Башмакова Татьяна Михайловна
Организация речевого развития в старшей группе ДОУ
▼ Скачать
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад ст. Новый Перелюб Перелюбского муниципального района Саратовской области»
Доклад
на РМО воспитателей Перелюбского муниципального района
Саратовской области
Тема : «Организация речевого развития в старшей группе ДОУ»
Выполнила воспитатель Башмакова Т. М.
2023 г.
Публикация «Организация речевого развития в старшей группе ДОУ» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Доклад " Организация речевого развития в старшей группе ДОУ "
Воспитатель Башмакова Т. М.
31.03.2023г.
Речь – великая сила она убеждает,обращает, принуждает.
Р. Эмерсон
Сформированная в России в течение многих десятилетий система дошкольного образования в настоящее время претерпевает серьёзные изменения. Разработан и вступил в силу Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). Эти изменения были необходимы в связи с пониманием важности именно дошкольного образования для дальнейшего успешного развития и обучения каждого ребенка, обеспечения качественного образования детей дошкольного возраста.
Требования Стандарта к результатам освоения программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. На этапе завершения дошкольного образования ребенок должен хорошо владеть устной речью, выражать свой мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желания, выделять звуки в словах. Речевое развитие по-прежнему остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте.
Речевое развитие дошкольника – важнейшая из всех образовательных областей. Не менее важно конечно же познавательное или физическое развитие,художественно-эстетическое или социально-коммуникативное. Но возможно ли полноценное развитие детей в любой из этих образовательных областей без речи, без общения,без коммуникативной деятельности?
Познавательное развитие – это всегда многочисленные вопросы-ответы, объяснения, постановка проблем,уточнение,чтение, физическое развитие не может обойтись без правил, команд и игр с речевым сопровождением, а художественно-эстетическое без художественных образов, стихов, литературных текстов,и их обсуждений. Уже в самом названии социально-коммуникативной области звучит необходимость использования речевых средств для реализации намеченных задач. Поэтому о месте речевого развития в полноценном формировании личности не стоит и спорить.
Связная речь помогает ребенку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет нормы поведения в обществе, выступая важнейшим условием для развития личности. При этом она предполагает развернутые, логические, последовательные и образные изложения информации.
В старшей группе развитие навыков связной речи приобретает наибольшую актуальность в связи с необходимостью качественной всесторонней подготовки ребенка к обучению, работе с разными видами информации, ведению дискуссии и т. д.
На сегодняшний день среди инновационных образовательных технологий образования все большую актуальность приобретают интерактивные, исследовательские формы работы. При этом разнообразие их выдвигает необходимость более глубокого анализа аспектов развивающего воздействия на психоэмоциональное и интеллектуальное развитие ребенка. В этой связи особого внимания заслуживают методики проектных технологий, игрового взаимодействия, театрализации, ситуативные задачи и другие формы, способствующих расширению сферы коммуникативного, творческого взаимодействия детей.
Речь - это основа человеческого разума, венец творения природы, с самого раннего детства жизнь человека связана с языком. Слайд №2Ребенку еще нет года, а он прислушивается к звукам речи, колыбельной песни и начинает понимать и осваивать родной язык. В младшем возрасте ребенок начинает все больше интересоваться окружающим миром, находит совместные предметные действия, они и являются ведущей деятельностью развития речи ребенка 2-4 лет.
Актуальность
На современном этапе развития человека речь крайне необходима для установления контактов, для выражения своих мыслей и помыслов. Важнейшим условием полноценного психического развития является своевременное и правильное овладение ребёнком речи. Слайд 3
В наше время, как правило, дети усваивают родной язык, подражая разговорной речи окружающих. К сожалению, вечно занятые родители частенько забывают об этом и пускают процесс развития речи ребёнка на самотек. Ребенок проводит мало времени в обществе взрослых (все больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками, редко слушает рассказы, сказки, песенки, потешки, колыбельные из уст мамы с папой и, как следствие всего этого, у ребёнка возникает много проблем с речью.
