Ольга Володина
Лего-конструирование в образовательном процессе ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
1. Лего – конструирование в образовательном процессе ДОО.
2. Володина Ольга Николаевна.
3. воспитатель
4. муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 392» городского округа Самара.
5. 443051 г. Самара, ул. Енисейская, 64.
6. 89179568164
7. Olga.Volodina1960@yandex.ru
Публикация «Лего-конструирование в образовательном процессе ДОО» размещена в разделах
8. Робототехника сегодня – одна из самых динамично развивающихся областей промышленности. Сегодня невозможно представить жизнь современном мире без механических машин, запрограммированных на создание и обработку продуктов питания, пошива одежды, сборку автомобилей, контроль сложных систем управления и т. д.
В США, Японии, Корее, Китае, в ряде европейских государств робототехника развивается семимильными шагами. Уже с детского сада дети имеют возможность посещать клубы и инновационные центры, посвященные робототехнике и высоким технологиям. Япония – страна, где модернизация и робототехника возведены в культ. Именно по этому мы наблюдаем высокоскоростной технический рост в стране.
В России для детей предлагается целый спектр знаний, но, к сожалению, крайне мало представлено такое направление, как робототехника. А ведь оно вскоре будет очень востребовано и престижно в будущем. Уже сейчас в России имеется огромный спрос на специалистов, обладающих знаниями в этой области.
На сегодняшний день комплексное внедрение робототехники в образовательный процесс развито не во всех регионах России, активное внедрение только начинается. За этой технологией большое будущее.
Большое внимание уделяется дошкольному воспитанию и образованию, ведь именно в этот период закладываются все фундаментальные компоненты становления личности ребенка.
Формирование мотивации развития обучения дошкольников, а так же творческой, познавательной и исследовательской деятельности – вот главные задачи, которые стоят сегодня перед педагогом в рамках ФГОС. Эти не простые задачи в первую очередь требуют создание особых условий в учении, в связи с этим огромное значение отведено – конструированию.
Конструирование в детском саду было всегда, но если раньше приоритеты ставились на конструктивное мышление и развитие мелкой моторики, то теперь в соответствии с новым стандартом необходим новый подход.
В свете внедрения ФГОС ДО очень значима актуальность внедрения легоконструирования и робототехники, так как:
• является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников;
• позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре);
• позволяет воспитаннику проявлять инициативность самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, конструировании и др. ;
• объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, представляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ;
• помогает развивать в детях наблюдательность, любознательность, находчивость, умение работать в коллективе.
Сегодняшний образовательный рынок предлагает большое количество интересных конструкторов, но все ли они могут называться образовательными.
Что бы считать образовательным, конструктор должен отвечать определенным критериям:
- конструктор должен стремиться к бесконечности, т. Е. предлагать такое количество вариантов конструирования, которое только способен придумать педагог и ребенок, но не должен ограничивать воображение;
- в конструкторе должна быть заложена идея усложнения, которая, как правило обеспечивается составляющими элементами, деталями конструктора, которые делают конструирование разнообразным и в перспективе сложным;
- набор для конструирования должен входить в линейку конструкторов, обеспечивающих возможность последовательной работы с каждым набором, в зависимости от возраста детей и задач конструирования;
- нести полноценно смысловую нагрузку и знания, которые выражаются в осмысленном создании и воспроизведении детьми моделей объектов реальности из деталей конструктора. В результате чего дети демонстрируют степень освоенности ими знаний и предметно-чувственного опыта.
Отвечающий этим критериям конструктор лего способен выполнить серьезную задачу, связанную с гармоничным, полноценным развитием ребенка.
С одной стороны ребенок увлечен творческо-познавательной игрой, с другой применение новой формы игры, способствует всестороннему развитию в соответствии с ФГОС.
«Развиваться, развиваться и еще раз развиваться» - говорит академик Осмолов А. Г. Целенаправленно систематическое обучение детей дошкольного возраста конструированию играет большую роль при подготовке к школе, оно способствует формированию умения учиться, добиваться результатов, получать новые знания в окружающем мире, закладывают первые предпосылки учебной деятельности.
Конструирование и робототехника направление работы новое, инновационное, тем самым привлекает внимание детей и родителей. Отличная возможность дать шанс ребенку проявить конструктивные, творческие способности, а детскому саду приобщить детей дошкольного возраста к техническому творчеству.
Для этого необходимо создать благоприятную среду «Центр развивающих игр или «Леготехнику». Оснастить центр методической литературой, материалом для занятий: контейнеры с легоконструкторами; картины и схемы с лего-постройками, различные постройки из конструктора.
Основная идея внедрения легоконструирования и робототехники заключается в реализации более широкого использования в образовательной деятельности конструкторов лего.
