Нина Непомнящих
Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим природным миром в процессе различных видов деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Первая школа имени М. А. Пронина» города Звенигород
МБОУ «Первая школа имени М. А. Пронина»
Доклад
«Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим природным миром в процессе различных видов деятельности»
Подготовила: воспитатель Непомнящих Н. А.
Актуальность: Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество. На современном этапе развития общества вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту. Главная причина этого – тотальная экологическая безответственность.
Публикация «Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим природным миром в процессе различных видов деятельности» размещена в разделах
Чтобы мир явился нашим детям красивым и одухотворенным, чтобы представления о нем были иные мы, взрослые, должны помочь им в этом.
Только живое переживание, полученное в детстве и связанное с представлениями о ценности жизни всего живого вокруг, способного тоже ощущать боль, может изменить отношение к нашему Зеленому дому. Так как знания, полученные с первых лет жизни, могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.
Основной целью является – ознакомление дошкольников с явлениями природы и особенностями взаимоотношения человека с окружающей средой, формирование начал экологической культуры и способствует решению следующих задач.
Задачи:
- формирование экологической культуры, знания о природе, о взаимосвязях в ней и способах её сохранения;
- формирование эстетических и этических чувств;
- развивать интерес к природе и проблемам её охраны;
- развивать деятельность детей по сохранению и улучшению природной среды;
-воспитывать культуру поведения в природе и норм поведения в ней.
На протяжении всего учебного года мы с детьми проводим ежедневный уход за растениями уголка природы. Создаём и поддерживаем экологически необходимые условия для растений – это важнейшее мероприятие повседневной жизни.
Чтобы у дошкольника развивался интерес к познанию окружающего мира, он должен не воспринимать готовую информацию, а самостоятельно искать и открывать новые знания. Именно к таким видам деятельности относится наблюдение, которое мы успешно практикуется в своей группе. На прогулках, наблюдения из окна в разное время года за растениями, птицами, животными, природными явлениями, неживой природой.
Труд в природе позволяет развивать у ребенка любознательность и наблюдательность, вызывает у него интерес к предметам и явлениям природы, уважение к труду другого человека и создает благоприятные условия для физического развития детей, так как в большинстве случаев он проходит на открытом воздухе, разнообразен по своему характеру, а это способствует развитию движений, укреплению нервной системы ребенка.
На организованно-образовательной деятельности «Мы – друзья природы», целью которой было: воспитание бережного отношения к чистоте воздуха, воды и земли, дети учились сортировать мусор. С помощью опыта решали проблемные ситуации, связанные с загрязнением окружающей среды. В заключении одни ребята рисовали «Почему воздух стал грязным?», другие - «Что можно сделать, чтобы очистить воздух?
Образовательная деятельность «Знатоки природы» проходила в форме викторины.
В конкурсе «Правила поведения в лесу». Игроки получали экологические знаки, которые обозначают правила поведения в лесу. Эти правила нужно было объяснить, расшифровав знаки.
В конкурсе «Угадай животное по следу». Дети получили след животного и разрезную картинку. Командам предлагалось собрать картинку, которая помогала узнать по изображению животного чей это след.
В заключении дети придумывали и рисовали экологические знаки, которые помогут закрепить правила поведения в природе.
Мероприятие способствовало формированию у ребят гуманного отношения к природе.
Квест- игра «Как звери к зиме готовились».
Цель: закрепить представления детей о подготовке к зиме диких животных и их повадках.
Дети помогали животным готовиться к зиме. Они составляли таблицы, для того чтобы рассказать зверям как они готовятся к зиме. И за каждое выполненное задание получали осенний листок, на котором символ указывал путь дальше. Дети помогли зайцу, а потом рассказали ему, зачем он меняет цвет шубки. Помогли волку и поиграли в игру «Кто где живет?». Белке помогли разделить съедобные и несъедобные грибы и поговорили о пользе несъедобных грибов.
После составления таблицы про хомяка, мы превращались в хомячков и собирали зерно в поле.
Медведю, после составления таблицы, помогали разделить картинки с лесными зверями на две группы: звери, которые впадают зимой в спячку, и которые зимой не спят.
В заключении дети вспомнили, каким зверям они помогли подготовиться к зиме и составили рассказы по таблице.
Квест- игра была итогом лексической недели «Как засыпает природа».
Мы изучаем и внедряем в свою работу технологию, которая называется «Кейс – технология».
«Кейс – технология (от лат. «casus» случай и от англ. «case» - портфель, чемоданчик) – это разбор ситуации или конкретного случая, деловая игра. Главное ее предназначение – развивать способность анализировать различные проблемы и находить их решение, а также умение работать с информацией.
Мы используем:
Кейс –стади (ситуации) использование текста
Кейс – иллюстрации (картинка)
Фото – кейс;
Проигрывание ролей (ролевое проектирование) – это когда кто – то берет на себя какую – то роль и проигрывает её. Эта та же сюжетно – ролевая игра, только с проблемой, если игру мы просто проигрываем, то кейс помогает детям вспомнить полученные знания и применить их на практике.
Совместно с детьми и взрослыми мы принимали участие в акциях:
«Посади дерево – сохрани лес». Ребята могли наблюдать и участвовать в посадке деревьев. В результате прошедшей акции на территории детского сада появилось много молодых и красивых деревьев и кустарников.
В рамках проекта «Сдадим вторсырьё на добрые дела» проводилась акция «Добрые крышечки», в которой мы приняли участие. Цель этого проекта: сделать наш мир чище и помочь детям, которым нужна поддержка.
А также приняли участие в акции «Сдай макулатуру – сохрани дерево».
Мы с ребятами участвовали в экологическом конкурсе на лучшую поделку из вторичного сырья «Наши друзья - Эколята». Целью которого было: формирование у подрастающего поколения богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, её животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережного отношения к ней.
Заключение:
На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира : ребенок получает эмоциональное впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии - если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.