Максимова Надежда
Опыт работы «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Сенсорное развитие детей дошкольного возраста
Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка, совершенствование его ориентировки во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений в пространстве и времени.
И. М. Сеченов в своей работе «Рефлексы головного мозга»
Публикация «Опыт работы „Сенсорное развитие детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
1866г. обосновывал идею ощущений, производимых органами чувств, суть исходных точек всего психического развития, утверждал, что сущ ность психического развития состоит в способности органов чувств воспринимать внешние явления в форме ощущений, анализировать последние во времени и пространстве и сочетать их цельно или частями в разнообразные группы. Значит, от правильного воспитания воспринимающих органов во многом зависит психическая жизнь человека.
Задача воспитателя детского сада должна быть направлена на развитие
умственных способностей детей, главным образом через развитие органов чувств : «Это настолько необходимо, - отвечает М. М. Мамасина, - что дети сами собой только и делают в течение первых лет жизни, что упражняют свои органы чувств, то есть учатся видеть, слышать, обонять, осязать, учатся различать вкусы и т. д.
Свою работу по сенсорному воспитанию детей я начала со 2 младшей
группы. Все занятия я провожу в игровой форме, со сказочными персонажами, различными яркими атрибутами. Все это побуждает детей активно
воспринимать занятия, запоминать названия, термины. Но сначала я составляю перспективное планирование занятий по сенсорному воспитанию – это занятия на различение и усвоение названий цвета. Игры на различение величины предметов.
Далее большую работу провела по организации развивающей среды, так как
предметы зачастую побуждают детей начать действовать с ними, и определяют их характер действий. В группе в доступных местах находятся:
- матрешки разной высоты, пирамидки разного цвета, разной величины, вкладыши;
- разнообразные мелкие, крупные строители основных цветов;
- настольные игры: «Найди пару», «Назови правильно», «Найди такой же», «Подбери по форме вкладыш», «Что лежит в мешочке?», «Найди предмет такой же формы», «Подбери по цвету одежду и
обувь», «Сравни предметы, картинки» (большие и маленькие и т. д.).
Обязательно учу пальцами рук выполнять такие действия, как завинчивание
и закручивание крышек на бутылке, застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков на специально изготовленных пособиях, завязывание простых узлов на веревке, выполнение действия в соответствии с принципом устройства игрушки (тянуть за веревочку, катать за палочку, нажимать на клавиши, дуть в свистки, дудочки, ударять ладошками при игре на барабане).
Оформила в группе уголок физического развития, где находятся дорожки
разного цвета, разной ширины и длины, бечевка разного цвета и длины, бревна разной величины (большие, маленькие, счеты разного цвета. В свободное от занятий время даю карандаши, чтобы занять детей. Принесла в группу крупные игрушки, мячи, машины, петушки, матрешки и т. д. Показ крупной яркой игрушки вызывает интерес, брала как персонаж. Рисую карандашом дорожку и объясняю: «Это матрешка шагает по дорожке». Дети повторяют, или кистью провожу линию на листе бумаге и говорю: «Эта машина едет по дорожке», дети повторяют мои движения.
После Нового года я усложнила работу по сенсорному воспитанию.
Составила планирование по книге «Развивающие игры», изучила материал. В группе изготовила игры: «Сложи узор», «Кубики для всех», «Обезьянка» и другие. У малышей в этом возрасте быстро пробуждается интерес к играм. Некоторые игры начинала со сказки, малышам нравится находить сходства между игрушками и реальными вещами. Можно выложить на столе перед ребенком кубики и показать узор – задание (дорожка, а затем попросить сложить дорожку, как на картинке. В дальнейшем ребенок может не проявить интереса к этой игре. А можно сделать иначе: сначала рассмотреть кубики, потом рисунки.
- Посмотри, правда, похоже на дорожку, посыпанную желтым песком.
- А ты сможешь сложить такую же из кубиков? По сделанной ребенком дорожке поехала машина.
- А когда придет зима, станет холодно. Все дорожки покроются снегом.
Каким цветом станут дорожки? По белым дорожкам пробегут зайки.
Или, например: Сегодня мы будем играть в «Обезьянку», но сначала
послушайте сказку об обезьянке: «Сидела в комнате маленькая обезьянка. И не знала, что ей делать. В комнате было тихо, тихо. И стало ей скучно. И вдруг открылась дверь, и вошел маленький мальчик, подошел к буфету, открыл дверцу и что-то достал в красивой бумажке. Как только мальчик отвернулся, обезьянка подскочила к буфету, открыла дверцу и тоже достала что-то в красивой бумажке. Мальчик разворачивает бумажку, и она тоже. Мальчик откусывает, и обезьянка откусывает. Мальчик улыбается, и обезьянка улыбается, это оказалось шоколадная конфета. И так обезьянка стала все-все делать точь-в-точь как мальчик. А вы сумеете так, как обезьянка? И дала задание выложить фигуру из геометрических форм по образцу.
