Папки-передвижки

Статья «Современные технологии обучения сюжетно-ролевой игре. Технология Солнцевой Ольги Викторовны»

Проскурня Елена Вениаминовна
Статья «Современные технологии обучения сюжетно-ролевой игре. Технология Солнцевой Ольги Викторовны»
▼ Скачать + Заказать документы

В последние годы исследователи с тревогой говорят об исчезновении игры из жизни детей, в том числе у детей старшего дошкольного возраста. Сюжетно – ролевым (творческим) играм уделяется немного времени, содержание таких игр не соответствует потребностям (возможностям) современного дошкольника. И это приводит к необратимым потерям в развитии психики ребенка (т. к. ребенок - дошкольник не удовлетворяет уровень своих потребностей в игре).

Возможность творческого освоения деятельности, достижения в ней высоких результатов базируется на становлении позиции субъекта.

Публикация «Статья „Современные технологии обучения сюжетно-ролевой игре, Технология Солнцевой Ольги Викторовны“» размещена в разделах

Проблема освоения ребенком позиции субъекта сюжетной творческой игры до недавнего времени была практически не исследована. Впервые о ней заговорила в своей книге Солнцева О. В., «Дошкольник в мире игры. Сопровождение сюжетных игр детей», 2010 г., издательство "Речь"

Сюжетная игра рассматривается в книге как деятельность, основанная на воображении и фантазии, импровизации. Поэтому автор стремится избежать готовых конспектов игр, которые противоречат природе данной деятельности, и показать педагогу вариативные пути развития игровых сюжетов, раскрыть способы построения игровых сюжетов.

Главная идея издания – сохранение природы игры как деятельности увлекательной, радостной и веселой, исключающей принуждение и обязательность.

Цель педагогических воздействий – формирование субъективной позиции ребенка в игре.

«Субъект» - носитель активности.

Проявление ребенком позиции субъекта в игре заключается :

в самостоятельном выстраивании игрового замысла;

поиске способов их реализации в процессе построения сюжета;

использование коммуникативных умений в общении, направленных на согласование и реализацию замыслов,

создание эмоционально - положительного фона игры (Солнцева О. В.)

Этапы педагогической технологии.

I этап. Обогащение опыта сюжетно-ролевой игры за счет взаимодействия с детьми в позиции «соигрока» («партнера»).

11 этап. Включение детей в проблемно-игровые ситуации на основе взаимодействия педагога в позиции «помощника».

III этап. Создание условий для самостоятельного применения освоенных игровых умений в сюжетно-ролевой игре («наблюдатель»).

Автором представлена педагогическая диагностика, направленная на изучение особенностей развития субъектной позиции ребенка в игровой деятельности, с диагностическими картами для оформления педагогом результатов диагностики. Раскрывается современное содержание игровой деятельности детей, и приводятся способы педагогического сопровождения ребенка в игровой деятельности. Данные аспекты ранее не рассматривались в таком ключе в пособиях для педагогов ДОУ.

Для уточнения данных наблюдения могут быть использованы специальные диагностические ситуации, прописанные в книге на каждый возраст и виды игр.

Например, диагностическая ситуация 1. Изучается способность ребенка к смене роли по ходу игры. Воспитатель принимает на себя дополнительные роли, подключаясь к уже начатой игре ребенка. Разыгрывает вместе с ребенком ситуацию. Затем предлагает новую сюжетную ситуацию : «Давай, как будто нас остановил милиционер, проверить права», «Давай, как будто я — милиционер, проверяю права». Воспитатель обозначает новую игровую ситуацию, свою новую роль. Воспитатель «как милиционер» разворачивает ролевой диалог, возвращается к роли пассажира. Затем меняет роль — становится водителем соседней машины, разворачивает диалог.

Уровни освоения сюжетно-ролевой игры детьми по возрастам так же приводятся в книге.

Например, объем знаний детей для оптимального уровня (2,5—3 балла) освоения детьми сюжетно-ролевой игры характерно разнообразие сюжетов. Ребенок стремится развивать игровой сюжет за счет смены игровой роли. Называет роль до начала игры, обозначает свою новую роль по ходу игры. Проявляет самостоятельность в выборе и использовании предметов- заместителей, стремится к использованию изобразительных игровых действий, появляется речевое игровое замещение. Ребенок называет свои игровые действия, с интересом включается в ролевой диалог со сверстниками, может вести ролевой диалог с игрушкой-партнером. Он выдвигает игровые замыслы, проявляет инициативу в развитии игрового сюжета или в создании интересных (выразительных) образов игровых персонажей. Инициативен в придумывании игровых событий, про- являет творчество. Обозначает часть сюжета речью — «Как будто мы уже.». Проявляет творчество в создании игровой обстановки. Доброжелателен в общении с партнерами по игре.

