наталья вафина
Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе.
Н. А. Вафина, воспитатель
МБДОУ «Детский сад №5 «Солнышко»
Алексеевского муниципального района Республики Татарстан
От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда актуальной. Объясняется это тем, что к детям дошкольного возраста предъявляются весьма высокие требования, соответствовать которым могут только здоровые дети. Именно в детстве формируется красота тела и души будущего взрослого человека. Воспитывать детей физически совершенными - значит, добиваться, чтобы они были здоровыми и закалёнными. К каждому ребёнку нужен индивидуальный подход, гибкость в применении различных средств и методов воспитания.
Публикация «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе» размещена в разделах
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) предусматривает создание условий для повышения качества дошкольного образования и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагает создание в дошкольных образовательных организациях условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников. Согласно современным представлениям, целью образования является всестороннее развитие ребёнка с учётом его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей при сохранении и укреплении здоровья.
В дошкольных организациях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачей дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей, педагогов и родителей.
Воспитатели в детских садах учат детей культуре здоровья, как ухаживать за своим телом, то есть осознанному отношению к своему здоровью, безопасному поведению.
Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в системе дошкольного образования, отражают две линии оздоровительно-развивающей работы :
-приобщение детей к физической культуре;
-использование развивающих форм оздоровительной работы.
В связи с этим, наш детский сад организует разностороннюю деятельность, направленную на сохранение здоровья детей, реализует комплекс воспитательно-образовательных, оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий на разных возрастных этапах.
Подвижные игры занимают особое место в развитии ребёнка-дошкольника. Они способствуют совершенствованию и закреплению двигательных навыков и умений, предоставляют возможность развить познавательный интерес, формируют умение ориентироваться в окружающей действительности, что так важно для приобретения ребёнком жизненного опыта.
Пальчиковая гимнастика способствует овладению навыков мелкой моторики, помогает развить речь, повышает работоспособность коры головного мозга, развивает у ребёнка психические процессы : внимание, мышление, память, воображение, снимает тревожность.
Для снятия напряжения, агрессивности, повышения эмоционального настроя используются технологии музыкального воздействия. Музыкальное сопровождение-это элемент утренней гимнастики. Во время образовательной деятельности по музыке дети прослушивают спокойную классическую музыку (С. Рахманинов, П. Чайковский). В вечернее время звучат детские песни, дети подпевают, тем самым развивая память, и танцуют.
В работе с детьми используются такие здоровьесберегающие технологии как релаксация, артикуляционная гимнастика, точечный массаж, массаж для ступней ног, дыхательные упражнения.
Релаксация помогает снять напряжение, возбуждение, сконцентрировать внимание. Артикуляционная гимнастика рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Дыхательные упражнения способствуют профилактике ОРЗ, развивают артикуляционный аппарат. Точечный массаж учит детей сознательно заботиться о своём здоровье, прививает им уверенность в том, что они сами могут помочь себе улучшить своё самочувствие.
Для профилактики утомления в детей в детском саду проводятся динамические паузы, комплексы физ. минуток, гимнастику для глаз.
Большое значение в детском саду придаётся работе с родителями, так как только совместными усилиями семьи и детского сада можно способствовать укреплению здоровья у дошкольников. На информационных стендах для родителей в каждой возрастной группе работают рубрики, освещающие вопросы оздоровления без лекарств. Родителям предлагаются комплексы упражнений для профилактики органов зрения, нарушений опорно-двигательного аппарата, для развития общей и мелкой моторики - пальчиковые игры.
Применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации к сохранению и укреплению здоровья детей, а у ребёнка стойкую мотивацию к творчеству и здоровому образу жизни.
Литература:
1. Терновская С. А., Теплякова Л. А. Создание здоровье сберегающей образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении. Методист. -2005.№4.-с. 61-65.
2. Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения : индустриально-ориентированный подход. Школа здоровья-2000. Т-7-№2-с. 21-28
3. Заварихина Е. Ю., Николаева Е. И., Федорук В. И. «Здоровьесбережение и здоровьеформирование в условиях детского сада. Методическое пособие. ФГОС»- Детство-пресс-2014г.