Любовь Брагина
Основные принципы построения НОД в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Основные принципы построения непосредственной образовательной деятельности по художественно-эстетическому направлению «МУЗЫКА» раздел музыкально-ритмическая деятельность, старший дошкольный возраст 6-7 лет.
ВВЕДЕНИЕ
Дошкольный возраст можно назвать благоприятным для формирования практически всего спектра двигательных способностей, реализуемых в физической активности человека. В этот период закладываются основы культуры движений, успешно осваиваются ранее неизвестные упражнения, приобретаются новые двигательные навыки. Почти все показатели двигательных способностей ребенка демонстрируют высокие темпы прироста. В этом возрасте развивается двигательный опыт, так как движения являются потребностью ребенка. В период от 6 до 7 лет наиболее интенсивное увеличение наблюдается в показателях координации движений, скоростно-силовых способностей, частоты движений, прыгучести, гибкости, функции равновесия.
Публикация «Основные принципы построения НОД в ДОУ» размещена в разделах
Музыкально – ритмические движения (ритмика) - один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер, образы передаются в движениях. Основой является музыка, а разнообразные физические упражнения, танцы, сюжетно-образные движения используются как средства более глубокого ее восприятия и понимания.
Правильная организация проведения занятий по музыкально- ритмической деятельности ставит целью обеспечение ребенка общей физической подготовкой с преимущественной направленностью на развитие двигательных способностей и является адекватной возрастным особенностям развития физического потенциала человека в этот период.
Однако при дозировании физических нагрузок дошкольника необходимо проявлять определенную осторожность. Следует четко знать, какие упражнения должны входить в комплексы ритмической гимнастики, так как от этого в значительной мере зависит нагрузка на занятии. В первую очередь необходимо ориентироваться на возрастные особенности. Часто у начинающих хореографов или музыкальных руководителей детского сада возникают трудности в этом отношении. Учебные пособия, видео-уроки, интернет-источники несут в себе огромное количество упражнений, танцевальных композиций и музыкально-ритмических игр для детей дошкольного возраста. Но как определиться, на каком этапе обучения использовать тот или иной материал?
Цель моего доклада заключается в том, чтобы систематизировать теоретические и практические знания по ритмике и музыкальному воспитанию, провести четкую грань между допустимыми нагрузками для детей, старшего дошкольного возраста, определить приоритетные задачи педагога на каждом этапе обучения дошкольника.
Упражнения и примерный план занятия собранный в докладе, окажет методическую помощь музыкальным руководителям и хореографам в детском саду.
1. Основные принципы построения занятия по ритмике для детей старшего дошкольного возраста в детском саду.
Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет.
Старший дошкольный возраст играет особую роль в развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения.
Возраст 6— 7 лет характеризуется активизацией ростового процесса: за год ребенок может вырасти на 7—10 см. Изменяются пропорции тела. Совершенствуются движения, двигательный опыт детей расширяется, активно развиваются двигательные способности. Заметно улучшается координация и устойчивость равновесия, столь необходимые при выполнении большинства движений. При этом девочки имеют некоторое преимущество перед мальчиками.
У детей активно развиваются крупные мышцы туловища и конечностей, но все еще слабыми остаются мелкие мышцы, особенно кистей рук. Особое внимание необходимо уделять развитию мелкой моторики. Старший дошкольник технически правильно выполняет большинство физических упражнений. Он способен критически оценить движения других детей, но самоконтроль и самооценка непостоянны и проявляются эпизодически. Углубляются представления детей о здоровье и здоровом образе жизни. Дети проявляют интерес к своему здоровью, приобретают сведения о своем организме (органы чувств, движения, дыхания) и практические умения по уходу за ним.
Происходят большие изменения высшей нервной деятельности. В течение шестого года жизни совершенствуются основные нервные процессы — возбуждение и особенно торможение. Это благотворно сказывается на возможностях саморегуляции. Эмоциональные реакции в этом возрасте становятся более стабильными, уравновешенными. Ребенок не так быстро утомляется, становится более выносливым.
Под влиянием воспитания постепенно происходит переход от импульсивного, ситуативного поведения к поведению, опосредованному правилами и нормами, старшие дошкольники уже отличают хорошие и плохие поступки, имеют представление о добре и зле. В оценке поступков сверстников они достаточно категоричны и требовательны, в отношении собственного поведения более снисходительны и недостаточно объективны.
В старшем дошкольном возрасте возрастают возможности памяти, возникает намеренное запоминание в целях последующего воспроизведения материала, более устойчивым становится внимание. Происходит развитие всех познавательных психических процессов. Развивается фонематический и звуковысотный слух, продолжает совершенствоваться речь.
Развивается продуктивное воображение, способность воспринимать и воображать что-то на основе словесного описания. Эти достижения находят воплощение в детских играх, театральной и танцевальной деятельности.
Определяются игровые интересы и предпочтения мальчиков и девочек. Дети самостоятельно создают игровое пространство, выстраивают сюжет и ход игры, распределяют роли. В совместной игре появляется потребность регулировать взаимоотношения со сверстниками, складываются нормы нравственного поведения, проявляются нравственные чувства. Формируется поведение, опосредованное образом другого человека. В результате взаимодействия и сравнения своего поведения с поведением сверстника у ребенка появляется возможность лучшего осознания самого себя, своего Я.
