление в школу — это сложный и ответственный этап в жизни ребенка.
Дошкольное воспитание — это первое звено единой системы образования. Период дошкольного детства является очень важным в формировании личности ребенка, ведь после детского сада дети пойдут учиться в школу, поэтому необходимо дать детям не багаж знаний, а научить их добывать знания. Работа в этом направлении начинается еще в детском саду. Воспитатели организуют совместную образовательную деятельность в игровой форме. Это путешествия, сказки, загадки, эксперименты и т. д. Именно во время такой деятельности дети учатся наблюдать, сопоставлять, рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи. Такая исследовательская деятельность значительно повышает у ребят уровень развития мышления, памяти, речи, внимания, воображения, мотивации к учебной деятельности, что очень важно для будущих первоклассников. Начало обучения в школе — один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей. Необходимо обеспечить ребенку поддержку на этапе этого перехода. Главная цель совместной деятельности педагогов ДОУ и школы, а также родителей (законных представителей) - это создание условий для личностно ориентированного обучения. Можно определить три основных направления: методическая работа, работа с детьми, работа с родителями (законными представителями).
В работе используются разные формы методической работы: совместные педсоветы, круглые столы, посещение открытых занятий. На них обсуждается выбор программ и технологий, а также, как проходит школьная адаптация выпускников. Воспитатели рассказывают учителям об их будущих учениках, достижениях и проблемах. Это помогает учителям осуществлять индивидуальный подход к каждому воспитаннику.
Работа с родителями ведётся на протяжении всего учебного выпускного года. Воспитатели совместно с учителями проводят родительские собрания, семинары - практикумы, консультируют родителей по подготовке детей к школе, дают рекомендации.
Проведение открытых мероприятий способствует определению единых подходов обучения и воспитания, выбору оптимальных средств развития детей.
Зачастую процесс перехода из-за столика детского сада за школьную парту чувствителен и болезнен для участников, в первую очередь для самого ребенка. Достижение современного качества образования невозможно без обеспечения преемственных связей между всеми ступенями обучения. Задачи каждой образовательной ступени в ФГОС четко определены на дошкольной ступени :
- обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения;
- развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;
- формирование различных знаний об окружающем мире;
- развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе; включение детей в различные формы сотрудничества (с взрослыми и детьми разного возраста);
- приобщение детей к ценностям здорового образа жизни; на ступени начальной и средней школы :
- готовность к активному взаимодействию с окружающим миром;
- желание и умение учиться, готовность к образованию в основном звене школы и самообразованию;
- инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности:
- осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними.
Обеспечение полноценных преемственных связей между всеми системами образования будет способствовать полноценному развитию личности ребенка, формированию системы непрерывного образования в течение всей жизни. В случае, если такие связи будут формальными, результата достигнуть не удастся.
Введение и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) начального школьного образования — важный этап преемственности детского сада и школы.
Программы детского сада и начальной школы отличаются по цели. У программы детского сада — это воспитание и всестороннее развитие личности ребёнка, его психических процессов. На этой основе формируются навыки учебной деятельности в разных формах (игре, экспериментировании, наблюдении, воображении). Программа же начальной школы главной целью ставит обучение детей конкретным навыкам (письму, чтению). Преемственность в работе школы и детского сада предусматривает использование комплексных программ, обмен опытом, поиск оптимальных путей совершенствования педагогической работы, формирования у детей интереса к знаниям, учебной деятельности. Программы, как детского сада, так и начальной школы должны комплексно решать познавательные, воспитательные и развивающие задачи, поэтому необходимо предусматривать преемственность в содержании по всем темам обучения.
Литература:
1. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М. : Мозаика-Синтез, 2010. — 304 с.
2. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. — 4-е изд., испр. и доп. — М. : Мозаика-Синтез, 2010.– 232с.
3. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования //http : //do.isiorao.ru.