Шораана Дажылык
Здоровьесберегающая среда в образовательном процессе
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель оздоровительной группы Дажылык Шораана Васильевна МБДОУ детский сад «Светлячок» с. Хову-Аксы Чеди-Хольский кожуун
Существует весьма распространенное мнение, что задача детского сада и школы – дать знания, развивать умения и организовывать деятельность, ос-нованную на том, что знает и умеет ребенок. Однако никто не может отри-цать, что обучение детей здоровому образу жизни оказывает существенное влияние на их дальнейшую жизнь.
Слово «здоровье», как и слова «любовь», «красота» «радость», принадле-жит к тем немногим понятиям, значение которых знают все, но понимают по-разному.
Темочки:
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для педагогов
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Каждый человек хочет быть здоровым. Но что такое здоровье? Как можно его измерить? И является ли состояние, «когда ничего не болит», здоровьем? Чаще всего мы начинаем задумываться над состоянием своего здоровья то-гда, когда чувствуем какое-то недомогание, то есть тогда, когда наш орга-низм перестает идеально выполнять свои функции. До этого момента боль-шинство людей не обращают внимание на этот бесценный дар.
Очевидно, что улучшение нормального физического состояния детей должно идти параллельно с их обучением и воспитанием, через привитие соответ-ствующей культуры здоровья и здорового образа жизни, создание мотива-ционного поведения направленного на «конструирование» собственного фи-зического и духовного благополучия. Важным показателем является сфор-мированности у них умения «комфортно» себя чувствовать и в условиях процесса получения знаний, и в социально-бытовых условиях: быть физиче-ски, социально и психологически защищенными при взаимодействии со сверстниками и взрослыми.
Наиболее разрушительны для организма психологические и эмоциональные стрессы, возникающие из-за перегрузок и обид. Одна из основных задач пе-дагога - сформировать у детей базу знаний и практических навыков здоро-вого образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях фи-зической культурой и спортом уже в дошкольном возрасте.
Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Ка-ким образом способствовать формированию физической культуры ребенка? Как привить навыки здорового образа жизни? Когда это начинать?
Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благопо-лучия. В настоящее время понятие здоровье включает в себя нравственное и духовное благополучие.
Здоровье – это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности.
Следовательно, здоровьесберегающие технологии – способы и средства со-хранения состояния полного физического, психического и социального бла-гополучия.
Целью здоровьесберегающих технологий применительно к ребенку являются обеспечение высокого уровня реального здоровья ребенка и формирование мотивационных установок на осознанное отношение к своему здоровью; применительно к взрослым – содействие становления культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья.
Поэтому важно:
1. Сформировать у детей представления о здоровье как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни.
2. Научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезно-го для здоровья и отказа от всего вредного.
3. Привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него.
Эти задачи должны решаться путем создания целостной системы по сохра-нению физического, психического и социального благополучия ребенка.
-Существуют основные приемы здоровьесбережения :
1. Создание эмоционального тона общения. Хорошее настроение само по се-бе создает успешную мотивацию.
2. Внимание: на что направлено Ваше внимание, то Вы и создаете. И Вы со-здаете то, на что направили внимание кого-либо другого.
3. Удачно прожитый день, проведенное мероприятие с точки зрения здоро-вьесбережения : отсутствие усталости, положительный эмоциональный настрой, удовлетворение от сделанной работы, желание продолжать работу.
Особое внимание следует уделять следующим компонентам ЗОЖ:
Занятиям физкультурой, прогулкам, правильному рациональному питанию, соблюдению правил личной гигиены, созданию условий для полноценного сна, закаливанию, психологической закалки.
- Занятия физкультурой, прогулки:
На участке ДОУ желательно оборудовать зоны подвижных и спортивных игр, беговыми дорожками, «полосами препятствий»
- Правильное рациональное питание:
Правильная организация питания имеет большое значение для развития дет-ского организма, в предупреждении и лечении многих заболеваний.
- Соблюдение правил личной гигиены:
Правила личной гигиены – это не что иное, как своеобразный свод требова-ний, соблюдение которых способствует как раз и обеспечивает здоровый об-раз жизни, отсутствие проблем со здоровьем.
- Создание условий для полноценного сна:
Сон очень важен для нормального роста ребенка и развития его мозга, а ре-гулярный недосып может привести к серьезным болезням.
- Закаливание:
«Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья». Использование естествен-ных сил природы, использование разумное, рациональное, приводит к тому, что человек делается закаленным, успешно противостоит неблагоприятным факторам внешней среды – переохлаждению и перегреву.
Закаливание – эффективное средство укрепления здоровья человека.
- Психическая закалка:
Стимулирует и физиологические защитные механизмы: иммунитет, функцию эндокринных желез.
Говоря о положительных эмоциях, следует также помнить, что в педагогике поощрение считается более эффективным рычагом воздействия на ребенка, чем наказании. Поощряя ребенка, мы сохраняем и укрепляем его здоровье, дружелюбное отношение друг к другу, развитие умения слушать и говорить, умения отличать ложь от правды, бережное отношение к окружающей среде, к природе.
Потребность в здоровье и здоровом образе жизни у ребенка формируется также на основе представлений о самом себе, своих физических и личностных возможностях, о том, что для здоровья вредно, а что полезно. Например, вредно не чистить зубы, не стричь ногти, не заниматься гимнастикой.
Задачи работы по формированию здорового образа жизни дошкольни-ков :
- формировать представление о том, что быть здоровым – хорошо, а болеет – плохо; о некоторых признаках здоровья;
- воспитывать навыки здорового поведения : любить двигаться, есть больше овощей, фруктов; мыть руки после каждого загрязнения; не злиться, не вол-новаться; быть доброжелательным; больше бывать на свежем воздухе; со-блюдать режим;
- помочь овладеть устойчивыми навыками поведения;
- развивать умение рассказывать о своем здоровье, здоровье близких;
- вырабатывать навыки правильной осанки;
- обогащать знания детей о физкультурном движении в целом;
- развивать художественный интерес
Таким образом, здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных систем 21-го века и как совокупность методов и приемов организации обучения дошкольников, без ущерба для здоровья.