Интерес старших дошкольников к общению со взрослым не ослабевает. Дети активно стремятся привлечь к себе внимание взрослых, вовлечь в разговор. Детям хочется поделиться своими знаниями, впечатлениями, суждениями. Равноправное общение с взрослым поднимает ребенка в своих глазах, помогает почувствовать свое взросление и компетентность. Содержательное, разнообразное общение взрослых с детьми (познавательное, деловое, личностное) является важнейшим условием их полноценного развития.
2. Основные виды деятельности на занятии по ритмике для детей старшего дошкольного возраста.
Основной формой деятельности детей старшей группы, где осуществляется формирование музыкально-ритмических навыков являются занятия. На праздниках, развлечениях и досугах происходит закрепление полученных навыков на занятиях.
Возможности музыкальной деятельности у детей старшей группы по формированию ритмических навыков значительно возрастают, потому что на шестом году жизни у детей уже есть опыт слушания музыки и воспроизведения движений. У них проявляется навык выразительного и ритмичного движения. Развивается слуховое внимание, более ярко проявляются индивидуальные способности детей. Они могут передать движениями разнообразный характер музыки, динамику, темп, несложный ритмический рисунок, изменять движения в связи со вступлением, со сменой частей музыкального произведения. Детям доступно овладение разнообразными движениями (от ритмичного бега с высоким подъемом ноги и перескоков с ноги на ногу до шага польки, полуприседания и т. д.).
Они проявляют в движении ловкость, быстроту, умение двигаться в пространстве, ориентироваться в коллективе, потому что физическое развитие совершенствуется в различных направлениях и прежде всего выражается в овладении основными видами движений, в их координировании. Возникает еще большая возможность использовать движение как средство и способ развития музыкального восприятия. Пользуясь движением, ребенок в состоянии творчески проявить себя, быстрее ориентироваться в поисковой деятельности. Исполнение плясок, игр подчас становится достаточно выразительным и свидетельствует о попытках передать свое отношение к музыке.
Деятельность по формированию музыкально-ритмических навыков у детей старшей группы в дошкольном учреждении включает в себя музыкально-ритмические упражнения, музыкальные игры, хороводы, танцы, музыкально-игровое и танцевальное творчество.
Упражнения, предназначенные для развития навыков исполнения гимнастических, танцевальных движений. На этих элементах построены игры, танцы и хороводы.
Музыкальные игры - ведущая форма организации ритмических движений. В ходе игры дети перевоплощаются в различные образы, а музыка придает им особый эмоциональный настрой.
Хороводы чаще всего проходят под народные песни. Дети инсценируют их в соответствии с развитием сюжета, выполняя различные роли.
Танцы построены на зафиксированных движениях в определенной
последовательности и построении, состоят из знакомых элементов движения.
Музыкальное и игровое творчество. В процессе музыкально-ритмического творчества, предусматривающего сочинение и исполнение детьми комбинаций движений, упражнений, этюдов, игр, танцевальных сценок в сотворчестве с «педагогом, происходит активное формирование как специальных компонентов способностей к этому виду деятельности, так и общих компонентов в структуре художественно – творческих способностей, таких как: эмоциональная отзывчивость, интеллектуальная инициатива, творческая активность, настойчивость и выдержка в достижении намеченной цели, способность к изменению заученных стереотипов и поиску нестандартных способов передачи замысла и т. д.
3. Приоритетные задачи педагога на данном этапе: развитие способности к выразительному, одухотворенному исполнению движений, умения импровизировать под незнакомую музыку, формирование адекватной оценки и самооценки.
Таким образом, учет возрастных особенностей детей старшей группы, правильный подбор музыкального и хореографического репертуара, все это в совокупности обеспечивают успешную деятельность по формированию музыкально-ритмических навыков.
4. Примеры танцевальных комбинаций, музыкально-ритмических упражнений и игр для детей старшего дошкольного возраста.
• Музыкально-ритмическое упражнение на развитие чувства ритма у детей:
Дети маршем шагают по кругу и вслух просчитывают каждый такт музыкального произведения (музыкальный размер 4/4). Затем по заданию педагога дети хлопком подчеркивают определенную долю такта. Например, выполняют хлопок на каждую первую долю такта, то есть на счет «раз».
• Музыкально-ритмическое упражнение на развитие координации:
Дети выстроены в «квадрат», они исполняют марш на месте (музыкальный размер 4/4). Затем добавляются определенный движения рук, например:
«раз» - руки прижать к груди, локти смотрят в стороны;
«два» - опустить локти вниз;
«три»- вытянуть руки и поднять наверх;
«четыре»-прямые руки отвести в стороны.
• Музыкальная игра «Запрещенное движение».
Педагог заранее определяет движение, которое называет запрещенным. Играет любая детская музыка, под которую педагог показывает различные танцевальные комбинации и элементы, но когда он исполняет запрещенное движение, дети должны замереть на месте. Если кто-то повторяет за педагогом запрещенное движение, он выбывает из игры. Побеждает тот, кто ни разу не исполнил запрещенное движение.
• Танцевальная игра «Я умею вот так»
Дети выстроены в круг. По заданию педагога один из учеников начинает игру. Он громко проговаривает: «Я умею вот так» и исполняет любое движение или простую комбинацию. Затем поворачивается к следующему ученику, стоящему справа от него и как бы передает эстафету игры. Следующий ученик громко проговаривает имя предыдущего участника, например: «Серёжа умеет вот так (повторяет показанное ранее движение, а я умею вот так!» Исполняет уже другой элемент. Таким образом, последний участник показывает все исполненные движения, каждый раз называя их авторов. Когда эстафета вернулась к первому участнику, все дети должны вместе исполнить все увиденные движения, не меняя порядок.