Добиваюсь того, чтобы игры-занятия приносили радость
детям. Заинтересовываю малышей игрой, стараюсь пробудить в них интерес к развивающим играм. Каждый успех я встречаю с улыбкой, похвалой. Всегда нужно уметь показать детям, что они еще не исчерпали всех своих возможностей и что они могут сделать еще лучше.
- Ты сегодня быстро сложил узор. Быстрее, чем вчера.
- Да, ты сегодня хорошо нарисовал, но вот одна линия получилась кривая.
Если все линии будут прямые, рисунок будет еще лучше. Попробуй-ка.
Это пробуждает у детей сделать как можно лучше, а это важное условие в любой творческой деятельности. Развивающие игры предполагают не только похвалу вообще, но и конкретную оценку действий ребенка. Нельзя превращать развивающие игры в обычные, всегда доступные игры. Развивающие игры я окружила атмосферой торжественности и таинственности, поэтому по окончании занятия я убираю в недоступное место (неопределенное, при этом дети должны видеть игру. У детей очень многое зависит от чистой случайности: попалось на глаза – захотелось поиграть, а не попалось, могут надолго забыть о ней. Год работы по теме «Развивающие игры» у детей развилось внимание, мышление, память, крепче стали держать карандаш, дети самостоятельно обыгрывают постройки. Центральными задачами развития умственных способностей во второй младшей группе является развитие сенсорных способностей, базирующихся на усвоении сенсорных эталонов. Сенсорное воспитание занимает одно из важных мест в работе с детьми. Детей знакомят сначала с шестью, потом с семью цветами спектра, с пятью геометрическими формами, с тремя градациями величины. Затем детей знакомят с оттенками цветовых тонов, вариантами геометрических форм. Дети усваивают расположение цветов в спектре, результаты их смешивания. Последовательность нарастания и убывания величины, группировку геометрических форм.
Успешное выполнение программы требует создания в группе
благоприятного психологического климата, сердечного доброжелательного отношения к детям.
К каждому занятию тщательно готовлюсь, одно занятие повторяю 2-3 раза, каждый раз усложняя и удлиняя методические приемы.
Например, я рисую мелом на полу реку узкую, широкую. Раскидываю на ковер серединки цветов. На столах в группе домики разной величины, разной высоты елки, двери разной высоты. С детьми оправляемся в путешествие в лес на луг, перепрыгиваем через узкую речку, широкую. Ставим в домики двери нужной высоты. Подбираем елки нужного размера. Составляем радугу, подбираем лепестки по цвету серединок.
Сенсорное воспитание также связано с конструированием, с музыкальным воспитанием, с художественной литературой.
Например, начинаю рассказывать сказки «Три медведя», у каждого ребенка на столах по три кружка одинакового цвета, но разной величины. По ходу сказки дети обозначают персонажи сказки кружками соответствующей величины. А в сказке «Лиса, заяц и петух» у детей на столе кружки разного цвета, но одинаковой величины. Дети должны показать соответствующего цвета кружок для обозначения лисы, зайца и петуха.
Дети с большим желанием занимаются по сенсорному воспитанию, потому что на занятиях показываю не просто геометрические фигуры, а «фигурки-человечки» с лицами, у которых есть глаза, нос, рот. Детям это интересно, они рассматривают, обследуют, обыгрывают, а потом «фигурки-человечки» надо уложить спать в нужную для них кроватку. Разложить все фигуры на карточки, так чтобы они совпали по форме.
На таких занятиях дети учатся различать величину, цвет, учатся логически мыслить, быть добрыми, развивают память, готовность прийти на помощь.
Задачи эстетического воспитания решаю совместно с сенсорными задачами. Задача воспитателя состоит в том, что бы научить детей видеть красоту.
Для работы с детьми требуются многие специальные занятия, общая эрудиция, владение методиками и навыками общения – разные для разного возраста, умелые руки, фантазия. Но оказалось, что знания и умение несомненно важные и необходимые теряют свой смысл, если у воспитателя нет основы, т. е. нет доброты, чуткости, жалости, терпения, чувства юмора. Эти качества для нас, воспитателей, необходимы, как музыкальный слух для композитора. Это удивительная профессия. Разве многим доступно быть любимой, уважаемой, образцом для подражания, самое главное – мы должны быть достойными любви наших воспитанников.
Литература:
1. Дидактическое игры и упражнения по сенсорному воспитанию
дошкольников. Под редакцией Л. А. Венгера.
2. «Развивающие игры для детей» Справочник. Составитель Н. Ехина, 1990 г.
3. Игры и упражнения для развития речи. Г. С. Швайко.
4. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей
дошкольного возраста. Авторы Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, Р. И. Говорова, Л. И. Цеханская, 1989г.
5. Воспитание сенсорной культуры ребенка. Л. А. Венгер, З. Г. Пимогина,
Н. Б. Венгер