Достаточный уровень (2—2,5 балла)

Недостаточный уровень(1,5-2 балла)

Низкий уровень (1 — 1,5 балла)

Алгоритм взаимодействия воспитателя и детей в сюжетно-ролевой игре, в режиссерской игре, рассматриваются игры-этюды

,

Задачи педагогического взаимодействия

Содержание педагогического взаимодействия

Обогащение содержания сюжетно-ролевой игры; развитие эмоционального отношения к людям.

Чтение детской художественной и познавательной литературы. Беседы по содержанию прочитанного, рисование, «словесное рисование» представителей разных профессий. Наблюдение за деятельностью и отношениями людей

Создание банка идей для организации игры.

Сотворчество воспитателя и детей: придумывание ситуаций взаимодействия между людьми, событий; соединение реальных и фантастических персонажей в одном сюжете.

Фиксирование придуманных ситуаций, событий при помощи рисунков, пиктографического письма, записывания воспитателем под диктовку детей и пр.

Создание предметно-игровой среды в соответствии с банком идей

Детское коллекционирование.

Сотворчество воспитателя и детей в продуктивной и художественной деятельности

Организация совместной сюжетно-ролевой игры воспитателя и детей (в микро-группах) Педагогическая поддержка детей в сюжетно-ролевой игре на основе выполнения воспитателем одной из ролевых позиций

Организация самостоятельной сюжетно-ролевой игры детей

Наблюдение за самостоятельными играми детей: воспитатель оказывает педагогическую поддержку только тогда, когда возникают трудности в согласовании замыслов или конфликтные ситуации, осуществляет определение задач развития игры на перспективу

Предусмотрены технологии индивидуального сопровождения с недостаточным низким уровнем освоения сюжетно-ролевых игр;

Дальнейшее усложнение задач:

ПРИМЕРНЫЙ ОБЪЕМ ЗНАНИЙ ПО ОТДЕЛЬНЫМ ТЕМАМ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР С ДАЛЬНЕЙШИМ УСЛОЖНЕНИЕМ

Младшая группа

«ШОФЕР» / автобус, трамвай, троллейбус – правила уличного движения/. Ведёт машину осторожно, чтобы не наехать на людей. На машинах возят кукол. Машины заправляют бензином, ведут на стройку. Папа – шофёр, работает на грузовой машине, наливает бензин в машину, моет её, ставит в гараж. Такси возит людей. Шофёр вежлив, осторожен, аккуратно возит людей.

Средняя группа

«ШОФЕР» Шофер берет машину, заправляет бензином, едет по заданию/ указано в путевке/. По мосту через Волгу едут пожарные, грузовые, молочные, легковые машины. Осторожно ведут машину, чтобы не сбить людей. Пожарные машины тушат пожар, пожарники спасают людей. Машины заправляют бензином и ставят в гараж.

«АВТОБУС» водитель ведет машину, кондуктор продает билеты. Люди едут на работу, в гости и т. д. Автобус едет по городу, перевозит людей, куда им надо. Например: в лес за цветами.

Старшая группа

«ШОФЕР» Шофер берет машину из гаража, получает задание у диспетчера, выполняет его. Правила уличного движения: грузовые, легковые, пожарные машины едут по дороге, пешеходы идут по тротуару. На красный свет светофора все люди стоят. Движение разрешается на зеленый свет.

«САМОЛЕТ» ведет командир экипажа, пилоты. Перевозят людей из одного города в другой. Можно летать в другую страну

Подготовительная группа

Уточняются правила пешеходного движения и транспорта. Милиционер – регулировщик следит за порядком на дороге. По тротуару ходят спокойно, не играют на мостовой, переходить улицу надо со взрослыми в установленных местах и т. д.

СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

Игра «Магазин» Покупатель

Продавец-консультант

Продавец Менеджер

Администратор

Уборщица

Обогащение содержания сюжетно - творческих (ролевых) игр происходит за счет введения нетипичных ролей, причем новые роли всегда первым обыгрывает воспитатель (педагог).