На сегодняшний день фирма «Лего» - самая известная среди производителей товаров для детей во всем мире. Эта фирма была основана в Дании в 1932 году «Лего» никогда не экономит на качестве. Лего – конструкторы производятся с помощью технологичного оборудования, созданного по новейшим мировым разработкам. Конструкторы обладают превосходным качеством и при производстве подвергаются тщательным испытаниям. Модели лего не токсичны. При их изготовлении используются натуральные материалы. Изготовители лего– конструкторов очень долго разрабатывают этот или иной продукт. Профессионалы, придумывающие проекты в первую очередь учитывают все потребности ребенка. Конструкторы лего построены по принципу от простого к сложному, обладают свойствами такими как: стремиться к бесконечности, заложена идея усложнения; несет полноценно-смысловую нагрузку и знания.
Конструкторы лего серии образование – это специально разработанные конструкторы, которые спроектированы таким образом, чтобы ребенок в процессе занимательной игры смог получить максимум информации о современной науке и технике и освоить ее. Некоторые наборы содержат простейшие механизмы для изучения на практике законов физики, математики, информатики.
Играя у детей развивается воображение, положительные эмоции, налаживается общение со сверстниками. Дети играют по тому, что это увлекательно, ребенок хочет сам, без помощи взрослого делать что-то свое. Игра способствует творческому развитию детей, они начинают воспринимать окружающий мир более ярко.
В ходе образовательной деятельности дети становятся строителями, архитекторами и творцами. Играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи. Начиная с простых фигур (с 3 до 5 лет) ребенок продвигается все дальше и дальше, а видя свои успехи, он становится более уверенным в себе и переходит к следующему, более сложному этапу обучения. В старшей возрастной группе (с 5 до 6 лет) свои замыслы и проекты моделей дети могут реализовать в виртуальном конструкторе лего – в программе LEGODigitalDesigner. В подготовительной к школе группе дети начинают осваивать азы робототехники в компьютерной среде LEGOWeDOROBOLABRCX.
С целью развития детского конструирования как деятельности, в процессе которой развивается ребенок, исследователи (В. Г. Нечаева, Л. А. Парамонова, Ф. Фребель и другие) предложили различные формы организации обучения.
Конструирование по образцу. Заключается в том, что детям предлагают образцы построек, выполненных из деталей строительного материала и конструкторов, и показывают способы их воспроизведения. Данная форма обучения обеспечивает детям прямую передачу готовых знаний, способов, действий, основанных на подражании. Конструирование по образцу важный обучающий переход детей к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера.
Конструирование по модели. Детям в качестве образца предъявляют модель, скрывающую от ребенка очертание отдельных ее элементов. Эту модель дети должны воспроизвести из имеющегося у них строительного материала. Таким образом, им предлагают определенную задачу, но не дают способа ее решения. Постановка таких задач перед дошкольниками достаточно эффективное средство активизации их мышления. Конструирование по модели – усложненная разновидность конструирования по образцу.
Конструирование по условиям. Не давая детям образца постройки, рисунков и способов ее возведения, определяют лишь условия, которым постройка должна соответствовать и которые, как правило, подчеркивают практическое ее назначение. Задачи конструирования в данном случае выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку способов их решения не дается. В процессе этого конструирования у детей формируется умение анализировать условия и на основе этого анализа строить практическую деятельность достаточно сложной структуры. Данная форма организации обучения в наибольшей степени способствует развитию творческого конструирования.
Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам. Моделирующий характер самой деятельности, в которой из деталей строительного материала воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности реальных объектов, создает возможность для развития внутренних форм наглядного моделирования. В результате такого обучения у детей формируются мышление и познавательные способности.
Конструирование по замыслу. Обладает большими возможностями для развертывания творчества детей и проявления их самостоятельности: они сами решают, что и как будут конструировать. Данная форма – не средство обучения детей созданию замыслов, она лишь позволяет самостоятельно и творчески использовать знания и умения, полученные ранее.
Конструирование по теме. Детям предлагают общую тематикуконструкций и они сами создают замыслы конкретных построек, выбирают материал и способы их выполнения. Замыслы детей здесь ограничиваются определенной темой. Основная цель конструирования по заданной теме – актуализация и закрепление знаний и умений.
Роль педагога состоит в том, чтобы грамотно организовать и умело оборудовать, а также использовать соответствующую образовательную среду, в которой правильно направить ребенка к познанию и творчеству. Основные формы деятельности: образовательная, индивидуальная, самостоятельная, проектная, досуговая, коррекционная, которые направленны на интеграцию образовательных областей и стимулирует развитие потенциального творчества и способности каждого ребенка, обеспечивающие его готовность к непрерывному образованию.
Конструктивная деятельность занимает значимое место в дошкольном воспитании и является сложным познавательным процессом, в результате которого происходит интеллектуальное развитие детей: ребенок овладевает практическими знаниями, учиться выделять существенные признаки, устанавливать отношения и связи между деталями и предметами.
Литература:
1. Кайе В. А. Конструирование и экспериментирование с детьми 5-8 лет М., 2016;
2. Коноваленко С. В. Развитие конструктивной деятельности у дошкольников. Спб., 2012;
3. Фешина Е. В. Лего – конструирование в детском саду. ТЦ «Сфера» 2012.