Основная цель речевого развития детей старшего возраста :
- формирование всех компонентов устной речи (грамматический строй,связной речи, формирование словаря,звуковая культура речи) и навыков свободного речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком (нормами речи).
Основные задачи развития речи : Слайд №4
- формирование словаря;
- развитие звуковой культуры речи;
- развитие грамматического строя речи;
- развитие связной речи;
- приобщение детей к художественной литературе.
Начнем с весьма существенного фактора – создания спокойной атмосферы в группе. Терпимое, доброжелательное отношение педагога к детям, искреннее уважение к личности каждого – залог формирования благоприятных взаимоотношений между детьми. Ребенку важно постоянно чувствовать, что все его старания и усилия не остались без внимания, поддерживаются взрослыми, что им довольны, у него все получается. Поэтому успех каждого ребенка (повторил за взрослым слово, фразу, сказал что-то по своей инициативе) должен быть замечен.
Полноценное развитие речи старших дошкольников невозможно без целенаправленной педагогической работы вне занятий. Данная работа предполагает разнообразные игры на повторение и закрепление программного содержания на протяжении всего дня, во всех режимных моментах. Проводить их можно как с небольшим количеством детей (2-6 человек) так и со всей группой.
Фактор успешного овладения речью – это чтение взрослыми стихотворений, народных песенок и потешек, обыгрывание моментов.
Детям нужно ежедневно читать уже знакомые или новые произведения художественной литературы, а также любые другие хрестоматии и книжки. В многочисленных сборниках литературы даны произведения, которые сделают общение с детьми в тот или иной отрезок времени в режиме дня более содержательным.
Слайд №2.
Основная цель речевого развития формирования устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком.
Задачи речевого развития в ФГОС ДО овладение речью как средством общения и культуры, (это значит, надо сформировать устную речь детей на таком уровне, чтобы они не испытывали трудностей в установлении контактов со сверстниками и взрослыми, чтобы их речь была понятна окружающим,
обогащение активного словаря, (происходит за счет основного словарного фонда дошкольника и зависит от нашего с вами словаря и словаря родителей, для расширения словаря детей создаются благоприятные условия при комплексно - тематическом планировании работы)
развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, (наша связная речь состоит из двух частей-диалога и монолога. Строительным материалом для неё является словарь и освоение грамматического строя речи, т. е. умение изменять слова, соединять их в предложения)
развитие речевого творчества, (работа не простая, предполагает что, дети самостоятельно составляют простейшие короткие рассказы, принимают участие в сочинении стихотворных фраз, придумывают новые ходы в сюжете сказки и т. д. Все это становится возможным, если мы создаем для этого условия)
знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы, (Главная проблема состоит в том, что книга перестала быть ценностью во многих семьях, дети не приобретают опыт домашнего чтения - слушания, книга должна стать спутником детей)
формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха, (ребенок усваивает систему ударений, произношение слов и умение выразительно говорить, читать стихи)
Слайд №3
Принципы развития речи :
принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития,
принцип коммуникативно - деятельностного подхода к развитию речи,
принцип развития языкового чутья,
принцип формирования элементарного осознания явлений языка,
принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи,
принцип обогащения мотивации речевой деятельности,
принцип обеспечения активной языковой практики.
Слайд №4.
Основные направления работы по развитию речи детей
1. Развите словаря : освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение.
2. Воспитание звуковой культуры речи: развитие восприятия звуков родной речи и произношения.
3. Формирование грамматического строя: Морфология (изменение слов по родам, числам, падежам) Синтаксис (освоение различных типов словосочетаний и предложений) Словообразование
4. Развитие связной речи : Диалогическая (разговорная) речь Монологическая речь (рассказывание)
5. Формирование элементарного осознания явлений языка и речи: различение звука и слова, нахождение места звука в слове. Воспитание любви и интереса к художественному слову.
Слайд №5.