Технология Солнцевой

ИГРЫ – ЭТЮДЫ

Игры-этюды представляют собой небольшие сценки, отражающие какие-либо события. Они дают толчок к развитию детского воображения за счет создания образов разных животных, людей и неодушевленных предметов. В играх-этюдах дети встают в позицию актера, представляя героя и действуя от его имени. Задачи работы:

1) развитие умения создавать выразительный образ, опираясь на внешние особенности объекта, выражать разные эмоциональные состояния;

2) развитие способности детей к перевоплощению на основе проживания ситуации вместе с изображаемым героем.

ИГРЫ - ЭТЮДЫ состоят из серии игр, таких как:

1. Показ противоположных действий, ощущений.

«Представь и покажи.».

2. Серия игр. «Представь, что ты.» и т. д.

РЕЖИСсЕРСКИЕ ИГРЫ (ИГРА - ПРИДУМЫВАНИЕ, ИГРА – ФАНТАЗИРОВАНИЕ)

Режиссерская игра — это разновидность сюжетной игры, специфика которой заключается в том, что ребенок организует деятельность как бы извне, как режиссер, строя и развивая сюжет, управляя игрушками и озвучивая их.

С психологической точки зрения режиссерская игра представляет собой «воображение в действии» (Е. Е. Кравцова).

Этапы работы над сказкой (игра - фантазирование, игра-придумывание).

Вспоминание известной сказки;

Частичное преобразование сказки;

Придумывание новой сказки;

Развертывание нового сюжета с разными ролями ;

Придумывание историй на основе реалистичных событий.

Хотелось бы рекомендовать, чтобы эта книга была у каждого педагога дошкольного учреждения в его методической копилке, как «настольная».

Автор: Проскурня Е. В.

воспитатель МБДОУ Детский сад № 8, г. о. Красноуральск, Свердловская область

Публикации по теме:

Фотоотчёт о сюжетно-ролевой игре «Кафе»Фотоотчёт о сюжетно-ролевой игре «Кафе» Сюжетно-ролевая игра – наиболее доступный для детей вид деятельности. В игре дети имеют возможность примерить на себя роль взрослого, всё.

Методическая разработка: «Современные технологии воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушением зрения». Публикация: «Современные технологии воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушением зрения».Система российского образования.

Особенности взаимоотношений детей в сюжетно-ролевой игре Научи меня играть, а потом уже считать, умножать, стихи читать! - Откройте рот. - Откройте рот. - Но у меня болит пятка. - Откройте рот,.

Подготовка к сюжетно-ролевой игре «Книжный магазин» Программное содержание: 1. Расширять кругозор детей. 2. Продолжать учить устанавливать взаимодействия детей на уровне ролевых взаимоотношений.

Проект педагогической технологии формирования положительных взаимоотношений старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре Исходя из результатов обследования, был сделан вывод, что дети нуждаются в проведении целенаправленной работы. С позиции этих условий был.

Проект по сюжетно-ролевой игре «Семья» Паспорт проекта по сюжетно-ролевой игре «Семья». Тема Сюжетно-ролевая игра «Семья» Адресация проекта Воспитатели дошкольного учреждения,.

Проект «Развитие дошкольника в сюжетно-ролевой игре»Проект «Развитие дошкольника в сюжетно-ролевой игре» Проектная деятельность в средней группе Проект «Развитие дошкольника в сюжетно-ролевой игре». Вид проекта: долгосрочный (три года) Автор.

Развитие самостоятельности детей в сюжетно-ролевой игре «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка.

Современные технологии обучения и воспитания как средство повышения качества предшкольной подготовки детей в ДОУ Последний нормативный документ – Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования – определяет, что дошкольное.

Технологическая карта к сюжетно-ролевой игре «Мы — журналисты» Цели и задачи: Расширять представления детей о труде журналистов; Развивать коммуникативные навыки, умение общаться друг с другом, играть.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Статья «Современные технологии обучения сюжетно-ролевой игре. Технология Солнцевой Ольги Викторовны»
Опубликовано: 23 сентября 2015 в 08:48
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Статья «Современные технологии обучения сюжетно-ролевой игре. Технология Солнцевой Ольги Викторовны»» (включая файлы) размещена пользователем Проскурня Елена Вениаминовна (УИ 369292) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД