оксана Силаева
Нетрадиционные формы работы с детьми по ознакомлению с окружающим миром в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Нетрадиционные формы природоведческой работы с дошкольниками.
Экологическое образование дошкольников – это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций. Нетрадиционной формой экологического образования является использование сказки: Читая и обсуждая текст сказки, воспитатели используют сюжетные моменты, поступки и образы сказочных героев для объяснения материала, придумывают театрализованные и кукольные постановки по сюжетам сказок, задания в виде рисунков по их мотивам, задают детям вопросы, направленные на выяснение скрытых, не описанных непосредственно связей между разными действиями, явлениями, ситуациями. В рамках экологического воспитания можно устраивать экологические конкурсы (рисунка, поделки и т. д.). Так же можно устраивать тематические праздники: «День воды», «День Земли» и т. д. В последнее время в работе ДОО часто применяются комплексные технологии: можно использовать компьютерные игры экологического содержания. Экологическая тропа — это специальный образованный маршрут в природных условиях, где есть экологически значимые природные объекты. Цель создания такой тропы – обучение детей на примере конкретных природных объектов, общение с природой, воспитание бережного отношения к ней. В ДОО экологические тропинки выполняют познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функции. Элементарная поисковая деятельность детей. Цель:
Публикация «Нетрадиционные формы работы с детьми по ознакомлению с окружающим миром в детском саду» размещена в разделах
1. Побуждать и поддерживать пытливость и естественную любознательность ребенка.
2. Активизировать умственные способности.
3. Формировать познание наглядных взаимосвязей природных объектов и явлений с окружающей жизнью.
4. Через деятельность воспитание понимания причин происходящих явлений.
5. Способ решения познавательных задач.
Также к нетрадиционным формам экологического образования можно отнести:
Уроки доброты. Проводятся индивидуально или с небольшой подгруппой детей (ст. возраст) в минуты их обращения к миру природы. Цели: развить интерес к природе; формировать положительное эмоциональное отношение к ней, желание беречь ее и заботиться о ней; воспитать чуткость и чувство сопереживания.
Уроки мышления. Усвоение зависимостей между объектами и явлениями живой природы — наиболее сложная для ребенка-дошкольника тема. Облегчить решение этой задачи можно с помощью уроков мышления, основу которых составляют ответы на разнообразные «как?», «почему?»; «отчего?». Например, «Почему у елки зеленые иголки?».
Экологические выставки и экспозиции. Цель их — ознакомление с природными явлениями, недоступными для наблюдения детям. Выставки и экспозиции включают материал, предназначенный для работы с детьми и со взрослыми. Тематика может быть самой разнообразной: «Лес — друг человека»; «Богатства недр нашей Земли»; и т. д.
Экологические игры. Ролевые экологические игры основаны на моделировании социального содержания экологической деятельности. Имитационные экологические игры основаны на моделировании экологической деятельности. Игра «Экосистема водоем» позволяет проследить роль каждого компонента этой системы. Соревновательные экологические игры стимулируют активность их участников в приобретении и демонстрации экологических знаний, навыков, умений. К ним относятся: конкурс-аукцион, конкурс-марафон, КВН, экологическая викторина, «Поле чудес» и т. д.
Широко применяются в практике ДОО игры-путешествия, в которых дети с помощью ТСО попадают на Северный полюс, на дно океана и т. д.
Список использованной литературы:
1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте Л. И. Божович. М. : Просвещение, 1968. - 258 с.
2. Бондаренко А. К. Дидактические игры // Дошкольное воспитание, № 7, 2005.
3. Васильева А. И. Учите детей наблюдать природу А. И. Васильева. М. : Просвещение, 1972. 126 с.
4. Венгер Л. А. Дидактические игры в детском саду. - М. : Просвещение, 1978. - 96с.
5. Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой. Учебник для учащихся педагогических училищ по специальности «Дошкольное воспитание». Изд. 2-е, перераб. и доп. М., «Просвещение», 1973. - 256с.
6. Виноградова Ф. Умственное воспитание у детей в процессе ознакомления с природой. - М., 1978.- 154с.
7. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду : Пособие для работников дошкольных учреждений А. И. Иванова. М. : ТЦ Сфера, 2003, - 56с.