Методы развития речи
1. Наглядные: Непосредственное наблюдение и его разновидности (Наблюдения в природе, экскурсии) Опосредованное наблюдение ( изобразительная наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам, картинам)
2. Словесные: чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал.
3. Практические: дидактические игры, игры - драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры.
Слайд №6.
Средства развития речи :
общение взрослых и детей,
культурная языковая среда,
обучение родной речи на занятиях,
художественная литература,
изобразительное искусство, музыка, театр,
занятия по другим разделам программы.
Одно из значимых направлении системы дошкольного образования является:
Воспитание любви и интереса к художественному слову, знакомство детей с художественной литературой.
Цель формирование интереса и потребности в чтении (восприятии книги)
Задачи вызывать интерес к художественной литературе как средству познания, приобщать к словесному искусству, воспитания культуры чувств и переживаний, приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса, формировать и совершенствовать связную речь, поощрять собственное словесное творчество через прототипы, данные в художественном тексте развитие литературной речи.
Формы чтение литературного произведения, рассказ литературного произведения, беседа о прочитанном произведении, обсуждение литературного произведения, инсценирование литературного произведения, театрализованная игра, игры на основе литературного произведения, продуктивная деятельность по мотивам прочитанного, сочинение по мотивам прочитанного, ситуативная беседа по мотивам прочитанного.
Основные принципы организации работы по воспитанию у детей интереса к художественному слову: ежедневное чтение детям вслух является обязательным и рассматривается как традиция, в отборе художественных текстов учитываются предпочтения педагогов и особенности детей, участие в различных конкурсах чтецов,а также способность книги конкурировать с видеотехникой не только на уровне содержания, но и на уровне зрительного ряда, создание по поводу художественной литературы детско-родительских проектов с включением различных видов деятельности: игровой, продуктивной, коммуникативной, познавательно-исследовательской, в ходе чего создаются целостные продукты в виде книг самоделок, выставок изобразительного творчества, макетов, плакатов, карт и схем, сценариев викторин, досугов, детско-родительских праздников и др., отказ от обучающих занятий по ознакомлению с художественной литературой в пользу свободного непринудительного чтения, в гости приходит библиотекарь из Смородинской поселенческой библиотеки Бузекеева Ж. А. со своим сообщением (А. Барто,К. И. Чуковский).
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в соответствии с ФГОС ДО одним из приоритетных направлений системы дошкольного образования является развитие речи у дошкольников. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных. Педагогу приходится использовать в практике разнообразные педагогические технологии. Педагогические технологии – это инструментарий, при помощи которого решаются задачи.
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.
Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель - содействовать становлению ребенка как личности.
Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий.
Слайд №7.
К числу современных образовательных технологий можно отнести:
• здоровье сберегающие технологии;
• технологии проектной деятельности
• технология исследовательской деятельности
• информационно-коммуникационные технологии;(сегодня ИКТ заняло свою нищу в воспитательном -образовательном пространстве ДО,компьютерные программы,интерактивный DVD, система презентаций по развитию речи, компьютерные игры)
• личностно-ориентированные технологии;
• игровая технология
Слайд №8.
Здоровье сберегающие технологии
Дыхательная гимнастика
Развитие мелкой моторики, пальчиковая гимнастика
Мышечная релаксация
Сказкотератия
Музыкотерапия
Динамические паузы (физкультминутки)
Профилактика нарушения зрения
Слайд №9.
В практике работы педагогов ДОУ используются следующие формы работы по видам образовательной деятельности:
Режимные моменты
Совместная деятельность педагога с детьми
Самостоятельная деятельность детей
Совместная деятельность с семьёй
Практическая реализация указанной системы работы по развития речи способствует становлению речевой активности, основ коммуникативной компетентности ребёнка.
Заключение: Технологический подход, то есть новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе.
Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии. Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать.
И закончить своё выступления бы хотела словами Чарльза Диккенса
Человек не может по настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим.
Творите сами. Как нет детей без воображения, так нет и педагога без творческих порывов. Творческих Вам успехов!